[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Литературный форум » Наше творчество » Авторские библиотеки » Поэзия » Татьяна Мажорина (мне бы выплеснуть душу)
Татьяна Мажорина
mazhorina-tatjana Дата: Понедельник, 23 Окт 2017, 23:53 | Сообщение # 4226
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Ириш, спасибо тебе! biggrin Переношу на эту страницу:

«Художник» слова

И на дуге чужих ресниц,
И на кайме стаканов грубых
Писал судьбы я тьму страниц,
Писал, сжимая крепко губы.


(Алексей Кеда «Жизни два крыла»)

Друзья мои, признаюсь вам –
Зашёл в кафе – там три девицы.
Молодки мне не «по зубам»,
Но вот беда – дугой ресницы!

Увидел – вмиг «писучий» зуд
Напал. Не верите? В натуре!
Я не какой-то Робин Гуд –
Поэт от Бога! Не халтурю.

Подсел к девицам. Сам не свой.
Зуд разыгрался ни на шутку.
У них стаканы. Три. С каймой!
Судьбу писать люблю я жутко. –

Вам тьму страниц в один момент
Сваяю мелко на ресницах!
И на стаканах по кайме
Слова запляшут, что Жар-птицы.

Они мне: – Дедушка, отвянь! –
Вульгарно, знаете ли, грубо, –
Избавь нас слушать эту дрянь
И не сжимай напрасно губы.

22. 10. 2017.


Моя авторская библиотека
 
ledola Дата: Вторник, 24 Окт 2017, 00:14 | Сообщение # 4227
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 10688
Награды: 93
Репутация: 273
Цитата mazhorina-tatjana ()
Увидел – вмиг «писучий» зуд
Напал.

Цитата mazhorina-tatjana ()
Вам тьму страниц в один момент
Сваяю мелко на ресницах!

Цитата mazhorina-tatjana ()
Они мне: – Дедушка, отвянь! –
Вульгарно, знаете ли, грубо, –
Избавь нас слушать эту дрянь
И не сжимай напрасно губы.

happy happy Таня, вот как ты так умеешь?? Не в бровь, а в глаз!! Отлично!


А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча...
и этим последним прыжком
покажет - свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.

Долгих Елена

авторская библиотека:
СТИХИ
ПРОЗА
 
mazhorina-tatjana Дата: Вторник, 24 Окт 2017, 00:22 | Сообщение # 4228
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Цитата ledola ()
Таня, вот как ты так умеешь?? Не в бровь, а в глаз!! Отлично!

Спасибо, Лена!
Я ж обещала вам хоть в дороге что-нибудь написать и вот результат))
Представь, такую муть пишет главный редактор журнала "Волго-Дон".
Наваял уже 40 книг - одна другой краше! biggrin


Моя авторская библиотека
 
Ла-Ра Дата: Вторник, 24 Окт 2017, 06:36 | Сообщение # 4229
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3378
Награды: 42
Репутация: 127
Цитата mazhorina-tatjana ()
Они мне: – Дедушка, отвянь! –
Вульгарно, знаете ли, грубо, –
Избавь нас слушать эту дрянь
И не сжимай напрасно губы.

Таня, ты великолепна в гневе)) Молодец! Замечательная сатира!


От себя не убежишь...
 
mazhorina-tatjana Дата: Вторник, 24 Окт 2017, 08:26 | Сообщение # 4230
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Цитата Ла-Ра ()
Таня, ты великолепна в гневе)) Молодец! Замечательная сатира!

Лара, спасибо!
Будешь тут сатириком поневоле. Такими книгами награждали участников фестиваля "Донская осень". Разве не абсурд?! biggrin


Моя авторская библиотека
 
irtya Дата: Среда, 25 Окт 2017, 22:03 | Сообщение # 4231
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 11224
Награды: 248
Репутация: 465
Цитата mazhorina-tatjana ()
Будешь тут сатириком поневоле. Такими книгами награждали участников фестиваля "Донская осень". Разве не абсурд?!

залежались, видимо))
молодец, припечатала!


Ирина Кузнецова

авторская библиотека
 
mazhorina-tatjana Дата: Четверг, 26 Окт 2017, 15:51 | Сообщение # 4232
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Цитата irtya ()
залежались, видимо))

Возможно))
Цитата irtya ()
молодец, припечатала!

