[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Постмодернизм (середина ХХв) » Агата Кристи - знаменитая английская писательница (Непревзайденный мастер детективного жанра)
Агата Кристи - знаменитая английская писательница
Nikolay Дата: Воскресенье, 22 Май 2011, 16:51 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248

АГАТА КРИСТИ
Дейм Агата Мэри Кларисса Миллер (Кристи)
(15 сентября 1891 - 12 января 1976)

- знаменитая английская писательница, мастер детективного жанра, автор свыше 60 романов, 20 пьес и многих сборников рассказов, по многим из которых сняты одноименные кинофильмы и поставлены спектакли.

Агата Миллер родилась 15 сентября 1890 года в городе Торки, графства Девон. Её родители были состоятельными переселенцами из Соединенных Штатов. Получила хорошее образование на дому, в частности, музыкальное и только страх перед выступлениями на публике помешал ей встать на путь исполнительницы.

В первый раз Агата Кристи вышла замуж в 1914 году за полковника Арчибальда Кристи, в которого была влюблена уже несколько лет — ещё когда он был лейтенантом. У них родилась дочь — Розалинда. В 1926 году умерла мама Агаты, а ее муж, полковник Арчибальд Кристи, потребовал развода. Несмотря на взаимную привязанность в начале, их брак окончился разводом в 1928 году: Арчи влюбился в свою коллегу по гольфу Нэнси Нил. Пытаясь сохранить брак ради дочери, Агата едва не сошла с ума: однажды обнаружили её пустую машину с упакованными вещами, в то время как сама Агата, без памяти, оказалась в некоем пансионате. Ей потребовалось некоторое лечение, чтобы восстановить память. По другой версии, исчезновение было задумано ей специально, чтобы отомстить мужу, которого полиция неизбежно заподозрила в убийстве писательницы.

В 1930 году, путешествуя по Ираку, на раскопках в Уре она познакомилась со своим будущим супругом — археологом Максом Маллоуэном. С тех пор она периодически проводила несколько месяцев в году в Сирии и Ираке в экспедициях вместе с мужем. Во время Первой мировой войны Кристи работала в больнице, затем — в аптеке. Вероятно, это впоследствии повлияло на сюжеты ее произведений, где часто фигурируют яды и отравления. В 1920 году Кристи публикует свой первый детективный роман, который до этого был пять раз отвергнут британскими издателями. Вскоре у нее появляется целая серия произведений, в которых действует сыщик-бельгиец Эркюль Пуаро. Позже в её романах появляется не менее известная мисс Марпл. В 1958 году писательница возглавила английский Детективный клуб. В 1971 году за достижения в области литературы Агата Кристи была удостоена ордена Британской Империи, обладательницы которого также приобретают дворянский титул «дэйм», употребляющийся перед именем. Писательница умерла 12 января 1976 года у себя дома в городе Уоллингфорд (Wallingford), Оксфордшир после короткой простуды и была похоронена в деревне Чолси.

Творчество
Продолжая традицию английских мастеров детективного жанра Агата Кристи создала пару героев: интеллектуала Эркюля Пуаро и комичного, старательного, но не очень умного капитана Гастингса. Если Пуаро и Гастингс были скопированы с Шерлока Холмса и доктора Ватсона, то пожилая дева мисс Марпл является собирательным образом, напоминающим главных героинь писательниц М. З. Брэддон и Анны Кэтрин Грин. Пуаро появился в самом первом романе Кристи «Таинственное происшествие в Стайлзе» (англ. The Mysterious Affair at Styles) в дальнейшем был героем 25 романов, пока в 1975 году не «умер» в романе «Занавес: последнее дело Пуаро». Однако по словам внука писательницы Мэтью Причарда из героев Кристи ей больше нравилась мисс Марпл — «старая, умная, традиционная английская леди». Агата Кристи была поборницей эмансипации. Это распространялось, в первую очередь, на сферу интеллектуальной деятельности. Своё мнение она не раз озвучивала словами и поведением героинь своих романов. Писательница ни разу не сделала темой своих романов преступления сексуального характера. В отличие от сегодняшних детективов в её произведениях практически нет сцен насилия, луж крови и грубости. По её мнению такие сцены притупляют чувство сострадания и не позволяет читателю сосредоточиться на главной теме романа. Лучшим своим произведением Агата Кристи считала роман «Десять негритят». Скалистый островок, на котором происходит действие романа, списан с натуры — это остров Бург в южной Британии. Читатели также оценили книгу — у неё самые большие продажи в магазинах, однако из-за политкорректности она продаётся сейчас под названием «И никого не стало».
(Источник - http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/36449)
***

<…> Ее называли «Королевой преступлений», но ей самой, правда, больше нравился иной титул — «Герцогиня смерти». В ее гениальном мозгу рождались замыслы сотен убийств и ограблений. Огнестрельное оружие она терпеть не могла, зато яды считала «возбуждающе привлекательными». Уинстон Черчилль, большой ее поклонник, заявил как-то: «Эта женщина заработала на убийствах больше, чем любая другая, включая Лукрецию Борджиа». А королева Великобритании за подобные заслуги вручила ей орден Британской империи. В молодости эту «суперледи» звали мисс Миллер, однако во всем мире она известна как Агата Кристи. Все ее преступления остались на бумаге, ибо она была писательницей, а ее любимым жанром был детектив. Ее произведения (если верить Книге рекордов Гиннесса) изданы тиражом более 2 млрд экземпляров на 103 языках. Она — самый читаемый автор в мире. Мэри Миллер, буквально перед самым крещением нареченная Агатой, родилась 15 сентября 1890 г. в поместье Эшфилд курортного городка Торки, графство Девоншир. Она была третьим (и последним) ребенком в семье и казалась родителям — Фредерику и Клариссе — медлительной и туповатой рядом с живыми и энергичными старшими детьми. В семье все свыклись с мыслью, что она ничего в жизни не добьется. В лучшем случае — удачно выйдет замуж. Детство будущей писательницы прошло в одиночестве — у нее не было товарищей, брат и сестра были намного старше, а начальное образование она получила дома. С одной стороны, это стимулировало фантазию, а с другой — развивало робость, чувство, которое она так и не смогла в себе никогда преодолеть. Дальнейшее образование Агата получила в частных учебных заведениях Англии и Франции. Она серьезно занималась музыкой, писала стихи и рассказы, некоторые из них она отправила в различные журналы, но издатели не проявили никакой заинтересованности. Та же участь постигла и ее первый роман — «Снег над пустыней». В 1912 г. Агата влюбилась в лейтенанта Королевского воздушного корпуса Арчибальда Кристи. Они решили пожениться, как только представится возможность. Но впереди была война. Жених отправился на фронт во Францию, а Агата с началом военных действий поступила на службу в госпиталь Торки. Там она бесплатно работала простой уборщицей, потом медсестрой, а затем стала ученицей фармацевта. Свадьба состоялась только в декабре 1914 г. во время короткого отпуска Арчи. Первый детективный роман Агаты — «Таинственное происшествие в Стайлсе» — был написан на спор со старшей сестрой Мэдж. Сестра утверждала, что создать хороший детектив очень трудно. Агата книгу написала, но издать долгое время не могла. Роман отказались печатать шесть издательств, и только седьмое рискнуло. Продано было 2 тыс. экземпляров, сочинительница получила мизерный гонорар — всего 25 фунтов стерлингов. Рождение «королевы детектива» в 1920 г. широкая публика не заметила.

Именно тогда впервые появились новые литературные герои — великий сыщик Эркюль Пуаро и его верный спутник — капитан Гастингс. В своей «Автобиографии» Кристи писала о долгом выборе прототипа главного героя. После долгих сомнений она остановилась на колоритной внешности одного из бельгийских беженцев, которых Англия принимала в годы войны. Чтобы объяснить наличие у него обширных криминалистических познаний, ему было придумано прошлое инспектора полиции. Единственным просчетом Агаты был пенсионный возраст героя. Представленный в первом романе пожилым человеком, он был вынужден пребывать в этом качестве на протяжении всей долгой творческой карьеры писательницы. Когда семья вышедшего в отставку полковника Кристи столкнулась с финансовыми проблемами, Арчи предложил жене решить их с помощью написания очередного остросюжетного романа. Книга «Тайный противник» с главными героями Томми и Тапенс Бересфорд вышла в 1922 г. Интересен следующий факт: писательница поначалу считала, что женщина — автор детективов будет встречена читателями с предубеждением, и хотела взять себе псевдоним Мартин Уэст или Мостин Грей. Однако издатель настоял на сохранении собственных имени и фамилии, потому что имя Агата было редким и запоминающимся. 1926 г. стал для Кристи роковым — на нее свалились сразу все несчастья. Читатели, критики, некоторые коллеги-писатели не смогли оценить новаторство ее романа «Убийство Роджера Экройда» (повествование в книге велось от лица преступника, что нарушало каноны классического детектива) и обрушились на писательницу с обвинениями. Появились проблемы с неустроенным в жизни братом Монти, умерла мать писательницы, Арчи объявил, что любит другую женщину, и даже их маленькая дочь Розалинда не смогла удержать его в семье. Узнав об уходе мужа, Агата около года надеялась, что он одумается и все будет по-прежнему. Но когда этого не произошло, она решила отомстить, продемонстрировав обществу свои уникальные способности творца детективов. Молодая женщина села в машину и, никому ничего не сказав, уехала в неизвестном направлении. Позднее автомобиль со следами борьбы и ее личными вещами был обнаружен далеко от дома, а сама писательница бесследно пропала. Полковник Кристи тут же был заподозрен в убийстве и был вынужден давать унизительные показания, которые обсуждала вся страна. Через неделю розыски приняли невероятный размах. Сотни полицейских, тысячи добровольцев, отряды бойскаутов прочесывали район, где была обнаружена машина. Наконец один из служащих гостиницы в Харроугейте, графство Йоркшир, сообщил, что Агата Кристи провела эти девять дней у них под именем Терезы Нил — женщины, на которой собирался жениться ее бывший муж. Постояльцы показали, что «мадам Нил» явно страдала потерей памяти. Агата не стала разубеждать общественность в этом заблуждении и даже прошла курс лечения от амнезии у психиатров. Кристи была сильной женщиной, и события 1926 г. не сказались на ее работоспособности. Одним из ее увлечений была археология, которая в чем-то, безусловно, сродни детективам: в ней тоже присутствует анализ и дедуктивный метод. Агата продолжила написание романов и через два года отправилась на раскопки в Багдад, проделав часть путешествия на «Восточном экспрессе». В этом же году под псевдонимом Мэри Уэстмакотт она издала первый недетективный роман «Хлеб исполина», а в 1929 г. приступила к работе над первой пьесой — «Черный кофе». Всего вышло шесть романов. О том, кто скрывается под именем Уэстмакотт, публика узнала только через 15 лет после выхода первой книги. На археологических раскопках шумерского города-государства Ур на территории нынешнего Ирака в 1930 г. Кристи познакомилась с Максом Мэллоуном, впоследствии профессором Лондонского университета. Роман вспыхнул мгновенно. Агате было 40 лет, Макс был на 14 лет моложе. Через два месяца они поженились и практически не расставались последующие полстолетия. Кристи любила говорить, рассказывая об отношениях с мужем, что «одно из удовольствий быть замужем за археологом состоит в том, что чем старше вы становитесь, тем больший интерес вы для него представляете». Этот брак принес обоим супругам глубокую любовь, уважение друг к другу, общность интересов. Оба занимались любимым делом, оба достигли значительных успехов и известности. Второй медовый месяц Агата Кристи провела в путешествии, маршрут которого, в частности, проходил и по СССР.

В этом же 1930 г. появился роман «Убийство в доме викария», в котором впервые был введен женский персонаж детектива-любителя — мисс Марпл. Со своими двумя наиболее известными героями Кристи испытывала одинаковые трудности — художественные задачи требовали, чтобы сыщик был человеком, умудренным опытом, и потому немолодым. Писательница не подозревала, как долго Эркюль Пуаро и Джейн Марпл будут сопровождать ее замыслы. Если считать формально, то эти герои в своем возрасте перешагнули столетний рубеж и оказались феноменальными долгожителями. Еще одним увлечением писательницы была недвижимость, благо, что растущие доходы от выпуска книг позволяли ей заниматься этим. Она говорила: «Мое хобби — покупать дома, обустраивать их, обживать, а затем продавать. Это очень дорогое хобби, но чрезвычайно увлекательное». Во всех анкетах в графе «род занятий» она неизменно указывала не «писатель», а «домохозяйка». Считается, что свой автопортрет Кристи создала в образе сочинительницы детективов Ариадны Оливер: невероятно скромной, , застенчивой и в то же время крайне предприимчивой женщины, любящей яблоки, рассыпающей их на улице надкушенными и недоеденными, сочинившей сыщика-норвежца, надоевшего ей до крайности. Критики отмечали повторяемость сюжетов у Агаты Кристи, и потому ее признание о том, что она «может написать одну и ту же книгу много раз», следует воспринимать на удивление буквально. В 1940-е гг. из-под ее пера вышли «Подвиги Геракла», «Движущийся палец», «Паутина паука», «Труп в библиотеке», «Большая четверка», «Тайна Голубого экспресса», «Пять маленьких поросят», не считая многочисленных радио- и телепостановок, сценариев кинофильмов, которых немало снималось и в США, где существовал огромный интерес к ее детективным произведениям. Такая интенсивная творческая деятельность талантливой писательницы в какой-то мере объясняется и ее долгой разлукой с мужем, который провел всю Вторую мировую войну за пределами Англии — в Турции, Сирии и Египте. А сама Агата в эти трудные для страны дни снова пошла работать в госпиталь, несмотря на свои уже почтенные годы. В это время два произведения Кристи были помещены ею в банковский сейф: «Занавес» — последнее дело Эркюля Пуаро и «Последние расследования мисс Марпл». Существует несколько версий, комментирующих ее поступок (вплоть до желания разделаться с надоевшим героем, от чего ее отговаривали предприимчивые издатели). Однако самое приемлемое объяснение можно было увидеть в завещании писательницы, помещенном ею в сейф вместе с рукописями. В неспокойное военное время Агата позаботилась об авторских правах и о благополучии близких. В случае ее смерти доход от «Занавеса» должен был пойти в наследство ее дочери, а мисс Марпл должна была обеспечить мужа. В 1945—1960 гг. писательница ежегодно участвовала в археологических раскопках Макса Мэллоуна. В 1946 г. иллюстрированный сборник о раскопках вышел под названием «Расскажи мне, как ты живешь». В Англии Агата жила в поместье Гринуэй на берегу реки Дарт, которое они с мужем хотели приобрести еще до войны. Премьера самой знаменитой пьесы Кристи «Мышеловка» состоялась в 1952 г., и затем спектакль шел на лондонской сцене каждый вечер вплоть до начала восьмидесятых — больше тридцати лет. В 1955 г. Ассоциация американских детективных писателей присудила Агате первое в своей истории звание «Гранд-Мастер детективной литературы». В 1958 г. она была избрана президентом старейшей организации — «Дэтекшн Клаб», открытой еще в 1930 г. Эту ношу она несла до самой своей смерти, деля часть обязанностей с лордом Гореллом, который вместо нее произносил торжественные тосты и вступительные речи. В 1960-е гг. Кристи стала самым издаваемым англоязычным автором. В 1975 г. читатели прочли «Занавес», в котором завершил свой жизненный путь знаменитый бельгийский сыщик. Создательница Эркюля Пуаро пережила своего героя всего на несколько месяцев. Зимой того же года она простудилась и 12 января 1976 г. скончалась. «Последние расследования мисс Марпл» были опубликованы уже после ее смерти. Всю жизнь писательнице сопутствовал титул «Королевы детектива». После ее смерти критики пытались наградить им попеременно то одного, то другого детективного автора. Но у каждого читателя может быть только одна королева. И для большинства из них ею навсегда останется Агата Кристи.
(Источник - http://www.grandpeople.ru/z_i_k/45.html)
***

Евгения ГОРДИЕНКО
Эскимо для Агаты Кристи

Её часто спрашивали: «Миссис Кристи, вы писали вашу мисс Марпл с себя?» — «Ну что вы, я на нее совсем не похожа. А появилась она очень просто — я нашла на чердаке в доме одной из моих бабушек старый ридикюль, вытряхнула из него крошки от сладких сухариков, два пенни и полуистлевшие шелковые кружева — вот вам и мисс Марпл».

Хорошо бы научить ее говорить
ДЕЙМ Агата Мэри Кларисса Миллер родилась 15 сентября 1890 года в типичной викторианской семье: мать постоянно чем-то увлекалась — то новым видом рукоделия, то модной религией; у отца периодически возникали проблемы с алкоголем, а трое детей (у Агаты были старшие брат и сестра — Монти и Мэдж) находились под попечением няни, монументальной, как здание парламента, и готовившей вкуснейший в мире пудинг. Агата рано поняла, что настоящая леди должна уметь скрывать свои истинные чувства. В пять лет родители подарили ей щенка. Чтобы скрыть нахлынувшие эмоции, будущая писательница не нашла ничего лучше, как спрятаться в уборной, и там, прижимая к горевшим щекам руки, повторять про себя: «У меня есть собака! Настоящая, живая собака!». Примерно в то же время Агата впервые влюбилась. Но, как и положено истинной леди, чувства проявила прямо противоположные — отворачивалась при виде голубоглазого Филиппа, своего кузена, а то и вовсе убегала от него. Матери даже пришлось сделать замечание: «Если тебе не нравится Филипп, ты все равно должна быть вежливой!» Агата была страшно довольна, что никто не заметил ее настоящих чувств. Однако скрытность имела и обратную сторону — девушка была очень стеснительной. Выступить на концерте с музыкальным номером было для нее огромной проблемой. Однажды она просто упала в обморок прямо на сцене. И девушка поняла: публичные выступления не для нее. Когда Агату стали вывозить «в свет» (а случилось это в Каире, куда семья вынуждена была переехать после смерти отца, так как денег осталось мало, а жизнь там была дешевле), она, симпатичная, образованная и эрудированная, имела успех у кавалеров. Но один из них все же заметил Клариссе Миллер, матери Агаты: «Ваша дочь научилась прекрасно танцевать. Теперь хорошо бы научить ее говорить». Но говорить Агата не очень любила. Гораздо больше ей нравилось писать. Впрочем, все юные леди тогда увлекались литературой — это было сродни рукоделию. Будущая «королева детектива» вначале лишь подражала старшей сестре Мэдж, чьи рассказы даже печатали в журналах. Агата отсылала свои рукописи под псевдонимами Мак Миллер и Сидни Уэст, но тогда они не были опубликованы. Это произошло гораздо позже, в 1924 году. А пока началась Первая мировая война, и занятия литературой временно пришлось прервать.

Знакомство с ядами.
В отличие от прочих молодых леди, в начале войны работавших медсестрами, Агата Миллер не упала в обморок на первой же перевязке. Сумев пересилить себя, она присутствовала на сложных операциях, помогая врачам. Параллельно училась на фармацевта и работала в аптеке. Там же познакомилась с огромным количеством ядов, которые потом успешно использовала для убийства своих персонажей. Впрочем, и в жизни ей попадались такие колоритные субъекты, которых не грех было использовать в качестве прототипа. Например, аптекарь, у которого она проходила практику. Он всегда носил с собой склянку с ядом кураре, а рецепты заполнял с преступной небрежностью. Как-то Агате даже пришлось специально залить их чернилами, чтобы потом самой заполнить правильно. Но война вовсе не отменяла развлечений. Однажды Агата попала на вечеринку, где было множество офицеров стоявшего неподалеку гарнизона. Агату увлек молодой Арчибальд Кристи, служивший в Королевском Воздушном корпусе. Кто мог быть более романтичным в начале прошлого века, чем пилот? И Агата влюбилась, несмотря на то что возлюбленный не блистал изысканными манерами, да и денег у него практически не было. Зато были обаяние и напор — уже на третий день знакомства он признался Агате в любви и предложил выйти за него замуж. Она согласилась, хотя была обручена с другим — правильным и скучным викторианским юношей. Но разве мог он выдержать конкуренцию с бравым пилотом? Арчи получал на войне награды и звания, а Агата возилась с больными. Виделись влюбленные редко, но даже за эти короткие встречи успевали поссориться как минимум раз пять. Если Арчи говорил «да», то мисс Миллер непременно должна была ответить «нет». Словом, это было самое настоящее чувство! Оно же заставило молодых упросить священника обвенчать их не через две недели, а всего через три дня. Венчание было по-военному скромным и коротким. Мать Агаты, когда молодые приехали к ней в Торки, пришла в ужас от такой поспешности, но поделать уже ничего не могла. Во время войны Агата не виделась с мужем по полгода. Свободное время надо было чем-то занять, и она вспомнила о писательстве. Кто знает, что повлияло на выбор жанра? То ли желание уйти от действительности, где были больница, стоны, ежедневный страх за мужа, находящегося на фронте, то ли внутреннее сознание, что у нее получится? И у нее получилось! Выстраивая хитроумные цепочки мотивов и комбинации преступлений, миссис Кристи забывала об ужасе реальной жизни. А сюжеты, как она сама говорила, придумывались за мытьем посуды: «Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве!» Детективы, героем которых был маленький бельгиец по имени Эркюль Пуаро, издавались под ее собственным именем, а романы она писала под псевдонимом Мэри Вестмаккот.

«Я — вдова гольфа»
Война закончилась, и семья вновь зажила по старым добрым викторианским традициям: Арчи ходил в Сити, Агата писала, а в 1919 году у них родилась дочь Розалинд. Они совершали путешествия, в которые миссис Кристи, теперь жена советника Специальной миссии надзора за колониями, брала и своего героя. Миссис Кристи и мсье Пуаро посетили и Гавайи, и Новую Зеландию, ездили на пароходах и в поездах и везде «распутывали» преступления. Арчибальд Кристи никогда не скрывал, что к литературной деятельности жены относится с пренебрежением. Куда больше его интересовал гольф. Агата даже шутила: «Я — вдова гольфа!» Наряду со спортом мистер Кристи интересовался и некой Нэнси Нил. Уж она-то понимала толк в гольфе! Как тут не потребовать развод у Агаты? Около года миссис Кристи не давала согласия, пытаясь спасти семью. Но, поняв, что это не удастся, постаралась, чтобы муж развод запомнил на всю жизнь. Известная к тому моменту писательница… исчезла. Прислуга, вернувшись вечером домой, обнаружила распахнутую дверь и отсутствие хозяйки. Полиция искала Агату Кристи больше двух недель, пока не обнаружила ее в небольшом доме отдыха, где она исправно ходила на процедуры, никого не помнила и была зарегистрирована под именем любовницы мужа. Действительно ли у нее была амнезия или это был только способ досадить мужу, знала только сама Агата. Это происшествие пошло на пользу новому роману писательницы «Убийство Роджера Экройда». Исчезновение автора — до такой рекламы не додумался бы даже самый хитрый издатель.

Молодой археолог
Развод с мужем дался Кристи тяжело, и она решила посвятить какое-то время путешествиям. Первым средством передвижения стал «Восточный экспресс», где и произошло очередное убийство. Писательница вообще старалась заимствовать из реальной жизни как можно больше мелких деталей: «Это совершенно неважно. Вот почему это так интересно!» — часто говаривала она. Летом 1930 года Агата приехала на раскопки Ура — главного города шумерской цивилизации. Туда ее пригласили друзья — археологи Леонард и Кэтрин Вулли, часто гостившие у нее. Узнав, что Агата заскучала в Лондоне, они решили развлечь ее экскурсией по древним местам. В провожатые дали молодого ученого Макса Мэллоуэна. Приехав на раскопки, тот очень быстро выучил арабский язык, рассчитывался с рабочими, оказывал им медицинскую помощь, а также проводил экскурсии по раскопкам для именитых гостей, которые бывали тут довольно часто. Так что приезд такой известной дамы, как Агата Кристи, не слишком его впечатлил. Ученый просто постарался быть вежливым и услужливым с этой немолодой (старше его на 15 лет) леди. Однако Агата оказалась совсем не такой, какой представлял ее Макс. Она шутила, смеялась, быстро схватывала археологические термины и вообще оказалась просто очаровательной! И Макс не замедлил… влюбиться! Как потом вспоминала сама Агата Кристи: «Я была абсолютно естественна, потому что и подумать не могла, что у этого молодого человека появится ко мне какой-то интерес. Если бы я тогда рассматривала его как кандидата в мужья, то была бы настороже». Несмотря на столь быстро развивающуюся симпатию, Агате пришлось уехать — пришла телеграмма о том, что заболела дочь Розалинд. Когда девочка уже пошла на поправку, Агата послала Максу телеграмму с приглашением приехать в Кресуэлл Плейс, отметив позже, что он «был единственным, кого она приглашала к завтраку». Совместные завтраки сделали свое дело, и Мэллоуэн предложил хозяйке дома руку и сердце. Агата, по ее словам, колебалась очень долго и приводила всевозможные аргументы против брака: разницу в возрасте, различное вероисповедание (Макс был католиком, а Кристи принадлежала к англиканской церкви), возможное несогласие Розалинд. С дочерью все решилось проще всего: она всего лишь потребовала, чтобы Макс привез ей две дюжины леденцов из Селфриджа. Почему именно оттуда, девочка уточнять не пожелала. С религией было несколько сложнее. Католическая церковь отказывалась признать их брак, и разъяренный Макс оставил свою веру. После такого поступка Агата не могла не согласиться — она поняла, что этот человек действительно ее любит. Венчание состоялось 11 сентября в церкви Святого Колумба в Эдинбурге, после чего молодые отбыли в свадебное путешествие в Италию. Агата специально сделала себе новый паспорт, слегка уменьшив в нем возраст. Ей хотелось хотя бы формально сократить разницу с мужем, хотя Макс всю жизнь утверждал, что считал жену «маленькой девочкой», о которой надо постоянно заботиться, чтобы «она не порвала платье в саду». Агата же говорила, что ей несказанно повезло стать женой археолога, ведь «чем старше я становлюсь, тем больший интерес представляю для него как для историка». На этот раз увлечения супругов совпадали. Макс с уважением и интересом относился к книгам Агаты (именно в 1930 году Кристи вывела в свет мисс Марпл, написав роман «Убийство в доме викария»). А она быстро научилась правильно фотографировать археологические раскопки и стала ездить с мужем в экспедиции, не забывая «захватить» туда же своих героев. Так Эркюль Пуаро посетил Месопотамию, Сирию и Египет. Детей решили не заводить — им вполне было достаточно друг друга и интересных дел. В Королевском историческом обществе он был именитым ученым, а она — его скромной супругой, в Клубе же писателей Макс был просто мужем знаменитой Агаты.

Занавес
Последней изданной при жизни Агаты Кристи книгой был «Занавес». Она словно чувствовала, что это реквием, и долго не хотела публиковать книгу. По сюжету Эркюль Пуаро погибает. После его смерти и самой писательнице нечего было делать на этом свете. Она умерла в 1976 году, в возрасте 85 лет. После публикации последней книги Агата говорила: «Отныне я живу в долг. Жду в прихожей вызова, который неминуемо последует, после чего я перейду куда-то еще. Я готова ко встрече со смертью… Я всегда обожала эскимо. Однажды для дорогой старушки будет приготовлено изысканное холодное блюдо, и она уйдет по ледяной дороге. И больше не вернется».
Евгения ГОРДИЕНКО
(Источник – «Аргументы и факты»; http://gazeta.aif.ru/online/superstar/74/34_01)

***

Агата Кристи - королева детектива

Дейм Агата Мэри Кларисса Кристи (Миллер) - английская писательница, пожалуй, самый известный и самый покупаемый в мире автор детективов. Главной чертой ее характера была невероятная застенчивость. Ее основной инстинкт - чувство ответственности. Самое отрицательное качество - чревоугодие. Основное занятие - путешествия и переезды. Но прославилась она, конечно, не этим, а своими многочисленными убийствами... На сегодняшний день её книги выпущены тиражом более 100 миллионов экземпляров и переведены на 100 языков.

Агата Кристи родилась 15 сентября 1890 года в Торквее, графство Девон, Англия. Вот что интересно: с самого раннего детства и до глубокой старости ей снился один и тот же человек, которого она никогда в жизни не видела. Про себя она называла его Человек с пистолетом или Человек-убийца - последнее не слишком, впрочем, обоснованно, потому что он никого так и не убил. Её образованием занималась мама, так что Агата была очень "домашним" ребенком. А вообще ее образованием никто целенаправленно не занимался. Иногда бабуля прерывала свои эпистолярные занятия, чтобы "порисовать" с ней буквы. (Писание "художественных" писем было передающимся по наследству хобби.) А после завтрака отец занимался с ней арифметикой и развлекал ее логическими играми-головоломками, что доставляло ей наибольшее удовольствие. Книги с шарадами, ребусами, криптограммами... Она забавлялась тем, что манипулировала буквами и цифрами, создавая свои коды и шифры. Она была очень впечатлительной, очень. Стоило маме в очередной раз увлечься чем-нибудь (а мама постоянно чем-то увлекалась, то каким-нибудь новым философским учением, то новой религией, или вдруг новое течение в искусстве поглощало ее с головой), и Агате начинало казаться, что во всем огромном их имении Эшфилд, во всем городе Торки, во всей Англии и, может быть, даже во всем мире она не нужна никому. Приблизительно в это же время она впервые сформулировала то, что стало лейтмотивом всей ее жизни. Однажды возмущенные родители спросили, почему Агата не сказала им, что служанка, перед тем как подать суп, пробовала его прямо из супницы.
- Я просто не хотела делиться этой информацией, - невозмутимо ответил пятилетний ангелочек.
С началом I Мировой войны Агата Миллер стала работать медсестрой в военном госпитале. Именно тогда, в перерывах между дежурствами, она и начала писать детективы.
В самом первом романе - "The Mysterious Affair at Styles" ("Таинственное преступление в Стайлсе"), вышедшем в свет только в 1920 году, - появился главный герой, частный детектив Эркюль Пуаро, эксцентричный и самовлюбленный бельгиец, который постоянно нуждался в "сырье для работы серых клеточек головного мозга".
Пуаро был героем 25 романов писательницы, пока в 1975 году не "умер" в романе "Curtain".

Другой героиней многих рассказов и романов Агаты Кристи была миссис Марпл - англичанка до мозга костей, старая дева, которая дотошно расследовала различные злодеяния, совершаемые по соседству. Её "дебют" у зрителей состоялся в 1930 гoду в романе "Murder at the Vicarage" ("Убийство в доме викария"). Вот что говорит сама Агата Кристи об этой выдающейся особе: "Мисс Марпл ни в коей мере не есть портрет моей бабушки: она гораздо суетливей, к тому же она - старая дева. Но одна черта их роднит - сколь ни была бы жизнерадостная моя бабушка, ото всех она ждала худшего и с пугающим постоянством оказывалась права. "Хитрый парень, не верю ему, - замечала бабушка, и когда впоследствии оказывалось, что вежливый банковский служащий совершил растрату, она нисколько не удивлялась, а просто кивала головой. - Да, - говорила она, - знавала я пару подобных молодцов". Когда журналисты спросили у Агаты Кристи, кто же все-таки является прототипами ее героев, она ответила: "Я просто перебирала старые вещи и нашла бабушкину театральную сумочку. Я вытряхнула оттуда крошки сладких сухариков, два пенни и полуистлевший лоскуток шелковых кружев - вот вам и мисс Марпл".
Свой первый "сезон" в обществе Агата провела в Каире. Молодые офицеры, археологи и ученые-ориенталисты не могли не обратить внимания на эрудированную, улыбчивую, грациозную, но ужасно стеснительную девушку. Игры в гольф и крокет, выезды на пикник, неспешные беседы в клубе... И, конечно же, балы! На одном из них Агата познакомилась с веселым кавалером, который, приведя ее к матери после танца, заметил: "Вот ваша дочь. Она уже научилась прекрасно танцевать. Теперь хорошо бы научить ее и говорить". 12 октября 1912 года она встретила свою любовь. Это чувство свалилось на нее как снег на голову, как гром среди ясного неба, как... Короче, Арчибальд Кристи не слишком считался с условностями. Уже через неделю после их знакомства он явился просить ее руки. Мать была в замешательстве: у претендента не было ни денег, ни положения, ни даже жизненного опыта, только напор и страсть! Да и чем он занимается? Собирается поступить в еще только формирующиеся Королевские воздушные силы? Совершенно непонятно, что это такое! Агата, несмотря на то что была помолвлена с тем самым другим, рассудительным и взрослым, дала согласие незамедлительно. Они обручились и стали ждать, когда Арчи заработает деньги на их свадьбу. Чтобы отвлечься немного от мыслей об Арчи, Агата занялась фармакологией. Так яды и малоизвестные свойства химикатов стали для нее сначала чем-то вполне обыденным, а затем одним из постоянных мотивов ее произведений.
Интересен следующий факт: писательница поначалу считала, что женщина - автор детективов будет встречена читателями с предубеждением, и хотела взять себе псевдоним Мартин Уэст или Мостин Грей. Однако издатель настоял на сохранении собственных имени и фамилии, потому что имя Агата было редким и запоминалось, и он оказался прав...
Агата Кристи писала достаточно много, однако настоящий читательский успех пришел к ней лишь в 1926 году, когда на прилавки был выпущен роман "The Murder of Roger Ackroyd" ("Убийство Роджера Экройда"). С тех пор каждая новая работа Кристи была обречена на успех, поскольку её книг ждали с огромным нетерпением. Популярности писательницы способствовало и то, что её детективы печатались не только как отдельные книги, но и публиковались на страницах периодической печати в Англии и США.
Не многим известно, что помимо рассказов и романов Агата Кристи создавали и пьесы. Например, её "Mousetrap" («Мышеловка») впервые была поставлена на сцене лондонского театра Амбассадор в 1952 году, и за 21 год успешно выдержала 8862 спектакля.

В 1957 году Кристи "завоевала" и кинематограф: на экраны вышел первый фильм по мотивам её пьесы "Witness for the Prosecution" («Свидетель обвинения», 1953). Естественно, картинам, снятым по её произведениям, сопутствовал успех, несмотря, порой, на слабую режиссуру. В 1926 году умерла мама Агаты, а её муж, полковник Арчибальд Кристи, потребовал развода. Её реакция была столь неожиданна, что сама писательница в будущем с трудом могла её объяснить. Дело в том, что Агата исчезла. В течение нескольких дней её усиленно искали и, наконец, обнаружили в отеле, зарегистрированную под именем... женщины, на которой собирался жениться её муж.
После развода с мужем она уже знала, как поступать с эмоциями, когда их нельзя показывать окружающим. Она придумывала головоломки и населяла их изменами, страстями и болью. Ее роман "Таинственное происшествие в Стайлсе" принес ей славу и хорошие деньги. Это было очень актуально, потому что после развода она была сильно стеснена в средствах.
Именно "зарабатыванием" и занялась уже знаменитая писательница. И, разбогатев, покупала дома и имения, меняла квартиры и очень много ездила. Каждую зиму проводила на Ближнем Востоке. Там на почве общего интереса к древностям она подружилась с талантливым молодым археологом Максимилианом Меллоуэном
В 1930 году Агата Кристи вышла замуж вторично. С тех пор она стабильно проводила несколько месяцев в году в Сирии и Ираке в экспедициях вместе с мужем.
Кстати, Агата Кристи писала не только детективные, но и "обычные" романы, о жизни простых людей, выходившие под псевдонимом Мэри Уэстмаккот. Среди них стоит отметить "Absent in the Spring" («Разлученные весной», 1944). Эта книга долго вынашивалась, в ней нашли косвенное выражение перипетии собственной судьбы писательницы.
12 января 1976 года "великая преступница" и "великий детектив" в одном лице, Агата Кристи, умерла в Веллингтоне, Оксфордшир.
(Источник – Труд, сайт о работе и жизни; http://blog.trud.ru/users/rodich2007/post61203173/)

Прикрепления: 4085266.jpg (10.9 Kb) · 0323716.jpg (13.8 Kb) · 9352624.jpg (17.4 Kb) · 8986292.jpg (13.0 Kb) · 6828227.jpg (27.6 Kb) · 3149407.jpg (20.4 Kb) · 4950492.jpg (18.4 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"

Сообщение отредактировал Nikolay - Воскресенье, 22 Май 2011, 16:52
 
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Постмодернизм (середина ХХв) » Агата Кристи - знаменитая английская писательница (Непревзайденный мастер детективного жанра)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: