Интервью с Ренатой Юрьевой

Попова Марина
Уважаемые читатели Проза.ру! Предлагаем вашему вниманию интервью, которое было взято у Ренаты на сайте Проза.ру. Приятного вам чтения.
***


Рената Юрьева: «Познала, что радости дверцу Добром только можно открыть»
28 ноября 2015 - Марина Попова

Рената Юрьева: «Познала, что радости дверцу
Добром только можно открыть»
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня в Жемчужной гостиной Парнаса новая гостья – поэтесса, прозаик, гитарист, исполнитель, журналист,  педагог - Рената Юрьева.
Беседует с Ренатой наш интервьюер, Марина Попова.

Краткая информация:
ЮРЬЕВА РЕНАТА 
"Мне нужно действовать,
Я каждый день бессмертным
сделать бы желал..." (М.Ю.Лермонтов)
директор, учитель английского языка МБОУ Кочневской СОШ, Новосибирской области
Образование: высшее, БГПИ, факультет иностранных языков, 1987г.
Педагогический стаж: директора - 16 лет, учителя - 28 лет;
Высшая квалификационная категория учителя
Мои увлечения: творчество во всех проявлениях; нештатный корреспондент районной "Народной газеты"; стихи и авторские песни; чтение
 ПОТОМУ ЧТО МЫ - УЧИТЕЛЯ
 День осенний закружил листвою
И завел учебы карусель.
Вновь звонок позвал нас за собою,
Зазвенела школьная капель.
Детских глаз доверчивые взгляды
Встрепенут все чувства и мечты.
Их пятерки – нам за труд награда.
Их успех – пик нашей высоты.
Но порой под вечер синеокий
Так вдруг разболится голова,
Из души усталой ненароком
Вырвутся невольные слова:
«Дети все трудней. Проверка снова,
От бумаг уже в глазах рябит.
Завтра опоздает вечный Вова,
Стройный план уроков погубив.
Может быть, пора сменить работу,
Что-то поспокойней подыскать.
Вы представьте: выходной – суббота!!
Ночью можно спать, а не писать…»
Но приходит утро. Звезды тают.
И сомненья тают в свете дня…
Все мы сможем, выдюжим, я знаю,
Потому что мы – учителя!

 
Марина Попова (далее по тексту - М.П.): - Здравствуйте, Рената! Спасибо, что нашли время побеседовать со мной.
 
Рената Юрьева (далее по тексту - Р.Юр.):- здравствуйте, Марина! Хочу поблагодарить Вас за Ваше предложение: вся жизнь снова пронеслась перед глазами... Может быть, люди всё и придумывают сами, но я, например, верю в некие знаки, дающие подсказки и определяющие судьбу. Правда, в большинстве случаев, разгадка этих знаков и понимание приходит весьма поздно.

М.П.: - В какой части света вы увидели наш земной мир, Рената?
 
Р.Юр.: - Во время сопровождения мамы в роддом города Белебея, Башкирской АССР, в котором предстояло мне впервые увидеть этот мир, папа все пытался узнать у мамы, что она ощущает, чувствует. Маме, конечно же, было не до мемуаров в этот, понятный, пожалуй, только женщинам, больной час. Но папа объяснял, что ему, как писателю, очень важно знать все детали и нюансы любого события и процесса.
 А я, видимо, уже тогда «подслушала», что есть нечто, для чего не существует никаких преград.
 Рябиновый рассвет
Я пришла в этот мир на рассвете
Под осенним ажуром рябин.
Алым листиком выдан билетик
Птицей цвета ультрамарин.

Детских солнечных лет карусели
Раскрутили судьбу, как юлу.
Рисовала  я дни акварелью,
Не приемля ни лесть, ни хулу.

И пытали морозами зимы,
Хороводили вёсен цвета.
Лето таяло быстро, незримо,
Вслед за ней улетала мечта.

…Вот и осень. Дождями омыты
Горький опыт и счастья часы.
Всё хорошее не позабыто
И в гармонии жизни весы.

Мне неведомо, сколько их будет,
Чёрно-белых, цветных,-разных лет…
Освещает судьбы моей будни
Мой рябиновый первый рассвет.
Чуть позже, в связи с какими-то осложнениями, папа вливал в мою младенческую голову свою кровь, тем самым, окончательно «заразив» самым прекрасным вирусом – вирусом творчества. Это я понимаю только сейчас. А тогда в детстве была просто неуемной фантазеркой, которая видела мир в образах. Может быть, оттого их так много в моих стихах. Да и в имени моем Рената уже изначально была заложена одна из самых главных моих черт: в переводе с латинского это слово означает «впечатлительная».
Я в год Змеи явилась на планету.
Яд мудрости на радость дан иль беды.
Мои друзья раскиданы по свету.
                Ах, были времена!
Во мне кружатся мыслей, страстей стаи,
Но вырваться, увы, не успевают.
Огонь борьбы в душе моей уж тает.
                Чья здесь, скажи, вина?!
 Я – осень с переменою погоды.
По мне скорбят утерянные годы.
Во мне смешались радости, невзгоды,
                Рассеяна мечта.
Я – шапка, без которой жить несложно,
Но шапкой той согреть от стужи можно.
Я с радугой недолговечной схожа,
                Но высота не та.
 Я – остров неизведанный и дальний.
Клин журавлей призывный и печальный.
Я  - гладь реки то шумной, то кристальной.
                Я – дождика капель.
На мне – накидка нервного столетья.
Вокруг меня – людское многоцветье.
Вся жизнь моя – иль пряники, иль плети,
                Приливы или мель.
 Я – хрупкая и тонкая рябина,
Незавершенная еще картина.
Верна. Сильна. Ранима. И наивна.
                Влюбленная в сей мир.
Источник:  
М.П.: - Рената, если можно, о папе чуть подробнее.

Р.Юр.: -  Места рождения нас, трех сестер, отражают карту передвижения моего папы, редактора газет (в советское время было принято менять редакторов, дабы соблюсти объективность газетного слова). Еще будучи студентом, папа исходил все горы и равнины нашей живописной родины с другом Эрнстом, с рюкзаком за спиной и фотоаппаратом в руках.
Именно папа подвиг меня на первые материалы в своей газете; помню, это были «Путевые заметки по странам СССР» (в нашей школе была традиция – дарить выпускникам туристические путевки на каникулах). Успех публикации вдохновил меня, я попросила папу преподать мне «уроки журналистики».
Сначала я была удивлена тем, что, оказывается, журналисты должны писать не то, что хотят, а по заказу. А потом была разочарована первым заданием написать про…улыбку… «А что можно написать про улыбку?» - чуть ли не обиделась я, сдерживая слезы (надо сказать, в детстве я была большой плаксой…правда, выплакав всю отведенную мне дозу, почти разучилась делать это во взрослой жизни).
И тогда папа сказал слова, которые я запомнила на всю жизнь: «В том-то и есть настоящее искусство и таинство нашей работы – уметь писать о простых незаметных вещах и людях так, чтобы все удивились, как они не замечали этого раньше…»  …одного не могу понять…о маме у меня много стихов: и пишется легко и хочется писать, а папе долго не могла посвятить … не шло и все… так переживала… и вот, спустя почти десять лет после его ухода, родилось одно-единственное стихотворение ПАПЕ, в котором, надеюсь, я выразила все свои чувства.
http://parnasse.ru/poetry/lyrics/philosophical/pape-224753.html

М.П.: - Рената, и о вашей маме хотелось бы узнать побольше.

Р.Юр.: - Мама…Это такой мир, планета, Вселенная…мне даже трудно говорить об этом… и потому, что все равно и доли всего не выскажу, и потому еще слишком свежа рана потери…Но я часто буду вспоминать в процессе интервью, потому что в жизни не проходит и дня, чтобы я не повторила мамины слова, не вспомнила ее ненавязчивые «уроки» …
 Мама – учитель русского языка и литературы, благодаря ей литература стала для меня самым прекрасным миром познания этого самого мира и себя. Правда, на пятнадцать лет по настоянию свыше прерывала педагогический стаж на работу в кабинете политпросвещения райкома партии (как я потом узнала, и для меня это было шоком, мама, кроме всего прочего, была неофициальным, как сегодня сказали бы «референтом» - писала доклады для первых лиц райкома).
Почему я так подробно рассказываю о родителях? Потому, что именно с них началась не только моя физическая жизнь, но и мое становления как человека, выбравшего свой путь… В детстве у меня не было терзаний, кем и каким быть. Я всегда знала, что буду учителем русского языка и литературы, как мама, или журналистом, как папа. Я знала, что буду коммунистом, как родители… Я рада, что смогла осуществить обе мечты: стала учителем и с первого же года являлась нештатным корреспондентом районной газеты…


М.П.: - Рената, а в партию вы успели вступить?

Р.Юр.: - А по поводу партии…Да, я вступила в нее в институте. Был еще один звонок тревожности и недоумения в груди, когда, подав впервые заявление, я вдруг услышала, что разнарядка(!) по количеству и национальности на данный момент уже закончилась…Но вера была сильнее и я с головой окунулась в новую стихию активной общественной жизни…
Забегая вперед, скажу, что, когда открылась вся правда, я не стала сжигать, закапывать, съедать партбилет, он хранится дома.
А тогда, после вступления в партию до того хотела все успеть, что однажды дико устала, просто до бессилия…Тогда я попросила врача положить меня в больницу, чтобы отдохнуть; она согласилась, я пошла в общежитие собираться…И вдруг наткнулась на удивительные строки Эмиля Верхарна, бельгийского поэта, которые перевернули меня и стали на многие годы огромной поддержкой:
"Ты вздумал отдохнуть,
пройдя лишь полдороги?
Тебе ли одолеть подъем?!,
Жить – значит, жечь себя огнём
Борьбы, исканий и тревоги…"
На следующий день я отказалась ложиться, попытавшись объяснить врачу, почему…Похоже, она не очень поняла…Потом это некое непонимание людьми меня повторялось…Я до сих пор пытаюсь понять... почему
Я не похожа на других.
Смешна немного в альтруизме.
Себе я посвящаю стих,
Не осудите в эгоизме.

Ну, не похожа я на всех,
То благо или наказанье?!
Кому-то мой вопрос - лишь смех,
А мне опять самокопанье.

Не потому ль всегда со мной
Тень одиночества, печали?..
Пыталась спорить я с Судьбой,
Но проиграла изначале…

И неразгаданностью той
К себе влеку и отторгаю…
Смешней, грустней всего же то,
ЧЕМ не похожа, я не знаю…
М.П.: - Вот и замечательно, что не похожа.  А у нас на сайте все такие…  Хотя, с другой стороны, если нет даже одинаковых песчинок на свете, что уж говорить о человеке… Но поэт есть поэт. Ему не скрыться в толпе, он сверкает на солнце. И чем выше и красивее слог, тем ярче сверкает… Рената, ваше первое прикосновение к поэзии.  Влияние поэзии на вашу жизнь.

Р.Юр.: - Поэзия не раз влияла на мою жизнь…А начала по-хорошему «вмешиваться» еще в детстве, с обложек томиков, лежащих на мамином прикроватном столике: Вероника Тушнова, Константин Симонов, Андрей Дементьев… Я и книги узнавала сначала по корочкам книг богатой библиотеки на сделанных папой стеллажах. По мере взросления открывала тайны, сокрытые за этими корочками. Какие тайны открывала я в книгах? Об этом писала позже в стихах:
Немало лет пройдет, но снова
Ответят на вопрос любой
Творенья Пушкина, Толстого,
Творенья классики живой.
Это один из ответов. Другие открывались мне в постоянном чтении на протяжении всей жизни.
Мое первое неуклюжее стихотворение (Сохранилось!) было посвящено книгам на папиных стеллажах… Провожая меня из солнечной Башкирии в неведомую Сибирь по распределению после института, папа подарил мне подписанный им двухтомник Шишкова В.Я. «Угрюм-река» (специально сибирского автора) с тем, чтобы отныне я начала собирать свою собственную библиотечку. И многие книги действительно нашли себе благодарное пристанище в нашей квартире. А я с тех пор очень полюбила книги с памятными надписями и (или) автографами авторов, которые сами по себе являются ценностью.
Когда бы ни было бы книг,
То мир бы оскудел.
Запечатлеть времен всех миг
Ну, как бы он сумел?!

Я эту истину давно
Познала, с детских дней.
Мне счастье открывать дано
Все тайны стран, людей.

Единственный душе покой
Приносят книги мне,
Я знаю их секрет простой,
Дарящий свет во тьме:

В рассказах, повестях, стихах
Я нахожу себя,
Свои мечты в чужих мечтах
Угадываю я.

Свою причастность к бытию
Я чувствую сильней,
Под тем же небом я стою
В сверканье звезд-огней.

Калейдоскопом дат, интриг
Вся жизнь людей полна…
Когда бы ни было бы книг,
Их создала б сама.
М.П.: - Рената, мы незаметно перешли к поэзии, но практически ничего не узнали о вашем детстве…

Р.Юр.: - Марина! Детство у меня было, что говорят, золотое! Мои любимые занятия танцами на протяжении всех десяти школьных лет, гастроли, пионерские лагеря, открытие двойной радуги, друзья, влюбленности, свобода, улица, с которой зачастую заводил мамин голос с балкона в 11 часов вечера: «Рина! Домой!» Я ведь так и не научилась ездить на велосипеде, потому как все это время у меня был верный друг со своим велосипедом, на раме которого специально для меня было приделано мягкое сиденье.
 
ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕТСТВЕ
Легко и грустно к детству прикасаться:
То мир особенный, иной,
Там можно быть собой, а не казаться,
И каждый день наполнен там весной.

Та улица из песни детства Мира
И пляж песчаный у реки,
Второй этаж и с цифрой «три» квартира
Так дороги и…далеки.

Уже полузабыты наши игры:
«Колечко», прятки, «Города»;
Легко читались, не мелькали титры
В кино, живущие года.

Любимый телевизор черно-белый,
Помехи чьи «лечил» кулак;
Пластинок, «Кругозоров» кладезь целый,
И в шахматы мой первый шаг;

Манящей сцены, танцев зов чудесный
Не отпускает до сих пор;
Моих друзей всех полукруг наш тесный
Не помнил ни обид, ни ссор…

Нет, мне не перечислить все мгновенья,
И бесконечен этот сказ…
Опять пришел очередной мой день рожденья,
От детства отдаляя в кой уж раз.

Мелькнут прошедших дней моих страницы,
На каждой – грустный штамп: «Прошло».
Пролистываю их, когда не спится,
И на душе опять тепло.

Легко и грустно к детству прикасаться.
И хоть туда закрыта дверь,
Как хорошо, что с ним нам не расстаться…
Хоть в чем-то обойдемся без потерь.
М.П.: - Рената, отрочество было таким же безоблачным?

Р.Юр.: - Насколько было счастливое детство, настолько нелегкое отрочество…Сверстники вдруг неожиданно повзрослели, поменяв привычки, лексику, темы разговоров, начав активно влюбляться и расставаться… А я…то ли в развитии «отставала», то ли действительно было это не интересно, но в одно время образовался вакуум… Было так тяжко… Плакала, недоумевала, почему вдруг стало не интересно им со мной, а мне с ними… Для меня по-прежнему важнее была дружба, танцы, книги… Но, видимо, действительно, свято место пусто не бывает, ибо тогда, как я потом признавалась себе, и начинал зарождаться мой внутренний мир… именно тогда я открыла мир стихов… В разные периоды -Э. Асадов, Евг. Евтушенко, Эмиль Верхарн, Н. Некрасов, А. Пушкин, и всегда - Михаил Лермонтов. Да, мы проходили его в школе, но, как во многих случаях, так б и прошла мимо, если бы… «Делить веселье все готовы, Никто не хочет грусть делить» - говорил он мне бессонными от дум и обид ночами… У каждого свой поэт, сумевший затронуть невидимые струны души, требующей гармонии красивого слова и глубинных мыслей, отражающих свои собственные.
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала. Я любил
Все обольщенья света, но не свет,
В котором я минутами лишь жил...
Открыв эти строки, я долгое время не могла прийти в себя, поражаясь, как мог человек, живущий больше ста лет тому назад, так знать меня?!. Это стихотворение «1831-го, июня, 11 дня» (а его я считаю одним из лучших, вобравшее в себя суть всех его произведений) подарило мне непревзойденные строки, на долгие годы ставшие моими спутниками, кредо, моими объяснениями себя.

М.П.: - Рената, ваши воспоминания о студенческой жизни.

Р.Юр.: - Молодость…О! пора открытий и дерзаний!.. По мудрому настоянию моей старшей сестры, я поступила на факультет иностранных языков, о чем абсолютно не жалею. Но главным событием, кончено же, стал наш Полукруг. Что это? Это дружба сверстников, настоянная на любви к романтике, принципах верности, чести, творчества…Почему Полукруг? Мы посчитали, что круг – это нечто замкнутое, а в полукруг может войти любой, как и выйти, если появится такое желание…Естественным стал наш символ – зажженный фонарик, обрамленный подковой. Была написана специально песенка про Полукруг… Были «приняты» в Полукруг писатели и поэты, которые были нам близки и дороги: Александр Грин, Ник. Заболотский, группа «Круиз» (помните песню «Как трудно жить без светлой сказки»?) Инициатором выступали мы с подругой. Мы же выпускали самиздат «Сказка», в котором рассуждали(!) Даже, помню, была специальная рубрика: давалось слово, например, «Счастье», и читателям предлагалось задание сказать своими словами, что это такое… И я благодарна моим родителям, которые серьезно отнеслись к моему самиздату и терпеливо отвечали на анкеты, «писали» письма в мою «редакцию» … Они и сейчас хранятся дома…
Наверное, именно тогда размышлять, анализировать стало одним из моих любимых и привычных занятий. Как и многие сверстники, я вела разные там блокнотики для полюбившихся записей. В одном из них записана фраза Александра Дюма, очень идентичная моим предыдущим словам: «Размышлять – высшее счастье для людей действия, единственный отдых, который они себе разрешают». Кстати, один из блокнотов я озаглавила так: «Высказывания, заслуживающие внимание, некоторых знаменитых и незнаменитых…пока людей» с прозрачным намёком.

М.П.: - Наверное, студенчество – один из самых счастливых периодов в жизни каждого, кто прошел эту школу.

Р.Юр.: - Студенчество…Как я счастлива, что оно было! Одними из запоминающихся событий были поездки в Москву для написания дипломной работы и г.Галле (Германия) – побратима нашей республики. Одно из запоминающихся событий было поездка в Москву для написания дипломной работы. Но, в основном, студенчество – это стройотряды каждое лето! Это отдельная история, наполненная таким настроением, такой романтикой, такими отношениями и друзьями! Два лета была просто бойцом, потом комиссаром, потом командиром стройотряда, который назвала, конечно, предсказуемо – «Романтик». Этот опыт убедил меня в том, что я в душе и по природе организатор, но не руководитель(!)
410 аудитория здания института. Март выпускного года. На сцене – не лекторы, а представители Новосибирской области, на стене – не классная доска, а огромная карта области. Впервые за многие годы распределение было всесоюзным: немцы оставались на месте, французов ждала Чита, англичан – Новосибирск. Как я была счастлива! Сбывалась еще одна мечта осваивать себя в неизведанных краях. Выбирали по железной дороге.
Когда я с радостью поделилась новостью с мамой, она только молча опустилась на стул… Много позже, когда я спросила ее: «Как ты отпустила меня так далеко и неведомо куда?!, мама мудро заметила: «Разве тебя было отговорить… Глаза светятся, убеждаешь, что хочешь узнать, понять, ЧТО для тебя – Родина, насколько ты ее любишь.» …да, я была такой вот патриоткой…хотя почему была? Но… с тех пор Сибирь стала моей второй родиной, где родилась моя семья, дети.
Что значит Родина для человека:
Земля, где появился ты на свет
Иль уголок, где прожил четверть века,
Детьми любимыми оставив след?

Тяжелый бархат вечной хвойной чащи,
Волнистая черта уральских гор
Приходят по ночам ко мне все чаще
Воспоминанием далеких пор.

А поутру приветствую привычно
Поля сибирские семи цветов,
И вновь заводит звонкий ключ скрипичный
Мелодию березовых лесов.

Я черпаю в вас силу, веру, нежность.
Люблю Башкирии особой стать
И гордый дух Сибири звездно-снежной…
Не разделить любовь и не отнять.
М.П.: - Рената, предлагаю вновь вернуться к вашим первым стихотворным пробам...

Р.Юр.: - Стихи писала всегда… Нет, начинала я с прозы: это были заметки в газету, художественные зарисовки, сказки… Но однажды… Будучи уже нештатным корреспондентом институтский газеты, я, вдруг «открыв» в себе желание и, как мне казалось, умение писать стихи, я в восторженно-воздушном состоянии принесла свои первые пробы моему главному редактору!  С волнением, трепетом в душе и плохо скрываемой гордостью я отдала Тамаре Андреевне исписанные листки. Вы даже не представляете, ЧТО испытала я, когда получив их обратно, я увидела свой листок, где синей пасты моего почерка почти не было видно из-за красной пасты правок редактора!
«Верить в себя
Верность маршрута с обочин виднее,
Мнений, советов немало дано.

Верить и слабости не поддаваться,
Даже, когда критикуют, грубят;
Верить. Пусть гнуться, но все ж не ломаться,
Душу и веру свою не губя».
Да, первым желанием было, конечно, порвать несчастные пробы и больше никогда не возвращаться к стихосложению, ограничившись чтением любимых поэтов… Но прошло время. Я не знаю, что именно повлияло… могу предположить, что были и нотки юношеского упрямства и привычки добиваться своего… Но не хотелось бы думать, что они были основополагающими. Скорее всего, вкусив сладкого яда стихотворчества, я поняла, что больше не смогу жить без этого… Навсегда запомнила, что писать стихи – это не просто выражать себя, но и учиться.
«В твоих стихах есть мысль. Тебе есть что сказать миру и читателю, которого надо всегда уважать. А это значит, что, если хочешь все-таки писать, надо обязательно учиться».  Сегодня я ей очень благодарна за ту шокотерапию моей юной впечатлительной душе. Как очень рада, что примкнула к славному племени людей, которые, кто робко, кто гордо величают себя поэтами. Именно поэтому первым моим стихотворением, с которым я пришла на Парнас, было именно это:

М.П.: - Да, этим поэтическим приветствием вы покорили сердца многих парнасцев. Рената, как ваша трудовая деятельность, трудовые будни переплетаются с поэзией?

Р.Юр.: - Стихи писала всегда, но не так активно до 2000 года, когда в районе был создан литературно-музыкальный клуб «Седьмое небо» …Тогда я начала сознавать себя, свою потребность писать не только прозу (статьи, зарисовки), но и стихи, начала участвовать в творческих конкурсах; публиковаться в сборниках поэтов своего района и области.
Всегда, помню, восхищалась и удивлялась, как рождается музыка к песням…Каково же было мое удивление, когда я написала первую песню! Это случилось, когда родился сын…Это так удивительно и чудесно…
(песня «Два моих цветочка») .
Так получилось, что с первых же дней работы в школе я не только учила детей английскому языку. Меня сразу назначили (как почувствовали) заместителем директора по воспитательной работе… Да, это мое: очень любила творить, ставить спектакли, концерты, работать с детьми…  «Всегда кипит и зреет что-нибудь в моей душе. Желанье и тоска тревожат беспрестанно эту грудь…» (М.Ю.Лермонтов) Писала сценарии, переделывала песни и стихи (синдром капустника).  Когда предложили стать директором, я отказалась, потому что твердо уверена, что руководителем должен быть мужчина. Когда сыну исполнилось три годика, предложение повторилось. Посовещавшись с семьей и получив их одобрение, я согласилась… тем самым лишив моего сыночка детства, должного внимания.
Остаюсь при том же мнении, что руководить должен мужчина, хотя руковожу школой уже шестнадцать лет.
рассказ (3 место в Чемпионате по прозе), основанный на подлинных событиях:


М.П.: - Рената, ваш характер с тех пор изменился?

Р.Юр.: - Да, не хватает жесткости и понимания того, что из всех методов общения и послушания в исполнении своих обязанностей люди все-таки предпочитают метод кнута…
Я сама не привыкла к грубости, теряюсь перед хамством, изначально люблю людей, доверяю им…Жизнь пытается в лице некоторых ее обитателей бить меня по голове; переживаю, разочаровываюсь, даю себе слово не быть такой доверчивой…но проходят дни, и я снова им улыбаюсь…
Очень люблю «Песенку про меня» Аллы Пугачева, особенно слова «Вы не верьте, что живу я, как в раю, и обходит стороной меня беда. Точно также я под вечер устаю, и грущу и реву иногда» …
Есть в моей жизни два ужасных события… не считая потерь близких. Последнее я понимаю умом, принимая их неизбежность… Но предательство намеренное, халатность безответственная… не могу понять и принять, извините… вспоминать об этом не хочу, не могу… все в стихах…
Я боюсь разлюбить людей:
Как смогу жить тогда среди них?!
Сколько омутов в чистой воде,
Как коварен лес, что вдруг затих.

Потерять я надежду боюсь,
Веру в то, что всё ж стоит мне жить.
Как же мало сейчас я смеюсь…
Не хочу никого я винить.

Просто жизнь. Просто будней гряда,
Как часы, отбивает свой счет:
Понедельник и вторник, среда…
Как спасенье – суббота всех ждет!

Заряжусь детским нежным теплом
И покоем рябиновых бус…
Ради этого, может, живем.
Потерять это очень боюсь.
М.П.: - Рената, где вы находите утешение, набираетесь сил?

Р.Юр.: - НО, страдая, уставая, переживая, печалясь, я говорю жизни «Спасибо»
Ведь в моей жизни есть Семья…  глубоко уверена, что все будущие поступки, эмоции, удачи и неудачи формируются в семье, в отношениях с близкими… Я благодарна своим родителям за самые добрые воспоминания детства; я пытаюсь поддерживать гармонию и понимание и в своей семье. Благодарна своему мужу, детям. Благодарна своим сестрам …  Они там, на исторической родине, но я всегда чувствую их сердцебиение
О школе почти не пишу стихов… Ее слишком много в моей жизни… И не знаю, как бы я выдержала напряжение нынешней экспериментальной, противоречивой и усложненной школы, если бы ни творчество… Как бы ни была занята, всегда нахожу хотя бы пять минут, чтобы заглянуть к вам, друзья, сюда…

М.П.: - Замечательно, Рената, что заглядываете на Парнас. Ваши удивительные комментарии-размышления, наверное, ждут многие авторы… как и ваши незабываемые стихи…

Р.Юр.: - Однажды вечером, когда в душе привычно блуждали вопросы: зачем я, что есть жизнь, нужны ли кому-нибудь мои стихи, как не поддаваться унынию, в квартире раздался звонок. Звонила незнакомая женщина и голосом, срывающимся от волнения, сказала: «Спасибо Вам за стихи...»
И вдруг что-то изменилось. Все тот же вечер, те же осенние сумерки за окном, та же я. Но на душе стало так спокойно, тепло, а вопросы исчезли, потому что этот обычный телефонный звонок и эта незнакомая женщина ответили на них.  Если мои читатели читают, ждут мои стихи, если они находят в них ответы на свои вопросы и отражения своих мыслей, настроения и чувств, значит, это кому-то нужно. А быть нужным кому-то и есть счастье...

М.П.: -  Рената, что для вас самое главное в жизни? Хотя, вы практически на него ответили…

Р.Юр.: - И сложный, и простой вопрос. Простой – оттого, что сразу же вырывается, думаю, общий для многих ответ – здоровье и сама жизнь…  А сложный – оттого, что для каждого человека ответ будет всегда индивидуальный, основанный на принципах, воспитании, привычках, обстоятельств…  Что касается меня, мне кажется, я размышляю над этим вопросом во всех своих стихах: где-то косвенно, а где-то давая прямой ответ, один из которых я и приведу… написано оно было относительно давно, но смею заверить, что ничего не изменилось.
…Что есть, чем живу я - у всех на виду,
А что жизни смысл затаенный?!
Ведь главное, я не стою, я иду
По миру с душой просветленной...
М.П.: - Рената, разве можно сожалеть, что не хватает жестокости? Добро отличается от зла тем, что не имеет жестокости. Жестокое сердце... брр... это же страшное бедствие нашего времени. Это болезнь, да к тому же заразная.

Р.Юр.: - не о жестокости речь, Марин, скорее, о жесткости и умении владеть своими эмоциями, чтобы сохранять объективность. Мне жалко людей, когда они приходят с просьбами, например. Я знаю их судьбы, проблемы, и не могу не откликнуться… нот вот ведь странное дело: оказывается, поговорка, которую я не очень люблю, «не делай добра, не получишь зла» - действует (… странная психология у людей:
Мы не ставим природе вину в непогоде,
Потому что не в силах её изменить.
Детям тоже прощаем обиды все годы,
Их дано нам любыми душою любить.

Вспоминаем о Боге, когда нам не сладко.
И словами жестокими судьбы вершим.
Отпускаем охотно другим недостатки,
Те, которыми сами порою грешим.

И себя оправдать можем тоже таланно:
Обстоятельства жизни, мол, вот таковы...
Лишь добра не прощаем, как это ни странно,
Так пугаясь зависеть от чьей-то любви.
М.П.: - А жестокость и жесткость, считаю, из одного тюбика… Вот твердость, другое дело…
Рената, сегодняшние дети - наше будущее, будущее нашей страны, всего человечества.
«Из души усталой ненароком
Вырвутся невольные слова:
«Дети все трудней…» (Рената Юрьева)
В младшем возрасте дети любят говорить о добре… Рената, как вы полагаете, почему у детей появляется жестокосердие? Какова причина?

Р.Юр.: - Получается некий парадокс: чем больше мы «оберегаем» детей, давая всевозможные права, тем больше они теряют чувство ответственности и понятие совести; тем труднее увлечь их без определенной «платы» взамен. Это, мягко говоря, грустно, ибо, уча сегодня их любить себя (о чем мы в своем детстве даже не думали), мы впадаем в другую крайность: современным детям сложнее быть толерантными, терпимыми, сочувствующими. Поэтому и создается такое впечатление жестокосердия детей.
Уже давно не просто считаю, а уверена в том, что всё: и хорошее, и плохое, идет из семьи. Характер ребенка закладывается уже к трем годам. В школе мы можем только корректировать, а всем известно, что легче построить что-то заново, чем перестраивать. Дети, по природе бесхитростны и впечатлительны, поэтому видно невооруженным глазом, что и как говорят родители дома, потому как дети все повторяют, причем, до смешного - с теми же интонациями и выражением лица. И если в речах родителей они слышат осуждение и негатив в адрес, например, школы и учителей, то у ребенка невольно это отношение передается отношению к предмету, а это значит, напрямую отражается на его успеваемости.
Поэтому родителям надо очень хорошо подумать, прежде чем позволить себе в присутствии ребенка произносить «праведные» и гневные речи. Успех в обучении развития ребенка может быть получен только в триедином союзе: учитель – ребенок – родители.

М.П.: - Рената, как-то в интернете прочла результаты одного опроса, что почти половина населения нашей страны верит в то, что человек произошел от обезьяны... Если в это верить, получается и само совершенствоваться не имеет смысла, да и заповеди ни к чему... и, наверное, большинство детей унаследует мировоззрение родителей...  На какие ценности можно опираться в этом случае при воспитании детей в школе?

Р.Юр.: - Ох, как крепко засело в голове эта версия происхождения человека …  впрочем, как все те знания, полученные в школе.  А совершенствуется человек, не для того, чтобы доказать, насколько далеко он ушел в развитии от обезьяны, а, прежде всего, для себя, понимая, что жизнь – это бесценный дар, случайно (!) выбравший тебя для возможности вкусить ее радость, увидеть мир, испытать любовь… Повторюсь: «понимая» (!)
И вот как раз это понимание и необходимо пробуждать, поддерживать, как в семье, так и в школе. Что я делаю для этого? Для меня очень важно иметь хорошую команду в школе, вот почему я стараюсь объединить, прежде всего, коллектив.

М.П.: - Рената, каковы взгляды современных школьников на окружающий мир? Любят ли они Природу, общаются ли с ней, стремятся ли к этому общению?

Р.Юр.: - Главное –увлечь ребенка! Причем, так, чтобы ему было интересно и полезно. Ну, с интересом еще более-менее понятно… А все, что полезно, то стоит труда, любовь к которому и желание которого, к сожаленью, имеет печальную тенденцию уменьшаться.
Я провожу акции добрых дел, желательно, с привлечением большого количества людей, в первую очередь детей и их родителей, причем организую таким образом, чтобы каждый, приняв посильное участие, смог увидеть и прочувствовать свой неоценимый (!) вклад в общее дело. Вы помните это чудесное ощущение нужности, гордости и радости, когда у тебя получается, и тебя любят, хвалят и тоже гордятся?! Это удивительное ощущение рождает очень важное качество – самоуважение и уверенность в себе. Только в делах, желательно совместных, можно воспитать ребенка… Беседы, нотации, лекции, - это хорошо, но…

М.П.: - Рената, как ученики реализуют свои творческие способности, что они думают о происходящем в мире, о своей роли в этом мире. Мне интересно, какие у них ценности? Ценят ли современные дети настоящую дружбу, верность, преданность, целомудрие?

Р.Юр.: - Как ни странно, мне трудно отвечать на эти вопросы, Марина. Хотя вопросы хорошие.  Но вот чем больше думаю над ответами, тем больше убеждаюсь в том, о чем говорила раньше: дети во все времена похожи: и интересы, и увлечения, и беседы, и мечты… Меняется только отношение и выражение всего этого. Современные школьники НЕ скрывают ничего, не стесняются, и, в результате, не очень умеют думать, как отзовется их слово, поступки, деяния.
 Если раньше мощным сдерживающим фактором было отношение родителей к школе, учителю, и более их жесткие требования к своим детям,, то сейчас та свобода, которая им предоставлена разрушает грани между «хочу» и «надо», «нельзя» и «почему бы и нет». И отношение родителей тому способствует, увы. Раньше дети боялись, что родители узнают об их проступках или двойках, сейчас наоборот, так могут преподнести это своим мамам и папам, что те бегут быстрее в школу, чтобы высказать все, что думают об учителях и школе, чтобы научить нас, как надо учить... все это грустно. Но все это решаемо, если учитель грамотный и интересный.
Меня все время расстраивало то, КАК общество и СМИ преподносят имидж учителя. Помните этот стандартный образ бесполого человека? Кубышка на голове, белая бесформенная блузка и длинная черная юбка… Я считаю, что ребенок должен видеть в учителе, прежде всего, человека - женщину или мужчину. И сама и одеваюсь, и веду себе аналогично. Дети это уважают и невольно равняются. Я ведь даже на школьных вечерах до сих пор танцую с ними на дискотеках.

М.П - Согласна, это самый наиважнейший вопрос, Рената! Существует поговорка, если хочешь отомстить врагу, воспитай его ребенка…  Как может затюканный и голодный педагог воспитать достойного гражданина…  Солидарна с вами, что педагог – прежде всего - Человек!
Рената, в наши дни у детей значительно больше возможностей принять участие в жизни "взрослой" благодаря интернету.

Р.Юр.: - Вы угадали, Марина: конечно же, все, что связано с гаджетами. Это и благо, это и наказание. Но, повторюсь, грамотный учитель умеет и это их увлечение обратить во благо, придумывая творческие задания с полезным использованием материалов Интернет.

М.П.: - Как-то я ехала в пригородном автобусе. Моя соседка, лет пятидесяти, оказалась режиссером театра. Она высказала большую озабоченность современной молодежью. По ее мнению проблема возникла со времен перестройки. "Когда открыли врата в западный мир, на нас хлынула эротика... мы думали, что это так… что-то красивое и приятное. Но оказалось, что это большое зло, разлагающее наш народ". 
Дома я открыла словари в интернете на тему целомудрия... В одном из словарей прочла, что потеря целомудрия (девственности) открывает ворота для зла. То есть молодой (юный) человек не может достойно противостоять злу после потери девственности...
После этого становится понятно, почему на наш народ буквально обрушили новую, можно сказать, культурную революцию в виде культивирования эротики всеми средствами массовой информации.
Рената, а что по этому поводу думает юное поколение.

Р.Юр.: - По поводу желания быть эротичными… Тоже всегда было. И это нормально. Важно, чтобы они не зацикливались на этом. А для этого необходимо загружать их интересной деятельностью, полезной по совместительству. Сложно, но можно. Помню, когда впервые забеременела моя ученица, я была в таком шоке и собиралась уже писать заявление об увольнении, как не справившаяся с воспитанием детей. Приехав в управление образования, услышала от моих коллег, что я, мол, еще «опаздываю» с такими событиями, что в некоторых школах пора уже ясли открывать… «Все это было бы смешно…»
Пожалуй, одной из самых печальных тенденций для меня в развитии сегодняшних детей является трудовое воспитание… вернее, отсутствие оного. Отменили дежурство, летний труд (только с согласия родителей).  Дети перестали трудиться, не любят это делать. Вы представляете, к чему это ведет? Многие, не скрывая, спрашивают: а что мне за это будет?
У Вас , наверное, создалось впечатление, что я говорю только негативное? Наверное, это связано с тем, что обычно говорят о самом больном. НО не было бы положительного, я бы давно сбежала. Я люблю школу и детей! Нигде больше не найти такой работы, на которой вы бы испытали за единицу времени всю гамму чувств и эмоций: радость, невроз, грусть, удивление, восторг, слезы…

М.П.: - Рената, как вы считаете, если не воспитывать в детях чувство прекрасного, наверное, им будет трудно различить истину от фальши.
Допустим, если не будет в детях чувства собственного достоинства, понятия чести (и это есть красота...), то не будет и стремления к красоте жизни, к внутренней чистоте, к красивым отношениям между друзьями, в семье, к гармонии и так далее;  тогда не будет и честности, а предательству дорога будет открыта. Не так ли?

Р.Юр.: - Сложный вопрос, Марина, если честно! Воспитание – вообще самый труднообъяснимый процесс! Можно разрабатывать целые программы, планы, проекты (что, в общем-то, мы и делаем), и не добиться ничего.
А можно одной только беседой, улыбкой, сочувствием пробить в ребенке ту брешь, которая закрывала выход добра, заложенного, между прочим, изначально в каждом человеке.
Воспитание чести, собственного достоинства, чувства гордости за себя, школу, страну – долгий и бесконечный процесс. Во всем, что бы ни делали мы, касаясь учеников, нельзя забывать, что они – дети, и чаще всего их успехи основываются на том, КАК их воспримут другие: родители, учителя, ученики… Поэтому важно замечать, хвалить, поддерживать любой их добрый поступок и начинание, любую инициативу! И они обязательно захотят повторить свой успех!
Среди критериев рейтинга классов по итогам четвертей есть у нас и такой – Доброе дело. Оно оценивается самым высшим баллом. Первое время приходилось часто разъяснять, разговаривать, что значит «доброе дело»… На сегодня эта традиция привела к тому, что наша школа первая в районе получила сертификат и звание «Школа Добрых дел», и это для меня лично хороший показатель. Каждый понедельник начинаю с линейки, на котором мы поздравляем с днем рождения именинников недели из числа детей, учителей, обслуживающего персонала. Пустяк? Кому-то таковым и покажется. На самом деле, это скрытый такой пример того, как можно и нужно думать о ближнем и приносить ему радость.
Семья крепка традициями. А сельская школа - это большая семья. Поэтому я так много внимания и значения уделяю традициям. Одна из них - вот такое празднование Дня Ребенка.
Кстати, по рейтингу популярности, который мы проводим в конце календарного года, этот праздник всегда оказывается победителем. Это и не случайно: не каждый день дети, заходя в школу, встречают не учителей, а героев любимых произведений! Угощения сладким, отсутствие двоек, театрализованные представления с учителями в ролях, все это не просто сближает нас, а на деле показывает детям, что учителя могут не только учить и требовать выполнения домашних заданий, но и творить чудеса.
И таких примеров, на первый взгляд, небольших, много. А ведь именно из деталей и строится пирамида взаимоотношений человека с людьми и миром.
Я считаю одним из важных качеств человека с красивой душой – это умение радоваться и удивляться…
Когда перестаешь удивляться, значит, душа стареет. Мне вообще кажется, что тот взрослый, который не забывает, что такое детство и каким был ОН в юные годы, намного легче понимает детей и более счастлив, добрее, спокоен.
Я не знаю, как в городе (говорят, там все намного серьезнее), но мои дети сохраняют в душе любовь и к селу своему, и к природе, животным.
Мы придумываем разные акции, например, к 80-летию школы посадили березовую рощу перед школой. Прошло десять лет, а территория школы утопает в зелени!
Рядом с рощей разбит декоративный сад, тоже посаженный детьми. Они знают каждый свое дерево, ухаживают… Уверена, что именно такие личностные поступки и останутся в памяти, и всплывут еще не раз во взрослой жизни. Об этом говорят и сами выпускники, приезжающие в школу на вечера встречи.

М.П.: - 
"Легко читались, не мелькали титры
В кино, живущие года.
Любимый телевизор черно-белый,
Помехи чьи «лечил» кулак;"
Рената, это было в детстве... а теперь вы смотрите телевизор?
Конечно, здесь невозможно не упомянуть о трагедии с самолетом читали на ТАСС. Следим за расследованием и по телевизору, и по интернету; посылаем мысли поддержки всем, кто потерял своих близких...
 
Р.Юр.: -
МНЕ СТРАШНО
Мне страшно включать телевизор:
Мне вести – как хлыст кнута.
Давно уж просрочила визу:
Не манит всех стран суета.

Пожары, потопы, обстрелы
Внушают и ужас, и страх.
Вещают с экранов мне смело:
Нас ждёт неминуемый крах.

Кому и зачем это надо:
Зомбировать нас и пугать?!
Какая в ухмылках – бравада,
Довольная сытая стать…

Брюзжать не хочу, вспоминая
Далёкие детства года:
С приятных вестей начинали,
И с верой мы жили тогда.

Быть может, не всё знала в детстве,
Но жизнь научилась любить.
Познала, что радости дверцу
Добром только можно открыть.

А музыка Хачатуряна
Звала нас и время вперёд…
Пореже включать ТВ стану:
Жесток новостной этот гнёт.
К счастью или к сожаленью, почти перестала смотреть телевизор. Исключение делаю для любимых уже много лет передач КВН и некоторых интересных проектов, большей частью, музыкальных, например, «Голос».
А новости привыкла смотреть с детства. Когда шли позывные Арама Хачатурян «Время, вперед!», все знали, что родителей отвлекать нельзя: это святое – смотреть новости. Вот и у меня выработалась такая привычка… Как и с газетой «Аргументы и факты»: в детстве я привыкла к ней, как к члену семьи, поэтому продолжала выписывать и в Сибири, пока… через три года отработки по распределению не увидела на первой странице крупными буквами заголовок: Отменяется распределение студентов после институтов»… Да, просмотр всех этих ток-шоу, расследований оставляет после себя жуткое ощущение бессилия, обреченности, беспросветности.
Я понимаю, что в жизни все имеет место быть, но вот такое неравномерное распределение новостей удручает и заставляет делать определенные выводы жизни.

М.П.: - Мы практически перестали смотреть телевизор, читаем информацию о России в интернете на сайте Сделано у нас
http://sdelanounas.ru
Где получаем одни позитивные эмоции.

Р.Юр.: - Марина, но и отрываться от реальности, слушая только позитивное (а что, неужели есть такие передачи?), тоже нельзя: больнее будут восприниматься удары судьбы. Мы с детьми, при изучении темы «СМИ», проводим эксперимент (первый проводила с сыном): загибаем пальцы на руках: он на хороших новостях, я – на плохих. Угадайте, кому не хватало пальцев, а у кого оставались с большим запасом? Увы…

М.П.:- Пока мы с вами готовили интервью, стало известно, что наш самолет – теракт… и во Франции… и в других странах… теперь еще и Мали…

Р.Юр.:- А о событии, которое Вы вспомнили, не говорю не потому, что все равно… просто до сих пор трудно даже говорить об этом… слежу за всеми новостями … столько жертв в мирное (!) время…из-за вины какого-то человека, будь то – непреднамеренная халатность или преднамеренная…это ужасно… фотография ребенка у окна постоянно перед глазами… все, что происходит, - это ужасно.
И не только потому, что за всем этим стоят жизни ни в чем не повинных людей. А еще и потому, что,
занимаясь всякими какими-то «детскими» обидами и выходками зарубежных стран в отношении нашей, они не видят те проблемы, которыми действительно надо заниматься! Пока их не клюнул жареный петух, они не сумели понять истинность и глобальность террористических угроз… нет, уже не угроз, а прямых целенаправленных действий. И только сейчас начинают прозревать, что, оказывается, надо объединяться всем, и, в первую очередь, с Россией, чтобы противостоять этому злу. Неужели каждой стране надо пройти через жертвы, чтобы понять это?! А то, что говорят о степени скорби, то это даже не то, что смешно, а абсурдно. Эта самая степень измеряется (если можно так сказать) не количеством слов, а действиями! Действия нашего правительства явственно показывают это.
Я уверена, что мы сумеем победить…но какой ценой? Какие уроки вынесут из этого люди разных стран?

М.П.: - Рената, предлагаю вернуться на наш сайт. Ваши страницы размещены на нескольких сайтах. Чем Парнас отличается от других сайтов?

Р.Юр.: - Марина!
Еще три года тому назад я вообще не знала о существовании поэтических сайтов! «Бог весть, что сделалось со мной!..» Для меня это открытие было подобно потрясающему фейерверку! Я купалась в этой стихии, вдруг обретя то, что, наверное, интуитивно всегда ждала. Когда меня пригласили на другой сайт, я даже слушать не стала, воспринимая возможный переход чуть ли не предательством… (Да, советское воспитание оставило во мне сильный след) … Не буду озвучивать причины изменения своего решения, но где-то через год я стала открывать другие поэтический сайты. Для меня они – прежде всего, учеба. 
Я никогда не читала столько стихов! И я училась. И меня учили и учат. И я не боюсь признаться, что стихи, с которыми я пришла впервые, как бы дороги не были, очень отличаются от нынешних.
Я не устану благодарить за тот такт, доброжелательность, понимание, с которым друзья (да, именно друзья!) относятся ко мне и моему творчеству. Я бы хотела назвать всех, но боюсь обидеть, не назвав кого-то, а потому просто всем-всем спасибо: просто читателям, ведь, что бы там не говорили,
 я не верю, когда говорят, что пишут только для себя, а не для кого-то! Нет, каждый пишущий ждет и желает, чтобы его произведения читались и были востребованы, иначе зачем?!
ВНИМАЮЩИЕ СЛОВУ МОЕМУ
Просится слово на лист белоснежный,
Чтобы воспеть, поделиться, спросить,
Чтобы в мир чувств окунуться безбрежный,
Чтобы задуматься и вдохновить.

Как оправдать мне доверие ваше,
Слову внимающие моему?!
Стих мой со мною становится старше,
Нужен ли, кроме меня, он кому?

Нашими судьбами правит лишь проза,
Всех охватив паутиной забот.
Но для чего-то растут же и розы,
И соловей для кого-то поёт.

Пусть не точна рифма скудная где-то,
Ритм не ложится, не выстроен слог,
Если он тронет кого-то при этом,
Если узнают себя между строк,

Значит, не зря все бессонные ночи
В отблеске звёзд – несгорающих Муз.
Вам благодарна, читатели, очень,
За сокровенный и верный союз.
Когда я увидела, как много людей по всему миру, любящих поэзию, пытающихся познать мир через призму стихов, я была счастлива! Еще счастливее была, когда поняла, что «невозможное возможно»… (из песни Билана) эта строчка мне по душе. На одном сайте друзья доказали это, встретившись однажды в реальной жизни.
10 ноября исполнилось два года, как я пришла на Парнас. Тоже по приглашению. Для меня всегда важно, с чего начинать (это – как с чем прийти в гости в первый раз). Поэтому написала специальное стихотворение…  Я была просто очарована-околдована дизайном! Красота всегда привлекает) Такое продуманное оформление, живое! Откликающееся на события и перемены сезонов! Для меня немаловажным является такое вот неравнодушное отношение Администрации к своему детищу, а значит, к его обитателям.  Конкурсы на Парнасе расцениваю, как замечательную Школу мастерства! … втянулась) постепенно обретая понимание, читателей и друзей на Парнасе. Сегодня я уже не представляю себе вечера без визита сюда) И очень этому рада и благодарна!

М.П.: - Рената, небольшой блиц опрос ... с вашего позволения.
Ваш самый любимый комплимент (если такой был в жизни и о нем можно всем рассказать).

Р.Юр.: - шапка.
Интересная история, послужившая рождению одного из моего любимого стихотворения-песни… Помню, в молодости мы сплавлялись по реке Белой. На одном из привалов и познакомили с игрой «в ассоциации». Ведущий должен был задавать вопросы всем, загадавшим одного из присутствующих, такого типа: «Если это цветок, то какой». Исходя из ответов на вопросы, ведущий должен был угадать загаданного человека. Как-то загадали меня, ведущий среди прочих вопросов задал одному молодому человеку вопрос: «Если это одежда, то какая?»
 Ответ меня не только обескуражил, но даже обидел своей обыденностью и даже, как мне показалось, несуразностью, ибо этим ответом было слово «шапка». Согласитесь, не очень приятно юной девушке знать, что она ассоциируется с шапкой, а не с бальным платьем, например.
 Когда же, уже после окончания игры, я, расстроенная, все-таки спросила его, почему именно шапка, он ответил: «без шапки можно прожить, но с ней намного теплее…» Мне эти слова запомнились очень сильно… и через полгода появились стихи «Автопортрет».

М.П.: - Рената, что вы никогда не прощаете людям?

Р.Юр.: - ну, если не говорить об измене Родине… Марина… в детстве я была настолько обидчивой, что мама все время переживала, как я буду с людьми уживаться… я научилась прощать, понимаете?.. это трудно, я не святая… предательства были такие, что впору… хмм… да ладно… Но в дальнейшем я устранялась от этих людей и общения с ними, насколько это позволяют обстоятельства.
Почему-то верю, что судить их и(или) наказывать – не моя привилегия, есть силы Свыше… Поэтому, думаю, простить можно всё.
 
М.П.: - Рената, что вы больше всего цените в людях?
 
Р.Юр.: - ум, чувство юмора, чувство меры, ответственность, чувство благодарности, профессионализм.

М.П.: - Каким вы представляете себе человека будущего? Ведь вы, Рената, буквально живете среди нашего ближайшего будущего. И творите его через детей каждое мгновение...

Р.Юр.: - внешне, надеюсь, не таким, каким его рисуют ученые, видела предположительные фотографии – ужас (а если серьезно, то ничего нового к названным качествам выше, пожалуй, не добавлю. Есть вечные ценности, они должны таковыми и оставаться.

М.П.: - Какой вы видите в далеком будущем нашу цивилизацию, нашу Землю?

Р.Юр.: - главное, что вижу! Главное, чтобы она вообще была, целая, невредимая. А при хорошем раскладе (и правильном), мне кажется, не будет границ между странами, потому что не будет распрей).
А ведущей силой, которой удастся подвести многострадальную Землю к этому, будет, конечно же, Россия. У нее – огромное и хорошее будущее!
МОЯ РОССИЯ
Для меня моя Россия –
                отчий дом, ромашек цвет,
Ветра куражи лихие,
                нежно-розовый рассвет.
Необъятная, родная,
                в сердце тесно от любви!
Твоему пути верна я,
                пусть и терниями свит.
Роз шипы совсем не губят.
                Светится иконостас.
Нас, детей своих голубя,
                не бросаешь в трудный час.
Испытаний след глубокий
                увлажнится чуть слезой,
Но восходит вновь с востока
                солнышко вслед за грозой.
Не сломать твой дух победный
                в жерле жаркого огня!
И не стихнет звон молебный,
                в мире и любви храня.
Для меня моя Россия –
                трель лесного соловья,
Тихий лепет речки синей,
                бирюза небес и я.
Источник:  Мне кажется, это, наконец, начинают понимать все, даже те, которые усиленно пытаются не показывать вида… И еще одно обстоятельство может объединить всех – это угроза природных катастроф… не было бы поздно… Не берусь говорить о научно-техническом прогрессе) здесь такой простор для фантазий) но мне не очень близка фантастика, поэтому промолчу.

М.П.: - Вы - оптимист?
Р.Юр.:  – скорее, да.
М.П.: - Ваше любимое время года.
Р.Юр.: – осень.
М.П.: - Какому цвету вы отдаете предпочтение?
Р.Юр.: – Мой любимый цвет – классический – чёрный. Ну, люблю я его! в одежде, разумеется. Понимаю, что некоторые трактуют это не совсем положительно, но, когда я это осознала, я долго искала ответ, почему. В плохое не хотелось верить, и нашла все-таки, очень красивый ответ! И успокоилась. Правда, не знаю, почему, но в последние годы начинаю осветлять свой гардероб. На втором месте – цвет зимней вишни.
М.П.: - На вас лежит огромный груз большого руководителя... вы успеваете заниматься домашними делами?
Р.Юр.: - ой… думаю, успеваю; но мои близкие  меня понимают и поддерживают.
М.П.: - Ваш любимый цветок?
Р.Юр.: - астра
М.П.: - Любимый аромат.
Р.Юр.: - свежий воздух; ароматы наступающих сезонов: осенних листьев, зимнего мороза, весеннего цветения, летних полей… если духи, то терпкие.
М.П.: - Ваше хобби.
Р.Юр.: - творчество
М.П.: - Как относятся ваши близкие к вашему творчеству?
Р.Юр.: - с пониманием.

М.П.: -- Ваши пожелания парнасцам.

Р.Юр.: - Марина! Я благодарна Вам за это приглашение в Жемчужную комнату. Я даже не берусь судить, кому, в первую очередь, это интереснее и нужнее: читателям или себе самой, ибо в процессе наших с Вами разговоров, столько воспоминаний, эмоций, размышлений обрели словесную оболочку и остались на память…
Вы как будто возрождаете бывшую столь популярной в наше время серию ЖЗЛ.
И тем самым ведёте летопись нашего времени, ведь она складывается из судеб разных людей. Это очень благородное и нужное дело, спасибо Вам! Спасибо всем! Хотела бы назвать поименно всех тех, кто сумел тронуть мою душу своими стихами, песнями, размышлениями, отношением… но, боюсь, не позволит формат и время. А потому искренне благодарю всех и Его Величество Случай, который свел нас здесь, на одной площадке. Вы все такие разные, порой абсолютно противоположные друг другу, но не интересных среди вас нет, и это – главное!
         Администрации сайта благодарна за неравнодушие и создание всех условий для того, чтобы обитателям было уютно. Ваши конкурсы и их ведущие заслуживают отдельных слов благодарности и уважения! Очень жаль, что прекратили свое существование (надеюсь, временно). Чемпионаты прозы и поэзии, - очень хорошая Школа Мастерства! Пользуясь тем, что интервью выходит накануне дня рожденья сайта, от души поздравляю его и всех его домочадцев с этим замечательным событием, дарующим нам праздник Слова, общения и души!
Друзья мои, связала Муза нас,
А в тесный круг объединил Парнас!
И нет чудесней тесных этих уз.
Друзья, прекрасен наш союз!
Дорогие поэты, друзья, читатели! Я вас так люблю! За то, что вы есть, за вашу поддержку, улыбки, цветы, за ту силу и вдохновение, которые вы даете мне! Я очень счастлива, что в 2012 году открыла, совершенно случайно, поэтические сайты и таких замечательных, очень разных, но всегда интересных, самобытных, неравнодушных друзей! С некоторыми из них мы уже встречаемся и в реальной жизни. Это для Вас, дорогие мои хорошие люди!
А людей хороших в мире много.
Пусть я и наивна, и смешна,
Но меня вы не судите строго:
Жизнь моя примерами полна.

В паутине жизненных событий,
В лабиринте хаотичных дней
Я бы заплутала без укрытий
Добрых слов и помощи друзей.

Это их душою и устами
Я поверила самой себе.
Это их надежными руками
Живы мои замки на песке.

Да, порой тоскливо и тревожно,
Кажется, весь мир забыл меня.
Но я верю: позвонить лишь можно.
Друг поймет, печаль мою приняв.

Предстоят мне новые дороги.
Их осилю, знаю наперед.
Ведь людей хороших в мире много!
Или просто мне на них везет?!
 
Почему я пишу стихи…

Стихи рождаются, стихи рождаются,
Свободой вечною маня.
Слова мятежные как будто каются,
Что сложно объяснить меня.

Слова и мысли вновь сойтись пытаются,
Чтоб стать единою судьбой.
В тиши Вселенной всей стихи рождаются,
Даруя радость и покой.
М.П.: - Спасибо большое, Рената, что откликнулись на наше предложение. Спасибо, что распахнули свою душу! Как много еще вопросов хотелось бы вам задать… Жаль, что практически совсем не поговорили о вашей прозе…
Огромное спасибо нашей Администрации за всестороннюю поддержку данного познавательного проекта!
Спасибо вам, дорогие читатели, за ваше терпение, отзывчивость  и неиссякаемую доброжелательность!
Всего вам самого светлого! Радости и удачи! Пусть муза никогда не покидает вас!
До новых встреч!
С любовью и благодарностью,
ваша Марина Попова.
Источник: http://parnasse.ru/prose/essay/publicism/vopreki.html