Ира, спасибо! Всегда рада видеть. biggrin


Моя авторская библиотека
 
mazhorina-tatjana Дата: Четверг, 26 Окт 2017, 16:05 | Сообщение # 4233
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Любовь и боль и прозорливость…

Прочитав интервью главного редактора газеты «Донской писатель» (№5 за 2017) Людмилы Хлыстовой с доктором филологических наук, литературным критиком Л.Н. Малюковой, обратила внимание на список книг, которые по мнению Людмилы Николаевны, должен прочитать каждый литератор. В числе непрочитанных мною, оказался роман Евгения Замятина «Мы». Когда-то в далёкой юности читала рассказы и повести этого автора. До сих пор помнятся такие из них, как «Уездное», «На куличках», «Пещера». Острые. Ёмкие. Пронзительные. Бралась и за роман «Мы», но… отложила за ненадобностью. Видимо, была совершенно не готова к его восприятию. Думаю, настало время заново перечитать избранные произведения и переосмыслить незаслуженно забытый мною роман. Но… вначале коротко об авторе и его рассказах.
1
Родился Евгений Замятин 1 февраля (по новому стилю) в г. Лебедянь Тамбовской губернии (ныне Липецкая область) в семье православного священника. Мать будущего русского писателя, публициста, критика, киносценариста была пианисткой. «Рос под роялем», – так писал он о раннем детстве. В четыре года уже читал Гоголя. Позже – Тургенева, Достоевского, Толстого, Лескова, Салтыкова-Щедрина. Из современников предпочитал символистов: Фёдора Сологуба, Андрея Белого, Леонида Андреева. Книги на все времена были его друзьями и товарищами. Закончил с золотой медалью гимназию в Воронеже. Цитата из Автобиографии: «В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума».


Во время учёбы принимает активное участие в жизни революционной студенческой молодёжи, вступает во фракцию большевиков РСДРП. Тогда же он встречает свою будущую жену — Людмилу Николаевну Усову. В 1905 году за революционную деятельность подвергается аресту. Мать прикладывает все усилия по освобождению, однако, летом того же года в порту г. Одесса он становится случайным свидетелем восстания на броненосце «Потёмкин». Снова арест, высылка в Лебедянь. Тайно сбегает в Питер. Живёт на нелегальном положении. В 1908 г. Замятин заканчивает институт и пишет свой первый рассказ — «Один». Два года начинающий автор преподаёт на кораблестроительном факультете, работает инженером и одновременно заканчивает рассказ «Девушка».

В 1911 г. Замятина за нелегальное проживание высылают в Лахту. Он пишет свою первую повесть «Уездное», где с горечью обнажает косный, полный инертности мир русской провинции. Главный герой повести – не раз битый отцом – неслух и лоботряс Анфим Барыба, по два года просиживающий в каждом классе, так и не сдавший выпускных экзаменов и вынужденный сбежать из дома и жить в сарае одного из заброшенных дворов, спать рядом с бездомными собаками, чтобы не замёрзнуть. Следует отметить, насколько зримо автор выписывает его образ: «тяжкие железные челюсти, широченный, четырёхугольный рот и узенький лоб: как есть утюг, носиком кверху… Ребята побаивались Барыбы: зверюга, под тяжёлую руку и в землю вобьёт». И этакий «зверино-каменный» увалень сумел как-то пристроиться в жизни: за лакомый кусок и крышу над головой стал сожительствовать с пожилой и развратной купчихой Чеботарихой – «тестяной», необъятной, грузной, расплывшейся. Обидев её служанку сиротку Польку, Анфим был «разжалован» из любовников и выгнан со двора. И опять пристроился!.. Украл деньги у бывшего друга – добродушного и бесшабашного отца Евсея, а когда деньги закончились – стал подрабатывать подставным свидетелем у двоедушного адвоката Моргунова. Дошло до того, что по ложному свидетельству отправил на виселицу и другого своего приятеля – портного Тимошку. Надо сказать, что угрызения совести хоть редко, но посещали-таки его тёмную душу. Подобными «подвигами» дослужился до урядника. «Белый, ни разу не стиранный ещё китель, серебряные солнышки пуговиц, золотые жгуты на погонах». И такой нарядный красавец с гордым видом и сияющей четырёхугольной улыбкой постучался в обитую старой клеёнкой дверь отчего дома. Каково же было его удивление, когда отец, гневно визжа и брызгая слюной, выгнал его вон. Ошарашенный «столь тёплым приёмом» Барыба ещё долго в недоумении стоял перед дверью…

Не менее сочно выписан в повести и образ Урванки, служившего у Чеботарихи кучером и снискавшего к себе особое расположение госпожи: «кучерявый, силища, чёрт, и чёрный весь – цыган он был, что ли. Закопчённый какой-то, приземистый, жилистый, весь как узел из хорошей верёвки. Поговаривали, что он, мол, у Чеботарихи не только что в кучерах». Но… это всё исподтишка, потому как услышит – изобьёт до полусмерти. Бывший конокрад нисколько не церемонился и находил в драках особое удовольствие. Вот они нравы захолустья! Тем не менее, этакий воинственный детина любил проводить время на птичьем дворе. Изловит бывало мягонький жёлтенький комочек, «на руку посадит – и первое ему удовольствие – духом цыплёнка греть. И так, чтобы рожу его о ту пору никто не видал…Чудно!» И в самом деле – парадокс, да и только! Грубая физическая сила и проблески необыкновенной нежности в одном и том же человеке. И что особенно важно, для каждого даже самого отрицательного героя Замятин находил какой-то штришок, позволяющий читателю увидеть что-то человеческое, глубже раскрыть его сущность. Здесь мне очень близка позиция критика В. Полонского: «Симпатия к человеку грязному, пришибленному, даже одичавшему, сквозит на его страницах». Но хотелось бы добавить, что автор искренне жалеет, как социально угнетённых, так и самих угнетателей, «они ведь сами в определённом смысле «жертвы», продукт среды и обстоятельств». В целом – неизбывная, непреходящая боль за Россию переполняет всё его творчество.

А вот что пишет Олег Михайлов в предисловии к «Избранным произведениям» автора: «Густое, самоцветное по слогу, сказу и гротескное изображение старой России ("Уездное", "Алатырь", "На куличках"), впрочем, в иных случаях и неподдельно-поэтическое, со словом, крепким и хрустким, словно тамбовская антоновка (так написан, например, волшебный рассказ 1923 года "Русь", на который Замятина вдохновили рисунки Кустодиева). И сатирические, памфлетные картины "каменной, асфальтовой, железной, бензинной, механической страны" - технократического Запада, Англии начала нынешнего столетия ("Островитяне", "Ловцы человеков")».

Как у истинного художника слова, у него и природа играет своими особенными красками. И не просто играет, а работает на сюжет! Например, в рассказе «Три дня»: «Очаков – на осадном положении, на берег сойти нельзя. Солнце пристальное, ошалелое поливает нас сверху». А каким же ему быть, как не ошалелым?! 1905 год. Разгар лета. Невыносимая жара. К тому же – первый вооружённый мятеж на броненосце «Князь Потёмкин Таврический»! На усиление сюжета направлена любая пейзажная зарисовка автора. В подтверждение своих слов процитирую отрывок из рассказа «Непутёвый»: «Небо белое, пуховое, близкое – опять скоро снег пойдёт. А по земле – неведомый добр человек расстелил белую бумагу, и вот сейчас будут на ней, чистой, люди какую-то историю писать – весёлую или страшную», а история довольно неприглядная и трагичная. Или ещё из этого же рассказа: «Морозы пришли. Дни стали тихие, хрустальные, синие. Выстрелят – хрусталь вдребезги, и осколочки тишины звенят, такие жутко-весёлые». А как эти дни выстрелят, полагаю, стоит сохранить интригу для читателя.



По амнистии 1913 года Евгению Ивановичу наконец было разрешено легально проживать в Петербурге. Чуть позже он побывает и на севере: в Кеми, в Соловках, в Сороке и напишет цикл удивительно правдивых рассказов. Но его начинают мучить приступы «грудной жабы», вынудившие переехать на юг – в Николаев. Там Замятин строит землечерпалки и работает над самой трагичной, пожалуй, повестью «На куличках» о заброшенном на край света армейском гарнизоне. В ней во весь голос зазвучала политическая сатира, не лишённая художественности. Публика, отбывающая воинскую повинность в глухомани, самая что ни на есть разношёрстная: кто за оскорбление действием, кто за непотребство, кто за карты, кто за растрату и лишь Андрей Иванович – «агнчик невинный», попал сюда по доброй воле. Суровые порядки, поголовное пьянство, беспредел генерала, пользующего служебным положением как в корыстных, так и в похотливых целях, накладывают свой отпечаток на жизнь захолустья. Пейзажная картинка ещё более усугубляет и без того безрадостную обстановку: «Земля – мёрзлая, тусклая, голая – лежала неубранным покойником». Куда ещё хуже?! Но и в таком, Богом забытом месте, никто не отменял человеческих чувств. Повесть «На куличках» – пример удивительного самопожертвования во имя любви. Молодая женщина Маруся была вынуждена ответить на притязания генерала, во власти которого было засадить в тюрьму её мужа – капитана Шмита. Андрей Иванович, которого тоже угораздило искренне влюбиться в неё, ничем не смог помочь. Разумеется, кончилось всё трагически. Капитан, узнав об этом, долго издевался над женой, хотя любил без памяти. В конце концов – застрелился. После публикации повести в пятом номере журнала «Заветы» автор был предан суду, а тираж, что естественно – конфискован.

Рассуждая о рассказах Замятина, нельзя не заметить с какой душевной чуткостью, теплотой он описывает женские образы и все они у него особенные: и кроткие, и солнечные, и дерзкие, и, главное – любящие, способные ради спасения близкого человека принести в жертву не только честь, но и жизнь. К примеру, вот как он пишет о дочери исправника из рассказа «Алатырь»: «А ведь только поглядеть на Глафиру: ростом высошенька, волос русый, глаз сверкучий, вся наливная – как спелая рожь. На рояле Глафира может: Касту Дуну, Дунайские волны. И такая, поди ж ты, незамужней осталась, не нынче завтра начнёт осыпаться». Чувствуется, что и самому автору далеко небезразлична судьба девушки и читатель невольно становится соучастником его переживаний.

В марте 1916 года Замятин отправляется в командировку в Англию на завод в Нью-Кастле. Искусный корабельный архитектор испытывал особую любовь к ледоколам. До этого через его руки проходили чертежи первого после "Ермака" русского ледокола "Царь Михаил Федорович". В разгаре Первая Мировая война. Страна испытывает острую нужду в мощном флоте. Олег Михайлов пишет: «В Нью-Кастле при самом непосредственном участии Замятина строятся для России ледоколы "Святой Александр Невский" (после революции - "Ленин"), "Святогор" (позднее - "Красин"), "Минин", "Пожарский", "Илья Муромец". Больше всего инженерного, конструкторского труда воплотилось в первом из них, по тогдашним меркам очень могучем ледоколе: он делал для "Ленина" аванпроект, и ни один чертёж не попадал без его проверки и подписи в мастерскую». За два года пребывания в Англии он научился свободно писать и изъясняться по-английски, стал одеваться с «европейской, подчёркнуто щёголеватой аккуратностью». Отсюда, из машинизированной, педантичной Англии, где всё заранее рассчитано, расписано, доведено до абсолютизма, Евгений Иванович вынес замысел своей фантастической антиутопии «Мы».

Продолжение следует



Прикрепления: 1438905.jpg (8.7 Kb) · 4060829.jpg (9.2 Kb)


Моя авторская библиотека
 
ledola Дата: Пятница, 27 Окт 2017, 01:26 | Сообщение # 4234
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 10688
Награды: 93
Репутация: 273
Цитата mazhorina-tatjana ()
Представь, такую муть пишет главный редактор журнала "Волго-Дон".
Наваял уже 40 книг - одна другой краше!

волт тебе и редактор...ой, как некрасивоооо...Ты его чётко описала!!! happy happy happy

Цитата mazhorina-tatjana ()
Любовь и боль и прозорливость…

О! Очень интересный писатель Замятин! С удовольствием прочитала, Таня, Отлично пишешь!! biggrin biggrin


А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча...
и этим последним прыжком
покажет - свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.

Долгих Елена

авторская библиотека:
СТИХИ
ПРОЗА
 
Поздняков_Евгений Дата: Пятница, 27 Окт 2017, 05:05 | Сообщение # 4235
Выпускник МДЛК "Озарёнок"
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 2374
Награды: 50
Репутация: 100
Цитата mazhorina-tatjana ()
В марте 1916 года Замятин отправляется в командировку в Англию на завод в Нью-Кастле. Искусный корабельный архитектор испытывал особую любовь к ледоколам.

Вот это писатель! А какой интереснейший человек.
Цитата mazhorina-tatjana ()
«Художник» слова

Наверное, здорово очень, когда зуд "писучий" нападает))
В натуре, классно, Татьяна!
Сегодня же после лекций в кафе.
Может и меня "писучий" посетит! happy
А не посетит, так хоть познакомлюсь с кем-нибудь!!! happy happy happy
 
catya29 Дата: Пятница, 27 Окт 2017, 07:01 | Сообщение # 4236
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 5453
Награды: 145
Репутация: 137
Цитата mazhorina-tatjana ()
Они мне: – Дедушка, отвянь! –
Вульгарно, знаете ли, грубо, –
Избавь нас слушать эту дрянь
И не сжимай напрасно губы.


Никакого уважения к старшим, тем более к "поэтам" happy happy happy


http://planeta-knig.ru/shop/777/desc/vam-edinstvennomu-na-svete МОЯ ПЕРВАЯ КНИГА!

Моя копилка на издание книги.
 
mazhorina-tatjana Дата: Пятница, 27 Окт 2017, 07:57 | Сообщение # 4237
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Цитата ledola ()
О! Очень интересный писатель Замятин! С удовольствием прочитала, Таня, Отлично пишешь!!

Спасибо, Лена! Сегодня, если смогу, то о романе "Мы" напишу, а то в выходные опять уезжать нужно.
Цитата Поздняков_Евгений ()
Вот это писатель! А какой интереснейший человек.

Очень интересный!
Цитата Поздняков_Евгений ()
Может и меня "писучий" посетит!

Женя, твой зуд писательский, а не "писучий". Ты думаешь о чём пишешь, а потому и читать интересно. А и сама переживаю, когда долго ничего "путнего" в голову не идёт. Но не писать же, что попала, тем более если ты обличён властью.
Цитата catya29 ()
Никакого уважения к старшим, тем более к "поэтам"

Так точно, Катюша!

ledola, Поздняков_Евгений, catya29, Лена, Женя, Катюша, спасибо, что заходите, читаете, делитесь мнением! biggrin biggrin biggrin


Моя авторская библиотека
 
ilchishina Дата: Пятница, 27 Окт 2017, 11:44 | Сообщение # 4238
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 5212
Награды: 163
Репутация: 199
Цитата mazhorina-tatjana ()
Увидел – вмиг «писучий» зуд
Напал.

Классно!!!

Цитата mazhorina-tatjana ()
Любовь и боль и прозорливость…

Таня,как всегда написано с душой! Спасибо!


"Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь."А.Н.Островский
--------------------------------
С уважением. Зинаида
 
mazhorina-tatjana Дата: Пятница, 27 Окт 2017, 14:56 | Сообщение # 4239
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Цитата ilchishina ()
Классно!!!

Зиночка, спасибо!
Цитата ilchishina ()
Таня,как всегда написано с душой! Спасибо!

А без души не стоит и браться.
Сейчас села писать окончание, если никто мои планы не сломает, то на ночь выложу. biggrin


Моя авторская библиотека
 
Корзун_Светлана Дата: Пятница, 27 Окт 2017, 21:21 | Сообщение # 4240
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 848
Награды: 32
Репутация: 118
Таня, какие серьёзные и ёмкие у тебя работы! Воздастся за такие труды. Не знаю кем, когда - но точно.

Пишу. А могла бы жить.
 
mazhorina-tatjana Дата: Пятница, 27 Окт 2017, 21:34 | Сообщение # 4241
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Цитата Корзун_Светлана ()
Таня, какие серьёзные и ёмкие у тебя работы! Воздастся за такие труды. Не знаю кем, когда - но точно.

Светик, как я рада, что ты наконец-то зашла! biggrin Спасибо!
Думаю, то ли ты забыла про меня, то ли что-то не так...


Моя авторская библиотека
 
mazhorina-tatjana Дата: Суббота, 28 Окт 2017, 00:06 | Сообщение # 4242
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Любовь и боль и прозорливость…

«Человек – как роман, до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе, не стоило бы и читать…»
....................................................Евгений Замятин

2
Октябрьскую революцию Замятин встретил в Петрограде, в котором ему пришлось пережить тяжёлые события Гражданской войны, в полной мере познать неимоверный голод, холод, разруху. В эту пору вплотную сблизился с Горьким, работал в издательстве «Всемирная литература», писал пьесы, принимал участие в постановке спектаклей, был наставником молодых и очень одарённых петроградских писателей – «Серапионовы братья». Успех был феноменальным. Корней Чуковский даже назвал его «новым Гоголем». И это всего лишь в тридцать три года! Но моя цель подробнее остановиться на романе «Мы», первая публикация которого состоялась за границей. По одним данным в 1924, по другим – в 1927 годах. В любом случае критики признали его политической ошибкой, наносящей огромный вред советской литературе. 22 сентября 1929 года, не выдержав массированной атаки со стороны правительства и лояльных к нему коллег, Евгений Иванович заявил о своём выходе из Всероссийского Союза Писателей, а в 1931 году, добившись разрешения властей, покинул страну.

Что же такое роман «Мы»? Утопия? Никак нет. Утописты стремятся найти пути создания идеального мира, где будут процветать добро, справедливость, равноправие, гармония и т.д. Одним словом – всеобщее СЧАСТЬЕ. Древнегреческий поэт Гесиод (VIII – VII век до н.э.) – исполнитель эпических песен, один из основателей дидактического литературного направления, в своей поэме «Труды и дни» запечатлел сюжет о «золотом веке человечества», поскольку во времена существования родовых общин не было разделения на богатых и бедных, все были равны перед её Величеством – Природой. Он и явился неким архетипом для последующих утопистов. Будучи школьницей, я хорошо помню, как учительница начальных классов говорила нам о стремительном наступлении коммунизма и даже помнится принцип: «От каждого – по способностям и каждому – по труду». Но есть и всегда были люди, к числу которых относится и автор вышеназванного романа, смотрящие глубже, то есть на перспективу. Их интересует, а будет ли человек по-настоящему счастливым в так называемой идеальной среде? Но это уже антиутопия. Таков роман.



Местоимение «мы», направленное на сплочение, солидарность, в нашей стране всегда имело положительное значение. Вспомните песню на слова Роберта Рождественского в исполнении Софии Ротару: «В слове «мы» – сто тысяч «я». И вдруг находится такой Замятин, в романе которого оно имеет негативную окраску. «Единое Государство» (ЕГ) по авторскому замыслу – это объединение не свободных личностей, а серой, безликой массы, механически и строго по расписанию выполняющей определённые функции, вплоть до биологических. Во главе её стоит Благодетель. Идея коллективизма в описываемом обществе доведена до пародии. Но если внимательно читать, то роман можно назвать и автопародией, поскольку присутствует элемент самокритики, где автор нисколько не отделяет себя от понятия «мы». Известно, что в годы первой русской революции Замятин был большевиком, а потому с восторгом встретил Октябрьскую революцию, вернувшись из Англии, но раньше других осознав масштабы трагедии, оказался куда прозорливее многих, за что и пострадал. «Объясняя произошедшее с ним, Е. Замятин приводит персидскую басню о петухе, у которого была дурная привычка петь на час раньше других, из-за чего хозяин попадал в нелепое положение. В конце концов он отрубил петуху голову. «Роман “Мы”, — с горечью заключает писатель, — оказался персидским петухом: этот вопрос и в такой форме поднимать было еще слишком рано». В действительности же роман на родине писателя еще не был прочитан: первая публикация романа в СССР состоялась лишь в 1988 году (журнал «Знамя». 1988. № 4–5)».

Итак, роман – довольно смелая антиутопия, представляет собой один из вариантов предполагаемого далёкого будущего. Сюжет фантастичен, но не лишён некой доли психологизма. Автобиографичен. Написан в форме дневниковых записей-конспектов. Главный герой – сам автор, который значится под «нумером» Д-503. Математик, рационализатор, первый строитель космического корабля «Интеграл», цель которого «проинтегрировать» вселенную. Жители Единого Государства напрочь лишены какой бы то ни было индивидуальности: шарообразные бритые головы, одинаковые серо-голубые юнифы (форма), различаются только по нумерам-индексам. Творческое вдохновение воспринимается как опасный вид эпилепсии. Если какой-то нумер способен к самостоятельному мышлению, то шпионы-хранители тут же сообщают Благодетелю и нарушителя дисциплины немедленно наставляют на путь истинный, то есть проводят ему Великую Операцию по удалению фантазии. Обратите внимание, как автор тонко иронизирует по этому поводу: «Так приятно чувствовать чей-то зоркий глаз, любовно охраняющий от малейшей ошибки, от малейшего неверного шага. Пусть это звучит несколько сентиментально, но мне приходит в голову опять всё та же аналогия: ангелы-хранители, о которых мечтали древние. Как много из того, о чём они только мечтали, в нашей жизни материализовалось».

С не меньшей иронией он говорит о Дне ежегодных выборов Благодетеля, но в тексте это выглядит так естественно: «Завтра мы снова вручим Благодетелю ключи от незыблемой твердыни нашего счастья. Разумеется, это непохоже на беспорядочные, неорганизованные выборы у древних, когда – смешно сказать – даже неизвестен был заранее самый результат выборов. Строить государство на совершенно неучитываемых случайностях, вслепую – что может быть бессмысленней? И вот всё же, нужны были века, чтобы понять это». Роман Замятина остро современен и в наши дни. Но как он мог написать такие вещи в двадцатых годах двадцатого столетия – уму непостижимо!

Государство полностью взяло на себя заботы о всеобщем и одинаковом для каждого счастье. Чистота. Стерильность. Прозрачные стеклянные дома, причём, строго прямоугольные, геометрически выверенные площади, улицы. С внедрением нефтяной пищи побеждён голод. Решена глобальная проблема далёкого XX-го века! Отпала необходимость думать о хлебе насущном. Да что там о хлебе! Даже о продолжении рода! Любовь сведена к случайным, медицински полезным процедурам. Для этого всего лишь необходимо подать заявку на любой нумер, и он к вашим услугам, правда, в строго определённые часы и дни недели. И только в эти часы позволено было опустить шторы в прозрачной комнате. Автору, безусловно, удаётся обнажить мысль, заострить, довести до абсурда и во всей красе подать читателю.

Замятин в совершенстве владеет приёмами звуковой и зрительной характеристиками персонажей. Вот что он говорил: «Я далёк от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определённое смысловое или цветовое обозначение. Но – Р – ясно говорит мне о чём-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чём-то бледном, голубом, холодном, плавном, лёгком. Звук Н – о чём-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чём-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук М – о милом, мягком, о матери, о море. С А – связана широта, даль, океан, марево, размах. С О – высокое, глубокое, море, лоно. С И – близкое, низкое, стискивающее и т.д. (Анненков Ю. Евгений Замятин «Воспоминания» //Литературная учёба. 1989. №5). Не стану останавливаться на значении цифр, они тоже в романе выполняют определённые функции.



Точный выбор имени играет не менее важную роль. Согласные буквы служат эквивалентом мужских имён, а гласные – женских. Интересно и то, что буквы выбраны и латинские и русские, выходит, что автор не придавал особого значения языковым барьерам и национальным различиям. Вот как описывает автор О-90, которая строго по расписанию заказывала на него розовый талон. Её внешний портрет «повторяет» её имя: «Милая О! — мне всегда это казалось — что она похожа на свое имя: сантиметров на 10 ниже Материнской Нормы — и оттого вся кругло обточенная, и розовое О — рот — раскрыт навстречу каждому моему слову. И еще: круглая, пухлая складочка на запястье руки — такие бывают у детей». При существующей в Едином Государстве «науке детоводства» О-90 не может иметь ребенка — она ниже Материнской Нормы на десять сантиметров. Зная, что ей грозит смерть в случае отступления от правил, молодая женщина всё рано решается на этот шаг, поскольку в ней просыпается материнский инстинкт. Д-503 уступает её просьбе.

I-330. Совсем другая и по внешнему облику, и по характеру: «тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст». Латинское I (не русское «и») в зрительном плане представляет эту элегантность, угловатость, стойкость (стойкий, сильный характер), резкость I-330, что усиливается и такой деталью, как «острые белые зубы». Всё в I-330 являет собой вызов Единому Государству — установленному порядку, стандарту, унифицированному миру. Ее фантазии в одежде воспринимаются как своеволие, как вызов, свидетельствуют об осознании личностного начала. Героиня будоражит воображение Д-503, пробуждает в нём способность любить, думать, сомневаться.

Так уж случилось, что любовь для Д-503 из медицински полезной превратилась в страсть. Слушая музыку Скрябина в исполнении I-330, он впервые ощущает «медленную сладкую боль», чувствуя в своей крови ожог «дикого, несущегося, опаляющего солнца». У него образовалась душа. А это уже грехопадение, причём, государственного масштаба. I-330 – первая осознаёт необходимость протеста и пытается вытянуть Д -503 из рутины и на какое-то время ей это удаётся, они оба становятся заговорщиками. В романе она более чем революционерка. Критики называют её Мессией, усматривая первую букву её имени, как начальную в имени Христа, а в цифре – его возраст, увеличенный в десять раз. Нерешительный и безвольный Д-503 становится безучастным свидетелем казни любимой. Всё-таки побеждает Государство. Механические инстинкты, заложенные ЕГ одерживают верх над человеческими чувствами. Он снова во власти Благодетеля. Позволю себе вставить ремарку, не относящуюся к роману, но очень уж аббревиатура похожа по своей нелепости на современную. Не такой ли Благодетель ввёл ЕГ в систему образования?!

Итак, I-330 погибает, по-другому и быть не должно, но остаётся жить О-90, в которой зародилась новая жизнь. Ей удаётся переправиться за Зеленую Стену, в мир естественной природы, «её будущее полно неясностей, поскольку гарантированного безоблачного счастья этот мир не сулит, но на неё и её ребенка — будущее человечество — возлагает надежды автор и мы, читатели. В этом смысле роман заканчивается открытым финалом — прославлением Вечной Женственности».

Основная мысль романа, на мой взгляд, останется ли в эпоху технократии Человек Человеком? Способен ли он, извлекая разумное зерно цивилизации, противостоять ей в духовном плане? Литературный герой, то есть – Д-503 не выдержал. Сломался. Но автор Замятин подарил миру замечательный роман, который и в наше время нисколько не утратил своей значимости, остроты и актуальности. 10 марта 1937 года Евгений Иванович скончался от «грудной жабы» в бедной квартирке на улице Раффе. Ему было всего 53 года. Похоронен на далёком кладбище Тие в окрестностях Парижа, где хоронили русскую бедноту. Считаю, что свой писательский и гражданский долг он выполнил с честью, поскольку не юлил, не лукавил, ни под кого не подстраивался, не упражнялся в написании хвалебных од, а брал самые болевые темы своего времени и честно, открыто доносил до читателя горькую правду, при этом мастерски облекая её в художественную форму.

Используемые материалы:
«Избранные произведения в двух томах» – Евгений Замятин, – Москва, Идательство «Художественная литература» 1990 год.
Интернет-ресурс – Издательство «Лицей»:
http://licey.net/free....my.html

22 - 23.10. 2017.
Прикрепления: 3797685.jpg (10.2 Kb) · 9552893.jpg (5.3 Kb)


Моя авторская библиотека

Сообщение отредактировал mazhorina-tatjana - Суббота, 28 Окт 2017, 00:32
 
Ла-Ра Дата: Суббота, 28 Окт 2017, 10:08 | Сообщение # 4243
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3378
Награды: 42
Репутация: 127
Таня, спасибо тебе огромное, что не устаёшь просветлять нас! biggrin Написала интересно, развёрнуто, в общем -- здорово!

От себя не убежишь...
 
ledola Дата: Суббота, 28 Окт 2017, 11:42 | Сообщение # 4244
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 10688
Награды: 93
Репутация: 273
Цитата mazhorina-tatjana ()
Любовь и боль и прозорливость…

Цитата mazhorina-tatjana ()
роман «Мы»?

роман интересный, давший толчок многим романистам. С удовольствием прочла, Таня. biggrin biggrin


А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча...
и этим последним прыжком
покажет - свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.

Долгих Елена

авторская библиотека:
СТИХИ
ПРОЗА
 
mazhorina-tatjana Дата: Суббота, 28 Окт 2017, 20:14 | Сообщение # 4245
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Цитата Ла-Ра ()
Таня, спасибо тебе огромное, что не устаёшь просветлять нас!

Так рисовать же не умею, вы - все мои подружки))) biggrin Надо ж что-то делать, кроме стихов и басен. И себя просвещаю заодно)))
Цитата ledola ()
С удовольствием прочла, Таня.

Удовольствие - это хорошо))))) biggrin

Ла-Ра, ledola, Лара и Лена, дорогие мои девчонки, спасибо!!!


Моя авторская библиотека
 
ilchishina Дата: Воскресенье, 29 Окт 2017, 01:39 | Сообщение # 4246
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 5212
Награды: 163
Репутация: 199
Цитата mazhorina-tatjana ()
Любовь и боль и прозорливость…

Танечка,умница! Поддерживаю Ларису,ты наш просветитель!

Прикрепления: 3460112.gif (48.5 Kb)


"Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь."А.Н.Островский
--------------------------------
С уважением. Зинаида


Сообщение отредактировал ilchishina - Воскресенье, 29 Окт 2017, 01:43
 
mazhorina-tatjana Дата: Воскресенье, 29 Окт 2017, 19:21 | Сообщение # 4247
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Цитата ilchishina ()
Танечка,умница! Поддерживаю Ларису,ты наш просветитель!

Зиночка, спасибо! Как же душу греет, когда пишешь не впустую, когда это кому-то нужно. Я просто счастлива, что имею таких коллег! Опыт показывает, что виртуальные друзья, с которыми делишься творчеством, не менее важны, чем в реале. biggrin


Моя авторская библиотека
 
АНИРИ Дата: Понедельник, 30 Окт 2017, 09:24 | Сообщение # 4248
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4536
Награды: 36
Репутация: 62
Цитата
Замятин в совершенстве владеет приёмами звуковой и зрительной характеристиками персонажей. Вот что он говорил: «Я далёк от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определённое смысловое или цветовое обозначение. Но – Р – ясно говорит мне о чём-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чём-то бледном, голубом, холодном, плавном, лёгком. Звук Н – о чём-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чём-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук М – о милом, мягком, о матери, о море. С А – связана широта, даль, океан, марево, размах. С О – высокое, глубокое, море, лоно. С И – близкое, низкое, стискивающее


Это потрясающе


Чуть в сторонке
 
mazhorina-tatjana Дата: Понедельник, 30 Окт 2017, 18:14 | Сообщение # 4249
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Цитата АНИРИ ()
Это потрясающе

Видишь, Ириш, ты как художник, отметила именно этот момент, а я думала, вдруг это будет неважно читателям, типа удлиняю очерк... А потом решила, что все мои подружки на сайте - художники и слова и кисти. А, значит, цитата не лишняя. Спасибо! biggrin


Моя авторская библиотека
 
Ла-Ра Дата: Понедельник, 30 Окт 2017, 20:47 | Сообщение # 4250
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3378
Награды: 42
Репутация: 127
Цитата mazhorina-tatjana ()
А потом решила, что все мои подружки на сайте - художники и слова и кисти. А, значит, цитата не лишняя

Ничего не лишняя! Мне очень нравятся звуковые приёмы в литературе! Это ведь так здорово, что буквами можно придать особенный оттенок тексту!


От себя не убежишь...
 
Литературный форум » Наше творчество » Авторские библиотеки » Поэзия » Татьяна Мажорина (мне бы выплеснуть душу)
Поиск: