[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Постмодернизм (середина ХХв) » Ранников (Селитренников) А.М. - русский писатель, драматург (Забытые имена)
Ранников (Селитренников) А.М. - русский писатель, драматург
Nikolay Дата: Суббота, 09 Июл 2011, 10:45 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248


РЕННИКОВ АНДРЕЙ МИТРОФАНОВИЧ
(Настоящая фамилия Селитренников)
(1882, Кутаиси - 23 ноября 1957, Ницца)


- русский писатель, журналист, публицист, драматург и фельетонист; магистр философии, яркий представитель литераторов русского зарубежья первой волны.

Ранние годы
Родился в 1882 году в Кутаиси в семье присяжного поверенного Митрофана Селитренникова. Детство писателя прошло на Кавказе: сначала в Батуме, затем в Тифлисе. Учился в пансионе 1-й тифлисской классической гимназии. Мечтая стать музыкантом, играл на скрипке и изучал теорию музыки. Поступил в Новороссийской университет Одессы, где окончил физико-математический и историко-филологический факультеты. Сочинение Ренникова "Система философии В. Вундта" было удостоено золотой медали. После окончания университета остался на кафедре философии, работая над диссертацией и ведя преподавательскую деятельность. Занялся журналистикой, сотрудничая с газетой "Одесский листок".

Работа в "Новом Времени"
В 1912 г. переехал в Санкт-Петербург и начал журналистскую деятельность в газете А.С. Суворина "Новое Время", став редактором отдела "Внутренние новости". Фельетоны, рассказы и очерки Ренникова, печатавшиеся в газете, принесли ему популярность. В 1912-1913 гг. издавались сатирические романы "Сеятели вечного", "Тихая заводь" и "Разденься, человек", очерки "Самостийные украинцы", "Золото Рейна" и "В стране чудес: правда о прибалтийских немцах", сборник рассказов "Спириты, или другие юмористические рассказы". Таким образом, А. Ренников сникал известность у всей читающей публики России, однако либерально настроенные пресса и критика обходили писателя стороной.

Революция 1917 г. и Гражданская война
Февральскую революцию и Октябрьский переворот Ренников не принял и уехал в Ростов-на-Дону, занятый Добровольческой Армией, где работал редактором газеты "Заря России".

Эмиграция: Белград (1920-1926)
В марте 1920 г. выехал из Новороссийска в Варну, откуда уехал в Югославию. В Белграде вместе с М.А. Сувориным (сыном А.С. Суворина) издавал газету "Новое Время" (1921-1926). Параллельно Ренников занимался драматургией: в Белграде вышла пьеса о жизни эмигрантов "Тамо далеко" (1922), в Софии изданы пьеса "Галлиполи" о добровольцах Белой Армии и комедия "Беженцы всех стран" (1925). В 1925-1926 вышли романы "Души живые", "Диктатор мира", "За тридевять земель".

Эмиграция: Париж (1926-1940)
В 1926 г. Ренников предпринимал попытки перенести "Новое Время" в Париж, но безуспешно, после чего переехал в город один. В Париже он стал сотрудником газеты Возрождение, в которой регулярно печатались рассказы, статьи и очерки о жизни русских эмигрантов, отрывки из новых произведений в рубрике "Маленький фельетон". В Париже выходили сборник рассказов "Незваные варяги" (1929) (о находчивости русских эмигрантов на чужбине) и детективный роман "Зеленые дьяволы".

Последние годы
В 1940 году из оккупированного немцами Парижа Ренников переехал на юг Франции, продолжая писать статьи для "Возрождения", с редакцией которого продолжал сотрудничать и после войны. Печатался также в газетах "Россия" и "Русская мысль". В послевоенные годы писателем использовался также другой псевдоним - "Антар", под которым выходили произведения в сборнике "Живым и гордым", в журналах "Возрождение", "Для вас", газетах "Вечернее время", "Галлиполи", "Заря" и роман "Кавказская рапсодия" (1952).
Андрей Митрофанович Ренников умер 23 ноября 1957 года после тяжелой продолжительной болезни в Пастеровском госпитале Ниццы и был похоронен на кладбище Кокад.
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%ED%ED%E8%EA%EE%)
***

Андрей Митрофанович Ренников (Селитренников) - 1882, Тифлис - 1957, Париж, известный русский писатель и публицист, драматург. В СССР замалчивался. т.к. был сотрудником реакционного Нового Времени А.С. Суворина. Оставил очень большое литературное наследство, до сегодняшнего времени непереизданное и недооцененное (в т.ч. несколько фантастических романов-антиутопий.)
***

А. М. Ренников (настоящая фамилия - Селитренников) - известный литературный деятель в эмиграции, писатель, журналист, был автором нескольких романов и фельетонистом газеты "Новое время" еще до революции в России. Участник белого движения, в эмиграцию попал вместе с Белой армией. Жил в Белграде, где работал в суворинском зарубежном "Новом времени". Почти одновременно с появлением "Возрождения" переехал в Париж, где стал постоянным сотрудником этой газеты (потом журнала). Автор нескольких популярных книг и пьес. Его описания эмигрантского быта были всегда злободневны и остроумны и пользовались большим успехом у читающей публики. "Высокообразованный, окончивший два факультета, остроумный, благородный и чуткий человек, А. М. (Ренников) несомненно, внес в историю эмиграции много труда и литературного блеска" (из некролога).
***

Ренников (наст. фам. Селитренников) Андрей Митрофанович (1882–1957). Прозаик, драматург, мемуарист, фельетонист. С 1912 г. сотрудник и редактор газеты «Новое время». В 1920 г. эмигрировал через Болгарию (Варна) в Белград. Сотрудничал в белградской газете «Новое время». В 1926 г. переехал в Париж. Постоянный сотрудник газеты «Возрождение» (1925–1940 гг.). Выпустил сборник «Комедии» (Париж, 1931), романы «За тридевять земель» (Белград, 1926), «Жизнь играет» (Париж, 1930), «Зеленые дьяволы» (Париж, 1937), «Кавказская рапсодия» (Париж, 1952) и др. Пьесы, написанные в эмиграции, пользовались большим успехом у русской публики. Пять из восьми пьес, вошедших в сборник «Комедии», были поставлены Кировой в Интимном театре. В годы Второй мировой войны жил в Греции, затем – в Ницце.
***
(По материалам Интернета)
***

Биографический очерк В.В. Попова

Ренников Андрей (настоящее имя Андрей Митрофанович Селитренников)
[1882; Кутаиси — 23.11.1957, Ницца] — прозаик, драматург.
Детство Ренникова прошло на Кавказе, в Вотуме, затем в Тифлисе. Ренников мечтал стать музыкантом, играл на скрипке, занимался теорией музыки. После окончания классической гимназии в Тифлисе поступил в Новороссийский университет в Одессе, где окончил физико-математический и историко-филологический факультеты. В 1907 Ренников получил золотую медаль за сочинение «Система философии В.Вундта», был оставлен на кафедре, готовился к профессорскому званию. Однако новое пристрастие вторично изменило жизнь Ренникова — он сменил науку на журналистику.

К сотрудничеству в прессе Ренников пристрастился в студенческие годы. В 1906 — рецензия на книгу В.Брюсова «Stephanos» (Одесский листок. 1 янв.), публиковал и другие материалы. Оставив университет, Ренников стал постоянным сотрудником этой газеты. В 1911 Ренников выпустил в Петербурге тиражом 500 экземпляров книгу «Стихотворения и заметки». Одновременно в Одессе вышел сборник Ренников «Спириты и другие юмористические рассказы».

В 1912 Ренников переехал в Петербург, где стал сотрудником суворинской газеты «Новое время»: это придало Ренников устойчивый негативный образ в глазах литературной общественности, поскольку либеральная русская интеллигенция чрезвычайно отрицательно относилась к этому «черносотенному» изданию. Помимо фельетонов, рассказов и очерков, напечатанных в «Новом времени», Ренников в 1910-е издал несколько книг — «Сеятели вечности» (1912), сатирический роман «Тихая заводь» (1914), «Золото Рейна. О немцах в России» (1915), «В стране чудес: правда о прибалтийских немцах» (1915), очерки «Самостийные украинцы» 1915), сборник рассказов «Лунная дорога» 1916), социальный роман «Разденься, человек» (1917) и др. Все это тем не менее не придало Ренникову статуса беллетриста в глазах литераторов, и, сообщая о нем в рубрике «Судьба и работы русских писателей, ученых и журналистов», берлинский журнал «Новая русская книга» назвал Ренникова «фельетонистом газеты "Новое время"» (1922. №7. С.33).

Революцию и большевиков Ренников категорически не принял, включился в контрреволюционную деятельность, редактировал добровольческую газету «Заря России», а в марте 1920 из Новороссийска эмигрировал в Белград, помогал там в воссоздании «Нового времени» и продолжал оставаться активным сотрудником этой газеты в 1921-26. Затем, переехав в Париж, Ренников предпринял немалые усилия для того, чтобы перенести издание «Нового времени» во Францию, что, впрочем, завершилось неудачей.

В Белграде Ренников написал романы «Туши живые» (1925), «За тридевять земель» (1926), рассказывающие о судьбе эмигрантов, писал пьесы — «Тамо далеко» (1922), «Галлиполи» (1925), комедию «Беженцы всех стран» (1925). 7 комедий Ренникова были изданы в 1931 в Париже, в 1934 в Харбине вышла его пьеса «Борис и Глеб». Драматические произведения Ренникова ставились на русской сцене в Сербии, Болгарии, Франции, Германии, Швейцарии, Китае, Финляндии, но он продолжал оставаться беллетристом.

Неприятие большевиков, попытки предсказать, чем окончатся их социальные эксперименты, побудили Ренникова на создание произведений-антиутопий. В 1925 он написал «роман будущего» «Диктатор мира», действие которого разворачивается в 1950 в Германской Демократической Республике, а затем переносится в Россию, где уже восстановилась монархия и вернувшиеся домой эмигранты наконец-то обрели душевный покой. Этой же теме посвящены и некоторые рассказы Ренникова из сборника «Незваные варяги» (1929) — в частности, «Русский интернационал» и «Будущие городничие», повествующие о приехавших на родину после свержения большевиков эмигрантах. Один из бывших эмигрантов, назначенный губернатором, показывает сапожнику, как надо шить сапоги, дает водителю трамвая технические советы, а продавца газет учит выкрикивать «ходкие» новости. При наличии в рассказах Ренникова живого юмора от повествования все же веет грустью и безнадежностью.

Переехав в 1926 из Белграда в Париж и расставшись таким образом с «Новым временем», Ренников связал свою судьбу с газетой (после Второй мировой войны ставшей журналом) «Возрождение» и сотрудничал в этом издании до конца жизни, помещая там рассказы, статьи и очерки о жизни, работе и отдыхе русских эмигрантов. Не оставлял Ренников в эти годы и крупные жанры. В 1930 вышел его роман о русских беженцах «Жизнь играет», затем Ренников написал детективный роман «Зеленые дьяволы» (1937), а после войны — «Кавказская рапсодия» (1952).

В последние годы жизни Ренников опубликовал в нескольких номерах «Возрождения» «психологические этюды» (1955), статью о русском языке «Могучий язык» (1955), рассказы «Крейцерова соната» (1955) и «Клюквенный квас» (1956). Но основное внимание на закате жизни Ренников уделил своим мемуарам.

В 1954 в Нью-Йорке вышла книга Ренников «Минувшие дни», в которой с ностальгической теплотой он вспоминал, в частности, о своей работе в «Новом времени»; в одной из рецензий отмечалось: «Книга, несмотря ни на что, веселая, талантливая, острая, и жалеешь, когда подходишь к ее концу» (Возрождение. 1955. №39. С.133-135). Публикация «Минувших дней» продолжилась в журнале «Возрождение» (1955), а затем там же появились и другие мемуары Ренникова: «Гимназические воспоминания» (1955-56), «Первые годы эмиграции» (1957).

Длившаяся несколько десятилетий весьма плодотворная творческая деятельность Ренникова до сих пор, по существу, осталась неоцененной.

Сочинения:
Незваные варяги. Париж, 1929;
Комедии: Сказка жизни. Пестрая семья. Чертова карусель. Золотая работница. Брак по расчету. Жених. Встреча. Париж, 1931.

В.В. Попов
(Источник - http://az-libr.ru/index.shtml?Persons&000/Src/0010/9a5e610e)

***

Критико-биографический очерк Г.Р. Аврамченко

Родился в 1882 г. в г. Кутаиси. Отец - присяжный поверенный. Семья жила в г. Батуме. Детство его прошло на Кавказе.
Учился в пансионе 1-й тифлисской классической гимназии, названной им самим "главным очагом русского образования на Кавказе". Мечтал стать музыкантом: играл на скрипке и изучал теорию музыки.

Поступил в Новороссийский университет (г. Одесса), где окончил физико-математический и историко-филологический факультеты, получив золотую медаль за сочинение "Система философии В. Вундта". Был оставлен при университете на кафедре философии. Работал над диссертацией и преподавал, совмещая научно-педагогическую деятельность с журналистской: сотрудничал в газете "Одесский листок".

В 1912 г. переехал в С.-Петербург, где стал сотрудником и редактором отдела "Внутренние новости" одной из крупнейших газет "Новое время", издаваемой А.С. Сувориным. Под псевдонимом "Ренников" регулярно печатал в газете фельетоны, рассказы и очерки. Быстро стал популярным фельетонистом. С 1912 г. стали выходить одна за другой его книги: сатирические романы "Сеятели вечного", "Тихая заводь" и "Разденься, человек", очерки "Самостийные украинцы", "Золото Рейна" и "В стране чудес: правда о прибалтийских немцах", сборник рассказов "Спириты, или другие юмористические рассказы".

Ренников стал известен всей читающей России. Но по достоинству оценен он не был. Причину этого некоторые его современники видели в его работе в суворинской газете "Новое время", отличавшейся крайне правыми взглядами: его любила широкая публика, но ненавидела либеральная пресса и обходила критика.

Захват власти большевиками Ренников воспринял как катастрофу и уехал на юг. В годы Гражданской войны вместе с группой сотрудников газеты "Новое время" работал в Ростове-на-Дону редактором газеты "Заря России", которая поддерживала Добровольческую армию.

В марте 1920 г., после поражений ВСЮР, он выехал из Новороссийска через Варну в Белград, ярко описав свое превращение в эмигранта в воспоминаниях "Первые годы в эмиграции". В Белграде он помогал М.А. Суворину, сыну А.С. Суворина, в организации и издании газеты "Новое время", которая выходила в 1921 - 1926 гг. Задачу газеты, как и смысл своей работы, он видел в поддержке среди эмигрантов уверенности в том, что "недолго продлится трагическое лихолетье и скоро пробьет желанный час возвращения".

Этим идеалам Ренников оставался верен на протяжении всей своей жизни, воплощая их в творчестве. В 1922 г. вышла пьеса о жизни русских эмигрантов в Белграде "Тамо далеко". В 1925 г. в Софии были изданы пьеса "Галлиполи" о добровольцах и комедия "Беженцы всех стран". Итоговым стал сборник "Комедии", вышедший в Париже в 1931 г.

Пьесы Ренникова пользовались успехом и ставились на сценах русских театров в Сербии, Болгарии, Франции, Германии, Швейцарии, Финляндии, Китае. Пьеса "Борис и Глеб" увидела свет в 1934 г. в Харбине. В Белграде вышли его романы "Души живые", "Диктатор мира" (1925 г.), "За тридевять земель" (1926 г.). "Диктатор мира", где утопия соседствует с фантастикой, имеет подзаголовок: "Роман будущего"; действие его происходит в 1950 г. сначала в "Германской социалистической республике" (как и все развитые страны, она строит "новое общество", описанное сатирически), а затем в России. В романе звучит тоска по оставленной родине.

После неудачных попыток перенести издание газеты "Новое время" в Париж Ренников в 1926 г. переехал сам во французскую столицу, где стал постоянным сотрудником газеты "Возрождение". В "Возрождении" он регулярно выступал в рубрике "Маленький фельетон", печатал рассказы, статьи и очерки о жизни русских эмигрантов, отрывки из новых произведений.

В 1929 г. в Париже вышел сборник рассказов Ренникова о русских беженцах "Незваные варяги". С мягким юмором он показал, какую силу самосохранения и приспособляемость обнаружили русские люди на чужбине. В 1937 г. вышел детективный роман "Зеленые дьяволы".
Во время Второй мировой войны он жил на юге Франции. Писал меньше, но регулярно посылал статьи в редакцию.
И после войны он продолжал сотрудничать в "Возрождении", на страницах которого периодически появлялись его воспоминания, фельетоны и статьи. Печатался он также в газетах "Россия" и "Русская мысль".

Помимо псевдонима "Ренников" он использовал также и другой псевдоним - "Антар". Под ним он печатался в сборнике "Живым и гордым", в журналах "Возрождение", "Для вас", газетах "Вечернее время", "Галлиполи", "Заря" и других. В 1952 г. вышел его роман "Кавказская рапсодия".

Основная идея творчества Ренникова в эмигрантский период состояла в том, что нужно быть выше всех сиюминутных передряг и не изменять своим традициям, всегда оставаясь душой и сердцем в России. Его произведения отличают тонкий юмор и задушевность диалогов их персонажей. Ему вообще не свойственно было бичевать людские слабости; скорее, как отмечали его близкие, он был подобен "искусному врачу-хирургу", который "острием своего пера в легкой и веселой фразе, с добродушием лучшего друга" тактично "корил" эмигрантов за все их недостатки. Даже в описании советской жизни он избегал резких фраз, его едкая насмешливость оставалась выдержанной и спокойной, чем достигалось нужное воздействие на читателя. В его фельетонах отображена вся пережитая им бурная эпоха, со всей палитрой человеческих переживаний в их радостях, горестях, надеждах и мечтаниях.

В последние годы особенно сильно проявилась характерная черта таланта Ренникова - умение находить темы в самой обыденной жизни ("Психологические этюды" и статья "Могучий язык", пронизанная болью за судьбу русского языка в эмиграции).
23 ноября 1957 г. Ренников умер после изнурительной болезни в Пастеровском госпитале в Ницце и был похоронен на кладбище Кокад.

Несмотря на то, что Ренников был довольно известным литератором эмиграции и после него осталось большое литературное наследие (по одним только его фельетонам можно восстановить повседневную жизнь и настроения эмиграции в разные времена и в разных странах), о нем мало что написано, в основном - отзывы и рецензии его коллег-журналистов.

Г. Струве в кратком библиографическом словаре "Русская литература в изгнании" так отозвался о творчестве Ренникова: "Им написано несколько романов и пьес, по большей части из быта эмиграции, причем использованы парадоксы и экзотика этого быта. Литературный калибр Ренникова невысок, но его романы и пьесы, как и фельетоны, не лишены юмора и пользовались успехом у широкого читателя".

Сочинения:
Ренников А. Гимназические воспоминания//Возрождение (Париж). 1955. ? 47.
Ренников А. Могучий язык//Возрождение (Париж). 1955. ? 38.
Ренников А.Первые годы в эмиграции//Возрождение (Париж). 1957. ? 62-64.
Ренников А.Психологические этюды//Возрождение (Париж). 1955. ? 41,43-46.
(Источник - http://persona.rin.ru/view/f/0/32201/rennikov-selitrennikov-andrej-mitrofanovich)
***

Возбужденные революцией
С метафорами следует соблюдать осторожность
Игорь Романович Петров - историк.
(«Независимая газета», 2011-03-22 )


В ноябре 1919 года в городе Ростове бывший суворинский фельетонист, а тогда – сотрудник ОСВАГа А.Ренников напряженно работал над образом революции:

«Это была восторженная девушка, чуткая ко всему прекрасному, поборница всеобщего счастья, защитница угнетенных». Лицом она «мало походила на русскую» и была то ли свойственницей английского посла Бьюкенена, то ли племянницей начальника германского штаба Людендорфа. Сперва она сошлась со смотрителем Таврического дворца, от него сбежала к князю Львову, от того – к ревнивцу Керенскому, потом – к Чхеидзе, который, воспылав любовью, даже начал «подстригать вокруг глаз бороду», и наконец – «уже потрепанная, грязная, с насекомыми в волосах, со скверной болезнью» – к Троцкому. Охочий до наживы Лев Давыдыч за 50% комиссионных сдавал ее пьяной солдатне.

Образ падшей женщины в лапах пролетариата явно занимал Ренникова. Героиня пьесы «Галлиполи» (1923) Варвара изменяет мужу-офицеру с большевиками (по ходу действия ее честят: «Варвара! Предательница! Потаскуха! Животное!» – кстати, задолго до Вас. Лоханкина, тоже теоретика революции), а затем становится «в Константинополе какой-то жрицей Изиды» и путается в кабаках с пьяными матросами.

Метафора, спору нет, вышла сильная, но все же рискованная, особенно для газетчика. Ведь чуть что, и злопыхатели начинают рассчитывать древнейшие профессии на первый-второй. Такая метафора более всего походит на хищное растение – она способна внезапно схлопнуться и заглотить беспечного автора вместе с бойким пером, шнурками и медалью «За осаду Литфонда». Андрей Митрофанович Селитренников (Ренников – это псевдоним) родился в 1882 году в Кутаисе, вырос в Тифлисе и Батуме, учился в Одесском университете, начал журналистскую деятельность в Кишиневе. В таких условиях трудно не сделаться ярым русским националистом. В 1912 году Ренников устроился в «Новое время», переехал в Петербург и вскоре после начала войны пережил звездный час. На захлестнувшей империю волне германофобии он издал памфлеты «Золото Рейна. О немцах в России» и «В стране чудес. Правда о прибалтийских немцах», разошедшиеся изрядными тиражами. Вот отрывок из вступления: «Теперь или никогда. Двести лет Россия жила по немецкой указке. Двести лет немцы засоряли своими фабрикатами сокровищницу русской мысли, русской науки, русского творчества...» В дальнейшем тексте встречаются смешные шутки, но редко – как будто тонкий слой Дж.К.Джерома распылили по роте пропагандистов.

И после революции германофобия Ренникова исчезла не сразу – в той же «Галлиполи» отрицательного героя-предателя зовут Вебер, а в «Диктаторе мира» (1925) счастливый просвещенный абсолютизм будущей России противопоставлен Германской Социалистической республике, на гербе которой изображены рычаг и наклонная плоскость (хм, что там было на гербе ГДР?), а улицы украшены транспарантами «Слава в элеваторах Хлебу».

В эмиграции Ренников поселился в Париже, устроился фельетонистом в газету «Возрождение» и постепенно так поправел вместе с ней, что к 1939 году справа от них остался один Гитлер (или того меньше – один еръ от него; «Возрождение» печаталось, натурально, в старой орфографии). И когда в 1942 году открылся пронацистский от сапог до эполет «Парижский вестник», перебравшийся в Ниццу Ренников стал его постоянным автором. Поначалу он пытался ограничиваться описанием тягот тыловой жизни на Лазурном Берегу – очереди, нехватка сигарет и пр. Но газете были нужны политические фельетоны, и Ренникову пришлось если и не прямо восхвалять арийский военный гений, то хотя бы бичевать его незадачливых врагов: «Сидишь себе где-нибудь далеко от фронта... на кухне верный Шакир варит к обеду лобио, жарит шашлык... Вай ме, деда, вай ме. Неужели скоро уже лето? И неужели правы эти проклятые вредители: зима – голодранцам, лето – германцам. Брр...» («Из дневника Сталина», 13.03.1943).

Так замкнулся круг, и хищная метафора пожрала бывшего германофоба. И нам урок: осторожнее надо с метафорами, а то набросятся, проглотят, хорошо, если в результате превратишься в чайку или, там, в буревестника, а то ведь бывает, что и в матрас.

К чести Ренникова надо сказать, что в оголтелой пропаганде он замечен не был, поэтому после войны о бесславном эпизоде быстро забыли, и он вернулся к нормальной литературной деятельности. Увы, жил в бедности в доме русских инвалидов в Ницце и умер в ноябре 1957 года в госпитале «Пастер», так и не дождавшись операции, которая вроде бы могла его спасти. Жаль, что сегодня его не переиздают, будь моя воля, я бы начал с горько-ироничных мемуаров «Минувшие дни».

Мюнхен, И. Р. Петров
(Источник - НОВЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ...; http://www.nivestnik.ru/2001_1/23.shtml)

***

Критико-биографический очерк И. В. Черказьяновой

Родился в семье присяжного поверенного в Батуми, детство прошло на Кавказе. Окончил Новороссийский университет, физико-математический, затем историко-филологический факультеты. Награжден золотой медалью за магистерскую работу «Система философии В. Вундта». После окончания учебы оставлен на кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. Работал над диссертацией, одновременно преподавал и работал журналистом в газете «Одесский листок».

В 1912 г. приехал в Петербург, где стал сотрудником и редактором отдела «Внутренние новости» в газете «Новое время», которая считалась выразительницей крайне правых взглядов. Приобрел известность как автор фельетонов, сатирических рассказов.

А. М. Селитренников известен больше под псевдонимом Ренников, под которым публиковался в годы Первой мировой войны. Под этим именем вышли его книги в 1915 г. и десятки статей в газете «Новое время». В эти годы газеты «Новое время» и «Вечернее время», возглавляемые братьями Сувориными, отличались самой непримиримой по отношению к российским немцам позицией. Наиболее активным автором был Селитренников. Только в августе – октябре 1914 г. им напечатано более 15 статей, главным образом посвященных немцам Прибалтики.

Осенью 1914 г. он был командирован в Прибалтику, в результате этой поездки появилась книга «В стране чудес» и газетные публикации.
Собранные и опубликованные Селитренниковым материалы о «шпионстве», «предательстве» немцев вызвали в обществе большой резонанс. В 1915 г. в ответ на книги А.М. Селитренникова и А.П. Тупина барон А.Ф. Мейендорф собрал мнения прибалтийских немцев и отзывы российской прессы и опубликовал собственную книгу «Дополнительные материалы к книгам А. Ренникова «В стране чудес» и Артура Тупина «Прибалтийский край и война». Голоса балтийских немцев и отзывы русской печати».
Книга барона содержала массу опровержений и писем в редакцию газеты «Новое время», адресованных Ренникову. Кстати, несмотря на ярко выраженную антинемецкую позицию, «Новое время» публиковало на своих страницах и опровержения на собственные материалы. В октябре – декабре 1914 г. появилось более десятка таких ответных публикаций. Это были письма члена Государственного совета графа П. Палена, предводителя дворянства Лифляндской губернии барона А. фон Пилара-Пилхау, директора Юрьевского ветеринарного института профессора К. Гаппиха, предводителя дворянства Курляндской губернии графа Рейтерна-Нолькена и других. Среди авторов опровержений, появившихся в российской прессе, были писатели К.И. Чуковский и С.Я. Елпатьевский, журналисты С.Б. Любошиц и С.Т. Патрашкин.

Сотрудник газеты «День» Патрашкин в октябре 1914 г. написал резко отрицательный отзыв на книгу Ренникова. Одна из главных мыслей автора рецензии заключалась в том, что под немецким влиянием сложилась целая эпоха нашей государственной культуры, а «каждый русский культурный человек немножко немец». За эту публикацию Ренников публично обозвал журналиста «Лиман-фон-Сандерс Патрашкин-Гольц-Паша».

Во время революции Селитренников уехал на юг России. С группой сотрудников «Нового времени» работал в Ростове-на-Дону редактором газеты «Заря России», которая поддерживала Добровольческую армию. В марте 1920 г. Выехал из Новороссийска в Белград. В эмиграции работал с Михаилом Алексеевичем Сувориным в «Новом времени» (выходила в 1921–1926 гг.). В 1926 г. перебрался в Париж. Писал пьесы, рассказы, романы. Умер в Ницце 23 ноября 1957 г.

Работы о российских немцах:
В стране чудес. Правда о прибалтийских немцах. 2-е изд. Пг.: Изд-во М. А. Суворина, 1915.
Золото Рейна: о немцах в России. Пг., 1915.
Серия статей в газете «Новое время» (1914–1915): «Пасторы-германизаторы», «Главные немецкие общества Либавы, Риги и Митавы» и многие др.
О Селитренникове см. в интернете: http://persona.
rin.ru/ogi-bin/rus
И. В. Черказьянова (Санкт-Петербург)
(Российские немцы. Научно-информационный бюллетень. №4 (40) 2004, октябрь – декабрь)
(Источник - http://www.rusdeutsch.ru/biblio/files/beluten4_2004.pdf)

***

Ренников А. (Андрей Митрофанович Селитренников) (1882, Кутаиси, Россия – 1957, Ницца, Франция). Писатель, драматург, журналист, философ. Православный. Отец - присяжный поверенный. Семья жила в г. Батуме. Учился в пансионе 1-й Тифлисской классической гимназии, играл на скрипке и изучал теорию музыки. Поступил в Новороссийский университет (г. Одесса), где окончил физико-математический и историко-филологический факультеты, получив золотую медаль за сочинение «Система философии В. Вундта». Был оставлен при университете на кафедре философии. Совмещал преподавательскую деятельность с журналистской в газете «Одесский листок». В 1912 г. переехал в С.-Петербург, где стал сотрудником и редактором отдела «Внутренние новости» газеты «Новое время», издаваемой А.С. Сувориным. Под псевдонимом «Ренников» регулярно печатал в газете фельетоны, рассказы и очерки. С 1912 г. стали выходить одна за другой его книги: сатирические романы «Сеятели вечного», «Тихая заводь» и «Разденься, человек»; очерки «Самостийные украинцы», «Золото Рейна» и «В стране чудес: правда о прибалтийских немцах»; сборник рассказов «Спириты»; и другие юмористические рассказы. Ренников быстро стал известен всей читающей России, но поскольку работал в газете «Новое время», отличающейся крайне правыми взглядами, его ненавидела и замалчивала либеральная пресса, как в предреволюционной России, так и впоследствии за рубежом. Захват власти большевиками воспринял, как катастрофу, и уехал на юг. В годы Гражданской войны вместе с группой сотрудников газеты «Новое время» работал в Ростове-на-Дону редактором газеты «Заря России», которая поддерживала Добровольческую армию. В марте 1920 г. он выехал из Новороссийска через Варну в Белград, описав свое превращение в эмигранта в воспоминаниях «Первые годы в эмиграции». В Белграде он помогал М.А. Суворину, сыну А.С. Суворина, в организации и издании газеты «Новое время», которая выходила в 1921 - 1926 гг. В 1922 г. вышла пьеса о жизни русских эмигрантов в Белграде «Тамо далеко». В 1925 г. в Софии были изданы пьеса «Галлиполи» и комедия «Беженцы всех стран». Пьесы Ренникова пользовались успехом и ставились на сценах русских театров в Сербии, Болгарии, Франции, Германии, Швейцарии, Финляндии, Китае. Пьеса «Борис и Глеб» увидела свет в 1934 г. в Харбине. В Белграде вышли фантастический роман «Диктатор мира» (1925) , а также первые два романа трилогии о жизни русских эмигрантов, объединенные общими персонажами: «Души живые» (1925), «За тридевять земель» (1926). В 1926 г. А. М. Селитренников переехал в Париж, где стал постоянным сотрудником газеты «Возрождение». В «Возрождении» он регулярно выступал в рубрике «Маленький фельетон», печатал рассказы, статьи и очерки о жизни русских эмигрантов, отрывки из новых произведений. В 1929 г. в Париже вышел сборник рассказов «Незваные варяги», в 1930 – завершающий роман трилогии о русских беженцах «Жизнь играет», в в 1931 г. сборник пьес "Комедии". В 1937 г. вышел детективный роман «Зеленые дьяволы». Во время II мировой войны жил на юге Франции. После войны он продолжал сотрудничать в «Возрождении», где печатались его воспоминания, фельетоны, статьи. Кроме того, он печатался в газетах «Россия» и «Русская мысль», а под псевдонимом Антар также в газетах «Вечернее время», «Галлиполи», «Заря» и других. В 1952 г. вышел роман «Кавказская рапсодия». В последние годы были опубликованы: воспоминания "Минувшие дни" (1954), «Моторизованная культура» (1956) – православно-аналитический обзор политических, философских, религиозных и художественных тенденций эпохи; а также ««Психологические этюды» и статья «Могучий язык». Умер 23 ноября 1957 г. после продолжительной болезни и был похоронен на кладбище Кокад в Ницце (Франция).
(Источник - Поиск незаслуженно забытых писателей; http://www.uwriter.ru/catalog.php?leter=%F0)
***
Прикрепления: 3574791.jpg (9.1 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Постмодернизм (середина ХХв) » Ранников (Селитренников) А.М. - русский писатель, драматург (Забытые имена)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: