[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Академия Литературного Успеха » Обучение в Академии для писателей » О понимании, точнее непонимании (Размышление на тему)
О понимании, точнее непонимании
redaktor Дата: Воскресенье, 09 Окт 2011, 09:25 | Сообщение # 1
Гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 4923
Награды: 100
Репутация: 264
О ПОНИМАНИИ, ТОЧНЕЕ О НЕПОНИМАНИИ

В деятельности любого литератора (и поэта в частности) существует очень серьезная проблема – понимание. Я имею в виду понимание читателем высказывания автора. Конечно, я допускаю, что есть авторы, которым глубоко наплевать на то, как их понимают. Но все же значительное количество знакомых мне поэтов, да и я сам, к этой проблеме совсем неравнодушны.

Несчастный консквистАдор

Приведем пример классического непонимания высказывания автора читательскими массами. Невероятно умственный, математически точный поэт и, кстати, теоретик литературы Николай Гумилёв когда-то написал стихотворение, где есть, в частности, такое четверостишье:

Я конквистадор в панцире железном,

Я весело преследую звезду,

Я прохожу по пропастям и безднам

И отдыхаю в радостном саду.

Написал и стяжал в веках славу слегка слабоумного поэта-романтика, способного писать лишь какую-то чепуху. И тот факт, что этот идиот-романтик создал «Цех поэтов» и дал имя основному течению в русской поэзии предыдущего века, для большинства читателей совершенно неважен. Вот конквистАдор – это да.

Нужно заметить, что и само это стихотворение – совершенно не образец ни романтической, ни, скажем, учитывая текущий исторический момент, декадентской, символистской поэзии. Совершенно структуралистское в своем роде стихотворение, сконструированное в сознательно заданной системе координат. Ни грамма романтических соплей. Холодная конструкция, сияние чистого разума.

Еще одни член «Цеха поэтов» Сергей Нельдихен, писавший изысканные, опережавшие свое время житейско-метафизические верлибры (в какой-то сере предшественник Лимонова), также не был понят современниками и, благодаря отдельным высказываниям поэта Ходасевича, прослыл простаком и дураком. См., например.

А вот еще один известный литературный анекдот: как известно, Сервантес, когда писал «Дона Кихота», имел в виду нечто сатирическое и пародийное. Но почему-то этот издевательский роман стал символом рыцарской романтики. Автор навеки был неправильно понят. Пример, конечно, прозаический, а не поэтический, но очень наглядный.

Никто не застрахован

Причем, что особенно интересно, непонимание это иногда случается не только между неподготовленной аудиторией и автором, а между вполне себе подготовленными поэтами и другими поэтами. Не далее как неделю назад я был свидетелем яркого случая подобного непонимания. Некая молодая поэтесса на одном поэтическом мероприятии прочла стихотворение о нелегкой судьбе своей лирической героини. Причем героиня эта, несмотря на все учиненные ей безобразия, как выяснилось, в тюрьму не села, но судя по контексту, уехала в США и там поступила, соответственно, в армию США. Автор создала, так называемую искусственную реальность, где ее лирическая героиня прожила жизнь, совершенно непохожую на жизнь автора. Так вот, один из поэтов, слушавших это произведение, прокомментировал услышанное так: ничего не понял, но очень трогательно. То есть он, прямо скажем, не понял замысла автора.

И такое происходит постоянно. И, честно говоря, по-моему, это ужасно. Отсутствие минимального понимания авторского высказывания в массовом сознании превратило Даниила Хармса в юмориста и автора детских стихов. Из-за отсутствия понимания прекрасного, увы, уже умершего, Олега Григорьева или вполне здравствующего Игоря Жукова знают только как авторов детских поэтов. И так далее и тому подобное.

Время жалоб

И, вот, теперь позволю себе немного личного: из-за этого самого непонимания несколько моих стихотворений обрели совершенно самостоятельную и совершенно неприятную для меня жизнь. Когда-то я написал стихотворение под названием «Мне сказали», которое содержит довольно зверское описание гибели молодой женщины. Неожиданно оказалось, что оно пленило сердца значительного количества русских и украинских женщин и девушек. Видимо, использовав в стихотворении роковые понятия «любовь» и «смерть», я обрек себя на это самое неправильное понимание. Специально даю ссылку не на исходную публикацию в моем ЖЖ, а на перепост.

Или другой перепост.

И таких перепостов, увы, сотни и тысячи.

Однако все дело в том, что этот стихотворение – весьма вольный перевод или вариация на тему песни одной популярной французской певицы, написанный на скорую руку в качестве эксперимента. Чистое издевательство, холодное и рассудочное упражнение, я бы сказал. Но результат – полыхающие сердца девушек в Сети. И это точно не то, чего я хотел. Честное слово. Вопиющее непонимание.

И это не единственный случай. Несколько других стихотворений постигла та же участь. Хотя, на мой взгляд, некоторая чрезмерность образов, использование особых слов-маркёров, свидетельствующих о намерениях автора, вполне очевидно указывает, что стихи эти явно нельзя назвать душещипательными. Но вот

Или.

Или

А вот это стихотворение, описывающее особенности жизни окраинных гопников, было воспринято некоторыми читателями, не более не менее, как откровение гопника, который только и делает, что всех бьёт. Вот, здесь посмотрите и обратите внимание на ремарку.

Но это что! У меня был еще более ужасный случай. После просмотра какого-то количества серий «Доктора Хауса» я написал верлибр-рефлексию по поводу сериала. И в этот же самый момент мои пожилые родители совместно со своими пожилыми друзьями зашли в интернет и прочли это стихотворение. А там, между прочим, было длинное перечисление всяких ужасных диагнозов. Кто смотрел сериал, знает, какие это диагнозы. Глубокой ночью мне позвонила моя скорбная мать и дрожащим голосом призвала меня к ответу. Она действительно подумала, что я болен всеми этими болезнями. Что это? Тотальное непонимание. Мне понадобилось минут двадцать, чтобы её переубедить.

Причины происходящего

Мне кажется, что во многом этот праздник непонимания связан с особенностями окружающей нас реальности.

В силу неизвестных мне причин реальность теперь многослойна, многопространственна.

В сознании разных людей образуются непересекающиеся реальности. Прокурор и коллекционер картин. Продавец косметики на рынке и студент РГГУ. Читательница глянцевых журналов и молодой физик. Что между ними общего? Совершенно ничего. Общество разбито на изолированные сословия, не существующие в общей среде, если не считать общих для всех улиц и магазинов. У людей не просто разные заботы и интересы, они по-разному видят мироустройство. Моя жена несколько лет назад общалась в Швейцарии с сотрудником МИДа, который, пытаясь произвести впечатление, совершенно серьезно говорил ей, что главное для него в мире – это Кулак и Пуля. Вот так – с большой буквы.

В таких специфических условиях литература тоже расслаивается и размазывается по разным реальностям. Очевидное для одного оказывается мутным или совершенно неясным для других. А неочевидное, и даже смешное вызывает слезы и содрогание у представителей сопредельных реальностей. И боюсь, чем дальше, тем будет хуже.

На этом закончу.

Ах, да. Я прошу прощения за огромное количество нескромных цитат из себя самого. Это вынужденная мера. Степень непонимания собственного замысла лучше всего способен определить лишь сам автор.



Федор Сваровский
Рассылка "Новости литературы"

Колонка автора: Федор Сваровский
Posted: 08 Oct 2011 02:14 AM PDT


Президент Академии Литературного Успеха, админ портала
redactor-malkova@ya.ru
 
vmtol50 Дата: Суббота, 29 Окт 2011, 13:41 | Сообщение # 2
Гость
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11
Награды: 2
Репутация: 0
Какое может быть понимание поэзии у читательских масс??? Где они, эти массы?
Сваровский, хоть и авторитет, сам гораздо менее популярен, чем его последователи из театра "Практика":
Воденникова,Родионова,Фанайлову,Полозкову,Степанову,Горалик - хотя бы критики воспринимают, отмечают премиями и лауреатством, а вслед за ними и признание растёт. И насчёт многослойности, очевидно - здесь почти в каждом Лито, сам по себе, далеко за примерами ходить не надо. Хоть бы на самом первичном уровне, из начинающих авторов воспитывались уважающие вдохновение и стремления других, но и это нереально. Поэзия не выдерживает конкуренции, грубо говоря, со всеми остальными масс-медиа. Лучший показатель для нашего вида на сей день - рост численности и популярности, хотя бы лидеров современной русской поэзии.


Уж, если выбирать кошмар,
Держусь я с теми
 
dalhamun Дата: Суббота, 26 Ноя 2011, 11:39 | Сообщение # 3
Постоянный участник
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 141
Награды: 13
Репутация: 14
Человек все пропускает через собственное понимание.
Но человек животное стадное, и свое понимание он выращивает воспитываясь в определенной среде. Где его могут понять без проблем, какими бы личными его творения не были. Но читающих людей много в разных (резко различных между собой) средах, обществах, этносах.... Все мыслят по разному и ТОЛЬКО поэтому течения мысли определенного человека могут быть непонятны большенству.


Сергей Амфора
 
Basurman Дата: Среда, 29 Фев 2012, 06:17 | Сообщение # 4
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 777
Награды: 16
Репутация: 32
КонквистАдор - мне нравится! smile
 
Литературный форум » Академия Литературного Успеха » Обучение в Академии для писателей » О понимании, точнее непонимании (Размышление на тему)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: