Мнение школьников о программе по литературе: что исключить, а что добавить к современным урокам

Мнение школьников о программе по литературе: что исключить, а что добавить к современным урокам

Нежелание детей читать и настоящая война, которая разгорается практически в каждой семье, когда речь заходит об обязательном ознакомлении с литературой из школьной программы, одна из серьезнейших проблем современности. Кем вырастут мальчишки и девчонки, если будут учиться исключительно на тиктоках да инстаграмах?

Ответ очевиден.

Надеясь, что при правильном подходе и при условии, что мнение ребят услышат, некоторые взрослые проводят опросы среди целевой аудитории. В конце 2020 года Российское движение школьников пообщалось с несколькими тысячами учащихся и запротоколировало их ответы, которые, возможно, ответственные за составление программы люди возьмут на вооружение. Самым нелюбимым произведением, которое не желают читать старшеклассники, стал роман Льва Николаевича Толстого "Война и мир". Целых шестнадцать с половиной процентов опрошенных сообщили, что считают историю слишком длинной, сложной, изобилующей непонятными словами и затянутыми описаниями.

"Тараса Бульбу" Николая Гоголя ребята обвинили в чрезмерной жестокости. Это, по их мнению, не подходит для ознакомления в юном возрасте. "Муму" Ивана Тургенева также вызвала негативную оценку. Произведение, по словам ребят, очень грустное и негативно воздействует на психику. Пятерку лидеров в антирейтинге завершают "Обломов" Ивана Гончарова из-за скуки и затянутости, а также "Преступление и наказание" Федора Достоевского, которое школьники называют мрачным и не в меру взрослым.

Учащиеся признались, что хотели бы увидеть в программе книги Стивена Кинга, Рэя Бредбери и, обязательно, Джоан Роулинг. Им кажется, что разбавить отечественную классику зарубежной, а также изучать на уроках творчество современников, было бы куда интереснее. Среди своих любимых жанров дети назвали фэнтези, фантастику и детектив. А среди книг, которые прочитали с удовольствием в свободное время, указали истории о Гарри Поттере, "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери, "Портрет Дориана Грэя" Оскар Уайльда и "Виноваты звезды" Джона Грина.

Получается, нелюбовь ребят к книгам вовсе не неизлечимая болезнь. Она порождена отказом взрослых услышать, что говорят им школьники, попытаться понять их позицию и найти некий компромисс, который помог бы совместить классическую программу с той, которую хотят представители нового поколения. В некоторых странах педагоги уже стали миксовать новое и старое, постепенно вырабатывая подходы, которые позволят увлечь аудиторию и воспитать в сердцах малышей и подростков любовь к чтению.

Возможно, это более правильно, чем насильственное насыщение информацией. Ведь, полюбив книги, однажды они сами могут обратить внимание на "Войну и мир", "Преступление и наказание", а также другие романы, которые сейчас кажутся им утомительными, страшными, неприятными и давящими.  

4 Комментария
  1. Томская Спам

    Вопрос не однозначный. Легко бы было пойти на поводу у детей и включить в программу обучения " Гарри Поттера" А зачем? Дети его и так прочитают. А вот станет обязательным, тогда не факт. Дух противоречия! У меня иное мнение: менять надо систему преподавания литературы. Зачем детям читать? Цель? А если для того, чтобы уметь самим писать и складно говорить! У меня была система уроков литературы, основанная на развитии творческих способностей. Прекрасно прошла апробацию в белорусских школах в 80-е годы и в детских домах Перми в 90-е. И читали дети, и писали, и интеллект развивали. И в начале реформы в 2000 мы пытались сформировать библиотечное ядро, исходя из задач развития. Но вышло, как всегда. Все , с кем работала, ушли из профессии, да и я тоже. От бессилия что- либо изменить. Мы не пропали, но воз и ныне там. Кстати, я настаивала на том, чтобы Достоевский остался в программе. От учителя зависит понимание его книг детьми. Мои ученики, слава Богу, прекрасно понимали, что хотел донести до нас Достоевский. А в остальном согласна, программу надо менять. Но не оглуплять, а поднимать. В русской литературе достаточно компактных по объёму, но великих по мысли книг. И учителя ещё остались грамотные. Вот им бы и решать.
    Спасибо.
    Удачи.

    26 Июн 2021, 17:46
  2. pavelpanov Спам

    Начинать нужно с телевидения. Пока с экранов льется пошлость и дешевые американские поделки, русской литературе не пробиться к детям. Грустно, но факт - мы потеряли поколение.

    27 Фев 2021, 12:47
  3. LikaLika Спам

    вот соглашусь.
    как филолог, практикующий учитель, соглашусь. Уроки по этим произведениям все равно идут вхолостую, поскольку воспринимать содержание сознание ребят не хочет, отказывается. И не столько от лени, сколько по очевидной далёкости сегодняшнего поколения от тех проблем, что там поднимаются. Они, проблемы, неочевидны для детей, не занимают их. Могу сказать, что и для нас, в 70-80 годы, все было примерно так же. Разве что тогда никому в голову не приходило спрашивать наше мнение.Книги, перечисленные в опросе, сами по себе великолепны, без них русская классическая литература будет существенно обеднена, но - это книги для взрослого ума и сознания.Причем, такого, который испытывает в них насущную потребность в связи с какими-то вопросами, что ставит перед человеком жизнь.
    Тогда чтение будет не умозрительное, не поверхностное, а глубокое, ибо будет необходимым.

    16 Фев 2021, 10:33
  4. redaktor

    Спасибо за Ваше мнение. И я с Вами полностью согласна. Если любовь к литературе не привьется в школе, довольно сложно будет полюбить читать уже в зрелом возрасте.

    24 Фев 2021, 17:12

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети