Каждому родителю хочется, чтобы его ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Это поможет и при накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности, как в рамках школьной программы, так и за её пределами. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Особое значение чтения заключается в развитии воображения – основы творчества. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса.
До недавнего времени Россия считалась самой читающей страной в мире. Ее называли духовной лабораторией человечества. Нашей культуре с ее традиционной духовностью всегда было свойственно особое почитание искусства слова. Но сейчас интерес к книгам, чтению, стремительно падает. Известны факты, когда наши юноши, призванные в армию, не умеют читать, грамотно излагать свою мысль, полноценно общаться. Накопление подобных случаев идет по нарастающей. Нельзя не увидеть во всем этом прямой связи с ростом детской преступности, алкоголизма и наркомании. Неслучайно применительно к детскому чтению все чаще мы слышим слово «кризис», а иногда и «катастрофа». Что же происходит с детским чтением? Вот что очень часто родители школьников отвечают на вопрос «Чтение ребенка сегодня – это…»:
- чтение из-под палки;
- наша родительская мука;
- выполнение домашнего задания.
А вот данные социологов: Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%. 40% читают книги от случая к случаю. За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 1994 году книги покупали 58%, то в 2004 году – только 20%.
Статистика детского чтения в Анапе, как и во всей Росси и в целом, неутешительна: любят и читают познавательную литературу около 20% школьников. Столько же школьников не читают ничего кроме заданий учителя.
Поэтому, в среде поэтов Анапы и зародился проект «Литераторы Анапы – детям», который поможет школьникам не только заинтересоваться творчеством своих земляков, но и полюбить чтение. Чтобы так утверждать нужно веское доказательство. И это доказательство есть. На презентацию поэтического сборника анапских литераторов « Путешествие в страну чудес», которая состоялась в центральной библиотеке города, вместе со своим классным руководителем, Теплицкой Мариной Николаевной, учителем русского языка и литературы , пришли школьники 6 «г» класса школы № 6. Ребята пришли в библиотеку не просто присутствовать на презентации, а прочитать понравившиеся стихи из этого сборника, поблагодарить авторов за интересный сборник и взять у поэтов муниципального образования город-курорт Анапа автограф. Ведущая данного мероприятия поэтесса Людмила Катукова представила детям присутствующих на мероприятии анапских писателей: Татьяну Глинову, Наталью Шарапову, Алевтину Филатову, Владимира Конарева, Татьяну Морозову, Татьяну Ускову, Ашота Саари и Владимира Марченко, назвав их капитанами литературных кораблей муниципального образования, город-курорт Анапа и дала слово автору проекта «Анапские литераторы - детям», члену Союза писателей России, Владимиру Михайловичу Сапрыкину, назвав его адмиралом литературной флотилии Анапы. Владимир Михайлович очень доходчиво и интересно поведал ребятам о значимости и важности данного проекта и предложил школьникам наладить тесные связи местными писателями, которые высоко держат планку литературного мастерства. В сентябре на греческом острове Тинос в рамках перекрёстного года культуры России и Греции прошёл Международный фестиваль конкурс «Визит к Музам». По итогам конкурса «Золотое перо Руси» наши земляки Валентина Хиониди и Владимир Сапрыкин стали обладателями специальной премии и награждены дипломом Гомера, а их песня «Россия-Греция» стала гимном фестиваля. Людмила Катукова провела презентацию книги на одном дыхании. Школьники читали понравившиеся им стихи из презентационной книги того или иного автора, а затем автор, присутствовавший на презентации читал детям свои стихи. В заключении этого интереснейшего мероприятия часть тиража книги были переданы Управлению среднего и профессионального образования и Управлению культуры для школьных библиотек и библиотек Домов культуры муниципального образования город-курорт Анапа. Затем, один из авторов проекта «Анапские литераторы – детям» , член Союза писателей России, член Международного Союза творческих сил «Озарение», член Южно-Российского творческого объединения Серебро слов», редактор журнала «Анапа литературная» Владимир Сапрыкин объявил о запуске нового проекта «Путешествие в страну чудес», том 2, «Сказки». А если это сказал Владимир Михайлович Сапрыкин, то сказанное будет сделано и библиотеки в 2017 году города к Международному Дню защиты детей получат в подарок новую книгу анапских писателей.
Людмила Комиссарова