Встречаем ноябрят!

Скидки на художественное оформление; Продажа книг в розничной сети; Промоакции в торговых центрах; П...

Я знаю, город будет!

Курс на 400! Наш родной город Новокузнецк семимильными шагами шагает навстречу своему грандиозному ю...

Неделя поэзии

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПИАРУ ВАШИХ СБОРНИКОВ СТИХОТВОРЕНИЙ.

Страница 1 из 11
Модератор форума: Volckov, ledola 
Литературный форум » Архивы конкурсов » Конкурс исторического рассказа » Ольга Зима, Ирина Чук "Суд чести"
Ольга Зима, Ирина Чук "Суд чести"
Volckov Дата: Суббота, 31.12.2016, 13:33 | Сообщение # 1

Волков Даниил

Volckov

Модератор форума

  • Сообщений: 1172

Награды: 52 / Репутация: 118 /
Ольга Зима, Ирина Чук


Серебром бегут облака низкие, медью стелются поля вересковые, ясным золотом светит солнышко.
Кому — деньги, кому — все сокровища мира. Выбирай, добрый человек!
Вот и выбирают, вот и маются. Неделя Лугнасада в разгаре, а тут такое дело, что ни праздновать сбор урожая, ни радоваться приходу щедрой осени, ни веселиться, славя светлого бога любовью земной — судить да рядить только.
Солнце печет и печет.
Пять матрон, краса и гордость древних родов, сидят под полотняным навесом. Навес широк, но не шире площади, второй в граде Манчинге. Столица — приют для каждого, само сердце галатских земель. Все гильдии собираются тут, все галаты бывали хоть по разу: домами высокими любовались, по широким улицам гуляли, чудеса столичные разглядывали да дивились укладу…
Даже судья в Манчинге — главный, что решения прочих отменить может.
Барда с площади не гонят, но велят петь потише. Идет суд чести, нельзя не соблюсти его, Лугнасад или не Лугнасад. Потеря доброго имени — для любого галата потеря невосполнимая!
Вот и мой кларсах застрадал, едва услышал, что суд этот — про любовь и сокровища. Выбор, от которого болят головы и у простых рудознатцев, и у королей. Кларсах мой — с характером, лишь моим рукам послушен, тренькает струнами, словно сам вперед подается, гудит, поучаствовать жаждет. Голосит, привлекая внимание судей: не о том вы думаете, не о деньгах, о чувствах речь идет.
Услышат ли судьи? Переменят ли судьбы?
Мое дело не решать, мое дело — усладить слух тех, в чьих руках оказались все три жизни: неназванной жены, не названной женой и ни разу не состоявшегося мужа.
О чести тут судят женщины, на каждой браслетов не счесть, а уж ожерелий янтарных – по два. Головы скоро клониться начнут – не от тяжести камня, так от веса прически, известковой водой поднятой.
Сидят они за круглым столом. Яств на том столе – на добрую свадьбу с запасом. Пирогов – впору вспомнить, что Лугнасад в самом разгаре! Пироги августовские, самые вкусные, начинка зрелая-спелая, щедрая от изобилия, черная, как сама земля. Кажется, нет зимы, и не будет никогда, не верится в холода и голод в то время, когда поспевший урожай наполняет амбары и погреба.
Но от зимы никому не уйти, никуда не деться, и подсудимый муж, который еще никому не муж, выступает ее вестником. Вернулся он из тех краев, где только закончилась война. Имя тому мужу — Колман, теперь уже воитель. За время долгого похода превратился он чудесным образом из рядового мечника в благородного всадника. Сын рудокопа, внук рудокопа, а теперь – воин, звание всадника принявший! О таком баллада сама просится на струны, да есть повод интереснее: любовь молодца играет с ним дурную шутку.
И мне играй да играй. Без слов! Велено повеселить достопочтенных, вот я и веселю. Заплатила гильдия гильдии пару монет-колец – не золото, нос не дорос, но и не медь. Ладно, на серебро расщедрились. Да хоть бы слушали меня и мой кларсах!
— Значит, все началось с того, как Орлэйт, дочь князя Мабона, прокричала на площади о своей любви к всаднику Колману?
О, Нарина, самая младшая, голос подала. Не так давно ввели ее в совет женской чести. Важничает. Надеется сразу в самые мудрые попасть, да вот беда, нет-нет, да и засмотрится на безделушки золотые, пироги сытные, ткани дорогие – пусть свой дом полная чаша, на чужое полюбоваться охота. Вот и выходит, не только муж ее балует, но кто решения в свою пользу добивается – тоже. С подарками, подношениями! Спеть бы балладу о жадности, что хуже лихорадки, право слово! От лихорадки помучаешься-помучаешься, и пройдет, ну, или сведет в могилу, а вот жадность запускает когти в сердце раз и навсегда. Правда, у Нарины ум верный, если отринет она мелочное, завидущее, житейское, со временем станет мудрой под стать своему месту.
Пока же самая мудрая тут есть и не даст безобразничать, мое вам певческое слово!
Достопочтенная Финдабайр поправила лейне — казалось бы, платье нижнее, а расшитое богато, дорого, как верхнее! — ухватила крупную розовую виноградину с блюда. Не счесть на пальцах засверкавших колечек золота. Сама в достатке живет, а носит редко, но тут суд, тут надо выглядеть. И слушать, неплохо было бы слушать. Мой кларсах хочет петь о несправедливости и глупой судьбе, и тут я ему не хозяин! Поклясться бы чем, да есть опасность головой поплатиться, с прошлого раза грозятся снять ее. Ничего, пусть сначала догонят!
Важная птица наша главная судья. Дожевала виноградину, подняла голову, прищурилась, оценивая товарку: явно поразмыслила, не рановато ли место в совете Нарине досталось. Муж Нарины – соляных копей владелец, вот и балует жену, да проку в этом?
— И чем слушала? Хороший человек всадник Колман. Всякая готова ему о своей любви прокричать. Да только не должно одному мужу иметь двух жен.
Глаза у Финдабайр внимательные, а уши — и того более. Мудрая жена в возрасте, однако проницательнее ее еще поискать — днем с огнем не найти!
— Одновременно, может, и сложновато будет, — фыркнула бесстыжая Нарина. Подбоченилась, словно все о жизни знает. — А через раз — вполне!
Богатая жена иногда такую чушь бесподобную скажет, что впору ей приплачивать. Мысли песенные сразу так и роятся, домыслы, о чем хотела сказать да о чем умолчала, о чем говорит мужу регулярно и о чем — через раз…
— Не дикие мы, чтобы… — вздохнула Финдабайр, да перебили ее. Никакого уважения к старшим! Хоть и равны все на совете, а поди же ты!
— О чем думала эта особа? — это Делма. Блюдет мораль всех, кроме себя.
— О браке, не иначе! — Кари, добрая подруга Делмы, подпевает товарке так, что я, бард вольный, обзавидовался весь.
А вот Мюренн вечно волнуется, будто вправду была рождена морем, как утверждает ее имя.
— Пусть неравный, без добра от родителей, но все же был бы брак! Лучше, чем лугнасадный!
Лугнасадный брак с праздника до праздника, милого друга узнать как мужа. Хороший обычай, что тут скажешь. Прокричали на площади Манчинга о любви, поклонились горожанам — и женаты. Страсти как раз на год и хватает, а что дальше – скажет лишь еще один Лугнасад.
Наш, правда, пока лишь путает всех!
А уж неравный брак… Кому понравится ни права на детей не иметь, ни доли в доме? Хуже рабыни, ей-Луг. Ее хозяин хоть кормить обязан. Не такой участи Колман хотел для любимой.
— Нашла бы судью по дороге, и дело с концом… — спокойная Таллия не любит споров, советует разумно, но решения ей лучше не доверять. Словно из нитей ковер плетет, а не души складывает.
— Матери с отцом поклониться Колман хотел! — снова Мюррен, вспомнила о традициях.
— Пусть год с одной поживет, а уж потом!.. — Нарина вряд ли бы согласилась на такое сама, но советовать…
Заполошились, захлопали крыльями, точно куры. Трудно подобрать мелодию для курятника, кларсах гудит сам, вымывая разъярившихся хохлаток из моря страстей. Трудно ему, трудно мне, но если не успокоить суд, то конец у жизненной баллады будет печальным.
Ох, точно порвется струна на кларсахе!
Всему виной, конечно, любовь. Всякий раз, когда дело доходит до суда чести, виновата любовь! Мужчины к женщине, женщины к привилегиям, мужчины к недоступности, женщины к чужим деньгам да к месту видному… Любовь многолика, а вот струн на кларсахе не так уж много! Дотянешь ли, верный друг? Надо, надо дотянуть, чую, суду чести без нас не разобраться, а подсказать о чужой душе лучше прочего может музыка.
Не гуди, не гуди струнами, давай напомним воинственным матронам, отчего весь сыр-бор. Эта особа, которую Колман привез из похода, вроде как не под стать ему, сиротина — видному всаднику, да вприбавок по-своему, не по-галатски красива! Кости ей все перемыли, косы золотистые пересчитали, глаза ярко-синие мало не выцарапали.
И хоть галатка Агна по крови, но лишь наполовину, по отцу. Обычаев местных не знает, поехала за Колманом, куда повез. Такое, конечно, лишь от большого чувства делается. Ну, или от большой глупости.
А что женой ее Колман сделать хотел, так в том я уверен. Был я там и видел, как Колман на свою Агну смотрел. Наверняка собрался все порядком обставить, в дом привести родительский, матери-отцу в ноги пасть…
И как во всякой приличной балладе, тут возникло… Обстоятельство. Нет, как поженятся толком — сложу!..
Орлэйт, княжеская дочка, ни в чем удержу не зная, выскочила, о любви затараторила. На всю площадь! Разглядывала не Колмана вовсе, а подпругу, стремена золотые, парчу и бархат наряда! Обмер тогда Колман, бывалый воин, в два слова взбалмошной девой обезоруженный, оглянулся на Агну свою, и ни слова не молвил, ни одной, ни другой. Рта с тех пор и не раскрывал вовсе, опасаясь любым словом ответ Орлэйт подарить – галаты не услышат, но боги… И барды — от нашего брата ничего не скроешь!
Так Колман дома и сидит, в одном лице тюремщик, заключенный и самый себе строгий судья. Думаю, нет хулы, которую он еще бы на себя не примерил. Ибо оскорбление есть – на откровенно и принародно высказанную любовь не ответить законным браком. Уж каким — не так важно, тут мужчине решать, а женщине смиряться. Однако Колман промолчал. Нет брака, нет жены и нет выхода.
Видят старые боги, каждый кует свое счастье. А что делать, ежели от рождения не кузнец — воин?
Агна его от двери не отходит, глаза все повыплакала, так дела никому нет. Сиротина приблудная, хотя и всадником-воином привезенная, но не жена ему, не жена! На весь Манчинг слухи расцвели, разошлись, разбежались волнами, будто бы Колман и вовсе без языка приехал. И Агне тревога – чтобы выпутаться из тисков долга, может взаправду ее суженый язык себе оттяпать! Да как бы кровью не истек!
Плачет по ним мой кларсах. Увела Агну мать Колмана в дом гостевой, Орлэйт подошедшей велела в дом идти. Выставил княжну Колман, засов заложил и вовсе никого видеть не хочет, продолжает со всем Манчингом спорить! Молча – и спорить! Шушукаются по углам – что еще надо, как не признанье родителей? Почтенная матушка Колмана тоже устала быть женой рудокопа, хочет стать матерью богатого всадника и супруга княжны, ничего зазорного нет…
Ох, не подведи, мой кларсах. Не волшебная ты арфа, чтобы петь о великой любви, но все же не зря учили меня лучшие мастера. А уж сколько мы с тобой вместе баллад сказывали, сколько дорог миновали – без счету…
Поведай, мой кларсах, что есть любовь истинная, любовь бескорыстная, любовь, не ждущая награды. Вздымайся волнами синей реки, лейся пением птичьим, умирай и воскресай, как сама жизнь. Ведь поднимались перед нами и расступались толпы, смолкали гневные крики, стоило завести мотив стародавний о любви непреложной, непререкаемой, единственно правой в любом споре…
Притихли женщины.
А затем зашептались меж собой, вспомнили, что судьи, остепенились, перестали тратить время на жаркие споры, задумались. Отправили гонца, и вот уже перед ними две женщины. Одна, золотоволоса и голубоглаза, Агна привезенная, опустила голову повинно.
Безумная, готова за чувства виниться! Как есть – или от любви огромной, или от глупости, что иногда в одно сходится!
Другая теребит косу ярко-рыжую, зеленым колдовским глазом на всех косит, словно на Колмана уже права получила. Орлэйт, истинная галатка по крови и обычаю, по княжескому сословию, расшитому пояску да дорогим сапожкам!
Достопочтенная Финдабайр окинула взглядом обеих и начала вопросы задавать в первую голову для Орлэйт. Отчего так пылко о чувствах выкрикнула, да почему сейчас — чего ждала? — да знал ли избранник, что княжна к нему сердечную слабость питает?
Орлэйт на все в ответ:
— Люблю я его!
— А говорил ли он тебе слова любви перед походом, раз ты ждала его так? — прищурилась Финдабар.
Кларсах поет под руками в восхищении. Уж не дети — внуки выросли, а она все хороша собой.
— Говорить не говорил, но подарил кольцо! — Орлэйт вытягивает руку, все ахают. — Мой он! Не отдам этой! — взглядом сверкает, добавь чародейства, так пожгла бы не хуже друидов.
Кольцо семейное, приметное, зеленым огоньком играет. Недаром говорят, род Колмана имеет власть над серебром, железом и камнем.
— Чем ты, Агна, докажешь свои права на всадника Колмана?
— Нет у меня на него никаких прав. Люблю я его! Это не право, это связь, то есть мой народ верит, что это связь…
Народ под навесами возроптал: мало ей на всадника притязать, еще и своими дикими обычаями тут объясняться вздумала! Галаты — народ просвещенный! Все по закону от века совершается!
Теперь Нарина головой качает, Мюррен сверкает глазами, не то сочувствует, не то волнуется. Кали и Делма шушукаются недовольно, но без слова старшей не вступают. Всем ясно, Финдабайр еще не закончила. И точно — вот, повела рукой.
— В твоем праве может быть не только слово. Может, он был тем, кому ты не только любовь вручила, но и девичество отдала?
Покраснела Агна летним рассветом, потупилась и закивала.
— Сколько мне еще ждать? — вскинулась, притопнула ножкой княжна. — Да кому нужна эта снулая рыба? Ее до сих пор никто не хотел! Невелика заслуга — замарашкой казаться да на всадника вешаться! И куда мой Колман смотрел? — хлопнула Орлэйт руками по бедрам.
Кларсах в руках негодующе дрогнул, чуть струну себе не порвал.
— Довольно, — приказала Финдабайр, и все утихли. — Как глава совета чести я в сложном положении. Равные права вы имеете на одного мужчину. Наше право в решении дела миром или войной.
Помолчала Финдабайр, и даже я опустил кларсах.
— Кто получит всадника Колмана, тот получит лишь Колмана, просто Колмана. Только его. Другая, выбравшая отступные, получит все, что «просто Колман» имеет, что он бережет и считает достойным сохранить пуще собственной жизни. Брак будет законен и равен.
— Так она получит все наши деньги? — возмутилась Орлэйт.
Охо-хо! Княжеская дочка, а туда же!
— Она уже его деньги посчитала, — не удержалась Нарина. — Видно, от большой любви.
— Не могу я Колмана всего лишить, — подала голос Агна. — Я отказываюсь…
Глаза опустила, голос подрагивает, видно, она своего Колмана от сердца целиком отрывает, но не может и заставлять его, прославленного воителя, окунуться в нужду…
— Я отказываюсь от спора!
— Подожди ты, девочка, — неожиданно мягко сказала Финдабайр. — Орлэйт, ты признаешь своим кольцо Колмана?
— Да, признаю! — дернула подбородком та. — И хочу сказать…
— Пока я прошу всех помолчать, — все так же мягко вымолвила Финдабайр, но ее и правда послушали все. — Скажи мне правду, Орлэйт, как ты получила это кольцо? Или навсегда лишишься речи!
Ох, правду молвят, были друидки в роду у Финдайбар. Ибо стемнело небо, нависли тучи… Все знают слова об истинной правде — нельзя солгать прилюдно на площади. Себя и свой род проклянешь, счастья лишишь. Было такое не единожды.
А Орлэйт, ухватив себя за горло, проговорила сдавленно:
— Письмо. Он послал мне письмо, — и добавила, чуть не плача: — Родителей пугать не хотел, вот и выслал кольцо перед боем.
— Отчего именно тебе? — и тучи будто бы прямо над Орлэйт сгущаются.
Кларсах песню тянет тоскливую: жаль молодой жизни, если сама себя сейчас неверным ответом загубит!
— Знал, что не украду, на богатство не посягну, своего в достатке! Не вернется — матери его передам!
— А словами какими выразился?
— «Сохрани все, что я имею»!
— Дорогая Орлэйт, — улыбнулась Финдабайр, да холодно улыбнулась. — Ты и без брака уже получила все, на что посягала! Сохрани за собой «все, что имеет просто Колман» и уходи прочь с глаз моих. Агна, отныне решением суда чести ты жена всаднику законная и равная. Дети твои будут принадлежать роду мужа, ты будешь владеть половиной его имущества. Суд чести согласен?
Закивали высокородные дамы, переглянулись. Кали подумывала что-то сказать, да тут кларсах выдал протяжную ноту, после которой никому возражать не захотелось. С опаской поглядела Кали на Финдабайр, кивнула товаркам, и все хором опустили в согласии головы!
Суеверный страх перед старшей судьей — и Орлэйт бежит с площади, размазывая по лицу злые слезы, Агна торопится к дому мужа, теперь мужа законного, можно сочинять балладу!
Прочие почтенные дамы поднимаются из-за стола, выходят, переглядываются, пытаясь решить про себя: магия то была, чародейство друидское или иное — проявление особенного дара Финдабайр разрешать споры? Качают головами с высокими огненными прическами, поправляют жесткие прядки, перебирают браслеты, гладят медовый янтарь…
Спросить никто так и не решился. Жаль, для баллады было бы интересно. Для баллады, правда, можно и самому придумать, а в жизни…
Куда проще счесть увиденный выход следствием тайного зрения друидов, чем —вчерашнего посещения Колмана. Говорить всадник пока не может, да вот беда для Орлэйт — пишет весьма бойко!
Кабы не Финдабайр, не ее вопросы, не заносчивость Орлэйт, могли бы люди разгадку попроще найти, под самым носом. И ты, мой кларсах, помог им пройти мимо.
Серебром бегут облака низкие, медью стелются поля вересковые, ясным золотом светит солнышко. Кому деньги, кому — все сокровища мира. Во славу богам и по чести людской — выбирай, добрый человек!
Мила_Тихонова Дата: Вторник, 03.01.2017, 23:52 | Сообщение # 2

Людмила

Мила_Тихонова

Постоянные авторы

  • Сообщений: 18115

Награды: 325 / Репутация: 728 /
эх... хорошо было при матриархате- умно и справедливо.
Рассказ очень интересный, спасибо авторам.
Volckov Дата: Среда, 04.01.2017, 09:20 | Сообщение # 3

Волков Даниил

Volckov

Модератор форума

  • Сообщений: 1172

Награды: 52 / Репутация: 118 /
Рассказ интересный. Я на него сразу внимание обратил, когда принимал. Поэтому теперь первым его комментирую. На мой взгляд, художественное решение - очень хорошее. И интрига есть, и герои все характерные. Но что-то я не понял по исторической составляющей. Город - вроде как германский? В Баварии? Допустим, галаты там обитали. В Баварии. Хотя насколько я помню, они обитали на юге современной Франции. Но причем тогда у галатов ирландские имена (Финдабайр, Мабон), почему тут ирландский религиозный праздник?.. Не было у германских кельтов бога Луга. И праздника Лугнасада не было. Лугнасад присутствовал только в Ирландии и в ирландских поселениях в Уэльсе и Шотландии. В Галлии и бог назывался по другому, и праздник, очевидно, носил иное название. Как - мы теперь никогда не узнаем, потому что кельтская культура была почти уничтожена римлянами в 1 веке до нашей эры. Если речь идет не об Ирландии, более уместным было бы говорить Бог Солнца и праздник начала осени. Но вы четко обозначили ирландскую мифологию. Все-таки, Ирландия?
Я не очень силен в быте германских кельтов, но та ситуация, которая описана в рассказе - совет женщин, брачное предложение, которое делает женщина первой, и которому невозможно отказать (хотя отказывали, и часто отказывали - тот же Кухулин, тот же Ойсин, тот же Оскар) - это характерно для быта Ирландии. Именно здесь женщинам предоставлялась достаточная свобода по сравнению с теми же кельтами в Германии и Франции. После римского завоевания ни о каком равноправии между мужчинами и женщинами в Галлии и Британии речи уже не шло. А рассказ (насколько я понял, учитывая всадника), относится уже к постримскому завоеванию. Тогда уже не должно быть никакого совета женщин, потому как кельтские традиции были уничтожены захватчиками.
Таким образом, представленный рассказ кроме художественных достоинств не дал нам ни месте действия, ни времени, ни достоверной картины быта.
Считаю, в рассказе серьезные нарушения исторических фактов.
Возможно, авторы рассказа дадут какие-то пояснения?
Ольга_Зима Дата: Среда, 04.01.2017, 11:52 | Сообщение # 4

Зима Ольга

Ольга_Зима

Автор

  • Сообщений: 35

Награды: 0 / Репутация: 0 /
Спасибо огромное за прочтение, интерес и ваши вопросы!

Про галатов.
"Галлы или кельты — народность арийского происхождения; они населяли издавна Галлию, Британию, Дунайские страны, Рецию, Паннонию, Цизальпинскую Галлию и Умбрию".
Как себя называли сами галлы-кельты, нам неизвестно, но, посовещавшись с историками, я решила, что слово "галаты" вполне могло обозначать самоназвание этого народа. Более того, это один из расхожих вариантов.
(и да, Семенова меня в этом поддерживает, хоть и не знает об этом))
еще цитата "Разными именами - «кельты» (keltoi/keltai/celtae), «галлы» (galli), «галаты» (galatae) называют писатели древности народ, сыгравший ключевую роль в историческом становлении Центральной и Северной Европы. Эта группа племен индоевропейского происхождения ранее других арийцев пришла в Западную Европу".
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/08/27/kto_takie_kelty

Про Луга.
"В современной мифологии духовных учений «Нового века» («Нью-Эйджа»), важность и значимость приписывают альтернативному набору божеств из кельтского пантеона, в том числе следующим из них: Луг, Бригантия, Аанъя, Эрикъюрэ. Этот альтернативный набор божеств составлен исходя не из их значимости для древних кельтов, и исходя из их предполагаемой значимости для современных людей, идущих по пути духовного развития (и обращающихся к кельтской мифологии в поисках духовного направления), а также исходя из безопасности поклонения им (указанный альтернативный набор божеств содержит только те божества, которые не требуют кровавых жертв)."
Это просто из Википедии.
Но если открыть любой справочник по кельтским богам, то Луг будет первыи или главным богом;) Опять же, при необходимости подтверждения могу добавить ссылки по этому вопросу.

Про всадников.
Обратимся вновь к Блокгаузу и Эфрону - брала не оттуда, но это ближе и нагляднее. (хотя спорить не буду, мнения историков расходятся, но не настолько, чтобы нельзя было воспользоваться этими сведениями)
"Вторым по значению классом галльского общества была военная аристократия, так называемые equites (всадники); они были окружены клиентами (ambacti), принадлежавшими, по большей части, к свободному состоянию, исключая разряд крайних бедняков (oboerati). Всадники были главными собственниками земли; между ними попадались богачи, содержавшие больше десяти тысяч слуг". Кельтские всадники были всадниками безотносительно римлян;)

Про время.
Таким образом мы имеем время до первого тысячелетия до нашей эры (за сто, двести или триста лет - период расцвета кельтов), народность - галлы/кельты, бога - Луга, засим праздник - Лугнасад (возношение хвалы Лугу).
При необходимости можно было уточнить "стояли первые дни жаркой стопятьсотой осени"... но поскольку вряд ли галаты меряли время до рождества Христова, то и писать не стали. Почему осени? Потому что осень для галатов начиналась в августе;)

(если интересно - под статьей "Кельтская мифология" https://ru.wikipedia.org/wiki....8%D1%8F и "Кельты" https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%8B
- порядка двадцати статей, которые не противоречат данному рассказу.

Про допущения.
Авторы постарались достаточно бережно отнестись к истории и обычаям, единственное допущение - это письма. Указывается, что книг у кельтов/галатов не было, но чтобы столь высокоразвитый народ обходился без малейшего намека на письменность - вот это вряд ли. Но можете посчитать это литературным допущением (все же это не документальный рассказ). Хотя про переписку кое-где упоминания есть, так что и это допущение основано не на пустом месте.
Разумеется, время кельтов - это даже не 19 век, тут все более сложно и более вариабельно. Мог ли дать князь звание всадника отличившемуся в бою воину? Почему бы и нет;) Но все же дух кельтов мы старались передать изо всех сил!

Про матриархат.
Еще хотела бы уточнить, что, хоть смотрится время как матриархат, на самом деле оно таковым не является. Просто все же кельтские/галатские женщины обладали неслыханными для того времени правами. И могли стать полноценными членами общества - достигнув высокого уровня мастерства в пении или при членстве у друидов (это известно достоверно, возможно, и в любом другом виде искусства или ремесла).
Став женой, кельтская женщина становилась "свободной наполовину", что, возможно, не мешало ей оставаться полноправной хозяйкой в доме. И она всегда имела возможность развестись с честью для себя.
И конечно же, у них была королева, Боудикка.А уж судебное производство у кельтов было на высоте. Пять видов браков! (и это только основных)

Про Манчинг.
Не в одном источнике он указан как столица кельтского государства (современный Ингольштадт)
"С 1950 года были получены новые свидетельства из раскопок в районе Манхинг, неподалеку от Ингольштадта в Баварии. Возможно, это был главный город винделиков. Он был покинут во время наступления римских войск через Альпы в 16 и 15 годах до н. э.; в результате этой кампании римляне проложили транзитный путь через Альпы и установили контроль над северными подходами."
http://www.celtica.ru/content/view/47/150/
"Известно, как назывался главный город кельтов, на месте которого вырос Ингольштадт - Манчинг".
http://www.nkj.ru/archive/articles/10396/
Опять же, это не доказано со стопроцентной вероятностью (для этого там нужно просто жить), но историки по большей части склоняются именно к этой версии.
Если нужно, могу указать еще порядка десяти или двадцати сайтов, статей, ссылок на раскопки на месте старого Манчинга для подтверждения того, что именно Манчинг - столица кельтов. С указанием высокого уровня проживающих там кельтов - они изготавливали литые стеклянные обручи, им был, похоже, знаком дамаск, температура в печах достигала 1400 градусов, а еще они изготавливали обувь, подобно которой еще не было.
Территории кельтов были обширны и они не ограничивались настоящей Ирландией. И все прекрасные кельтские легенды, которые вдохновляют нас до сих пор, когда-то родились именно в этой стране.

Спасибо Волкову, что приняли рассказ и дали возможность пообщаться на приятную и интересную тему.
Спасибо Миле Тихоновой за поддержку и одобрение!
Спасибо этому замечательному конкурсу;)


Ольга Зима

Сообщение отредактировал Ольга_Зима - Среда, 04.01.2017, 14:49
Volckov Дата: Среда, 04.01.2017, 15:16 | Сообщение # 5

Волков Даниил

Volckov

Модератор форума

  • Сообщений: 1172

Награды: 52 / Репутация: 118 /
Очень много и многое познавательно, но до нашей эры кельты считали позорным ездить верхом. Это разрешалось только при спасении собственной жизни, например. Так что всадники могли появиться только после соприкосновения с римской культурой. Просто почитайте кельтские скели, там "всадников" иначе, чем трусливыми зайцами не называют.
Насчет того, что вы галатов и кельтов смешали - это ваше право, конечно. Можно ведь сказать, русские и славяне - это равнозначные понятия. Кстати, галаты - так галлов называли греки. А у самих галлов (проживавших на территориисовременной Франции) было множество племен, в каждом свои боги и свои обычаи.
Бог Луг у ирландцев был Луг. У валлийцев - Ллудд. У шотландцев - Ллоу, у различных кельтских племен на территории Германии - Лиг, Лейд и т.д.
Поэтому Финдабайр и Мабон вкупе с Лугом могли быть только в Ирландии.
Перефразируя на русский, вы написали рассказ про русскую деревню, где жили Агнешка, Михаська и пани Эдита. Вроде и все славяне, но что-то не то.

Но к художественным достоинствам рассказа это не имеет отношения. Рассказ интересен, я уже говори об этом.
Ольга_Зима Дата: Среда, 04.01.2017, 19:52 | Сообщение # 6

Зима Ольга

Ольга_Зима

Автор

  • Сообщений: 35

Награды: 0 / Репутация: 0 /
"К сожалению, связных текстов на галльских диалектах не сохранилось".
И мы можем долго спорить о том, был ли общий бог с одним названием у кельтских племен, или у каждого был свой бог. Поскольку Ирландия не подвергалась нашествию римлян, разумеется, в ней наиболее полно остались легенды галатов.
По поводу Луга. Лугус, Луг? Большая разница?
"[Lugus (галл.) - ‘сияющий’, Lug (ирл.), Lleu (валл.). Названия
городов Лион, Лан, Лейден, Лугано, Лугдунум (Лион) означают
“крепость Луга”. Возможно, название Лондона - латинский Лондиниум -
именем обязано Лугу. Римский император Август провозгласил Лугдунум
столицей Галлии.]
Что до всадников, то мне известно это мнение. Как и то, что оно, опять же, не единственное, и легенды, как вы сами говорите, не относятся ко всем племенам. Да и сами легенды - не есть история.
"В своей работе «Древняя Греция и Рим в войнах» Питер Конноли часто ссылается на древних авторов и, в частности, на Полибия. А тот в своем сообщении о событиях, которые предшествовали сражению при Теламоне, сообщает, что в армии у галлов было 20 000 конницы и еще множество колесниц. Кстати, это последнее упоминание о действиях боевых колесниц на территории континентальной Европы. Хотя потом они появляются вновь, но только уже в 55 г. до н.э. во время вторжения Цезаря на территорию Британии. Диодор сообщает, что в эти колесницы были запряжены две лошади, и они могли нести возницу и воина, то есть все аналогичное колесницам у древних египтян. В ходе битве воин сначала бросал с нее дротики (и, видимо, их там у него был большой запас, а не два и не три!), после чего сходил с нее на землю и сражался пешим. Примерно также выглядит и рассказ Цезаря о колесницах, которые он видел в Британии. Оба автора отмечают одну немаловажную деталь: и там, и в Европе колесницы применялись против конницы. Кроме того очевидно, что сражаться при помощи колесниц против пехоты можно только в том случае, если они использовались в роли застрельщиков вместо тех же велитов у римлян. Подъехали, дротиками во врага побросались и в тыл! Цезарь восхищается искусством галльских колесничих. Он рассказывает о воинах, которые пробегали по дышлу и вставали на ярмо, причем делали это во время движения".

Возможно, с именами вы и правы, но произношение - вещь тонкая, решили лучше уж именно что староирландские взять, чем непонятно какие по времени из Баварии. Но конкретно - имена - это то, что можно поправить в любое время.
Если это кого-то вводит в заблуждение с точки зрения популяризации истории и кельтской культуры - то убираем название "Манчинг" - переносим действие в Ирландию, и все;) Все вопросы будут сняты. Время действия то же - за сто с небольшим лет до нашей эры.
А эта история и правда могла случиться где угодно и с кем угодно - в землях и в культуре галатов.


Ольга Зима

Сообщение отредактировал Ольга_Зима - Среда, 04.01.2017, 20:55
Мила_Тихонова Дата: Четверг, 05.01.2017, 11:42 | Сообщение # 7

Людмила

Мила_Тихонова

Постоянные авторы

  • Сообщений: 18115

Награды: 325 / Репутация: 728 /
Цитата Ольга_Зима ()
Еще хотела бы уточнить, что, хоть смотрится время как матриархат, на самом деле оно таковым не является.

эх, жалость-то какая!)))
Цитата Ольга_Зима ()
А эта история и правда могла случиться где угодно и с кем угодно - в землях и в культуре галатов.

Я с этим совершенно согласна.
Цитата Volckov ()
Перефразируя на русский, вы написали рассказ про русскую деревню, где жили Агнешка, Михаська и пани Эдита.

Данечка, кого там только не жило, в этих деревнях русских, особенно, после войны 1812 года... а уж после VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года..... ))) шучу, конечно.
Но уж больно рассказ понравился!
Ольга_Зима Дата: Четверг, 05.01.2017, 15:38 | Сообщение # 8

Зима Ольга

Ольга_Зима

Автор

  • Сообщений: 35

Награды: 0 / Репутация: 0 /
Цитата Мила_Тихонова ()
Но уж больно рассказ понравился!

Спасибо вам большое!


Ольга Зима
ledola Дата: Пятница, 06.01.2017, 23:38 | Сообщение # 9

Елена Долгих

ledola

Модератор форума

  • Сообщений: 7601

Награды: 72 / Репутация: 226 /
Цитата Мила_Тихонова ()
эх... хорошо было при матриархате- умно и справедливо.

)))Думаю, не всегда. Ошибки и тогда были.
Цитата Мила_Тихонова ()
Рассказ очень интересный, спасибо авторам.

Да, рассказ отлично сделан, увлекательно.


А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча...
и этим последним прыжком
покажет - свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.

Долгих Елена

авторская библиотека:
СТИХИ
ПРОЗА
Ольга_Зима Дата: Суббота, 07.01.2017, 19:56 | Сообщение # 10

Зима Ольга

Ольга_Зима

Автор

  • Сообщений: 35

Награды: 0 / Репутация: 0 /
Цитата ledola ()
Да, рассказ отлично сделан, увлекательно.

Спасибо вам огромное!
Да, ни матриархат, ни патриархат не дает преимуществ, просто это так показалось на контрасте, на фоне роли женщины в той исторической эпохе. Чем интересна кельтика - женщина имела гораздо больше прав, чем у других народов и в более позднее время.
(А еще у вас совершенно восторгательный стих - за него спасибо особое)


Ольга Зима

Сообщение отредактировал Ольга_Зима - Суббота, 07.01.2017, 19:59
ledola Дата: Воскресенье, 08.01.2017, 14:08 | Сообщение # 11

Елена Долгих

ledola

Модератор форума

  • Сообщений: 7601

Награды: 72 / Репутация: 226 /
Цитата Ольга_Зима ()
(А еще у вас совершенно восторгательный стих - за него спасибо особое)

сначала не поняла, о чём вы))) да, это отрывок из моего любимого стихо о волках))) Спасибо!


А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча...
и этим последним прыжком
покажет - свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.

Долгих Елена

авторская библиотека:
СТИХИ
ПРОЗА
Ольга_Зима Дата: Воскресенье, 08.01.2017, 16:19 | Сообщение # 12

Зима Ольга

Ольга_Зима

Автор

  • Сообщений: 35

Награды: 0 / Репутация: 0 /
ledola, поскольку я начала изучать историю и мифологию кельтов, чтобы написать о волках (пусть и оборотнях), меня это очень и очень порадовало. С удовольствием загляну на вашу страничку!
Да, для вас стих привычен, а меня душевно погрел.


Ольга Зима
Кристина Дата: Пятница, 20.01.2017, 07:51 | Сообщение # 13

Кристина

Кристина

Постоянные авторы

  • Сообщений: 491

Награды: 10 / Репутация: 18 /
Чрезвычайная древность и чрезвычайная насыщенность.
Ольга_Зима Дата: Пятница, 20.01.2017, 11:47 | Сообщение # 14

Зима Ольга

Ольга_Зима

Автор

  • Сообщений: 35

Награды: 0 / Репутация: 0 /
Цитата Кристина ()
Чрезвычайная древность и чрезвычайная насыщенность.

Спасибо за комментарий!
Ох, в этом и беда. Когда варишься в эпохе, самое печальное - выдать рассказ, в котором никто ничего не поймет, а если есть те, кто поймут - то тут начнутся споры, что есть канон, и где он нарушен.
Мы очень старались каждое "артефактное" слово привязать и обозначить в тексте с расшифровкой (разве кларсах как маленькая арфа не обозначен). Разумеется, в романе проще - объект текста позволяет вводить слова и персонажи постепенно.
Я все же смею надеяться, что ваши слова - комплимент;)


Ольга Зима
Кристина Дата: Пятница, 20.01.2017, 14:15 | Сообщение # 15

Кристина

Кристина

Постоянные авторы

  • Сообщений: 491

Награды: 10 / Репутация: 18 /
Цитата Ольга_Зима ()
Я все же смею надеяться, что ваши слова - комплимент;)
-Конечно!
:p Не каждый рискнёт взяться за написание рассказа о днях не просто минувших, но минувших тысячелетия назад. Для этого, я думаю, надо быть не только исторически подкованным, но и смелым, даже бесшабашным в какой-то степени. Но ведь люди жили и 2 000 лет назад, и их жизнь была не менее интересна, чем наша нынешняя или недавно, 100-200 лет назад прошедшая. Так почему бы о ней не рассказать? Вот у Вас и вышла такая история.


Сообщение отредактировал Кристина - Пятница, 20.01.2017, 14:16
Ольга_Зима Дата: Пятница, 20.01.2017, 17:54 | Сообщение # 16

Зима Ольга

Ольга_Зима

Автор

  • Сообщений: 35

Награды: 0 / Репутация: 0 /
Цитата Кристина ()
Так почему бы о ней не рассказать? Вот у Вас и вышла такая история.

Спасибо вам огромное! А знаете еще что интересно? Словно история сделала виток, и те люди и те отношения в чем-то мне показались близкими нам. В чем-то, несомненно, дальше.
А вот история судов чести кельтов позднее найдет свое продолжение в женских судах чести Средневековья!


Ольга Зима
Кристина Дата: Пятница, 20.01.2017, 18:47 | Сообщение # 17

Кристина

Кристина

Постоянные авторы

  • Сообщений: 491

Награды: 10 / Репутация: 18 /
Ох уж это Средневековье... Противоречивое. Буду рада видеть Вас среди своих читателей на этом конкурсе. Заранее благодарю!
maritaneva Дата: Суббота, 21.01.2017, 20:12 | Сообщение # 18

Марита Зотова

maritaneva

Постоянные авторы

  • Сообщений: 17

Награды: 0 / Репутация: 0 /
Рассказ понравился - любовная история, закончившаяся хэппи-эндом. Вспомнилась почему-то схожая библейская история, с дележом ребенка.)
Ольга_Зима Дата: Суббота, 21.01.2017, 20:43 | Сообщение # 19

Зима Ольга

Ольга_Зима

Автор

  • Сообщений: 35

Награды: 0 / Репутация: 0 /
Цитата maritaneva ()
Рассказ понравился - любовная история, закончившаяся хэппи-эндом. Вспомнилась почему-то схожая библейская история, с дележом ребенка.)

О, спасибо, что заметили эту пасхалочку! Пихать несколько сюжетов в один - наше фсе;)
И благодарю, что отписались!


Ольга Зима
VitSavr Дата: Четверг, 26.01.2017, 01:34 | Сообщение # 20

Виталий

VitSavr

Постоянные авторы

  • Сообщений: 24

Награды: 0 / Репутация: 0 /
Ольга_Зима, рассказ Ваш написан хорошо, увлекательно, живописно. Чувствуется развитие сюжета, нарастающее напряжение, кульминация и развязка. К сожалению, по содержательной части ничего сказать не могу - кельтская мифология мне мало знакома. Но подана интересно.
Только вот много слов, непонятных для непосвященных, как тот же кларсах (хотя понятно, что это музыкальный инструмент). А из Вашего комментария я понял, что это вроде маленькой арфы.

И еще кое-что - мелочь, но обратите внимание:
Цитата Volckov ()
— О браке, не иначе! — Кари, добрая подруга Делмы, подпевает товарке ... Закивали высокородные дамы, переглянулись. Кали подумывала что-то сказать...

Кари или Кали?

Вам трудно выплывать из той эпохи, а нам трудно в неё влезать :)
Но рассказ получился.
Удачи на конкурсе!
Ольга_Зима Дата: Четверг, 26.01.2017, 09:06 | Сообщение # 21

Зима Ольга

Ольга_Зима

Автор

  • Сообщений: 35

Награды: 0 / Репутация: 0 /
Цитата VitSavr ()
Ольга_Зима, рассказ Ваш написан хорошо, увлекательно, живописно. Чувствуется развитие сюжета, нарастающее напряжение, кульминация и развязка. К сожалению, по содержательной части ничего сказать не могу - кельтская мифология мне мало знакома. Но подана интересно.

Спасибо, что зашли! Очень рада вас видеть! И, конечно же, благодарна за теплые слова.
Если хоть немного заинтересовала, то уже здорово!
(а там пласт такой, что я удивляюсь, почему так мало пишут)
Цитата VitSavr ()
Только вот много слов, непонятных для непосвященных, как тот же кларсах (хотя понятно, что это музыкальный инструмент). А из Вашего комментария я понял, что это вроде маленькой арфы.

О, мы старались расшифровать в тексте все по максимуму - упоминание струн и рядом - слова о "священной арфе". Если Лугнасад - то в следующем предложении - что за праздник, если лейне - то "одежда нижняя".
Цитата VitSavr ()
И еще кое-что - мелочь, но обратите внимание:
Кари или Кали?

Оххх, опечаточка, спасибо! Пойду постучусь о стенку головой (еще Финдабайр в одном месте без "й") обязательно учту. Эх, сколько раз не вычитывай, а что-то пропустишь. (Кали - миловидная)
Цитата VitSavr ()
Вам трудно выплывать из той эпохи, а нам трудно в неё влезать
Но рассказ получился.

Уррра!! Ох, все же да, рассказ вышел немного "зазиппованным", слишком много всего аутентичного сразу. (это мы еще половину выкинули, чтобы текст совершенно не забивать)
Цитата VitSavr ()
Удачи на конкурсе!

Спасибо огромное за внимание и за добрые пожелания!


Ольга Зима

Сообщение отредактировал Ольга_Зима - Пятница, 27.01.2017, 14:50
Ярослав_Васильев Дата: Пятница, 27.01.2017, 14:03 | Сообщение # 22

Ярослав Васильев

Ярослав_Васильев

Постоянные авторы

  • Сообщений: 28

Награды: 0 / Репутация: 0 /
К слову а как-то до этого я рассказ этот симпатичный пропустил...
Ольга_Зима Дата: Пятница, 27.01.2017, 14:39 | Сообщение # 23

Зима Ольга

Ольга_Зима

Автор

  • Сообщений: 35

Награды: 0 / Репутация: 0 /
Цитата Ярослав_Васильев ()
К слову а как-то до этого я рассказ этот симпатичный пропустил...

Ярослав, рада вас видеть! А потому что меня Мила пнула уже в последние дни, а то никак не писалось. Потом соавтор дополнял, в итоге мы отправили под занавес.
Очень, очень рада, что вам понравилось!


Ольга Зима

Сообщение отредактировал Ольга_Зима - Пятница, 27.01.2017, 14:40
Ольга_Зима Дата: Пятница, 27.01.2017, 17:32 | Сообщение # 24

Зима Ольга

Ольга_Зима

Автор

  • Сообщений: 35

Награды: 0 / Репутация: 0 /
Цитата Кристина ()
Ох уж это Средневековье... Противоречивое. Буду рада видеть Вас среди своих читателей на этом конкурсе. Заранее благодарю!

Кристина, не отписалась здесь. И зашла, и прочитала, и понравилось;)


Ольга Зима
Кристина Дата: Суббота, 28.01.2017, 13:15 | Сообщение # 25

Кристина

Кристина

Постоянные авторы

  • Сообщений: 491

Награды: 10 / Репутация: 18 /
Цитата Ольга_Зима ()
И зашла, и прочитала, и понравилось;)

И спасибо Вам большое-пребольшое! :p
Литературный форум » Архивы конкурсов » Конкурс исторического рассказа » Ольга Зима, Ирина Чук "Суд чести"
Страница 1 из 11
Поиск: