"Долгожданный берег мой..."

"Долгожданный берег мой..."

О поэтическом творчестве Валерия Патрушева.

Заговори, чтоб я тебя увидел...

Сократ

Знакомство с творчеством поэта – это всегда возможность встретиться с его внутренним миром и важнейшими гранями личности автора, которые он невольно приоткрывает в своих стихотворениях. Ведь создавая поэтическое произведение, он всегда вкладывает в стихотворение самого себя всего без остатка – и жизненный опыт, и наработанные знания, все свои умения и способности, при этом максимально обнажая свою душу перед читателем – всем, чем она живет – чувствами, эмоциями, болью и радостью, отношением к жизни и событиям, затронувшими ее. «Открывал без страха двери собственной души…», – признается своему читателю современный русский поэт Валерий Константинович Патрушев. Как в зеркале отражается в каждом стихотворении духовная наполненность и глубина сердца поэта, авторское мировоззрение, разносторонность его незаурядной личности, благородство души и направленность мысли мастера, которому есть, что сказать своему читателю:

Обычного мне не хватает взгляда:
Мне в суть вещей проникнуть глубже надо,
До крохотного атома дойти,
Чтобы зерно начальное найти.

Порой, следя за нашей жизнью хрупкой,
Ищу истоки у людских поступков:
Где корни хама, труса, подлеца?
Как в них мне разобраться до конца?

Делится своими размышлениями с читателем Патрушев в стихотворении «Обычного мне не хватает взгляда…» (2010). Именно проникновение в суть вещей и раскрытие причин каждого явления не только личной, но и общественной жизни являются стержнем всего творчества Валерия Патрушева. Это свойство его личности придает каждой строфе глубину и необыкновенную притягательность. Желание автора понять «безумный мир» и докопаться до первопричин всего, имеет отражение и в таких строках:

Я так хотел понять безумный мир,
Искал я сути с интересом –
И в шуме переполненных квартир,
И в тишине, владевшей лесом,
И даже в малой капельке дождя…

В этом небольшом отрывке отражается не только черта личности поэта во всем «зерно начальное найти», но и его потребность делиться своими размышлениями, поисками и находками с читателем.
Поэтическое слово – слово особое. Пройдя немыслимыми лабиринтами души человеческой и впитав в себя живые соки бьющегося сердца, наполненного впечатлениями, ощущениями и переживаниями, присущими только данному человеку, в силу его индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира, поэтическое слово приобретает неповторимую творческую силу и глубину. Оно становится – живым!

Стихи Валерия Патрушева подкупают своей неподдельной искренностью, особым даром звучащего слова, затрагивающим читательское сердце, «есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них» – невольно вспоминаются строки Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) – русского поэта, прозаика, драматурга и художника. Патрушев находит такие удивительные интонации и нотки, передавая в слове свое видение мира, которые придают его поэзии самобытность и индивидуальность. Живое, выразительное слово, наполненное чувством и настроением поэта, органичное соединение стихотворной формы и содержания, умение ритмично выражать свои мысли – все это вкупе позволяют быть Валерию Патрушеву самостоятельным в творчестве и иметь ярко выраженный авторский почерк.

Именно поэтому, выражаясь словами Павла Александровича Катенина (1792-1853) – русского поэта, драматурга, литературного критика и переводчика, в поэзии Валерия Константиновича «дарования более, нежели искусства». В каждом стихотворении Патрушева проявляется не только его мастерство, не только его умение выражать свои мысли в поэтической форме о тех или иных явлениях современной жизни, но и одновременно характер самого поэта, его личность, его индивидуальные человеческие качества и, главное, его отношение к происходящему.

Особое внимание притягивает гражданско-патриотическая лирика. Темы, которые поднимаются им в стихах-размышлениях, близки и понятны многим читателям и молодого и старшего поколения, в них отражается актуальность сегодняшнего дня, волнующая Валерия, как гражданина своей страны. То, что так затрагивает сердце и о чем не может молчать гражданская совесть поэта, это – отсутствие духовности и падение нравственных устоев в обществе, а значит и в каждом из нас – одна из самых болезненных тем, которая часто возникает в стихотворениях Патрушева. Например, в стихотворении «Мы за доход готовы в грязь…» (2012) есть такие строки:

Мы за доход готовы в грязь,
И завтра – глубже, чем сегодня.
Мы выбираем, суетясь,
Где выгодней и где доходней.

Узнаваемо? К сожалению, мы все больше и больше погружаемся в материальность, забывая, что «не хлебом единым жив человек». Страшно то, что такая безудержная тяга к материальным ценностям и пренебрежение духовными, может привести к трагедии, о которой предупреждает Патрушев в этом же стихотворении: «жизнь покажется иною, когда знакомый мирный край кровавой полыхнёт войною». Алчность и корыстолюбие, как смертельные вирусы, поражают души человеческие, расцветая пышным цветом на почве бездуховности. Остро отточенное поэтическое слово, как скальпель хирурга, виртуозно вскрывает наболевшие проблемы нашей жизни, показывая всем нам, причину того, почему «ныне всюду торжествует пошлость и подлость примеряет ордена». Поэт вопрошает в одном из своих стихотворений «Чем ты больна, моя страна? Чем ты больна, какою болью?» (1992) и, размышляя о сегодняшнем времени и нашем мире, называемым когда-то «лучшим из миров», Патрушев с болью замечает в стихотворении «Ещё и сердце не устало…» (2012):

…что-то душновато стало
мне в этом «лучшем из миров».

Стон, заглушаемый парадом,
Букеты, что таят ножи…
На лжи замешанная правда
куда страшней открытой лжи.

Особняки, что храмов выше,
и кровь, что льётся, как вода…
Укоров совести не слыша,
упрямо рвёмся в никуда.

И ноты фальши в льстивой гамме,
и пахнет плесенью елей…

От таких строчек… мороз по коже. «Из жизни, а не с книжных полок пришло прозренье бытия», – поясняет поэт свое такое видение действительности. Глубокое знание и понимание современной жизни, что называется «изнутри», помогли ему подобрать в этом стихотворении такие жесткие и хлесткие слова, которые, обнажая узнаваемые приметы нашего времени и проникая в самую глубь сознания, отзываются болью в читательском сердце и, буквально, оглушают своей откровенностью. Слова Владимира Солоухина (1924-1997) – русского советского поэта и писателя о том, что «…степень единственности найденного слова есть единственная мера таланта…», точно подчеркивают талант Валерия Патрушева находить те самые «слова» в создаваемых им произведениях.

Не менее страшную реальность «мира безумья» открывает для своего читателя Патрушев и в стихотворении «Как в поворот на скользком вираже…» (2011), показывая, каков он, этот «мир безумья, где правит воровское толстосумье и нет спасенья раненой душе». Так кто же виноват в этом диком разгуле безнравственности и бездуховности? В стихотворении «Вина» (2011) поэт частично дает ответ: «Вина – моя, твоя в том, что в тревожный час мы промолчали…». Как остановить это бесконечное метанье в «порочном круге», в котором, как в кривом зеркале отражаются:

Безумные кривляния властей,
безумные пророки и мессии,
убийц, воров и плутов всех мастей
безумный шабаш в мире и в России.
Богатства запах сводит нас с ума,
и, чем оно неправедней, тем проще…

В этом отрывке из стихотворения «А, может, мир давно сошел с ума…» (2011) поэт, продолжая тему безумия «жестокого мира», задается главным вопросом в этой жизни о сохранении души человеческой:

Средь страшного неправого пути
как души сохранить в безумной нови?
Какой нам лекарь разум возвратит,
какой пророк безумье остановит?

Ответ неожиданно прост, он лежит буквально на поверхности и далеко за ним ходить нет необходимости, нужно только заглянуть в себя, чтобы суметь «за воплями невежд расслышать тихий глас» своей совести. Именно совесть является тем лекарем, который «разум восстановит» и пророком, который «безумье остановит» и тогда в нас снова «возродятся раненые души, глас небес в них снова зазвучит», – с надеждой говорит поэт в стихотворении «Чем же провинились мы, что глуше…» (2011).

Характерной чертой всех произведений гражданско-патриотической направленности является прямолинейность поэтического высказывания и гражданская смелость В.Патрушева. Как поэт, он знает подлинную проблематику жизни и видит гораздо глубже и дальше, понимает и чувствует жизнь во всем ее многообразии неизмеримо полнее, чем обычный человек. В своем стихотворении «В веселом азарте мы снова и снова…» (2011) Валерий Константинович подмечая, что «нам пир разрушенья привычно устроить», раскрывает своему читателю заложенное в нас бессознательное стремление к разрушению жизненных устоев и основ. Это патологическое желание имеет свойство повторяться, начиная от Октябрьского переворота 1917 года, когда произошло свержение царского режима вплоть до недавних событий 1990 года, когда Советский Союз разрушился. Если заглянуть еще дальше, вглубь истории, то таких примеров можно найти гораздо больше. В этом небольшом, но очень емком по содержанию стихотворении, Патрушев задает всем нам вопрос: «Когда ж мы, ребята, научимся строить»? Вопрос не столько прямой, сколько метафизический, ведь «не зря же мы искрою Божьей отмечены». И опять ответ нужно искать в нас самих: каковы мы, наше внутренне духовное состояние – таково и наше общество. Именно внутреннее состояние души определяет весь характер жизни человека. Духовно изменимся мы – изменится и наше общество, «а сегодня мы…», увы:

…как куклы в фарсе жутком,
где безумны и начало, и конец,
где о чести рассуждают проститутки
и о совести – бессовестный делец,
где бандиты под себя творят законы,
а у правды – ни кола и ни двора,
где, укравший у народа миллионы,
громче всех вопит с трибун: «Держи вора!»,
где любовь – всего лишь бизнес без охоты…

Ох, какие сильные, глубоко прочувствованные, «единственные» слова нашел В.Патрушев в своей душе! В стихотворении «Дон Кихоты» (2010) автор буквально кричит о невыносимости нынешнего расчетливого «века-торгаша», в котором нет места «совести, достоинству и чести». А причина все та же: потеря нравственных и духовных ориентиров в жизни, поэтому и «правит балом» тщеславие, алчность, зависть, гордыня, жадность, недружелюбие и ненависть. И все-таки поэт выражает надежду на наше духовное возрождение:

Новый плуг исправит прежние огрехи,
мир поймёт, что игры зла не стоят свеч.
Кто-то вновь отыщет старые доспехи
и от ржавчины очистит древний меч.

Слова классика советской поэзии Михаила Васильевича Исаковского (1900-1973) о том, что поэт является «носителем и творцом духовной культуры народа», можно с уверенностью отнести и к Валерию Константиновичу Патрушеву, потому что, автор, беря на себя смелость показывать нам духовные болезни современного общества в своих работах, помогает увидеть и причины этих болезней, называет их, а знание причины – прямой путь к исцелению. Афористическое высказывание современного российского афориста и философа Т.Травнiка о том, что «тот, кто ищет причину, становится властелином следствия и следствие подчиняется ищущему причину» служит великолепным выражением поэтического умения Валерия Патрушева в малой стихотворной форме отображать огромное содержание и глубину своего авторского замысла.

Очень интересным с исторической точки зрения является стихотворение «Правый берег» (1989), названное поэтом «маленькой поэмой». Здесь автор символически выразил идею извечного желания российского общества причалить к «берегу правому доброты и правоты». Поэтические образы ладьи (страна в целом), рулевого (вожди и «кормчие») и гребцов (народ), созданные им в этом произведении, обладают большой наглядностью и как нельзя лучше передают не только узнаваемые особенности периодов развития нашей страны, но и правителей, стоящих у руля власти от сталинских времен и до наших дней. «Поэтический образ – это всегда трансляция смысла», – подчеркивает значимость художественного образа в поэзии Федерико Гарсиа Лорка (1898-1936) – испанский поэт и драматург. Объективно отображая «здесь, как вехи, даты, даты» и чаяния простого народа, его «боль и кровь, и пот», Патрушев поднимает тему животрепещущую и волнующую не только его самого, но и широкий круг читателей вплоть до сегодняшних дней. Наша Богом хранимая страна, продолжает свой Путь во времени и пространстве, в надежде когда-нибудь причалить к долгожданному берегу:

У руля другие сели,
ну, а путь... какой же путь?
Зря злословьем не обидим,
хоть не всё пошло быльём.
Что за берег там – увидим,
а пока... пока – плывём,
не за властью, не за славой,
не за почестью иной.

Берег правый, берег правый,
долгожданный берег мой.

Социально острое по содержанию и больно ранящее душу произведение «Над Родиною воронье…» (2003). В нем поэт открыто говорит о разгуле «сонма чиновного ворья, который хуже воронья», об извращенном понимании свободы, которая для простого человека лишь для того, чтобы «только умереть», а для ворья – «только воровать да родину распродавать», о власти, которая «глумясь в ответ молчит, когда бесчинствует ворьё, когда над домом вороньё, когда ограбленный кричит…» и о долготерпении простого народа, который верит в счастье, в «долгожданный правый берег» и вопреки всему «копает жалкий огород, среди обманчивых идей он хлеб растит, растит детей…». Поэт, в который раз ставит вопросы к совести каждого из нас:

Когда ж отпор дадим ворью?
Когда же рот заткнем вранью?

Сильнейшее впечатление производит стихотворение «Пимен» (2006) своей глубиной и символичностью:

Я – Пимен.
Страшны времена
мои откроют письмена.
Я не убавлю, не прибавлю
по разуменью своему –
потомков разуму оставлю
судить: кто прав и почему?..

Особенностью стиха являются короткие сильные фразы, которые создают не только образную ткань самого стихотворения, но и задают энергетический ритм всему произведению. Но главное – в другом. Патрушеву удалось философски осмыслить и суметь выразить в поэтической форме современную эпоху, при этом предельно точно и емко вложить в символический образ Пимена авторское видение действительности, дающее наиболее полное представление о современной жизни. Почему именно художественный образ Пимена Патрушев выбрал для выражения своей мысли в этом стихотворении?

По сути Пимен – обобщенный образ древнерусского монаха и центральный персонаж трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» (1825), монах-летописец Чудова монастыря, «старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа А.С.Пушкин (1799-1837) – величайший русский поэт, почерпнул из «Истории государства российского» Николая Михайловича Карамзина (1766-1826) – русского писателя, поэта и историка, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI века. Пушкин писал, что характер Пимена не есть его изобретение: «В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях». По сюжету Пимен единственный среди персонажей очевидец, знающей о трагедии, произошедшей в Угличе, и видевший своими глазами кто зарезал царевича Димитрия. Именно поэтому, опираясь на эту историческую деталь, и зная, как во все времена переписывают историю, Патрушев вкладывает в уста Пимена финальную фразу в стихотворении: «Но, торопясь восславить имя, учтите: правду знает Пимен».

Символизм стихотворения и новаторство Патрушева заключается в том, что в этом стихотворении поэт описывает не только исторический факт, но делает акцент на главном – поэт, «постигая эпоху скупыми строчками стихов», как Пимен – монах-летописец, то есть человек, досконально знающий историю, объективно передает, все, что сейчас происходит в действительности с Россией в своих произведениях (письменах) потомкам, по сути творит поэтическую историю нашей страны. И еще один символ сокрыт в самом имени Пимен – в переводе с греческого означает «пастырь», «пастух».

Вот уже многие годы Валерий Константинович ведёт поэтическую «летопись» всех исторических событий прошлого и настоящего, затронувших сердце поэта. Например, в стихотворении «16 октября 1793 года» (2000), автор не только обращается к теме Великой французской революции, произошедшей в конце XVIII века, в результате которой Франция из монархии стала республикой свободных и равных граждан, девизом которой стало: «Свобода, Равенство, Братство», но и описывает исторический факт казни французской королевы Марии Антуанетты, урожденной австрийской эрцгерцогиней, которая волею судьбы именно 16 октября 1793 года оказалась на эшафоте. Но «чтоб до эшафота подняться, спуститься ей с трона пришлось» – эта потрясающая авторская находка усиливает трагедийность события, описываемого В.Патрушевым. Ярчайшие художественные образы «до эшафота подняться» и «спуститься с трона», создают в воображении читателей всю страшную историческую картину, отражают общий поэтический замысел, обогащают идейное содержание этого стихотворения и обладают сильнейшим средством воздействия на душу читателя. Невозможно оторваться от этой глубины!

Название стихотворения «Сталин» (2009) – сразу приковывает внимание и интерес и к самому произведению, и к неоднозначной исторической личности Иосифа Сталина. Каким видит его поэт Валерий Патрушев? Поэтический портрет «вождя всех народов», написанный автором, производит оглушающее впечатление разорвавшейся бомбы. «Тиран с кровавыми руками»? Но ведь «толпа его творила богом» и «творила из него икону»! И опять Патрушев, пользуясь своим излюбленным приемом, этим стихотворением возвращает нас к самим себе: «не мы ли – мучает вопрос… – писали в тишине донос»? Неожиданно?! Здесь Патрушев говорит о том, что «знать – труднее, чем ругать» и чтобы «понять его паденье и величье» необходимо все-таки иметь желание узнать «преступленья и свершенья среди некукольных врагов», чтобы до конца понять всю «трагичность истины» об Иосифе Виссарионовиче. Что же касается любой власти, то «достойное по делам нашим получаем», т.е. каковы мы, наше духовное состояние, таковы и наши правители, и мы достойны наших правителей. Ведь любой правитель – это «кристалл, который вырастает на соответствующей почве», а эта почва, «маточный раствор» – это все мы и наше внутреннее духовное состояние каждого из нас. Любые ситуации в нашей жизни, вожди народов, наши начальники и руководители – все это следствие причин, имеющих корень в наших сердцах. Об этом и говорит Патрушев почти в каждом своем произведении.

Набатным колоколом звучит стихотворение «Нас убивают!» (2010). Как колокольный звон особого строя, обозначающий тревогу, звучит в нем фраза «нас – убивают!». Она повторяется снова и снова тяжелыми ударами колокола в каждой душе, эмоционально захватывая и обращая внимание всех нас на ту опасность, которая нависла сейчас над нашим обществом, над каждым из нас. Для акцентирования и привлечения внимания читателя к тем жизненным фактам, которые составляют «обыденную» канву нашей действительности, Валерий Константинович умело применяет такой литературный стилистический прием, как синтаксический повтор. Патрушев удачно использует его не только, как средство эмоционального выражения, выделяя и усиливая, каждый жизненный факт, который приводит поэт в данном произведении, но и придает своеобразный ритм и динамику всему стихотворению:

Плачут ветра над страной, завывают…
Нас – убивают!
Нас убивают снова и снова –
Пулей и словом.
Нас убивают трусливою дрожью,
Сказанной ложью…

Ритмообразующая фраза «нас – убивают» приобретает особую значимость в этом стихотворении и создает «впечатление эмоционального нагнетания и лирического сгущения переживаний» самого автора, оказывая тем самым сильнейшее воздействие на читателя, его сознание и душу.

Неравнодушие поэта ко всему, что происходит и совершается не только в нашей стране, в жизни нашего народа, но и в мире находит свое отражение в стихотворении «Умирают дети!» (2005). Даже в самом названии поэт поставил восклицательный знак, что сразу привлекает внимание читателя, раскрывает его идейный смысл и создает определенный читательский настрой на важность заявленной проблемы. Известно, что детская смертность – чудовищный жизненный факт нашей «цивилизованной» и высокотехнологичной эпохи. Проблема, которую поднял Валерий Константинович в этом стихотворении, имеет глобальный социальный смысл, ведь это еще и показатель духовного состояния современного мира. Именно поэтому, имея дар поэтического видения и глубину понимания жизни, Патрушев обращается ко всему прогрессивному человечеству – не допустить гибель детей сегодня:

Взрослые! Мы за детей в ответе,
Нам спасти их радостные сны.
Это ваши, это наши дети
Умирают посреди весны.

Смерть детей – она сильнее ранит,
Тут не выбрать – эти или те:
Завтра вся Земля пустыней станет,
Коль сегодня не спасём детей.

В час, когда над миром солнце светит,
Всей зелёной поросли – расти,
На планете умирают дети.
Взрослые! Мы их должны спасти!

И еще один очень мощный посыл дает эта работа всем нам, акцентируя внимание на том, что в мире нет наших и чужих детей: все дети Земли – НАШИ! И ответственность за детей всей земли лежит на плечах всех взрослых Земли.

Радость поднимается в душе от прикосновения с поэтическим творчеством Валерия Патрушева, радость неподдельная, охватывающая все существо. Бездонность философской мысли поэта, своеобразие литературного языка автора, разнообразие тем, в представленных примерах некоторых стихотворений в этой небольшой статье, открывают важнейшие грани мастерства Валерия Константиновича, подчеркивая его индивидуальный стиль и поэтическую зрелость, созданных произведений. «Достоинство стиля, – по Аристотелю, – заключается в ясности». Поэзия Патрушева благодаря его природному дару точно выражать мысль простыми, но емкими словами и дает эту ясность восприятия, обладая особой благозвучной мелодией с неповторимым «патрушевским» звучанием.

В работах В.Патрушева органично сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечающие насущным потребностям духовной жизни современного общества. Стихи о войне, о любви к Родине, о любви к жизни, к женщине, к детям, к соотечественникам не могут оставить равнодушными сердца своих читателей, созидая в них вечные ценности добра и любви. Они такие естественные, со своим неповторимым колоритом и ароматом, с «изюминкой», а иногда, и с «перчинкой», в них – сама жизнь, широта и благородство души русской.
Остро отточенное поэтическое «животрепещущее» слово автора в сатирических стихах, эпиграммах и пародиях, баснях и побасенках, выражающее, порой, жгучую иронию и насмешку легко «проникает насквозь природу русского человека, задирая за всё живое». Метко сказанное русское слово, оборот народной речи, талантливо встроенное в поэтическую ткань стихотворения, придает всему произведению динамику и объем, делает его запоминающимся, дышащим. Перефразируя Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) – великого русского писателя, замечу, что «нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало», как сатирическое слово Валерия Патрушева…

О таланте Валерия Патрушева можно говорить бесконечно и «взахлеб» настолько, созданные мастером произведения близки и созвучны душе. Его стихи обладают удивительным свойством: к ним возвращаешься снова и снова, с удовольствием перечитываешь, каждый раз восхищаясь неподражаемостью и роскошью мастерского слога Валерия Константиновича, и… всегда с замиранием сердца ждешь новых встреч с Поэтом.

Ирина Михайловна Соловьёва
Июль. 2013 год

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети