[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Наина_Киевна_Горыныч  
Литературный форум » Сказочная страна » Сказобоз » Сказочное обозрение № 17 (№ 5/ 2015) (Открой реальность в сказке.)
Сказочное обозрение № 17 (№ 5/ 2015)
Томская Дата: Вторник, 24 Ноя 2015, 19:11 | Сообщение # 201
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Цитата М_Молния ()
В основе любой сказки лежит быль.

Мало того, и передавались некоторые древние сказки с чисто прикладной целью: не потерять какие-то важные знания, мысли, даже умения.
Из века в век, пока кто-то доросший до знаний, заложенных в сказках, легендах, сказах, поймёт то, что ему "передали" из давно прошедших веков.
По крайней мере, тот, кто читал легенды и сказы, не мог всерьёз верить пропаганде о том, что Россия жить начала по-человечески после 17-го года, а до этого была отсталой и убогой. А тем, кто "Русские веды" мог в те годы прочитать, вообще мир открывался. Потому что не только у Греции и Рима были Боги и Герои, но и у нас. Да ещё и схожие во многом.


Томская
 
Кикимоша Дата: Вторник, 24 Ноя 2015, 19:18 | Сообщение # 202
Житель форума
Группа: Жюри
Сообщений: 1005
Награды: 11
Репутация: 18
Не умею спорить, но мне кажется, П.Лебеденко ответит на этот вопрос.

Лебеденко Пётр
Сказки Тихого Дона


Петрусь - мальчонка русский.
Давно-давно это было...
Высокие горы с тех пор курганами стали, а там, где реки шумели, волнами рокотали, города теперь стоят да сады расцветают. Где болота и топи, страшные были, теперь рощи шумят зеленые, а в рощах птицы поют веселые. Только утес высокий стоит по-прежнему у Тихого Дона, мохом, как бородой, оброс, стоит, на могучую реку смотрит, будто прислушивается к чему-то. За утесом Тихий Дон в море впадает и долго еще дорожкой светлой меж морскими волнами белеет. Плывут над утесом облака, гуляет над ним ветерок степной, ласковое солнце лучами его согревает. Тихий Дон, река раздольная, плещется внизу и шепчет что-то, будто мать родная сынка убаюкивает. Стоит высокий утес, слушает...
А мимо длинными шагами время идет: сделает шаг, оглянется, а позади уже десятки лет остались...
Давно-давно это было...
Повадился как-то хищный орел из-за моря летать на Тихий Дон. Прилетит к могучей реке, черные крылья распластает, и повиснет темная тень над Тихим Доном, как тоска на сердце.
Выищет хищник жертву, схватит острыми когтями и унесет в высокие горы, за моря широкие. Уносил орел сперва ягнят глупых да овечек пугливых, а потом и детишки маленькие пропадать стали.
Стонут русские люди на Тихом Дону, плачут матери слезами безутешными, а горю помочь некому. Пробовали подкараулить птицу злую, да хитер хищник, не обманешь его, не проведешь. Все чаще и чаще прилетает он на Тихий Дон, все больше и больше льется слез горьких.
В ту пору жил в ветхом курене у Тихого Дона мальчонка Петрусь со своей матерью. Ласковый был Петрусь, добрый, и любили его за это все люди, как своего сына родного, Идут люди на работу, детей своих с Петрусем оставят, а Петрусь хоть и сам маловат еще, десять годков ему только, а уж он в обиду никого не даст. Затеет с ребятишками игры разные - тому коня из камышинки смастерит, тому рыбу невиданную из глины слепит, тому птицу диковинную на песке нарисует. Играют ребятишки с Петрусем - домой не заманишь.
А уж Тихий Дон Петрусь любил больше жизни своей. Придет, бывало, к берегу и долго-долго смотрит на широкую реку. На реке волны невысокие одна за другой куда-то катятся, на волнах солнечные блестки сверкают, будто золотые крупинки рассыпал кто-то. В светлой воде рыбешка резвится, веселой игрой забавляется. Выпрыгнет рыбешка из воды, глянет, а кругом блестит все от яркого солнца, словно искорки от огня горят на воде. Схватит рыбка маленьким ртом воздух, захлебнется - и опять в воду.
Над Доном воздух теплый прозрачными струйками плывет, чайки белокрылые летают, ласточки, как стрелы, низко над водой проносятся.
А вот откуда-то тучка темная к Дону приближается. Ветерок повеял, пробежал над рекой, и река сразу забеспокоилась, мелкими морщинками покрылась.
Петрусь на тучку смотрит и думает: <Эх, вот бы буря началась!>.
А тучка темная все ближе да ближе, уже всё небо потемнело. Ветер вдруг свистнул по-разбойничьи, Тихий Дон вздохнул глубоко, будто плечи богатырские расправил. Зашумело все кругом, загудели грозные волны, разгулялся Тихий Дон, словно долго в неволе сидел и вдруг на свободу вырвался. Чайки белокрылые покричали, посердились и улетели куда-то. За ними ласточки быстрые скрылись.
А сквозь тучи уже солнышко выглянуло. Буйный ветер свистнул последний раз и умчался к морю. И опять тихо над Доном...
Сидел так однажды Петрусь, рекой любовался, вдруг черная тень промелькнула над ним, в воздухе свист раздался. Глянул Петрусь вверх, а на него хищник злой, птица страшная, камнем из поднебесья падает.
Не успел и крикнуть Петрусь, как схватил его хищник острыми когтями, взмахнул черными крыльями и полетел над Тихим Доном, над лесами зелеными, над морями широкими.
Поглядел вниз Петрусь, защемило у него сердце, и крикнул он громким голосом:
- Прощай, батюшка Тихий Дон, прощай, земля русская!
Хищник и не взглянул на Петруся. Летит он все дальше и дальше от Тихого Дона, от любимой родины мальчонки русского. Ветер шумит кругом, горы седые внизу мелькают, белые облачка тают от ветра, как туман утренний над тихой рекой. Вот уже и вечер наступил, первые звездочки загорелись на небе, внизу море застонало, как зверь раненый.
Вдруг почувствовал Петрусь, что хищник вниз опускается. Глянул мальчонка кругом горы дикие, скалы черные, бездны глубокие.
А хищник злой взмахнул последний раз крыльями и опустился на черную скалу, в гнездо свое. Потом когти разжал, Петрусю дышать легче стало.
Сел он на камень, опустил голову на руки и заплакал. Вспомнил Петрусь мать свою родную, ребятишек веселых, Тихий Дон свой любимый - еще тоскливее на сердце стало.
Взглянул он на хищника злого, а тот сидит напротив, глаза у него недобрым огнем горят, злые искорки в них бегают. Потом взмахнул орел левым крылом и говорит вдруг человеческим голосом:
- Вот и принес я тебя в царство свое, детеныш человеческий. Долго подстерегал я тебя, долго за тобой охотился, вот и поймал наконец! А чтоб знал ты, детеныш, куда я принес тебя, скажу: не простой я орел и не простое это гнездо орлиное. Жил я триста лет назад на земле и был великим ханом турецким. Слава моя возносилась выше гор этих высоких, сила моя была грознее бурь морских. Кланялись мне все люди до земли до самой, только русский народ не захотел поклониться. И решил я уничтожить народ этот непокорный. Собрал я силу несметную и пошел войной на Русь вашу. Долго бился я с врагами своими, много голов русских с плеч скатилось, да не устояло мое войско в битве этой, дрогнуло. Разбили нас русские, а меня самого в плен забрали. Хотели казни предать, да спасла меня Зурала - царевна наша морская. Ненавидит она людей русских так же, как и я. Обрызгала меня Зурала водой своей соленой и сказала: <Будь ты, великий хан, птицей хищной до тех пор, пока Тихий Дон, река русская, от русской крови красной станет. Сделаешь это - быть тебе снова великим ханом, не сделаешь - так и околеешь птицей>. Вот и летаю я с тех пор над землей русской, помощника себе ищу. Чтоб исполнить то, что царевна наказала, надо мне иметь помощника верного и чтоб был у него ум человеческий, а сердце - хищника злого. Научу я такого человека, как зло сеять на земле русской, а потом уж сделаю свое дело. Ведомо мне, детеныш человеческий, что сердце твое не годится для моих замыслов - добра в нем много. Да то не беда: поживешь со мной, переделаешься. И коль будешь мне хорошим помощником, золотом тебя обсыплю, а коль не угодишь мне - гнить твоим костям вон в той пропасти. Много я уже людей русских приносил сюда, да пока что никто не угодил мне...
Сказал так хищник злой, взмахнул крыльями черными и улетел куда-то за горы. А Петрусь подошел на край горы, глянул вниз и отшатнулся в страхе: пропасть такая глубокая, что и земли не видать, а кругом на камнях кости человеческие белеют и над костями черные вороны кружатся.
Сел опять Петрусь на камень и задумался. Слезы из глаз у него полились, тоска черная сердце сдавила.
<Не видать мне больше матушки моей родимой, - думает Петрусь, - не любоваться мне больше Тихим Доном любимым. Не смогу я спуститься с горы этой, не уйти мне никогда от хищника злого>.
Вдруг слышит Петрусь - засвистели крылья в воздухе. Прилетел турецкий хан, в когтях чайку белокрылую держит. Сел он на свою скалу, взмахнул левым крылом и говорит:
- Вот, детеныш человеческий, птицу тебе принес из края твоего. Летала она над Доном, кричала людям, что жив ты, детеныш, что видела она, как я унес тебя в царство свое. А мне надобно, чтоб забыли люди о тебе, не вспоминали. За это птицу глупую уничтожить надо.
Чайка белокрылая смотрит на Петруся, будто сказать что-то хочет, да хищника злого боится.
- Не убивай птицу, великий хан, - проговорил Петрусь. - Пусть живет она со мной на этой скале, чтоб не скучно мне было.
Засмеялся хищник и отвечает:
- У чайки сердце не злое, в друзья она нам не годится. Тебе, детеныш человеческий, не такого товарища надо.
Ударил он чайку лапой своей страшной, разорвал ее на части когтями острыми, взял в клюв сердце чайкино и говорит Петрусю:
- А вот этим ты пообедаешь, детеныш человеческий... Отвернулся Петрусь, молчит. Жалко ему чайку белокрылую, да знает: заметит в нем жалость хищник злой - сбросит со скалы.
А орел опять крыльями взмахнул и улетел прочь. Немного времени прошло, как прилетел хищник назад, в когтях голубя сизокрылого держит. Ударил его клювом в голову, выклевал сердце из груди и бросил Петрусю под ноги:
- На, ужинай, детеныш человеческий. Голубь - птица ласковая, мирная, их всех убивать надо.
Потом посмотрел на Петруся и спрашивает:
- Ну как, не жалко тебе птиц этих глупых? Встал Петрусь с камня, взглянул в злые глаза хищника, опять промолчал. А тот допытывается:
- Жалко тебе или не жалко птиц этих глупых?
- Чего их жалеть, коль они уже мертвые? - отвечает Петрусь. - И тебя, хан турецкий, когда ты мертвым будешь, тоже жалеть не буду.
Сверкнул орел глазами и говорит:
- Вижу, толк из тебя будет, детеныш человеческий. Быстро ты к крови привыкаешь.
Вот так и начал жить Петрусь на скале высокой, в горном царстве хана турецкого.
Носит хищник злой в гнездо свое чаек белокрылых, голубей смирных, ягнят маленьких, разрывает их когтями острыми, выклевывает у них сердца горячие, приучает Петруся зло любить.
Растет Петрусь в неволе, потемнели у него волосы русые, потемнели глаза его голубые, а между бровей уже морщинка залегла. Десять лет прошло с тех пор, как хищник злой унес его с Тихого Дона. И решил Петрусь либо убежать из ханского царства, либо погибнуть в бою с врагом своим.
Вот и говорит он раз хищнику злому:
- Чувствую я в себе силу богатырскую, да не знаю, куда девать ее. Принеси мне, хан турецкий, саблю стальную, буду я учиться владеть ею, буду готовиться в поход на людей русских. Да уговор помни: коль порозовеет вода в Тихом Дону от крови вражьей - одарить меня не забудь.
Обрадовался хищник злой словам этим и отвечает:
- А за саблей далеко летать не надо. Подними вон тот камень серый, там и сабля стальная лежит.
Поднял Петрусь камень тяжелый, смотрит - под камнем сабля стальная сверкает, рядом с саблей булава лежит, драгоценные каменья горят на ней. Взял Петрусь саблю, смотрит на нее и говорит:
- Доброе оружие... Такая сабля у моего батюшки была, когда он биться с врагами земли русской шел.
- Такая, да не такая, - смеется хан. - Ударь саблей по камню да посмотри, что от камня останется.
Взмахнул Петрусь саблей, ударил по камню - рассыпался камень, только искры в стороны полетели.
- Добрая, добрая сабля, - говорит Петрусь. - Коль камень крушит она, что ж от тебя, хан, останется, если захочу я зарубить тебя?
Рассердился хищник.
- Не для того, - говорит он, - кормил я тебя десять лет, учил тебя зло любить, чтоб речи такие слушать. Ты, детеныш человеческий, силу мою еще не знаешь. Я крылом одним взмахну - от тебя и следа не останется.
Загорелось тут сердце Петруся, закипела кровь русская, еще больше ненависть лютая вспыхнула в нем к хищнику злому. <Зарублю я злодея этого, думает Петрусь, - а потом и сам с кручи брошусь, чтоб не томилось сердце мое в неволе страшной>.
Поднял он саблю стальную над головой, взмахнул ею в воздухе и ударил орла хищного.
- Вот тебе, выродок колдовской, за кровь русскую, за слезы матерей наших! - закричал Петрусь. - Научил ты меня зло любить - расплачивайся теперь за науку эту! Добры люди русские, но коль встречаются они с врагами, коль приходится им волю свою защищать - не видать врагам милости нашей!
Еще раз взмахнул Петрусь оружием грозным, еще раз со свистом опустилась сабля на птицу страшную. А рука уже опять саблю поднимает.
И начал Петрусь рубить злодея на части, рубит его и приговаривает:
- А это за людей русских, чьи кости белеют в пропасти страшной!.. А это за науку твою варварскую, за жизнь мою загубленную.
Час рубит Петрусь хищника злого, два, устал, саблю в сторону бросил, сел на камень, пот с лица рукой вытирать начал.
Вдруг смотрит - сидит орел на том же самом месте, сидит, кривым клювом перья черные оправляет, злыми глазами на Петруся смотрит и говорит:
- Вижу, сила в тебе и впрямь богатырская, а ума не нажил ты еще, детеныш человеческий. Саблю эту мне сама Зурала подарила, царевна наша морская, и сабля эта не простая: камни от нее в пыль превращаются, по толстому дереву ударить ею - щепки полетят, а вот хана турецкого ею не зарубишь! Заколдовала Зурала эту саблю. А за то, что руку ты поднял на хана великого, будешь ты сидеть еще пять лет на этой скале, науку мою мудрую постигать. Буду я мясо бросать тебе сверху, чтоб не околел ты с голоду, детеныш человеческий, а через пять лет прилечу - или в бой пойдем на людей русских, или гнить твоим костям в пропасти черной.
Сказал так хищник, злыми глазами сверкнул, черными крыльями взмахнул и улетел за горы.
Опять остался Петрусь в ханском царстве, опять сидит, горькую думу думает. Вспоминает Тихий Дон свой любимый, матушку родимую, друзей-товарищей.
А хан турецкий прилетел в землю нерусскую, сел около моря на камень острый, правым крылом взмахнул и крикнул что-то голосом хищным.
Выплыла к нему Зурала, царевна его морская, глаза у нее, как у жабы, зубы, как у акулы страшной, волосы длинные, как водоросли морские. Посмотрела Зурала на хана турецкого и спрашивает:
- С какими вестями прилетел ты, хан бывший? Скоро ли река русская розовой станет от крови русской?
Хищник злой голову наклонил, лапой себя по груди ударил, будто руку к сердцу приложил в знак приветствия, и отвечает:
- Помоги, царевна великая, войско набрать, думаю в поход собираться. Сидит у меня в неволе богатырь русский, сердце у него, как у орла хищного стало, хоть и не покорился он пока совсем, да время обломает его, оботрет. Пошлю я его на землю русскую зло сеять, людей друг против друга озлоблять. Дам ему золота, чтоб подкупал он непокорных, а потом и сам со своим войском нагряну. Помоги, царевна великая, и я твоей помощи не забуду.
- А когда ты, хан, русского богатыря посылать в его края думаешь? спрашивает Зурала.
- Пять лет ждать осталось, великая, - отвечает хищник.
Царевна голову в воду опустила, подумала и сказала:
- Хорошо. Будет тебе через пять лет войско. Собирайся, хан, в поход.
...Вот прошло еще пять лет.
Прилетает хищник злой в царство свое ханское, приносит в когтях мальчонку белоголового и говорит:
- Ну, богатырь русский, настало время в поход нам идти... А для испытания принес я тебе соплеменника твоего: разрежь ему грудь, сердце сам съешь, а мне вон в тог кувшин крови набери. Выпью я ее вместо вина перед походом. Коль не дрогнет твое сердце, быть тебе великим визирем.
Бросил хищник злой под ноги Петрусю мальчонку, а сам смотрит на Петруся, глаз с него не сводит.
Петрусь нож кривой взял, на мальчонку глянул и говорит хищнику:
- Сыт я сейчас, великий хан. Проголодаюсь, вот тогда и выполню твой наказ.
- Хорошо, - отвечает хищник. - Слетаю я на войско свое посмотрю, а как прилечу вечером, дашь ты мне крови русской отведать.
Улетел орел, а Петрусь подошел к мальчонке, погладил его по русой головке и сказал:
- Нашел я у хищника злого наряды его богатые, из парчи да из золота сделанные. Вот уж пять лет режу их на куски да бечеву плету, чтоб спуститься со скалы этой страшной. Немного мне осталось работать, да, видно, не успею я. Как возьмет меня хищник злой завтра, улетим мы с ним, ты камень вот этот подними, там все, что надо, есть. На землю спустишься, коль живой буду, увидимся. Коль погибнуть мне придется - иди на Тихий Дон, спросишь там Петруся, которого пятнадцать лет назад хищник злой унес, поклонишься матушке моей родимой, если жива она, да людям всем русским. А особо поклонишься Дону Тихому, реке моей любимой.
Взял Петрусь нож кривой турецкий, разрезал левую руку пониже локтя: брызнула кровь горячая на землю. Подставил Петрусь кувшин, наполнил его своей кровью до краев и говорит мальчонке:
- А теперь лезь вон в ту нору, я тебя камнями заложу. Прилетит орел лежи, не дыши.
Только спрятал Петрусь мальчонку белоголового, засвистел воздух, зашумели крылья черные, прилетел хищник. На Петруся глянул, левым крылом взмахнул и спрашивает:
- Ну как, детеныш человеческий, готов ли ты? Петрусь кувшин с кровью подает хищнику и отвечает:
- Съел я сердце человеческое, силы во мне прибавилось. Хоть сейчас я готов, хан турецкий, в поход с тобой отправляться.
Хищник кровь человеческую выпил и спрашивает:
- А куда же ты детеныша белоголового дел, помощник мой славный? Что-то не видал я в пропасти костей свежих...
Петрусь и бровью не повел.
- Как у дарил я его кинжалом в грудь, вытащил сердце, крови налил в кувшин, тут воронье черное налетело, просит у меня мясом полакомиться. Ну, сбросил я детеныша белоголового в пропасть, расхватало его воронье на лету. Ищи кости в вороньих гнездах, великий хан.
Поверил хищник злой Петрусю, крыльями захлопал, обрадовался, что теперь у него верный помощник есть, и говорит:
- Отнесу я тебя завтра на Тихий Дон, дам тебе золота мешок, будешь среди людей зло сеять. Люди золото любят, ты там брось горсть, в другом месте, люди увидят - драться из-за него начнут. Кончится это золото, я тебе другой мешок принесу. Коль поможешь мне в деле моем - не пожалеешь. Коль обманешь меня - со дна моря тебя достану, всех детенышей человеческих в горы унесу, воронью на пир.
Вот прошла ночь.
Утром хищник злой привязал к шее своей мешок с золотом, взял в лапы Петруся, взмахнул черными крыльями, и полетели они через моря бурные к Тихому Дону, к земле русской.
День летят, ночь летят, смотрит Петрусь - берега высокие вдали темнеют. <Вот и Дон мой Тихий начинается, - думает Петрусь, - а там и поля широкие русские, луга зеленые, люди родные>.
И говорит он хищнику злому:
- Опусти меня, хан великий, на берег, хочу водицы испить, чтобы силы прибавилось.
Опустил орел Петруся на берег, а сам кружится над ним в воздухе, ожидает.
Посмотрел Петрусь на Тихий Дон свой любимый и молвил:
- Здравствуй, батюшка Тихий Дон, здравствуй, земля русская! Долго не был я здесь, долго сердце мое в неволе томилось. И пришел я теперь, чтоб или на всю жизнь остаться в краю родимом, или жизнь отдать за дело правое.
Склонился он к Тихому Дону, стал воду пить. Пьет Петрусь воду чистую и чувствует, как сила в нем растет богатырская. Потом поднялся во весь рост, плечи расправил и крикнул хищнику злому:
- Эй ты, хан турецкий, выродок колдовской, коли хочешь живым остаться, улетай к своей царевне морской да проси ее, чтоб она тебя человеком добрым сделала. А коли хочешь битым быть, налетай, померяемся силами.
Вытащил из-за пазухи Петрусь нож кривой, стал ждать хищника злого.
А хан засверкал глазами страшными, выпустил когти острые, взмахнул крыльями громадными и, как вихрь черный, налетел на Петруся. Хотел хищник схватить его когтями своими, да взмахнул тут Петрусь ножом - одной лапы как не бывало. Потекла кровь черная, потемнел Тихий Дон. А Петрусь стоит, кудри его темно-русые ветерок ласкает, глаза его удалью горят молодецкой, стоит, снова хищника злого ждет.
И опять налетел хищник, ударил Петруся клювом острым в правую руку, не удержал Петрусь нож, выронил. А хищник уже снова налетает, бьет Петруся крыльями черными, но стоит Петрусь, твердо на ногах держится. Вдруг видит он плывет с моря Зурала, царевна морская. Пасть акулья раскрыта, глаза жабьи ненавистью пылают, косы-водоросли вокруг головы обвиты.
Увидел хищник злой подружку свою и кричит ей диким голосом:
- Свали его с ног, царевна великая, а там уж я сам с ним расправлюсь!
Видит Петрусь, что не устоять ему в воде против силы акульей: собьет его страшилище заморское. Хотел он на берег выйти, глянул, а у берега рыбы страшные длинными хвостами по воде бьют.
Зурала, царевна морская, голову из воды высунула, закричала рыбам страшным:
- Эй, слуги мои верные, валите с ног детеныша человеческого, рвите его на части!
Кинулись к Петрусю рыбы-чудовища, а он наклонился к Тихому Дону и говорит ему ласково:
- Прощай, батюшка Тихий Дон, прощай, река могучая.
Потом выпрямился, посмотрел кругом и думает: <Эх, стали бы ноги мои каменными - не видать бы разбойникам Тихого Дона...>
Только подумал так, чувствует - окаменели ноги. Тут царевна заморская ударилась с силой о ноги его, взвыла от боли, заметалась от ярости, волны кругом поднялись высокие... А сверху хищник злой уже камнем падает на Петруся, в грудь его хочет грудью своей ударить.
- Эх, - крикнул Петрусь, - стать бы мне утесом высоким, чтобы грудь моя крепкой была, как глыба каменная, чтоб разбился об нее насмерть хищник злой. Не лилась бы больше кровь русская от когтей его острых, не лились бы больше слезы материнские от горя страшного!
И умолк Петрусь навсегда, превратившись в утес высокий.
Ударился хищник об утес, крикнул диким голосом и упал в Тихий Дон. Подхватили его волны высокие и выбросили на берег, чтоб растащило его воронье черное.
А гордый утес так и стоит с тех пор, на могучую реку смотрит, будто прислушивается к чему-то. Ласкает его Тихий Дон волнами своими мягкими, шепчет ему что-то, будто мать родная сынка убаюкивает.
А мимо длинными шагами время идет: сто лет, двести, триста...


Сообщение отредактировал Кикимоша - Вторник, 24 Ноя 2015, 19:23
 
Кикимоша Дата: Вторник, 24 Ноя 2015, 19:21 | Сообщение # 203
Житель форума
Группа: Жюри
Сообщений: 1005
Награды: 11
Репутация: 18
Сказки о войне, не должны быть о крови и смерти. Они должны быть о воле, благородстве, достоинстве и ...

Петр Лебеденко

Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице.
Много-много лет тому назад войско казачье ушло далеко с Дона дать острастку ордам вражеским, что непрестанно на станицы нападали. И вот в ту пору из-за моря, из-за океана приплыло в Тихий Дон Чудо-чудище, страшное, сильное, с двадцатью руками, с десятью ногами, с семью головами. Рыбий хвост длиной с версту, а глаза, как костры: горят, дымят и искры из них летят.
Плывет вверх по реке, волны вздымает, воду мутит, усатых сомов глотает. Встретит баркас с рыбаками, ударит хвостом - только шапки рыбачьи остаются плавать на мутных волнах.
Плачут женщины и дети-сироты на берегу, да горю не поможешь. А страшное Чудо-чудище плывет себе да плывет, а где проплывет, там слез людских - омуты целые.
Стонет и Тихий Дон от гнева. Почернел он, вспенился, страшный стал. Хочет грудью остановить Чудо-чудище, да очень уж сильно оно, не совладает с ним.
Вслед за Чудом-чудищем войско его плывет - заморские звери страшные: не то рыбы, не то люди. Каждый зверь оружием обвешан. Глаза у них злые, жадные, как у разбойников, так и шныряют по сторонам: присматриваются, где бы добычу схватить. Увидит зверь человека, снимет с плеча лук, достанет из колчана стрелу, натянет тетиву и летит стрела прямо в сердце человеческое.
Приплыло Чудо-чудище в то место, откуда Дон начало берет, легло брюхом на песок, стало воду пить. День пьет, два пьет, и в Дону воды уже мало становится. Мутнеет Дон, у берегов пенится, волнами о камни бьет, рокочет, будто плачет.
И решили тогда оставшиеся на Дону старики да подростки идти войной на Чудо-чудище. Наточили они сабли, навострили пики, сели на коней и направились к тому месту, где Чудо-чудище со своим войском расположилось.
Долго ли они ехали, много ли проехали, только вдруг видят - перед ними море раскинулось. Гуляют по морю высокие волны, летают над ними чайки белые, шумит море, будто сердится.
Удивились люди: откуда тут море появилось? Никогда его не было здесь. А потом поняли, что это Чудо-чудище пьет воду из Дона, а сюда выливает, чтобы не проехали они.
Вдруг вышло из того моря войско Чуда-чудища. У каждого зверя в руках лук со стрелами, а стрелы те ядом смертельным отравлены. Не успели и опомниться дети да старики, как градом полетели в них стрелы. Летят, как шмели, гудят.
Падают люди, редеет их войско.
Отошли они от берега, разбили свой лагерь, стали думу думать, что делать, и решили помощь просить у людей, что далеко на север от Дона жили, откуда и сами они, казаки, пришли,
Был среди казаков храбрый воин по имени Степан, и была у него красавица дочка Светланка. Мать у Светланки умерла, и поехала она со своим отцом-стариком на войну - с Чудом-чудищем биться. Позвал Степан дочку и сказал:
- Далеко отсюда, за тремя лесами, за двумя реками, живет мой старший брат, а твой родной дядька. Садись на коня, дочка, скачи к нему, скажи, чтоб собрал людей в поход и вел к нам на подмогу. Долго и жестоко придется нам биться с Чудом-чудищем за наш Тихий Дон, за всю нашу родину. И нужна большая сила людская.
Обняла Светланка отца, поцеловала его, села на коня быстрого и помчалась.
Долго ли ехала она, много ли проехала, только вдруг видит: лежит на берегу маленькая рыбка, хватает раскрытым ртом воздух, бьется, задыхается без воды. Солнце печет, как огнем, и глаза у рыбки сделались мутными, как тусклое стекло.
Жалко стало Светланке рыбку. Спрыгнула она с коня, взяла рыбку на руки и понесла ее к реке. Пустила рыбку в воду, посмотрела, как она хвостиком вильнула, и только хотела к своему коню идти, глядь - а верхом на ее коне сидит зверь-рыба из войска Чуда-чудища.
Взмахнул зверь-рыба плеткой, ударил коня и ускакал прочь.
Запечалилась девочка. Села на берегу и горько заплакала.
<Как теперь доберусь я до своего дядьки? - думала Светланка. - Живет он за тремя лесами, за двумя реками, и, пока дойду до него, много людей погибнет от Чуда-чудища, от стрел его разбойников>.
Плакала-плакала она, потом напилась воды и пошла вдоль берега.
Шла-шла Светланка, солнце уже скрылось за холмами, темно стало, дороги не видно.
Наконец подошла она к лесу. Села под деревом, вытащила из сумки кусок хлеба и только начала есть - слышит, стонет кто-то жалобно, как будто сказать что-то хочет.
Оглянулась она кругом, видит: лежит волчица, кровь у нее из ноги течет, рот от жажды открыт, глаза смотрят на Светланку, как человеческие.
Не испугалась девочка. Подошла она к волчице, оторвала кусок от своего платья, перевязала ей ногу. Потом набрала в роднике чистой воды, напоила волчицу и отдала ей весь свой хлеб, подумав: <Все равно обе мы не будем сыты одним куском, пусть лучше серая волчица наестся>.
Потом, утомленная путем долгим, легла Светланка рядом с волчицей и крепко заснула.
Много ли, мало ли спала она, только слышит, как кто-то языком руку ей лижет. Открыла глаза, а перед ней серая волчица стоит, смотрит, головой на свою спину показывает, будто говорит: <Садись, Светланка, садись>.
Села Светланка волчице на спину, ухватилась руками за ее шею, и понеслись они, как ветер, через леса, через реки, через луга. Едет она, едет, вдруг видит: на опушке леса, около избушки, сидит древняя-древняя старушка, седые волосы на ветру развеваются, из глаз слезы на землю падают.
Слезла с волчицы Светланка, подошла к старушке, поклонилась ей и приветливо промолвила:
- О чем плачешь, бабушка? Не помочь ли тебе в чем? Посмотрела старушка на девочку и ответила:
- Спасибо тебе, внученька. Стара я стала, глаза не видят мои, руки-ноги не слушаются. Сижу вот здесь, встать не могу. Три дня не ем ничего, не пью. Горе мне...
Принесла Светланка воды старушке, вошла в хату, прибрала чисто, щей наварила, потом накормила старушку и прощаться стала.
А старушка и говорит:
- Доброму сердцу - добрые дела. Ведомо мне, что едешь ты к дядьке своему звать его на помощь к батюшке твоему. Только никого не застанешь ты там: прослышали люди о нашествии Чуда-чудища, сами пошли помогать войску вашему. И ты, внученька, иди обратно. А за доброту твою - вот тебе подарок: открой сундук в моей горнице, возьми там палицу. Палица та не простая, а волшебная. Как встретишься с ворогами, поднимешь палицу над головой и скажешь:
Палица, палица,
вольная удалица,
за русскую волюшку,
вольное раздольюшко
разгроми врага,
сокруши врага,
сокруши врага,
и развей врага!..
Взяла Светланка волшебную палицу, поблагодарила старушку, села на серую волчицу и поехала обратно. Едет она день, едет два, захотелось ей водицы напиться.
Подошла она к реке, наклонилась, чтобы воды зачерпнуть, а оттуда рыбка голову высунула и говорит человеческим голосом:
- Здравствуй, девица, здравствуй, красавица! Я рыбка-стерлядка, спасла ты меня давеча от смерти лютой, а теперь я тебе добром отплачу: иди прямо на восток, дойдешь до синего озера, а в нем моя сестрица живет. Передай ей поклон да спроси, по какой дороге идти к зеленому озеру, там бабушка моя живет. Бабушке поклонись да попроси у нее рубашку-кольчужку. А как наденешь рубашку-кольчужку, иди прямо на Чудо-чудище, бей его палицей-удалицей. А рубашку-кольчужку твою не пробьют ни сабли вострые, ни стрелы быстрые.
Сказала так рыбка-стерлядка, хвостиком вильнула и скрылась. Попрощалась Светланка с серой волчицей и пошла в ту сторону, откуда солнце всходит.
Долго ли шла, далеко ли она ушла, видит - озеро перед ней блестит, вода в нем синяя-синяя, как небо. В озере рыбы разные плавают, черепахи по дну ползают, а у берега стерлядка лежит, головку высунула, на солнышке греется.
Подошла к ней Светланка и говорит:
- Здравствуй, стерлядка! Иду я через поля и леса, от самого Тихого Дона, и несу тебе поклон от твоей сестрицы. Велела она тебе кланяться да пожелать жить-поживать долгие годы.
- Спасибо, девица, - отвечает стерлядка. - Давно я не видела сестрицу. Как увидишь ее - кланяйся ей от меня.
- А не знаешь ли ты, где ее бабушка живет? - спросила Светланка.
- Как же не знать, - отвечает стерлядка, - Иди прямо на восток, дойдешь до высокого дуба, а там муравьиная тропка прямо к зеленому озеру ведет. Там-то и живет старушка. Увидишь ее - кланяйся ей.
Поблагодарила Светланка рыбку и пошла опять прямо на восток.
Шла-шла, видит - стоит дуб высокий, кругом дуба желуди валяются и муравьи-работнички суетятся. Пригляделась Светланка, а от муравьиной кучи тропка идет. Бегают куда-то муравьи-работнички, то туда, то сюда.
Пошла Светланка по муравьиной тропке и пришла к зеленому озеру. Озеро глубокое, вода в нем зеленая, на воде кувшинки плавают, в воде золотые рыбки, как дети, тешатся.
Увидели золотые рыбки Светланку, испугались и нырнули на дно.
И сейчас же старая-старая рыбка-стерлядка выплыла. Посмотрела она на Светланку и говорит:
- Если с добром пришла, девица, - здравствуй! Доброму сердцу - добрые дела. Скажи, красавица, откуда пришла, зачем пожаловала?
Поклонилась ей Светланка и отвечает:
- Здравствуй, рыбка-стерлядка. Принесла я тебе поклон от твоей внучки с Тихого Дона да от другой внучки с синего озера. Велели они кланяться тебе да пожелать жить-поживать много лет. А еще внучка твоя - та, что на Дону живет, велела сказать, что лихая напасть пришла: гуляет по Дону Чудо-чудище с разбойниками, стонет Дон, стонут люди и рыбы. Есть у меня палица-удалица, да уж очень много стрел у Чуда-чудища: не подойти к нему, не подъехать. А войско казачье в дальний поход ушло, остались дома лишь старики да женщины. Вот и пришла я просить у тебя рубашку-кольчужку да совета мудрого.
Выслушала рыбка-стерлядка Светланку и нырнула в озеро. Ждет-пождет девочка рыбку - нет ее.
Прошло немало времени, но вот опять взволновалась вода на тихом озере, вынырнула старая стерлядка. Во рту она держала рубашку-кольчужку, которая на солнце всеми цветами радуги переливалась.
Подплыла рыбка к берегу, оставила на нем рубашку-кольчужку и, обратившись в красную девицу, промолвила:
- Вот возьми волшебную рубашку-кольчужку. Сто лет назад накинула ее на меня колдунья и сказала: <Будешь ты сотню лет жить рыбой. Придет через сто лет на Дон Чудо-чудище, много горя принесет. Коль найдется в то время на Дону девица, что согласится Тихий Дон от Чуда-чудища избавить, а самой на сто лет рубашку-кольчужку надеть и сто лет в Дону плавать, отдашь ты ей эту рубашку>. Вот сто лет и миновало с тех пор. И Чудо-чудище заявилось, горе принесло. А согласна ли ты Тихий Дон от горя избавить?
Посмотрела Светланка на девицу, и, не колеблясь, ответила:
- Как быть несогласной? Наш ведь он, батюшка Тихий Дон... А людей сколько гибнет, а горя сколько!.. А полонит Дон Чудо-чудище, ведь и дальше пойдет, по всей Руси разор учинит.
Надела на себя рубашку-кольчужку Светланка, простилась с красной девицей и скорее в путь обратный пустилась.
Идет, думу думает, как поскорее Тихий Дон от горя избавить, страшное Чудо-чудище уничтожить, людям радость и вольную волюшку вернуть.
Идет-идет, смотрит - серая волчица на дороге лежит, ее поджидает.
Обрадовалась Светланка, кинулась к серой волчице, за шею ее обнимает, шерстку ее гладит, приговаривает:
- Здравствуй, серая волчица, здравствуй, подружка моя верная. Соскучилась я по тебе, как по сестре родной.
А серая волчица тоже обрадовалась, ласкается к Светланке, смотрит на нее, и глаза ее радостью светятся.
Села Светланка на серую волчицу и помчалась к Тихому Дону.
А там в то время жестокая битва шла меж казаками и войсками Чуда-чудища. Храбро дерутся казаки донские, подростки да старики, но не устоять им перед страшной силой Чуда-чудища: на каждого человека по сто разбойников приходится.
А все же не отступают казаки. Свистят в воздухе их сабли острые, летят наземь головы разбойничьи. А Чудо-чудище стоит в стороне, за битвой наблюдает, ухмыляется: скоро, мол, конец Тихому Дону будет. Да недолго пришлось радоваться разбойникам: примчалась вдруг на серой волчице девица-красавица, золотистые косы от ветра развеваются, рубашка-кольчужка серебром на ней блестит, в руках грозная палица волшебная.
Серая волчица под ней, как добрый конь: на зверей злобно смотрит, рычит.
А Светланка поклонилась в пояс своему батюшке, всем людям ратным, а потом подняла над головой палицу и проговорила:
Палица, палица,
вольная удалица,
за русскую волюшку,
вольное раздольюшко
разгроми врага,
сокруши врага,
сокруши врага
и развей врага!..
Сказала она так, взмахнула палицей и помчалась прямо на войско Чуда-чудища.
Ударит палицей влево - валятся десять голов разбойничьих на землю, ударит вправо - двадцать голов катятся по земле.
Летят в Светланку стрелы отравленные, рубят ее сабли острые, да крепка рубашка-кольчужка: не пробьешь ее, не разрубишь.
А серая волчица зубами рвет разбойников, ногами топчет.
Бросило в бой Чудо-чудище все свои запасные полки, и несдобровать бы казакам, но тут подошло с севера на помощь войско могучее. Знамена развеваются, слышны звуки трубные, боевой клич воинов.
Попятились полки Чуда-чудища, а само оно вперед бросилось, держа в каждой руке по сабле.
Увидела это Светланка, подъехала к нему, взмахнула своей палицей - двух голов Чуда-чудища как не было.
А Светланка уже снова палицу над головой подняла, приговаривает:
...сокруши врага,
сокруши врага
и развей врага!..
Струсило Чудо-чудище, бежать хотело, да не тут-то было. Светланка взмахнула палицей раз-другой, и вот лежат семь голов Чуда-чудища на донской земле, лежат, в крови купаются.
А Светланка слезла с серой волчицы, обняла ее и сказала:
- Спасибо тебе за службу твою. Расстанемся мы с тобой, да ненадолго. Приходи к Тихому Дону, не забывай меня.
Тут батюшка Светланкин подошел к ним, а за ним и весь народ.
Обнял Светланку отец и сказал:
- Ведомо нам, дочка, что уходишь ты от нас к Тихому Дону. Сослужила ты большую службу народу своему, и долго он тебя помнить будет. И ты помни всегда о своем народе, не забывай о нем никогда: ни в горе, ни в радости.
Посмотрела Светланка на отца и ответила:
- До свиданья, батюшка. Не печалься, что уходить мне надобно от вас. Хоть и буду жить я сто лет в рубашке-кольчужке в донской воде, а сердцем всегда буду с вами.
Сказала так Светланка и превратилась в маленькую рыбку. Взяли ее люди на руки, отнесли к Тихому Дону и опустили в воду.
Посмотрели они, как рыбка от берега поплыла, постояли и медленно пошли свои дела делать.
А серая волчица еще долго-долго лежала на берегу и глядела печально в воду.
...На этом сказка кончается.
Старые люди говорят, что когда приходил откуда-нибудь враг на Тихий Дон, появлялась на серой волчице девица-красавица в рубашке-кольчужке, с волшебной палицей в руках - и бежал тогда враг с Тихого Дона.
А потом Светланка и совсем осталась с людьми, чтобы уже никогда не уходить от них.


Сообщение отредактировал Кикимоша - Среда, 25 Ноя 2015, 18:22
 
Nikolai Дата: Среда, 25 Ноя 2015, 06:00 | Сообщение # 204
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Цитата М_Молния ()
Во всём же остальном - говорим об одном и том же разными словами.

Сомневаюсь. Всё же я дистанцируюсь от Ваших высказываний.
Цитата Томская ()
Есть практика.

То есть - именно записывают сказки?


"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков"
Лао-Цзы.

Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?"
Редактор газеты "Сказобоз"
 
Nikolai Дата: Среда, 25 Ноя 2015, 06:02 | Сообщение # 205
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Цитата Кикимоша ()
Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице.

Какая необычная сказка... какая выразительная, красивая, величественная, задушевная, завораживающая...
Спасибо, Кикимоша.


"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков"
Лао-Цзы.

Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?"
Редактор газеты "Сказобоз"
 
Томская Дата: Среда, 25 Ноя 2015, 11:49 | Сообщение # 206
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Цитата Nikolai ()
То есть - именно записывают сказки?


Могу судить только по документам. Нашла в сети учёбные планы с расшифровкой по часам фольклорной практики нескольких вузов. Там везде присутствует "полевая" часть и интервьюирование по широкому спектру вопросов, связанных с сохранением УНТ.
Точнее сказать смогу после ответа моей сокурсницы, преподавателя университета.
Я же, как вы знаете, от филологии ушла очень давно, и могу опираться только на информацию тех, кто остался в профессии.
Одно могу сказать точно. Для создания презентационного коммерческого материала об одной из старинных территорий Пермского края, кроме специалистов -музейщиков, филологи привлекались.
Получилось очень интересно.
На фото памятник пермскому "звериному стилю".
Мне кажется, что вообще к поискам фольклорного материала надо подходить комплексно, изучать не только языковые источники, но и всё, что связано с лингво-памятником. И природные памятники тут на первом месте.
Прикрепления: 6061494.jpg (186.7 Kb)


Томская
 
Александр_Головко Дата: Среда, 25 Ноя 2015, 12:23 | Сообщение # 207
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1236
Награды: 17
Репутация: 72
Цитата М_Молния ()
Совершенно так. Но нельзя запретить простому солдату, прошедшему войну, щадить сознание своих внуков, войны не видевших, и на дотошные просьбы детворы: "Деда, расскажи о Войне", - отвечать именно сказками, закладывая в основу реальные события.

Талантливый у Вас дедушка, искренне восхищаюсь! А ниже вы пишете, что это рассказ Паустовского. Или я что-то не понял снова?
Такой жанр, как сказка, байка на войне вполне имеет право на существование, только он по-моему настолько редкий, что в первом упоминании Вами я принял это тоже как байку. Но прочитал рассказ и поверил автору, думаю, поверят и маленькие читатели. Тут надо особый талант, чтобы не перейти грань приличия, дозволенности, что ли, чтобы не превратить войну в источник коммерции, извлечения дешёвой популярности.
Цитата М_Молния ()
Александр_Головко, может быть кто-то из знакомых Вам ветеранов вспомнит солдатские сказки (я имею в виду не только сказки, как жанр, но и байки, прибаутки, стишки, даже попевки...) Запишите, ведь фактически никто не записывает, боясь, что за это косо посмотрят. А ведь это пласт нашей народной культуры. Неужели потеряем?

Цитата М_Молния ()
Александр_Головко, может быть кто-то из знакомых Вам ветеранов вспомнит солдатские сказки (я имею в виду не только сказки, как жанр, но и байки, прибаутки, стишки, даже попевки...) Запишите, ведь фактически никто не записывает, боясь, что за это косо посмотрят. А ведь это пласт нашей народной культуры. Неужели потеряем?

Среди моих ветеранов я не встречал таких, может, правда стесняются. Но знаете, они прошли всё, что можно и нельзя, среди них я не встречал стеснительных, просто это действительно редкое явление - сказки на войне, вот байки - вполне возможно, такие и я записывал, но как правило, в общем контексте их повествований. Д а на войне бывают и передышки, перекуры и люди там нормальные, почему бы не покаламбурить, не рассказать историю, анекдот, а то и самому что-то присочинить, ну так для общего поднятия настроения, снять напряжение. И это было и будет всегда и слава Богу, что мы не роботы, не трансформеры, не монстры из блокбастеров. Надеюсь, человечество ещё долго останется гомосапиенсами, в серьёзное время будет заниматься серьёзными вещами, а в свободное можно и пошутить и сказку рассказать... Но это я уже тоже малость расслабился и начал рассуждать на вольную тему.


Моя копилка
 
М_Молния Дата: Среда, 25 Ноя 2015, 13:05 | Сообщение # 208
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 331
Награды: 9
Репутация: 17
Цитата Александр_Головко ()
Талантливый у Вас дедушка, искренне восхищаюсь!

Большое спасибо. Жаль, что он давно уже ничего не может больше рассказать.

Цитата Александр_Головко ()
А ниже вы пишете, что это рассказ Паустовского.

Нет, я совсем не это пишу.
Сказка Паустовского была приведена как пример профессиональной сказки на тему ВОВ и как пример пограничного жанра рассказ-сказка.
А из сказок моего дедушки я привожу только отрывок о Курской дуге.
Кстати, делаю это впервые.

Цитата Александр_Головко ()
Тут надо особый талант, чтобы не перейти грань приличия, дозволенности, что ли, чтобы не превратить войну в источник коммерции, извлечения дешёвой популярности.

Абсолютно полностью с Вами соглашаюсь.
Но фиксировать на бумагу всё же необходимо. Чтобы не потерять эту частичку народной души и памяти.

Цитата Александр_Головко ()
может, правда стесняются

Скорее всего, а возможно просто забыли. Не до того тогда было, чтобы рассказанную на привале сказку-историю-байку запоминать. Посмеялись, отвели душу и снова в бой.
Но ведь и после войны фронтовики создавали сказки-легенды-байки. Ведь по большей части у всех - внуки. А детвора дотошна. Ну, не рассказать же взрослым языком о взятии Берлина двух-трёхлетнему ребёнку. Трудные слова и понятия для него трудные, нет у него еще жизненного опыта понимать это. У меня почти 100% уверенность, что каждый дедушка-бабушка, кто рассказывал маленьким внукам о войне использовали жанр именно сказки. Это ведь тоже надо записать, потому что именно такие истории и составляют основу героических народных сказок.

Цитата Nikolai ()
Всё же я дистанцируюсь от Ваших высказываний.

Ясно.
 
Александр_Головко Дата: Среда, 25 Ноя 2015, 15:01 | Сообщение # 209
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1236
Награды: 17
Репутация: 72
Цитата Кикимоша ()
Не умею спорить, но мне кажется, П.Лебеденко ответит на этот вопрос.

и правильно делаешь, Кикимоша, а мы почему-то сбиваемся порой на выяснение второстепенных вопросов, мелочные придирки по форме и содержанию. Мы изобретаем велосипед. Тот, кто пишет сказки серьёзно, знает и умеет это делать, а кто не умеет, но жаждет писать, научится у предшественников. Чем, скажите, сильно отличается эта область творчества от времен Арины Родионовны? И сказки теперь чаще не сказки, а видео ужастиков в гаджетах. Хотя дети рождаются такие же и сказки им нужны не меньше, другое дело их стали, может, меньше рассказывать и не так они популярны.

Цитата Кикимоша ()
Сказки о войне, не должны быть о крови и смерти. Они должны быть о воле, благородстве, достоинстве и ...

Без крови не обойтись, вы сами это продемонстрировали в первой и второй сказке, но кровь пролитая за правое дело не вызывает отторжения, если не смакуют и не заостряют на этом слишком много внимания.


Моя копилка

Сообщение отредактировал Александр_Головко - Среда, 25 Ноя 2015, 15:05
 
Александр_Головко Дата: Среда, 25 Ноя 2015, 15:14 | Сообщение # 210
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1236
Награды: 17
Репутация: 72
Цитата М_Молния ()
Большое спасибо. Жаль, что он давно уже ничего не может больше рассказать.


Цитата М_Молния ()
из сказок моего дедушки я привожу только отрывок о Курской дуге.
Кстати, делаю это впервые.

Смею предположить, что о Курской дуге написано не целиком в сказочной форме? Хотя я теперь ничему не удивлюсь.


Моя копилка
 
Кикимоша Дата: Среда, 25 Ноя 2015, 18:26 | Сообщение # 211
Житель форума
Группа: Жюри
Сообщений: 1005
Награды: 11
Репутация: 18
Цитата Александр_Головко ()
Без крови не обойтись, вы сами это продемонстрировали в первой и второй сказке, но кровь пролитая за правое дело не вызывает отторжения, если не смакуют и не заостряют на этом слишком много внимания.


Об этом, я и хотела сказать.П.Лебеденко сумел сделать свою сказку о войне, такой, что хочется гордиться своими предками. Что мешает написать о ВОВ, в такой форме, для маленьких детей. Если есть талант, то сказка, обязательно получится.


Сообщение отредактировал Кикимоша - Среда, 25 Ноя 2015, 18:27
 
Кикимоша Дата: Среда, 25 Ноя 2015, 18:36 | Сообщение # 212
Житель форума
Группа: Жюри
Сообщений: 1005
Награды: 11
Репутация: 18
Цитата Nikolai ()
Какая необычная сказка... какая выразительная, красивая, величественная, задушевная, завораживающая...

Вам спасибо, за такой отзыв. Донские сказки и легенды, очень своеобразны и красивые, своей певучестью. Но к сожалению, их авторы, почти неизвестны.

Легенда о Донском цветке-бессмертнике.

Давно это было. Во времена татарского нашествия на Русь, когда орды кочевников огнем и мечом прошли по Руси и Дону. Руины сгоревших городков и сел, испоганенные храмы, вытоптанные поля оставили после себя завоеватели и ушли назад в свои степи, уводя многочисленные колонны невольников.
У одной женщины-казачки погибла вся родня в боях, дом был сожжен, муж, будучи раненым, попал в плен. Угнали в плен и ее престарелого отца и малолетнего сынишку. Погоревала она и пошла по следам завоевателей. Долго она шла. Через безлюдные степи. Жара и холод донимали ее. Безводье. Лишь волки выли по ночам. Шла она больше года.В изветшавшем, оборванном платье, босая, с обветренным лицом и кровоточащими воспаленными губами пришла она в Орду. Воины привели ее к хану.

- Что ты хочешь, женщина? Откуда ты? - спросил хан.
Она ответила:
- Твои воины уничтожили наш городок, вытоптали поля, угнали скот, многих людей убили или угнали с собой. Я осталась одна. Пришла к тебе, хан. У тебя в плену мой престарелый отец, малолетний сын и муж. Без них я не смогу жить. Разреши, хан, мне взять их домой, а если нельзя, то я лучше останусь здесь, в неволе, и разделю их судьбу.
Хан задумался. Он понял, какой подвиг совершила эта женщина и оценил его:
- Ты мужественная женщина и достойна награды! Ты верная жена, любящая мать и дочь.
Хан решил проверить ее ум.
- Всех отпустить я не могу. Выбери себе из них, кого хочешь, но только одного.
Женщина задумалась, опустила голову и слезы закапали из ее глаз. Затем она подняла голову и, глядя на хана сквозь слезы, тихо сказала:
- Отца!
Хан поразился.
- Но почему? Твой отец уже достаточно пожил и, если тебе не жаль мужа, то пожалей ребенка. Ведь он твой сын? И сын и муж могут пропасть в неволе?!
Женщина, подавляя рвавшееся наружу рыдание, пояснила:
- Я еще не старая и значит у меня еще может быть другой муж и ребенок. А вот отца у меня уже никогда не будет. Я выбираю отца.
Хан был потрясен:
- Ты не только мужественная но, еще и мудрая женщина.
Он долго смотрел на стоящую перед ним женщину, затем приказал воину:
- Пойди в степь, сорви и принеси мне цветок, похожий на ромашку, сиреневого цвета!»
Воин выполнил приказ. Хан протянул женщине цветок.
- Вот тебе цветок, иди с ним по моей Орде, пока он не завянет. Если за это время найдешь своих - забирай их и идите домой, - и улыбнулся хан загадочно. - А если не успеешь найти до того, как цветок завянет, не взыщи - останешься здесь сама.
Женщина посмотрела на цветок, взяла его в руки и улыбнулась сквозь слезы хану:
-Благодарю тебя, хан. Милость твоя безмерна.
Она пошла с цветком по Орде. Ее сопровождал воин.Хан задумчиво смотрел ей вслед.

Цветок тот был донской бессмертник, он может стоять без воды и не вянуть много месяцев подряд и даже лет. Такой цветок.


Сообщение отредактировал Кикимоша - Четверг, 26 Ноя 2015, 19:16
 
Томская Дата: Среда, 25 Ноя 2015, 23:18 | Сообщение # 213
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Цитата Кикимоша ()
Легенда о Донском цветке-бессмертнике.

Только вздохнёшь! Разве так напишешь?


Томская
 
ledola Дата: Четверг, 26 Ноя 2015, 06:31 | Сообщение # 214
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 10688
Награды: 93
Репутация: 273
Цитата Кикимоша ()
Лебеденко Пётр
Сказки Тихого Дона

Цитата Кикимоша ()
Петр Лебеденко

Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице.

Цитата Кикимоша ()
Легенда о Донском цветке-бессмертнике.


Боже, какая прелесть!
На одном дыхании читается!
Спасибо Кикимоша за то, что познакомили с такими чудесными сказками!
...что-то мне сразу стыдно стало за свои сказки...чесслово! На фоне ТАКИХ великих(не побоюсь этого слова!) сказок хочется помолчать...и начать работать с удвоенной силой.
СПАСИБО ещё раз! biggrin


А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча...
и этим последним прыжком
покажет - свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.

Долгих Елена

авторская библиотека:
СТИХИ
ПРОЗА


Сообщение отредактировал ledola - Четверг, 26 Ноя 2015, 06:32
 
ledola Дата: Четверг, 26 Ноя 2015, 06:45 | Сообщение # 215
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 10688
Награды: 93
Репутация: 273
Цитата Кикимоша ()
Легенда о Донском цветке-бессмертнике.

Давным-давно я читала немного другой вариант. Там женщина выбирает брата. Под влиянием этой легенды (а я склоняюсь к тому, что это правда!) сочинила стихотворение в 2006 году и положила на музыку. кому интересно можете почитать. Песню, правда не выложила, руки никак не доходят))

Ода русской женщине http://stihi.ru/2006/06/16-2810


А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча...
и этим последним прыжком
покажет - свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.

Долгих Елена

авторская библиотека:
СТИХИ
ПРОЗА


Сообщение отредактировал ledola - Четверг, 26 Ноя 2015, 06:45
 
Томская Дата: Четверг, 26 Ноя 2015, 10:48 | Сообщение # 216
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Цитата ledola ()
Давным-давно я читала немного другой вариант.

Лена, твоё стихотворение под стать легенде, чувства обнажены, мелодия скорби прослеживается в каждом слове. И соглашусь, что, по-видимому, описан реальный случай, хотя действия героини рознятся, но она в любом варианте не выбирает сына.
Но современно ли звучит идея легенды и оправдан ли психологически поступок героини, если подходить с нынешними мерками?
То есть, если бы мы писали что-то подобное, но в современных реалиях. Тема-то осталась актуальной, особенно сейчас. Болевая тема.
Как сейчас поступать, если убили твоих родных, захватили в заложники. Идти к бандиту и пытаться договориться?
К чему это приведёт?
И выбор героини. Она выбирает прагматично, не сердцем. Потому что мать сердцем всегда выберет ребёнка, инстинктивно.
И думать будет не о себе, кто ей нужен, и не о том, кто отомстит. И уж тем более не о том, что она ещё кого-то встретит и вновь родит детей. Она в исступлении, тут разума быть не может.
И образ хана??? Тот, кто живёт грабежами и убийствами, способен на бескорыстный поступок?
Легенда чудесная, поэтичная, рисующая нравы и представления той далёкой эпохи, но, на мой взгляд, если включать её в разговор с современным ребёнком, надо многое проговаривать.
И если писать что-либо по мотивам, то заложить иную установку действий.
Ведь, что ни говори, любая легенда или сказ может в нужную минуту стать алгоритмом поступка. Особенно, если эмоциональный накал восприятия произведения был высок.

Что скажете?


Томская

Сообщение отредактировал Томская - Четверг, 26 Ноя 2015, 11:05
 
М_Молния Дата: Четверг, 26 Ноя 2015, 12:20 | Сообщение # 217
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 331
Награды: 9
Репутация: 17
Кикимоша, действительно прекрасные, сказочные интерпретации былин!!! Огромное спасибо!
Только стало досадно, что П. Лебеденко не сохраняет подлинных имён героев.

Цитата ledola ()
Давным-давно я читала немного другой вариант. Там женщина выбирает брата.

Женщину звали Авдотья Рязаночка, а повествует былина о событиях 1237 года. О разорении Рязани ханом Батыем. Есть версия, что былина более поздняя и относится не к 13, а к 14 веку и последствиям набега хана Ахмета.
http://www.ryazan-city.org/people/190/596/

Цитата Томская ()
Она выбирает прагматично, не сердцем.

Мне кажется, что сердце не может помочь в таком выборе. Оно же разорвано на три части.
Только мудрость.
Авдотья понимала к кому пришла, а, главное, зачем. Она ответила мудрее того, что хотел услышать хан. И в итоге получила награду.
Цитата Томская ()
И образ хана???

Классический. Во многих былинах, сказаниях, легендах, сказах, подчёркивается гибкая восточная мудрость ханов. Невозможно было управлять столь огромными просторами, столь большим количеством народов, входящих в Орду, без мудрости и политической гибкости.
Наши предки наравне отмечали в фольклоре как отрицательные, так и положительные черты врага. Потому что, как Вы верно говорите "любая легенда или сказ может в нужную минуту стать алгоритмом поступка".


Сообщение отредактировал М_Молния - Четверг, 26 Ноя 2015, 12:22
 
М_Молния Дата: Четверг, 26 Ноя 2015, 12:30 | Сообщение # 218
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 331
Награды: 9
Репутация: 17
Цитата Александр_Головко ()
Смею предположить, что о Курской дуге написано не целиком в сказочной форме? Хотя я теперь ничему не удивлюсь.


Простите, но я не понимаю вопроса. В приведённом отрывке события Курской дуги уже изложены полностью. Форма изложения: сказка для совсем малолетнего ребёнка. Мне было от силы года 4, когда дедушка рассказывал эту сказку.
 
Александр_Головко Дата: Четверг, 26 Ноя 2015, 12:55 | Сообщение # 219
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1236
Награды: 17
Репутация: 72
Цитата М_Молния ()
Простите, но я не понимаю вопроса.

Тем не менее Вы ответили на мой вопрос. Насколько я понял, ваш дедушка описал события на Курской дуге в форме сказок для маленьких. Вы меня убедили, что такая форма повествования о войне для детей возможна и существует. Это может даже лучше, чем взрослые, порой неумелые попытки объяснить ребёнку что такое война. Честь и хвала Вашему дедушке! biggrin


Моя копилка
 
Александр_Головко Дата: Четверг, 26 Ноя 2015, 13:02 | Сообщение # 220
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1236
Награды: 17
Репутация: 72
Цитата Томская ()
Только вздохнёшь! Разве так напишешь?

Не пребедняйтесь, Людмила, Вы делаете у себя немало, идя пока, может, по стопам Баженова.
Вопрос в том, насколько хорош материал, изложить его дело техники. Кто ищет, тот обязательно находит, и Вы ещё найдёте свой Каменный цветок и напишете что-то замечательное, я почему-то в этом уверен)).


Моя копилка
 
Томская Дата: Четверг, 26 Ноя 2015, 13:03 | Сообщение # 221
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Цитата М_Молния ()
Только стало досадно, что П. Лебеденко не сохраняет подлинных имён героев.

Думаю, потому и не упоминает, что легенда не прямое заимствование. Здесь ведь главный герой Цветок -бессмертник, на мой взгляд. А героиня лишь выражение идеи жизни.
И ещё интересно, что такого рода эпос свойственен областям, которые были под игом и в поздние годы тоже часто подвергались захватам. Это славянский фольклор. Он отличается от русского северного.
Цитата М_Молния ()
Мне кажется, что сердце не может помочь в таком выборе. Оно же разорвано на три части.Только мудрость.

Я спрашивала о современном подходе.
Та мудрость понятна, она продиктована пониманием и знанием восточной хитрости.
Цитата М_Молния ()
Авдотья понимала к кому пришла, а, главное, зачем. Она ответила мудрее того, что хотел услышать хан. И в итоге получила награду.

Цитата М_Молния ()
И образ хана???Классический. Во многих былинах, сказаниях, легендах, сказах, подчёркивается гибкая восточная мудрость ханов.

Интересно, а какими предстаём мы, русские, в легендах наших исконных "врагов"? Хватает ли тем народам мудрости уважительно относиться к нашим предкам. Надо бы посмотреть. Как-то не задумывалась. А ведь это важно для сегодняшней оценки событий и понимания, в каком ключе воспитывались народы, нас окружающие по периметру границы.


Томская
 
ledola Дата: Четверг, 26 Ноя 2015, 13:04 | Сообщение # 222
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 10688
Награды: 93
Репутация: 273
Цитата Томская ()
И выбор героини. Она выбирает прагматично, не сердцем. Потому что мать сердцем всегда выберет ребёнка, инстинктивно.

Людмила, я много читала про ту эпоху и художеств. литературы и документальной(всё, что нашла!) Представьте,если сможете - убивали всех мальчиков, чуть выше колеса арбы. Это исторический факт. После того, как вы всё это видели, то очевидно совершенно точно понимаете, что речь идёт о ВЫЖИВАНИИ, а здесь нужна прагматичность. В то время, девочки выходили замуж и рожали, как только выходили из девичества (первые месячные и тут же замуж!) Рожали, как заведенные, нужны были люди. Если вы вникните в ту эпоху, то поймёте. Долго рассказывать это всё тут))) Сердцем да, ребёнка, но увы...потому и сердце рыдало всю жизнь потом...
Очень много драм было в то время, очень много.
Цитата Томская ()
Она в исступлении, тут разума быть не может.

Пока доберёшься до хана, год, а то и два пройдёт! Уводили невольников в Золотой Город. Вы думаете, она встала и пошла? Нет, люди разумными были и понимали, что с кандычка до хана не дойдёшь. Готовились, а на это тоже время надо.
Цитата Томская ()
И образ хана??? Тот, кто живёт грабежами и убийствами, способен на бескорыстный поступок?

Вы судите слишком поверхностно. На самом деле у хана, как ни странно, были добрые помыслы. Он хотел создать империю, по которой "с востока на запад могла пройти обнажённая девушка с золотым подносом и в золотых украшениях и ничего плохого бы с ней не случилось" Представляете, какой замах?
Опять же, долго говорить об этом.
гм...а зачем? Может, не стоит врать? Историю так кроили-кроили, что сами запутались во всём этом...
Дети не дураки, поверьте, они очень многое понимают, а иногда гораздо больше, чем мы. Просто они молчат. А если начинают говорить, то становится ясно, насколько они впереди нас)) Вы как к этому относитесь? Я радуюсь! Но иной раз, не знаю, как с ними себя вести. И так и говорю им. А учителям что делать? Представили? Отсюда жалость к учителям со стороны детей(не в хорошем смысле) и естественное недоумение, почему они учителя.


А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча...
и этим последним прыжком
покажет - свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.

Долгих Елена

авторская библиотека:
СТИХИ
ПРОЗА
 
Томская Дата: Четверг, 26 Ноя 2015, 13:16 | Сообщение # 223
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Цитата Александр_Головко ()
Не пребедняйтесь, Людмила, Вы делаете у себя немало, идя пока, может, по стопам Баженова.Вопрос в том, насколько хорош материал, изложить его дело техники. Кто ищет, тот обязательно находит, и Вы ещё найдёте свой Каменный цветок и напишете что-то замечательное, я почему-то в этом уверен)).


Александр, я скажу правду. Я не секунды не шла по стопам Бажова в прямом смысле. Он собиратель легенд Урала, а я пользуюсь собранным, привлекая документы из архива и музеев Перми, сама, к сожалению, фольклор прикамский не собираю и не обрабатываю.
Он выразил своё отношение к эпосу через призму советской идеологии, но такие были времена. Книга "Малахитовая шкатулка" - шедевр той поры. Но она для меня лишь воспоминание детства.
Я работаю с исконным эпосом, не беря легенду целиком, а только идею или образ. Ни одну сюжетную линию я не взяла у П. Бажова, а с некоторыми утверждениями даже пытаюсь спорить.
О Турчанинове, например, написано с учётом реальных фактов и документов.
Я не прибедняюсь. Легенду шлифует народ своим многолетним пересказом. Добавляет каждый своё слово, частичку мудрости. Мы, авторы, можем лишь уловить вековую мудрость, добавить своё авторское виденье.
Разве что гений уловит что-то такое, чего ещё не было в копилке народной мудрости и литературного наследия.


Томская

Сообщение отредактировал Томская - Четверг, 26 Ноя 2015, 15:49
 
Томская Дата: Четверг, 26 Ноя 2015, 13:29 | Сообщение # 224
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Цитата ledola ()
Дети не дураки, поверьте, они очень многое понимают, а иногда гораздо больше, чем мы. Просто они молчат. А если начинают говорить, то становится ясно, насколько они впереди нас)) Вы как к этому относитесь? Я радуюсь!

Лена, вы уже, наверно, ни раз наблюдали в обсуждениях, что и я радуюсь. И считаю, что наши дети лучше и умнее нас, иначе смысл нашей жизни теряется.
Все ваши рассуждения о той поре принимаю без возражений, тем более, что, как вы знаете, я по первому образованию филолог и обязана знать то, на чём легенды были основаны.
Вопрос мой был о том, как эти легенды переложить на день сегодняшний, понятно, что не впрямую, а лишь в качестве идеи.
Как поступила бы сегодняшняя героиня в сходной ситуации. Заложники, война, захват в плен семьи.
На ваш взгляд, с сегодняшними террористами можно договориться? Они такие же мудрые, как хан из легенды?
Я для себя ответы знаю. Но мне интересно, что думают другие.
Как обсуждают с детьми эти темы учителя, родители?
Тема-то самая актуальная.
И как обосновать выбор героини сейчас? Без отсыла к истории.
Для себя я вывод давно сделала, что с памятниками литературы нужно работать так же, как с любыми памятниками. Вне контекста - нет трактовки. И нет смысла в пересказе. Можно лишь брать общую идею.
Потому в статье и написала, что с фольклором надо работать, как с хрусталём.


Томская

Сообщение отредактировал Томская - Четверг, 26 Ноя 2015, 13:32
 
Nikolai Дата: Четверг, 26 Ноя 2015, 19:16 | Сообщение # 225
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Цитата Томская ()
фольклорной практики нескольких вузов. Там везде присутствует "полевая" часть

Это замечательно. Интересно, что записывают? Что-то новое?
Цитата Александр_Головко ()
Среди моих ветеранов я не встречал таких, может, правда стесняются.

А надо спросить!
Цитата М_Молния ()
Но фиксировать на бумагу всё же необходимо. Чтобы не потерять эту частичку народной души и памяти.

Как много мы не записали...
Цитата Кикимоша ()
Что мешает написать о ВОВ, в такой форме, для маленьких детей. Если есть талант, то сказка, обязательно получится.

Действительно - что мешает? Насчёт таланта ничего не будем говорить, но если есть желание, почему не попробовать?


"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков"
Лао-Цзы.

Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?"
Редактор газеты "Сказобоз"
 
Литературный форум » Сказочная страна » Сказобоз » Сказочное обозрение № 17 (№ 5/ 2015) (Открой реальность в сказке.)
Поиск: