"Очень трудно до него подняться – гораздо легче до него спуститься"

Что значит быть творческим человеком? Как писатель понимает, какую тему хочет раскрыть в книге? Каким образом определяет место действия, жанр произведения, его объем? Как определяет свою целевую аудиторию и знакомится с ней? Искать ответы на эти вопросы лучше не теоретически, а на примере. Юрий Юрьев, автор сборника повестей "Поезд на Риддер", рассказал корреспонденту пресс-службы издательства "Союз писателей" о своих мотивах и желаниях, представлениях о творчестве и творческих людях. Интересно, как литература выглядит изнутри? Тогда давайте послушаем писателя и посмотрим на нее его глазами!

Корреспондент: Юрий, как Вы считаете, кто потенциальный читатель Вашей новой книги "Поезд на Риддер"?
Юрий: Например, путешественник, заскучавший в самолете или автобусе. Он достает «Поезд на Риддер», и вот ему уже есть чем заняться. С другой стороны, в один сюжет – книга состоит из двух повествований - я вложил философскую, а в другой мистическую точку зрения на окружающий мир. Поэтому, если серьезно, в своём читателе я хотел бы видеть человека, с которым мне самому будет интересно об этом поговорить.

Корреспондент: В чем изюминка Вашего сборника, которая выделит его из числа аналогов?
Юрий: Коснусь только «Поезд на Риддер». Я собрал множество сведений о той войне на Тихом океане – очень она меня увлекает. Заметьте, не из интернета, а если и из него, то обязательно проверив другими источниками. Какую только информацию в «инет» не сваливают… Впечатление, что это выгребная яма. В повести у меня описан бой в мангровом лесу на болоте. Это не выдуманная - это реальная трагедия, случившаяся с отрядом японских пехотинцев в Бирме: все до единого были заживо съедены. Пока шла работа над повестью, я побывал в Паттайе, где своими глазами видел фотодокументы вторжения Японской армии в Таиланд. Её зверства на оккупированных территориях запечатлены на каждом снимке. (дата: 8 декабря 1941 года). Изюминка «Поезд на Риддер» в подлинности фактов.

Корреспондент: Две истории - два героя. Есть ли у кого-то из них Ваши черты, мысли, желания?
Юрий: Создание героя очень трудная задача. Образ должен получиться реалистичным и исчерпывающим. С потолка его не возьмешь. Получается, другого приема,  чем списать его с натуры, с того, кого писатель очень хорошо знает, просто нет. А кого он знает, лучше, чем кого-то другого? Да самого себя, конечно! Ведь, если разобраться, кто такой Печорин из «Героя нашего времени»? Это сам  Михаил Юрьевич, только немного лучше. В Уиксе – персонаже «Над тихой водой» ещё угадываются мои черты, двадцатилетней давности, которые с годами все больше утрачиваются, ибо всё дальше ухожу я от него по времени. Кеншин из «Поезд на Риддер» тоже я, только, наоборот, из обозримого будущего. Если убрать из текста исторические вставки и оттенок мистики… То откроется одинокий стареющий мужчина с какой-то непонятной судьбой, живущий светлыми воспоминаниями.

Корреспондент: Ваши герои живут в Америке. Чем обусловлен выбор места?
Юрий: Только один – Уикс. Небольшое уточнение: не в Америке, а в США. Время событий «Над тихой водой» военное. Так что выбор понятен: страна, участвующая на тот момент в вооруженном конфликте. Теперь позвольте несколько слов не по вопросу. Очень хочется. Воздействие войны на человека, как правило, формирует в нем новую личность. Что такое война по сути? Как хотите обо мне думайте, назовите кощунственным циником, но при всей своей бесчеловечности - это тесное соприкосновение культур. А что происходит при таком соприкосновении? Верно, обмен информацией: Уикс обретает мировоззрение, не больше ни меньше, вселенского масштаба. А откуда, скажите, в русском менталитете неприязненное отношение к евреям? Опять же с войны. От солдат вермахта в наше сознание попали семена этой заразы. До Великой Отечественной у нас ничего этого не было. Интересная штука: кому-то юдофобия, а кому-то вселенское мировоззрение.

Корреспондент: Почему короткая проза? В чем Вы видите ее преимущество перед романами?
Юрий: Не уверен, что оно есть. Может, и сам поработал бы над каким-нибудь романом, но не имею большого жизненного опыта. У Толстого он был колоссальный, отсюда присущие его произведениям сила и размах. Не способен был Лев Николаевич на малые форматы.
Думаю, и читатель не видит особого преимущества. Всё дело в нашей способности усваивать литературный материал. Было время, когда я легко загружал в себя и «Моби Дик», и «Дон Кихот» - произведения, которые сейчас для меня просто неподъемные. Сегодня я в очередной раз перечитываю Чехова. Мне он дает именно тот эмоциональный и информативный объем, который идеально умещается в душе. Мы привыкли, если роман, то это обязательно такой увесистый кирпич в крепкой обложке. Но «Убить пересмешника» тоже роман, хотя в издании не очень-то внушительная книжка. То есть не в количестве печатных знаков дело.

Корреспондент: Охарактеризуйте свое творчество несколькими словами. Какой бы слоган Вы выбрали в качестве рекламы для читателя, чтобы он отражал суть и привлекал внимание?
Юрий: «Писатель! Учись у своих персонажей, потому что тебе больше не у кого учиться».  

Корреспондент: Какое место литература занимает в Вашей жизни? Связана ли Ваша основная работа с писательство?
Юрий: Она в моей жизни просто присутствует, но не подчиняет себе другие интересы, например, тренажерный зал, который в свою очередь тоже ничего не подчиняет, а естественным образом переходит во что-то другое. Поэтому я не могу назвать себя профессиональным сочинителем. Перспектива им оказаться меня вообще пугает. Хотя… однажды, литература как раз и стала моей работай – состоял корреспондентом местной газеты. Но из-за низких доходов в конце концов оттуда ушел. К тому же журналистика в провинциальной газете – не искусство: кропать статьи о подготовке ТЭЦ к отопительному сезону… Да, боже упаси. Сегодня Юрьев Ю.Ю. писатель и Юрьев Ю.Ю труженик, зарабатывающий себе на хлеб, в миру даже не пересекаются, и едва ли вообще друг друга знают.

Корреспондент: Где найти время для творчества? Есть какие-то полезные лайфхаки от Юрия Юрьева, которые могли бы помочь реализовать мечту о своей книге?
Юрий: Что значит, где найти время? Мы обитаем в этом времени. Зачем же его искать. Ведь с чего начинается творчество?.. С момента, как ты с пером склонился над чистым листом бумаги? Отнюдь. Будь внимателен к каждой мелочи, будь наблюдателен и делай из наблюдений правильные выводы - вот с чего оно начинается. Потом тебе останется только выписать свои умозаключения. Полезные лайхфаки?.. Достаньте деньги. Хотя бы на самый маленький тираж. И выпустите книгу. Родители, чтобы вывести своего ребенка в люди отдают всё что есть за душой, последнюю копейку вкладывают в его будущее. С книгой то же самое. Писатель отправляет своё творение в свет, и дальше оно живет полностью своей жизнью. Если окажется жизнеспособным, то гонорарами обеспечит своему автору безбедную старость. А коли нет… То, как говорят родители о своем не очень успешном отпрыске: «что выросло, то выросло». Однако дать книге шанс побороться за место в классике, нужно обязательно.

Корреспондент: Какие увлечения помимо литературы у Вас есть? Расскажите подробнее о своих хобби.
Юрий: Честно считаю, что хобби – это что-то остаточное от нашей деятельности в нашей прошлой жизни. Например, нумизмат, коллекционер монет, прежде был каким-нибудь скрягой, а может  взбесившимся миллионером. Коли так, то я в своей прошлой служил архивариусом или вкалывал на археологических раскопках. Приятный трепет вызывают во мне предметы из прошлого. Скорее всего, они и станут моим хобби, когда у меня появится на него время.

Корреспондент: Что на практике значит быть творческим человеком и как им стать?
Юрий: Однажды на каком-то литературном семинаре я познакомился с Фазилем Искандером. Не высказать, какое сильное впечатление он на меня произвел. Мужик!!! В конференц-зале его встретили как отца народов, аплодируя стоя. Он открыл сборник своих рассказов и начал в голос читать с листа. И читал без продыху один час двадцать минут. На едином дыхании, ни разу не сбившись, с великолепной дикцией. Подчеркиваю, был он тогда уже в довольно преклонном возрасте. И такая чисто мужская сила от него исходила, что аудитория слушала, затаив дыхание. Когда жал мне руку, я думал он мне её сломает – хватка у него была кузнеца-молотобойца. И вот как-то Фазиль Абдулович мне говорит: «Творческая личность, хм… кто-то видит в ней возвышенного херувимчика, чистодушного эстета с белым воротничком. Как бы не так. Это трудяга, вол, чернорабочий». Полностью согласен. От себя могу добавить: иногда ещё и патологоанатом, вскрывающий мёртвецов. Поэт – творческий человек, и я преклоняюсь перед поэзией как высшей формой словесности, но он может работать только на вдохновении. А прозаик… Есть вдохновение или нет – идет и пашет. И порой в такой грязи приходится копаться… Есть четкая схема, как стать политиком. Следуй ей и ты им станешь. Как стать творческим человеком? Скажу обтекаемо: очень трудно до него подняться – гораздо легче до него спуститься. Попробуйте.

Корреспондент: Уверена, читатели непременно захотят по Вашему примеру встать на эту лестницу, ведущую к творчеству, и посмотреть, в какую сторону по ней двигаться.

Корреспондент пресс-службы издательства "Союз писателей"
Екатерина Кузнецова

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети