[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Литературный форум » Клубы по интересам » Дискуссионный клуб » Должна ли художественная литература быть захватывающей? (увлекательность сюжета и культурная ценность произведения)
Должна ли художественная литература быть захватывающей?
Tanita Дата: Суббота, 17 Дек 2011, 07:40 | Сообщение # 1
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Я хочу поговорить с вами о художественной литературе и её роли в нашей жизни. Мы начинаем с ней соприкасаться практически с пелёнок, когда слушаем, как нам взрослые читают вслух сказки, а потом идём в школу и знакомимся с литературным наследием уже более серьёзно. Подрастая, человек находит свой круг любимых авторов, любимых книг и, наконец, дорастает - или не дорастает - до любви к классической художественной литературе, высшей разновидности литературного сегмента человеческой культуры.

Каждый, наверняка, вспомнит, что приходилось читать разные книги - одни были захватывающе интересными, увлекали с первых же страниц и до последней строчки не отпускали. Часто такие книги дочитывать приходилось глубокой ночью, потому что оторваться просто не было сил. Другие книги давались с трудом, читать их было скучно и нудно, их приходилось либо читать по необходимости, с нетерпением ожидая, когда же закончится это всё, либо пролистывая страницы...

Но почему-то, как ни странно, многие классические произведения, достойные наивысших похвал, ценнейшие работы, ставшие эталоном высокого искусства, на деле оказываются скучными для читателя. Почему так происходит?

Как вы думаете, должны ли художественные произведения, будучи произведениями искусства, быть увлекательными?


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
Aseeva Дата: Суббота, 17 Дек 2011, 13:14 | Сообщение # 2
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 566
Награды: 55
Репутация: 75
Здравствуйте, Татьяна! Очень интересную Вы подняли тему... и мне в-первую очередь как читателю, кажется, что непременно художественное произведение должно быть увлекательным, оно должно держать читателя в напряжении, желании " скорей, скорей дочитать... узнать, что будет на следующей странице, в следующей главе"... Только к таким произведениям в последствии вернется читатель, чтобы прочитать его вновь, чтобы окунуться вместе с полюбившимися героями в тот иной, дивный, интересный мир...
Согласна, многие классические произведения не содержат в себе этой увлекательности, живого задора. Может быть поэтому их второй, третий раз не перечитывают, а иногда и вовсе вспоминают с насупленым носом... Вот я например, как бы не уважала Льва Толстого второй раз перечитывать "Войну и мир" не буду... не стану я перечитывать и "Мертвые души" Гоголя, хотя его цикл рассказов"Вечера на хуторе близ Диканьки" перечитывали много раз, как и моего любимого писателя Булгакова... если не изменяет память "Мастер и Маргарита" я читала раз пять... и до сих пор люблю взять в руки эту книгу!!!
Без всякого сомнения, книга должна быть увлекательной и содержать в себе какие-то уникальные, до этого момента не описанные факты, мифы и эпизоды из жизни, лишь тогда она будет интересна большому кругу читателей, оставив в их душах какой-то след...
С уважением Елена
 
Tanita Дата: Суббота, 17 Дек 2011, 14:51 | Сообщение # 3
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Елена, спасибо Вам за участие в теме! Я согласна с Вами в том, что умение вызвать интерес у читателя содержанием книги - немаловажно для писателя! Единственное "но": сейчас как никогда много увлекательной и при этом практически совсем не содержательной художественной литературы, не представляющей ценности с точки зрения культуры. Это особенно относится к детективам и фэнтези, которые успешно конкурируют с серьёзной литературой, благодаря способности увлекать и захватывать читателя. И эта увлекательность, кстати, одна из важных составляющих этого жанра в литературе! Разве может быть неувлекательный детектив?

Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
nosta57 Дата: Суббота, 17 Дек 2011, 15:28 | Сообщение # 4
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 2341
Награды: 56
Репутация: 51
На поставленный вопрос я бы не стала отвечать "да" или "нет". Мне кажется, художественная литература должна быть РАЗНОЙ, ведь читатели разные. Кто-то жадно глотает сюжет, а кто-то "смакует" слова, язык, кто-то ищет в ней мысли. Вот эти запросы читателя и должна иметь ввиду литература. Сегодня всех читателей сделали на одно лицо, если судить по книжным прилавкам, причем, что самое неприятное - это"лицо" заведомо лишили способности думать, отсюда и бессодержательность произведений. Tanita, абсолютно согласна, увлекательность не оправдывает бессодержательности. Должна ли художественная литература быть интересной? - безусловно! Должен ли быть богатым язык? - конечно! Должна ли приключенческая литература быть увлекательной? - а зачем она, если таковой не будет? Но это не освобождает ее, по моему мнению, от тех общих требований, которые предъявляются к художественной литературе, в том числе и содержательность, и богатый, грамотный язык, и образность, и т.п. Почему-то сложилось такое мнение, что "увлекательные" (детективы, фэнтэзи, приключения) произведения писать легко - был бы сюжет закручен, а все остальное неважно. А мне кажется, что это самый сложный жанр, если писать в нем ХОРОШО.

Татьяна Носова
 
Aseeva Дата: Суббота, 17 Дек 2011, 15:57 | Сообщение # 5
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 566
Награды: 55
Репутация: 75
Согласна, что фэнтэзи сложный жанр и писать в нем добротно, также тяжело, как и в любом другом жанре... Ведь, как мне кажется, чтобы получилось худ. произведение... увлекательное... и в тоже время познавательно-серьезное, необходимо не просто в его основе иметь хороший сюжет, но и непременно идею... какую-то мудрую мысль, кою на протяжении этой книги Ты сможешь растолковать читателю... сможешь через ненавязчивые диалоги, через поступки главных героев вложить в души людей...
Наверно если этого нет, какой-то основы, изюминки книги, то и само произведение получится полуживым... пустым и неспособным к борьбе за свое существование!!!
Елена.
 
arlekin Дата: Суббота, 17 Дек 2011, 20:06 | Сообщение # 6
Постоянный участник
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 342
Награды: 13
Репутация: 22
Глубокая нетривиальная мысль, облечённая в художественную форму, на мой взгляд, и есть литература. И ещё: если произведение широко цитируют, значит оно классное.

Шишков Владимир
 
eugenics Дата: Суббота, 17 Дек 2011, 21:33 | Сообщение # 7
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 3497
Награды: 62
Репутация: 70
А я затрудняюсь ответить, Татьяна... Вы наверное уже читали мой ответ, где я поспешил.

Но... Мне например математика не нравится и что, теперь не заниматься и быть безграмотным?
Мне кажется... А знаете, вот подумаешь на ночь глядя, и выясняется, что такие произведения (неприметные) вызывают тоже интерес. Почитать хочется!

Может на них нужно смотреть другими глазами, под другим углом и... И читать в определенном возрасте?


Философия - эта та система знаний, где можно ввести собственный закон.
 
Tanita Дата: Воскресенье, 18 Дек 2011, 11:16 | Сообщение # 8
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Спасибо всем, кто принимает участие в дискуссии!!!

Quote (eugenics)
Может на них нужно смотреть другими глазами, под другим углом и... И читать в определенном возрасте?

Вот это как раз в точку! Ведь то, что интересно в одном возрасте, вряд ли способно увлечь в другом! Что нам нравится в пять лет, то уже кажется неинтересным в 15, а то, что интересно в 15, уже может не понравиться в 25, и так далее...

Проблема, наверное, в том, что вырастают до серьёзной литературы немногие. Ведь более сложная литература требует способности и желания осмысливать прочитанное, а осмыление требует определённых усилий от читателя.

Мы не привыкли (или уже отвыкли, "благодаря" многочисленным демократическим реформам в нашем обществе) думать, что быть читателем - это тоже своего рода работа. Мы привыкли к тому, что читатель является потребителем чтения (а лучше сказать "чтива"), и если автор его не развлекает - значит, это плохой автор. Телевидение (и особенно многочисленные сейчас разлекательные передачи) приучило людей глотать любую информацию бездумно. Потребление - это и есть "проглатывание" информации. Быстрее всего "проглатывается" несложная для усвоения информация, которую не надо разжёвывать, а потом долго переваривать. Она же и пользуется высоким спросом - как конфеты всегда будут популярнее, чем, например, яблоки и другие естественные сладости.

Я думаю, это из-за влияния телевидения мы стали подобным образом относиться и к художественной литературе. А вообще-то, это само наше время: популярность фастфуда во всех смыслах этого слова и во всех сферах жизни.

Многие просто не имеют желания вырастать до уровня грамотного читателя, вполне довольствуясь ролью потребителя лёгкого жанра.


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
Механик Дата: Воскресенье, 18 Дек 2011, 15:30 | Сообщение # 9
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 340
Награды: 28
Репутация: 19
Случается так, что критик, разжёвывая некий текст заставляет читателя раз за разом возвращаться к его прочтению. И при этом читатель отыскивает всё новое и новое толкование. Это тоже интересно и увлекательно.

Quote (nosta57)
Мне кажется, художественная литература должна быть РАЗНОЙ, ведь читатели разные.


Согласен. Есть немало людей, которым необходимо разжёвывать мысль, доказывать её самым тщательным образом. И наоборот есть те, кто по воздушным намёкам понимает суть. Есть те, кому нравится действие. Есть те, кто без ума от диалогов. А есть, кто с упоением зачитывается воспоминаниями.
Люди разные. Литературе бы успеть.


Тарарыв Владислав. Белгород, Авторская библиотека, Гавань, "Восторг души. Весна 2012", "VI Поэтический конкурс 'Союзники'", журнал "Самиздат"
Дружественные ссылки: журнал Авторский стиль
 
nosta57 Дата: Воскресенье, 18 Дек 2011, 15:40 | Сообщение # 10
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 2341
Награды: 56
Репутация: 51
Quote (Tanita)
Многие просто не имеют желания вырастать до уровня грамотного читателя, вполне довольствуясь ролью потребителя лёгкого жанра.
Точно, Татьяна! А теперь (из-за ЕГЭ) их этому и не учат, просто "натаскивая" на экзамен. Да, "общество потребления" - оно и есть общество, где стремятся только потреблять, простите за тавтологию...


Татьяна Носова
 
Tanita Дата: Воскресенье, 18 Дек 2011, 17:14 | Сообщение # 11
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Quote (Механик)
Есть те, кому нравится действие. Есть те, кто без ума от диалогов. А есть, кто с упоением зачитывается воспоминаниями.
Люди разные. Литературе бы успеть.

Это точно! Согласна!

Quote (nosta57)
А теперь (из-за ЕГЭ) их этому и не учат, просто "натаскивая" на экзамен. Да, "общество потребления" - оно и есть общество, где стремятся только потреблять

Да, Татьяна...

А вообще-то, по-простому говоря, есть всего два основных мотива, два главных стимула для постижения новой информации - насущная необходимость (польза информации) или интерес (приятность). Всё-таки, мне думается, должен быть какой-то разумный баланс между полезным и приятным: чтобы и "вкусно" было читать и для души "питательно" (воспитательно). Это, конечно, идеал!

А как вы думаете, можно ли это всё применить и к поэзии тоже? Ведь стихи тоже могут восприниматься как интересные или скучные!.. Самое сложное - научиться создавать интерес у читателя!


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
nosta57 Дата: Воскресенье, 18 Дек 2011, 19:52 | Сообщение # 12
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 2341
Награды: 56
Репутация: 51
Quote (Tanita)
А как вы думаете, можно ли это всё применить и к поэзии тоже? Ведь стихи тоже могут восприниматься как интересные или скучные!..

Безусловно, можно! Знаете, Таня, мне кажется, стихи должны быть (я воспользуюсь трудно определимым с научной точки зрения словом) - живыми, чтобы зацепить струны души читателя. Да, и актуальными по тематике, и искренними, и еще много какими...как по форме, так и по содержанию. Как найти этот баланс между формой и содержанием, вот в чем вопрос... Ведь каждый из нас, наверняка, сталкивался с тем, что "вычищая" до блеска форму, вычищаешь заодно и душу из стиха... А такой стих никому и читать не захочется (чему несть примеров в современной литературе). Мне так кажется, что этот идеальный баланс удается найти действительно талантливым, практически гениальным поэтам.

Добавлено (18.12.2011, 19:52)
---------------------------------------------
Quote (Tanita)
Всё-таки, мне думается, должен быть какой-то разумный баланс между полезным и приятным: чтобы и "вкусно" было читать и для души "питательно" (воспитательно). Это, конечно, идеал!
И это верно. Стихотворение (или вообще художественное произведение), если оно вызвало интерес, тронуло читателя, обязательно имеет и воспитательный эффект - хотя бы позицией автора.


Татьяна Носова

Сообщение отредактировал nosta57 - Воскресенье, 18 Дек 2011, 21:05
 
eugenics Дата: Воскресенье, 18 Дек 2011, 21:02 | Сообщение # 13
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 3497
Награды: 62
Репутация: 70
Quote (Tanita)
А как вы думаете, можно ли это всё применить и к поэзии тоже? Ведь стихи тоже могут восприниматься как интересные или скучные!.. Самое сложное - научиться создавать интерес у читателя!

Татьяна, а Вы не знаете скольких поэтов и авторов общество забыло?

Здесь так же не однозначно все!
Я не могу себя запрограммировать в творчестве так, чтобы создать в произведении изюминку, интересующую читателя.
А иной раз и без всяких усилий удается.

Мне кажется у любого писателя есть и интересные и не очень... Во всяком случаи не находил того идеала, чье творчество полностью, без остатка нравилось.


Философия - эта та система знаний, где можно ввести собственный закон.

Сообщение отредактировал eugenics - Понедельник, 19 Дек 2011, 01:05
 
scherzo Дата: Воскресенье, 18 Дек 2011, 21:46 | Сообщение # 14
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 841
Награды: 35
Репутация: 71
Мне кажется, что если тебе было интересно писать, то и читателю будет интересно это читать. А писать (опять же на мой взгляд) нужно по Хемингуэю: "Если знаешь о чем писать, то можно уже этого и не делать" Возможно, именно по этому Хемингуэй не стал "тяжелой" классикой. Все его романы захватывают и шлепают головой о строчки со всего разбега. Такая вроде бессюжетная вещь: "Старик и Море", а читаешь и оторваться невозможно.
В любом творчестве есть постановочный (театральный) момент. Грамотно написанное произведение строится по той же кривой, что и театральная постановка.
Другой разговор, это то, что сказала Татьяна - многое зависит от читателя. Допустим "Отверженные" Гюго, обладают всем необходимым, что бы захватить читателя. Я ее, например, прочла буквально за неделю, специально прогуливая для этого некоторые уроки (это было классе в 8 или в 9-ом), но есть много людей, которым эта вещь кажется занудной. Хотя даже вставки о Наполеоне наполнены своей внутренней драматургией и без них многое было бы непонятно.
Здесь вопрос в слое на котором человек читает. Есть ритм мысли, вокруг которого, как виньетки барокко накручивается сюжет. Этот ритм, со своей завязкой и кульминацией. Есть, так же, ритм души, а есть - самого сюжета.
Еще один момент, это ритм жизни. Например во времена Достоевского, сама разговорная речь была много богаче оборотами, длиннее, со многими вводными и отвлеченными моментами. Мысль доносили во всей полноте понимания этого слова. Со временем - жизнь ускорялась, поток информации увеличивался. Мысль оголялась, ее стали заглатывать целиком, а потом уже - в себе - понимать. классицизм (строгие линии), а после конструктивизм (голые линии) сменили барокко не только в архитектуре. Шпага Сирано, вместо витийственных сражений Дона Кихоты. Во многом, сегодняшнему времени не хватает терпения, что бы дослушать мысль Достоевского до конца. Я с удовольствием когда-то прочла "Идиота", но так до сих пор и не смогла продраться через "Преступление и наказание", а жаль. Мы торопыги.
Тем не менее, если верить Чехову "В человеке все должно быть прекрасно - и душа и тело и одежда", а разве произведение не живое существо? Полноценная вещь должна обладать и мыслью и чувством и сюжетом. Ведь, Грибоедов и Пушкин, сегодня читаются так же легко, как и в 19-м веке. Я уж молчу про Шекспира (и так бедный в гробу вертится). Но там, где сама драматургия произведения в мысли, нужно иметь ввиду, что манера чтения (как и разговора) изменилась.
Очень правильно изначально знать за чем мы ходим в книги. За тем, что бы отвлечься, узнать новое или что-то еще... От этого зависит как же мы - читатели - ее будем воспринимать.
К сожалению многие сегодня ходят в книги ТОЛЬКО за развлечением. Тут опять Таня права - фаст фуд.


Нина Ваксман
 
Tanita Дата: Понедельник, 19 Дек 2011, 11:32 | Сообщение # 15
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Quote (nosta57)
Ведь каждый из нас, наверняка, сталкивался с тем, что "вычищая" до блеска форму, вычищаешь заодно и душу из стиха...

Да, к сожалению, такое бывает нередко. Я вот себя на днях поймала на мысли, что мне кажутся скучными стихи. описывающие картины природы, хотя совсем недавно мне нравилась именно пейзажная лирика. Наверное. дело в том, КАК поэт описывает красоту природы... Скучными кажутся банальные слова и фразы, знакомые уже по классической поэзии, они сейчас воспринимаются как штампы. Неожиданность эпитетов, метафор привлекает внимание, вызывает интерес. Вспомним Маяковского с его эпатажными стихами, неожиданными сравнениями. А как он интересен! Вот это и есть та самая "изюминка", способность не повторяться и быть собой, вносить какую-то свою неповторимую ноту... У Марины Цветаевой это - рваный ритм. Её стиль можно повторить, но стать Мариной Цветаевой невозможно...

Quote (eugenics)
Здесь так же не однозначно все!
Я не могу себя запрограммировать в творчестве так, чтобы создать в произведении изюминку, интересующую читателя.

Quote (scherzo)
Мне кажется, что если тебе было интересно писать, то и читателю будет интересно это читать.

Я тут с Ниной соглашусь. Наверное, единственное, что в наших силах - это постараться писать так, чтобы нам самим это казалось интересным, тогда мы, во всяком случае, будем интересны как авторы тем, кто имеет с нами схожие вкусы. С другой стороны, бывает, что то, что мне как читателю нравится, завораживает - не получается так писать самой. Значит, видимо, нужно продолжать, как умеешь. Если не дано дрозду петь соловьём - значит, не дано. Как говорила Джуди Гарланд, мать Лайзы Минелли, своей дочери (и мне очень нравятся её слова): "Be a first rate version of yourself, not a second rate version of someone else." - "Будь первосортной версией себя самой, а не второсортной версией кого-то ещё". Но тогда, если писать удаётся не совсем так, как хотелось бы, лучше ориентироваться на мнение читателя - он может подсказать, как будет лучше.

Quote (eugenics)
Мне кажется у любого писателя есть и интересные и не очень... Во всяком случаи не находил того идеала, чье творчество полностью, без остатка нравилось.

А у меня были такие писатели и поэты... biggrin

Quote (scherzo)
Допустим "Отверженные" Гюго, обладают всем необходимым, что бы захватить читателя. но есть много людей, которым эта вещь кажется занудной.

Да, на вкус и цвет... Ещё бывают книги "мужские" и "женские"...

Quote (scherzo)
К сожалению многие сегодня ходят в книги ТОЛЬКО за развлечением.

Может быть, это ещё связано с тем, что люди настолько устают на работе, что когда, наконец, выдаётся свободное время, то хочется отдохнуть и не напрягаться. 9 против 1, что в отпуске средний человек будет читать книгу-отдых, книгу-развлечение, для удовольствия. Вот почему Донцова, к примеру, так популярна. То же относится и к читающим студентам: желание подпитать себя эмоциями и впечатлениями от книги без загруза, которого и так хватает по учёбе. Наверное, лишь на пенсии современный человек может позволить себе увлечься серьёзной литературой. Если раньше искусство принадлежало в основном людям состоятельным, у которых было достаточно досуга, чтобы посвящать его развитию ума и эрудиции, то сейчас практически у всех дефицит этого самого досуга. Это объективная причина, по которой сейчас падает уровень всех видов искусства.


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
kalinkin Дата: Понедельник, 19 Дек 2011, 16:45 | Сообщение # 16
Группа: Удаленные





Захватывающая – объединим под понятием интересная.
Литература должна быть интересной. Если она такой не окажется, то рано или поздно как ненужный товар пойдет в макулатуру.
Каждый имеет свои уровни интеллекта, подготовки (образования), систему ценностей. Следовательно, свой интерес. И вправе рассчитывать на свою литературу.
Сегодня правит рынок – получи, читатель, детектив и бульварный роман, это же тебя больше всего волнует. Итог – серость в умах.
Читатель создает литературу, а литература – читателя.
Погоняйте это в головах. Так какая же литература нужна?
Конечно, интересная! А все же, какая?
 
Tanita Дата: Понедельник, 19 Дек 2011, 18:34 | Сообщение # 17
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Quote (kalinkin)
Каждый имеет свои уровни интеллекта, подготовки (образования), систему ценностей. Следовательно, свой интерес. И вправе рассчитывать на свою литературу.

Очень хорошо сказано!

Quote (kalinkin)
Так какая же литература нужна?
Конечно, интересная! А все же, какая?

А давайте подумаем и напишем о том, что именно для каждого из нас есть "интересно" в книгах!

Может быть, это будет интересно и полезно авторам прозы...

Например, я люблю динамику, чтобы описания не были слишком затянуты и встречались между делом, по ходу повествования. Мне нравится, когда повествование в книге начинается без долгих предисловий, когда автор мгновенно вводит читателя в свой мир, как будто читатель уже знает основных героев. Мне не нравится, когда с первых же страниц представлено много персонажей, в них легко запутаться. Лучше, если постепенно они вводятся в повествование. Вообще, для меня лучше, если "знакомство" с персонажем происходит в действии, и только затем идут пояснения, что он из себя представляет. Прямая речь - в меру. Слишком большой текст диалога утомляет. Авторские отступления-размышления приятны. А объяснения скучны (например, подробное описание расследования в детективах).


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
kalinkin Дата: Понедельник, 19 Дек 2011, 19:34 | Сообщение # 18
Группа: Удаленные





Quote
А давайте подумаем и напишем о том,
что именно для каждого из нас есть "интересно" в книгах!

Все-таки, предназначение литературы - не удовлетворять, а формировать.
Хорошо бы поговорить о том, что нам, обществу, Родине нужно.
 
scherzo Дата: Понедельник, 19 Дек 2011, 19:54 | Сообщение # 19
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 841
Награды: 35
Репутация: 71
Quote (Tanita)
А давайте подумаем и напишем о том, что именно для каждого из нас есть "интересно" в книгах!

Задумалась... Очень по-разному. Зависит от настроения. Чаще всего, какая-то информация (не только для ума, для души - тоже бывает информация) что-то что мне может сказать умный человек. Если в конце книги я не почерпнула ничего для ума и сердца - скажу, что время потрачено зря.
И так - в книге должно быть открытие.
Не люблю, когда автор навязывает свою точку зрения не оставляя простора для мысли читателя. Высшее мастерство, когда мысль занимавшая автора приходит тебе в голову, как бы сама, по мере чтения.
И так - в книге должен быть простор для мысли читателя.
Очень люблю, когда книга многослойна. Ее можно читать с разных позиций - такая книга никогда не надоедает. Вне зависимости от возраста и настроения всегда откроешь что-то, что будет говорить с тобой сейчас.
Так, книга должна быть объемной по замыслу.
Это, наверное очень обще, но я почти всеядна - детективы, фентези, научная фантастика, приключения, классика, биографии... Все что угодно, смотря по настроению. И сказать что-то более определенное не смогу.

Добавлено (19.12.2011, 19:54)
---------------------------------------------

Quote (Tanita)
лучше ориентироваться на мнение читателя - он может подсказать, как будет лучше.

Не могу согласиться. Ничего читатель не подскажет. Он сам не знает. Узнает, только прочитав - было оно ему нужно, или нет.
Лучше писать, то, что хочется и как хочется - именно это я имею ввиду - чтоб самой было интересно. Или - если не хочется и не о чем - вообще не писать.
Куда хуже, когда есть о чем и хочется, а идет - бурда. Застойный период. Вот это мучительно. Перечитываешь и опасаешься, что челюсть вывихнешь, от собственного бреда. Ничего из того, что собирался в тексте нет. Будь то стих или проза.
А пока не тянет - лучше себя зря не мучить.


Нина Ваксман
 
Tanita Дата: Понедельник, 19 Дек 2011, 20:09 | Сообщение # 20
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Quote (scherzo)
А пока не тянет - лучше себя зря не мучить.

Полностью согласна!

Quote (kalinkin)
Все-таки, предназначение литературы - не удовлетворять, а формировать.
Хорошо бы поговорить о том, что нам, обществу, Родине нужно.

О, это сложная тема...
Боюсь, взгляды на эту проблему могут не совпадать у разных людей.
Я бы предположила, что нам сейчас очень нужны идеалы. Их остро не хватает. Такие позитивные примеры жизненного пути и поведения, какие были в книгах советского прошлого. Но реальные и достижимые. Примеры хороших взаимоотношений. Но читательская практика показывает, что людей вообще больше занимают сами проблемы, чем их разрешение. Посмотрите, на чём построены сериалы? Сплошные проблемы - интриги, конфликты, страдания и боль - вот что волнует зрителя, а в книгах то же самое - читателя. Поэтому неизбежно в литературе противостояние добра и зла в той или иной форме и описание их борьбы...

Добавлено (19.12.2011, 20:09)
---------------------------------------------
Почему позитив так непопулярен - кто бы знал? Почему стихи, написанные страданием, затрагивают за живое, а стихи, напоенные жизнерадостностью, счастьем и любовью - остаются практически незамеченными? В чём причина этой тяги к негативному?


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
eugenics Дата: Понедельник, 19 Дек 2011, 20:59 | Сообщение # 21
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 3497
Награды: 62
Репутация: 70
Quote (Tanita)
Почему позитив так непопулярен - кто бы знал? Почему стихи, написанные страданием, затрагивают за живое, а стихи, напоенные жизнерадостностью, счастьем и любовью - остаются практически незамеченными? В чём причина этой тяги к негативному?

Может жизнь у людей такая тяжелая? Или наоборот...


Философия - эта та система знаний, где можно ввести собственный закон.
 
scherzo Дата: Понедельник, 19 Дек 2011, 21:44 | Сообщение # 22
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 841
Награды: 35
Репутация: 71
Tanita, интересно, это когда есть конфликт. Действие, а действие всегда столкновения, оно всегда направлено НА
Еще не встречала ни одного произведения о свете, в котором не было бы тьмы. Противопоставления - точка отсчета. Короля играет свита. Ну-ка напишите картину без теней - плоская она будет. Неинтересная.
Если напишите утопию с конфликтом - я перед вами не то что шляпу сниму - перевернусь, но памятник поставлю.


Нина Ваксман
 
dalhamun Дата: Понедельник, 19 Дек 2011, 22:15 | Сообщение # 23
Постоянный участник
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 141
Награды: 13
Репутация: 14
Художественная на то и художественная, что она должна быть интересной, захватывающей. К другим дисциплинам это может не относиться. История должна в точности и правдиво описывать свершившиеся события и приводить правильные имена и даты, астрономия должна быть точной в приведении цифр о расстояниях между звезд и тп...
Если же говорить о художественной литературе, то здесь важна и линия сюжета и умение автора рисовать словами.

Quote (Tanita)
Почему позитив так непопулярен - кто бы знал? Почему стихи, написанные страданием, затрагивают за живое, а стихи, напоенные жизнерадостностью, счастьем и любовью - остаются практически незамеченными? В чём причина этой тяги к негативному?

Абсолютная неправда. Это стереотип проросший на цитатах классиков, но не более.


Сергей Амфора
 
Tanita Дата: Вторник, 20 Дек 2011, 09:29 | Сообщение # 24
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Quote (dalhamun)
Почему позитив так непопулярен - кто бы знал? Почему стихи, написанные страданием, затрагивают за живое, а стихи, напоенные жизнерадостностью, счастьем и любовью - остаются практически незамеченными? В чём причина этой тяги к негативному?

Абсолютная неправда. Это стереотип проросший на цитатах классиков, но не более.


Отчего же это стереотип, если я наблюдаю это на практике? Наблюдаю, в том числе, за реакцией на мои собственные стихи: позитивные по большому счёту остаются незамеченными, а те, которые болью написаны - цепляют. Наблюдаю по конкурсу "Союзники", где больше всего восторга вызывают такие стихи, где есть боль, шок, потрясение. Вот я и спрашиваю: ПОЧЕМУ?

Добавлено (20.12.2011, 09:29)
---------------------------------------------

Quote (scherzo)
Еще не встречала ни одного произведения о свете, в котором не было бы тьмы. Противопоставления - точка отсчета. Короля играет свита. Ну-ка напишите картину без теней - плоская она будет. Неинтересная.


В принципе, оно так... Всё познаётся в сравнении... Единственно, что для более взрослого читателя противостояние добра и зла должно описываться более тонко, не гротескно. И всё же. мне кажется, тут тоже есть некая грань, перешагни за которую - и мы получим нечто чересчур остросюжетное... Этим, опять же, злоупотребляют режиссёры "мыльных опер" и авторы крутых романов со всякими битвами-стрелялками-трагедиями. А нам оно надо?
Нужна какая-то середина.

Quote (eugenics)
Может жизнь у людей такая тяжелая?


Похоже на правду. Есть такая закономерность: именно в тяжёлые исторические периоды появляется тяжёлая музыка в стиле рок, металл, панк - музыка протеста. Пишутся "тяжёлые" книги. В более лёгкие, благополучные годы появляется лёгкая музыка (поп-музыка, диско), лёгкие книги становятся более востребованными.

Вот интересно: мы получим более светлую и добрую к персонажам художественную литературу тогда, когда сами станем жить лучше? Или мы действительно станем жить лучше, если сумеем развить такую литературу намеренно? Где причина, а где следствие???


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
dalhamun Дата: Вторник, 20 Дек 2011, 10:34 | Сообщение # 25
Постоянный участник
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 141
Награды: 13
Репутация: 14
Quote (Tanita)
Отчего же это стереотип, если я наблюдаю это на практике? Наблюдаю, в том числе, за реакцией на мои собственные стихи: позитивные по большому счёту остаются незамеченными, а те, которые болью написаны - цепляют. Наблюдаю по конкурсу "Союзники", где больше всего восторга вызывают такие стихи, где есть боль, шок, потрясение. Вот я и спрашиваю: ПОЧЕМУ?

Потому что это реакция толпы. Человек стадное животное, большинство из нас живут стереотипично. Просто потому что жить легче.
Вы Евгению правильно ответили :
Quote
Похоже на правду. Есть такая закономерность: именно в тяжёлые исторические периоды появляется тяжёлая музыка в стиле рок, металл, панк - музыка протеста. Пишутся "тяжёлые" книги. В более лёгкие, благополучные годы появляется лёгкая музыка (поп-музыка, диско), лёгкие книги становятся более востребованными.

Потому что в разных ситуациях в разные эпохи властвуют разные стереотипы.
Quote (Tanita)
Вот интересно: мы получим более светлую и добрую к персонажам художественную литературу тогда, когда сами станем жить лучше? Или мы действительно станем жить лучше, если сумеем развить такую литературу намеренно? Где причина, а где следствие???

Человек умеет программировать своё будущее. Надо этим пользоваться.


Сергей Амфора
 
Литературный форум » Клубы по интересам » Дискуссионный клуб » Должна ли художественная литература быть захватывающей? (увлекательность сюжета и культурная ценность произведения)
  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск: