Лидия Капленкова - Литературный форум
ГлавнаяЛидия Капленкова - Литературный форум
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Архивы конкурсов » Союзники » Лучший комментатор Союзников-8 » Лидия Капленкова (Несколько комментаторских слов)
Лидия Капленкова
GrinataДата: Четверг, 03.01.2013, 15:04 | Сообщение # 1
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 613
Награды: 24
Репутация: 26
Статус:
Осенняя прогулка
Вчерашний дождь, тягучий, обложной,
Размыл тепло, и вылил без остатка.
Наутро первый листик с желтизной
Под ноги мне спланировал украдкой.
В безлюдном царстве луж и воронья
Сгущается туман, с домов стекая.
С карнизов капли падают, звеня,
Трава не изумрудная – седая.

…А я бросаю палку – целый сук,
Нетерпеливо лающей овчарке.
Вороны разлетаются вокруг,
И сверху начинают громче каркать.
Погасли виновато фонари
Клубится морось, празднуя победу.
Затёртый до разводов путь к двери
Найдёт собака с лёгкостью по следу.

…Четыре лапы трудно втиснуть в таз,
И вымыть, не разбрызгивая воду.
Внушить себе стараюсь в сотый раз,
Что нет плохой погоды у природы.

Декабрь

Тучи жмутся к домам, где теплее и тише,
Мокрым снегом посудина неба полна.
Не даёт рассмотреть мне дырявое днище
Мутный свет, растекаясь в проёме окна,

Первый выдох зимы - стаи хлопьев несутся,
Разбиваясь в лепёшки на скользком стекле.
Как застывшая манная каша на блюдце,
На карнизе дрожит ледяное желе.

Лужи морщатся, завтрак невкусный глотая,
Расширяя владения, плещет вода.
Ни конца ей, похоже, не будет, ни края –
Листья рыжей эскадрой плывут в никуда.

Неохотно во двор пробирается утро,
Ртутный столбик на риске застрял нулевой.
Осыпается небо просроченной пудрой,
Наш декабрь – не допросишься снега зимой.

Капля

Вишу….или висю? Неважно, впрочем,
Подумать некогда, вот-вот – и упаду.
Была на ветке капля, будет прочерк,
Я стану лужей, что пинают на ходу

Безликие фигуры – сверху зонтик.
Никак от них не увернёшься, никуда!
Плывёт родная туча к горизонту,
И как и я, исчезнет скоро без следа.

Взгрустнулось, что-то плохо мне висится,
И «без следа» не так сказала…сгоряча.
Летать хочу! Свободной быть, как птица!
Раскинуть крылья, луж внизу не замечать!

Вода…круговорот воды в природе,
Прогноз опять возьмёт недорого - соврёт…
Ай – ветер! И при всём честном народе
Лечу не птицей вольной – задом наперёд.

Сентябрь

Ничего не меняется в мире - жара и жара,
Голубое прозрачное небо, и солнце на месте.
Как поверить, что лето закончилось позавчера?
Не смотреть в календарь, и ответ на вопрос неизвестен.

Где черта, за которой пожухнет зелёный наряд,
Долог путь до неё? Осень правду не скажет, обманет.
Может ластиться, сказки шептать до конца сентября,
Или бестией рыжей шуршать, растворяясь в тумане.

И не знаешь, как лучше – пусть сразу начнутся дожди?
Неизвестность пугает, мелькает надежда на чудо…
Ярко-синее небо…не думать, что там – впереди!
Жёлтый листик…сегодня, откуда такой?…Ниоткуда.

--------------------------------------------------------------------------------

Несколько слов-комментариев от Натальи Григорьевой

Лилия Капленкова — из тех поэтесс, которые пишут от души. И не о том, что теоретически модно и популярно и что как бы априори ставит автора на более высокую ступеньку на пути к Парнасу, а о том, что трогает за душу лично её.

Её стихотворения: «Осенняя прогулка», «Капля», «Сентябрь» можно было бы объединить в один цикл под названием «Осень». Более того, к ним успешно можно было бы присовокупить и «Декабрь», поскольку описанные в нём явления вполне умещаются в канву осени.

Вообще-то тема осени является одной из самых «эксплуатируемых»: начиная от классиков («Унылая пора...») и заканчивая современниками («Осень жизни, как и осень года, надо благдарно принимать»). Поэтому было особо интересно проанализировать стихотворения Лидии Капленковой на предмет «обнаружения наличия» в них некоего новшества.

В стихотворении «Осенняя прогулка» главным героем, так сказать, «зачинщиком» всего, что последует далее, является дождь. Радует, что поэтессе удалось избежать всяких шаблонных эпитетов и метафор, как то: дождь-затейник, проказник и т. д. У Лидии Капленковой «Вчерашний дождь...» это как вчерашний суп («тягучий, обложной»), который «Размыл тепло, и вылил без остатка». Прямо, как из кастрюли. Вот так.

И это стихотворение, и следующее "Декабрь» можно, пожалуй, отнести к жанру так называемой медитативной элегии. Размышления (медитации) сосредоточены здесь вокруг лирической темы. Здесь хотелось бы провести небольшую параллель с Жуковским, который одним из первых русских поэтов сумел не только воплотить в стихах краски и звуки природы, но и наделить её чувствами и мыслями созерцателя.

Сравните:

Сижу задумавшись; в душе моей мечты,
К протекшим временам лечу воспоминаньем...
О дней моих весна, как быстро скрылась ты,
С твоим блаженством и страданьем! (Жуковский)

и

Лужи морщатся, завтрак невкусный глотая,
Расширяя владения, плещет вода.
Ни конца ей, похоже, не будет, ни края –
Листья рыжей эскадрой плывут в никуда. (Л. Капленкова)

Хорошей находкой автора являются метафоры «рыжей эскадрой» и «просроченной пудрой». Многозначительно. Они обе очень гибко вписываются и в контекст описания природы, и в контекст быстротечности человеческих лет на этой земле.
По мироощущению автор является романтиком, даже в некотором роде сентименталистом: все эти ностальгические нотки (даже такие кулинарные сравнения, что восходят корнями в далёкое детство: «Как застывшая манная каша на блюдце, На карнизе дрожит ледяное желе"), тоска по уходящему прошлому («Трава не изумрудная – седая») — характерные черты эстетики романтизма.

Более подробно хотелось бы остановиться на анализе стихотворения "Капля", которое является своеобразным продолжением «Осенней прогулки» и не только благодаря общности темы. Таким связующим звеном при внимательном прочтении является эпитет «обложной». Согласно общепринятому определению, обложной дождь состоит из капелек средней величины, умеренный и достаточно равномерный по интенсивности. Таким он и предстаёт перед читателем в стихотворении «Осенняя прогулка». А вот «Капля» — это монолог одной из тех капель. Собственно, на её месте могла бы быть любая другая капля. Но именно этой посчастливилось быть вычлененной из толпы, и именно к её размышлениям оказался обращённым слух поэтессы.

Драматургия стихотворения выстроена достаточно логично: 1-я строфа — экспозиция, 2-я и 3-я — развитие мысли, заявленной в 1-я строфе («Была на ветке капля, будет прочерк»), 4-я строфа — итог, развязка.

В каждой строфе раскрывается часть основной мысли («Я стану лужей, что пинают на ходу»), что постепенно подводит нас к самой идее стихотворения, которая сформулирована в последней строфе: всё происходящее в нашей жизни зачастую происходит (простите за тавтологию) вопреки нашим планам и желанию, но, тем не менее, это закономерно, логично и последовательно — как круговорот воды в природе, а значит, есть надежда когда-нибудь снова вернуться на исходную позицию и сделать ещё одну попытку совершить некогда задуманное.

Здесь весьма умело и кстати используется такой приём, как олицетворение. Благодаря тому, что автор наделяет дождевую каплю человеческими качествами («Подумать некогда, вот-вот – и упаду», «Взгрустнулось, что-то плохо мне висится») и способностью изъясняться просто и незамысловато, используя бытовую, повседневную лексику («Вишу….или висю?» - вопросище, с которым наверняка многие сталкивались; «Прогноз опять возьмёт недорого — соврёт»; «задом наперёд», «не так сказала…сгоряча») у читателя от начала и до конца остаётся иллюзия «подслушанности» чьих-то мыслей (вне всякого сомнения, женских!).

Хорошие смысловые зацепки наблюдаются в 1-й («Я стану лужей, что пинают на ходу» - безусловно, легче и удобнее пинать того, кто упал) и 2-й строфах («Безликие фигуры … Никак от них не увернёшься, никуда!» — избежать соприкосновения с безликостью, которая везде и повсюду, вряд ли удастся.).

«Птицей вольной». Использование инверсии усиливает принадлежность данного словосочетания к высокому стилю (по Ломоносову, «высокому штилю»). Однако его соседство с совершенно обыденным и далеко не самым благозвучным словосочетанием «задом наперёд» ещё раз подчёркивает замысел автора: в скупых, ёмких фразах показать, что от возвышенного до земного и комического — всего один шаг.

Использование речевых клише («Летать хочу! Свободной быть, как птица! Раскинуть крылья»), которые в силу частого и повсеместного употребления уже перешли в разряд «затёртых до банальности», можно было бы поставить автору в «минус», если бы не одно «но»: их присутствие лишь усиливает образ простой женщины, которой не чужды устремления к высокому и недосягаемому. Благодаря этому приёму, сквозь эскизный образ всё явственнее проступает образ весьма реальный.

Во всех представленных стихотворениях, за исключением одного, образ лирического героя ассоциируется с самим автором: автор созерцает окружающий мир, попутно что-то отмечая для себя, предаётся размышлениям-рассуждениям, задаёт вопросы и, не получая на них ответа, отвечает сама:

И не знаешь, как лучше – пусть сразу начнутся дожди?
Неизвестность пугает, мелькает надежда на чудо…
Ярко-синее небо…не думать, что там – впереди!
Жёлтый листик…сегодня, откуда такой?…Ниоткуда.

И лишь в стихотворении «Капля» автор играет некую роль. Это в некоторой мере напоминает «поэтический театр» Цветаевой, в частности, её цикл «Комедьянт», где голосу любящей и страдающей женщины противостоит голос Цветаевой-поэта. В стихотворении «Капля» женщине-капле, незащищённой и в определённой степени беспомощной, противостит Капленкова-философ: « Вода…круговорот воды в природе».

Пунктуация. Безусловно, у каждого автора есть свои «любимые» знаки препинания. Лидия Капленкова, однако, не злоупотребляет ни одним из них. Использованная ею пунктуация вполне понятна и обоснованна. Исключением, на наш взгляд, является следующее:

«Была на ветке капля, будет прочерк». Здесь вместо запятой «просится» тире (речь идёт о такой фигуре поэтического синтаксиса, как эллипсис, когда умышленно пропускается один из членов предложения, но его можно восстановить по смыслу: «Была на ветке капля, [а потом] будет прочерк») . Несмотря на то, что тире, как знак препинания, аналогичен по своей функции запятой, в данном случае оно бы привнесло дополнительный смысловой оттенок в предложение. «Была на ветке капля — будет прочерк» - как достижение динамичности и сжатости речи, передача напряжённой смены действия, и, как следствие, усиление эффекта неизбежности.

И наоборот. В последней строфе «Ай – ветер!» хотелось бы поставить запятую. Равно, как в строфе: «Ярко-синее небо…не думать, что там – впереди!» Получилось бы и уточнение, и скрытый риторический вопрос.

Но это, опять-таки, сугубо наше мнение. Возможно, автор вложил в эти знаки пунктуации какой-то свой, особый смысл. Во всяком случае, поразмыслить над этим стоит и, что особо ценно, хочется весьма.


Наталья Григорьева, редактор альманаха "Откровение"

http://soyuz-pisatelei.ru/forum/35-2521-1
 
TigraДата: Четверг, 03.01.2013, 16:33 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 2008
Награды: 48
Репутация: 64
Статус:
Спасибо огромное, Наталья,за такой подробный анализ!!!
Надо же, как интересно! Сама я ничего разобрать не могу, только "нравится-не нравится" smile
Особенно про "Каплю" поразило - я-то ни о какой смысловой нагрузке не думала, строчила буквально, что в голову придёт))) Ещё не раз вернусь - изучать буду. smile

Знаки препинания - это всегда проблема surprised

Заодно я нашла ошибку, которую раньше не заметила, хотя сто раз перечитывала

Цитата
И как и я, исчезнет скоро без следа.
читается некрасиво, получается "каки".

Ещё раз - СПАСИБО!!!!!!!


Лидия Капленкова

Мой сайт
 
GrinataДата: Четверг, 03.01.2013, 17:08 | Сообщение # 3
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 613
Награды: 24
Репутация: 26
Статус:
Лидия, рада, что понравилось :-))

Цитата (Tigra)
Особенно про "Каплю" поразило - я-то ни о какой смысловой нагрузке не думала, строчила буквально, что в голову придёт)))


Это у Вас на подсознании, видимо :-))
Ещё Рене Декарт заметил, что великие мысли чаще встречаются в произведениях поэтов, чем в трудах философов. Это потому, что поэты пишут движимые вдохновением, исходящим от воображения.

Успехов Вам в конкурсе!!!


Наталья Григорьева, редактор альманаха "Откровение"

http://soyuz-pisatelei.ru/forum/35-2521-1
 
TigraДата: Четверг, 03.01.2013, 17:10 | Сообщение # 4
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 2008
Награды: 48
Репутация: 64
Статус:
Спасибо! Я только сейчас и учусь думать, что именно пишу, и что хочу поведать читателю)))

Лидия Капленкова

Мой сайт
 
МарЗДата: Понедельник, 07.01.2013, 13:04 | Сообщение # 5
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9494
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
Хороший, развернутый и аргументированный комментарий!) И автору полезно - так бывает интересно узнать о себе что-то, о чем даже не догадывался!))

Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
TigraДата: Понедельник, 07.01.2013, 14:39 | Сообщение # 6
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 2008
Награды: 48
Репутация: 64
Статус:
Цитата
Хороший, развернутый и аргументированный комментарий!) И автору полезно - так бывает интересно узнать о себе что-то, о чем даже не догадывался!))
точно, очень интересно и полезно! Меня ещё никогда так не разбирали surprised


Лидия Капленкова

Мой сайт
 
morozДата: Суббота, 12.01.2013, 14:33 | Сообщение # 7
Группа: Удаленные





Второй раз прокомментировал подборку стихов Лидии
Капленковой, нажал "Добавить ответ" и комментарий ,
оказавшись наверху тут же второй раз исчез.
Эдуард Мороз
 
smelaia1Дата: Суббота, 12.01.2013, 14:57 | Сообщение # 8
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 4441
Награды: 74
Репутация: 244
Статус:
Цитата (moroz)
второй раз исчез.


Только в ворде. Только. Иначе можно заработать сердечные боли. Бывало, знаем...
 
webmanyaДата: Суббота, 12.01.2013, 19:01 | Сообщение # 9
Руководитель издательского отдела
Группа: Администраторы
Сообщений: 5547
Награды: 109
Репутация: 180
Статус:
Эдуард Мороз

Комментарий
стихов, входящих в подборку. Автор Лидия Капленкова

Мой медведь
Доброе, душевное стихотворение, похожее в чём-то на "Медведя" Владимира
Луговского, но со своим собственным сюжетом.Некоторые замечания и пред-
ложения.
"Огромней просто не было игрушек". На мой взгляд, точнее "Огромней не было
игрушки". И рифмуется лучше.
"Тень на стенке - вон!" В этом фразеологическом обороте двоякий смысл.
Вон! Наречие. Обозначает прочь, уходи! Вон, частица.Указывает на предмет,находящийся
в некотором отдалении.
"Забыв про тапки напрочь", Напрочь - лишнее слово, плеоназм.
Пишущие стихи прекрасно понимают, что порой некоторый отход от правил не ухудшает
замыла и допустим. Однако комментарий есть комментарий.
Осенняя прогулка
Интонационное, с тонкими, присущими автору свежими находками изменений осенью в
природе. Тем не менее, мне ,как читателю,не совсем понятна фраза "Размыл тепло и
вылил без остатка". Холод или жара зависят от движения холодных или тёплых масс
воздуха. Дождь,снег лишь последствия.
Декабрь
Здесь возникают вопросы композиции. Подчинены ли художественному замыслу автора
словесные материалы, расположенные в четверостишиях /катренах/ На мой взгляд,
стихотворение ничего бы не потеряло, убери автор первое четверостишие.
Хотелось бы показать моё читательское понимание некоторых образных выражений.
"Лужи морщатся. завтрак невкусный глотая". Такое трудно представить, ведь лужи и
образуются из тающего снега. Самоедство какое-то получается.
"Осыпается небо просроченной пудрой". По-моему, здесь автору изменило чувство
эстетического изящного понимания природы.
"Наш декабрь - не допросишься снега зимой". А как же: "Первый выдох зимы - стаи
хлопьев несутся"?
Капля
Безусловно, образ капли здесь тесно связан с образом человека. Но удалось ли
полностью выполнить этот замысел? Приведу примеры. Решайте.
"Я стану лужей, что пинают на ходу". Вот свалится капля и...Но ведь здравые люди всё-таки
обходят лужи. Да и пинать их не получается, пинают что-то твёрдое.
"Летать хочу! Свободной быть, как птица!" Бедная капелька! Звучит по отношению к ней
забавно,как в известной песенке Водяного "А мне летать,а мне летать охота!".
Непонятны последние строки:"И при всём честном народе лечу не птицей вольной -
задом - наперёд". А где у капли зад или перёд? Нелепица получается.
Сентябрь
Хорошее понятное стихотворение, Уже один только образ "Или бестией рыжей
шуршать,растворяясь в тумане" стоит его прочтения.
-----------------------------------------------------------------------------------
Размещал я комментарий по вашему совету на странице, найденной по
http://soyuz-pisatelei.ru/forum/134
В таблице под новой темой нашёл фамилию Капленковой, кликнул, и рядом со смайликами
отбил текст. Затем нажал на Добавить и текст исчез. И во второй раз исчез .Наверное,
много желающих с этой "Тигрой , как она себя называет , пообщаться.Но в первый раз
свой коммент. я выдал раньше Григорьевой - этой акулы пера.И места было достаточно.
Сейчас же на месте отбитого мной текста появился мой портрет со всеми моими регалиями.
Жалко себя стало - одни нули. Но я вспомнил студенческую песенку: "Деканат,деканат -
все учёные сидят" и успокоился.
С уважением, Эдуард Мороз


Готова ответить на вопросы, касающиеся издания и публикаций.
rio@izdat-kniga.ru
С уважением, Мария
 
TigraДата: Суббота, 12.01.2013, 19:56 | Сообщение # 10
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 2008
Награды: 48
Репутация: 64
Статус:
Странно, что комментарий удалось вставить с такими сложностями. Я вот сейчас просто пишу здесь, и всё. Так же и комментарий можно было написать.
За комментарий - спасибо, Эдуард.

Постараюсь ответить

Медведь

Медведя Владимира Луговского, к сожалению, я не читала.

Огромней просто не было игрушек - вообще игрушек а не конкретно какой-то игрушки. Хотя я и так, и эдак думала. В этой строке мне не нравится слово "просто", но пока не осенило.

Про тень на стенке - да, знаю, что смысл с этим "вон" получается двоякий, но ничего другого не смогла придумать. Все стихи еле успела сочинить на конкурс.

А тапки напрочь - меня вполне устраивают. Правда, можно и покрутить....

Осенняя прогулка

Про тепло можно было написать гораздо проще - было тепло, пока не пошёл дождь, а после него стало холодно. Но это неинтересно.

Декабрь

Первое четверостишье вполне на месте, с таким же успехом можно убрать и второе, и третье. В принципе, стих ничего не потеряет. Но и не приобретёт.
Лужи - да, образуются из тающего снега и воды, поскольку снег мокрый. Потом на них падает новый снег, и лужи при этом морщатся. Так же, как и от дождя.

Стаи хлопьев несутся, но - не допросишься снега зимой - хлопья снега в воздухе ещё не означают, что снег будет лежать на земле. У нас в декабре снега нет. Как правило, идёт вот такая каша, которая быстро тает. Снег с морозами у нас обычно только в феврале.
Просроченной пудрой - да мерзкий он, снег этот! Точно, как сырая пудра. И земля еле припудрена.

Капля - просто шутка, пусть себе летит задом-наперёд.

А вот в Сентябре рыжая бестия, к сожалению, просто красивый образ, никак не связанный с остальным текстом. Всё ещё думаю, как переделать.

С уважением, Лидия Капленкова.


Лидия Капленкова

Мой сайт


Сообщение отредактировал Tigra - Понедельник, 21.01.2013, 01:26
 
hirsahArdgaДата: Понедельник, 21.01.2013, 00:10 | Сообщение # 11
Житель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 623
Награды: 18
Репутация: 71
Статус:
Grinata,
Очень понравилась рецензия. Содержательно многокомпонентная и стилистически монолитная. Язык изложения приятный - прочитала на едином дыхании. Сразу видно практикующего рецензента. :-)


С уважением, Татьяна

Every way of seeing is a way of not seeing.
 
GrinataДата: Понедельник, 21.01.2013, 12:12 | Сообщение # 12
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 613
Награды: 24
Репутация: 26
Статус:
Спасибо, Таня :-)

Ваше мнение (равно, как и Марины Зейтц) для меня очень важно и ценно.

И самое главное, на стихотворения Лиды Капленковой рецензию псиать очень легко и приятно.

Ещё раз спасибо Вам, что заходите, читаете и комментируете :-))


Наталья Григорьева, редактор альманаха "Откровение"

http://soyuz-pisatelei.ru/forum/35-2521-1
 
Литературный форум » Архивы конкурсов » Союзники » Лучший комментатор Союзников-8 » Лидия Капленкова (Несколько комментаторских слов)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: