[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Архивы конкурсов » Архив различных конкурсов » Православный причал » 025 Назаров Игорь (Игорь Сибиряк) Орша (рассказ)
025 Назаров Игорь (Игорь Сибиряк) Орша
Софья Леваневская (sofia)Дата: Понедельник, 26.12.2016, 05:56 | Сообщение # 1
Постоянный участник
Группа: Администраторы
Сообщений: 138
Награды: 0
Репутация: 0
Статус:
Исповедь путника в поисках Истины…
Эссе
В духовной жизни скачки неуместны, а требуется терпеливая постепенность. Схимигумен Иоанн


Приближалось время крещения первой, внучки, Машеньки. Очень хотелось присутствовать при этом Таинстве Крещения. По положению христианской Церкви, присутствующие при этом таинстве должны быть православными. Батюшка подготовил и меня к крещению вместе с внучкой. В купель погрузили три раза только внучку со словами Батюшки во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Меня же иерей полил тремя ковшиками водицы с головы, при полной одежде – брюках и рубашке с короткими рукавами. Благо, что время летнее, жаркое, конец июля. Получил двойное удовольствие и приобщился к духовному перерождению, получил дар Духа Святого в таинстве миропомазания, принял Святое Причастие. Из Храма Преподобного Леонида вышел заново рождённым от Таинства Крещения, совершённого иереем Владимиром.
С этого дня для меня началась новая жизнь прихожанина Храма. В конце первого месяца стяжания Святого Духа Божия готовился к исповеди и Святому Причастию. Выстроились в цепочку для подхода к Батюшке на исповедь и причастие. Одна из прихожанок заметила, что не так сложил руки на груди. Заметил злобное выражение глаз в мою сторону, мне стало не по себе. Подхожу к молодому священнику. Начался допрос с пристрастием: новый прихожанин, что читал про покаяние и исповедь, какие молитвы знаешь. Рассказал как на Духу, близко к текстам. Почувствовал холодный взгляд. Опять прочитал просительную молитву:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Искренне каюсь пред тобой и прошу великодушного прощения. Отпусти мне все грехи по забвению, ругань, брань, обиды ближнему и очисти душу мою от греховных помыслов. Защит меня от деяний не праведных и не терзай слишком тяжелыми испытаниями. Да буде воля твоя и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь»
С добрым, просветлённым чувством прошёл исповедь и Святое Причастие. Мы со вниманием и благодарностью прослушали Воскресную Проповедь настоятеля Храма. Разошлись по домам, готовиться к вечерней молитве. Во время очередной службы, нас, прихожан, стала обходить женщина, лет шестидесяти, в руках держала глубокое фарфоровое блюдо. Подходила к каждому из нас и тихонько нашёптывала: - «Собираем пожертвование на дождевание, чтобы пошёл дождь, ведь какая засуха стоит всё лето, кто сколько может». Спрашивать её о чём – либо, не имело смысла – шла благодатная служба в Храме Господнем. В кармане была пятёрка, покорно положил на блюдо. Кончилась служба, Батюшка извинился за самовольность прихожанки, по сбору денег на дождевание.
Проходит какое – то время, узнаю, что наш молодой иерей уже не ведёт службу. За грехи утаивания средств от Храма, полученных при совершении обрядов на дому православных, переведён в другую Епархию или вообще отлучён от церковного служения.
Храм наш новый, добротный. Приближалось время для подготовки проектной документации на допуск в эксплуатацию и коммерческий учёт электрической и тепловой энергии. Настоятель Храма узнаёт, где и кем работаю. Просит помочь в этом не лёгком деле. Как же могу отказать в помощи Дому, где живёт Дух Святой? Немедленно заполучил всю необходимую документацию. При первом же знакомстве пришёл к грустному выводу – прошло два года, после выдачи документации, а значит надо заново проходить техническую экспертизу в области. Готовимся с Батюшкой в поездку: «Комитет по технической экспертизе строительных проектов». Нам назначают день и время приёма. Прибываем вовремя, но нас просят подождать, не все специалисты на месте. Сидим возле журнального столика, обсуждаем дальнейший план работ по подготовке здания и документации Храма к представлению в высокие инстанции. В руки Батюшки попадает газета Витебской Епархии «Наше Православие», за текущий, август месяц. Увлечённый чтением, он быстро просматривает газету, доходит до последней страницы, где публикуются материалы по истории Православия, расшифровывается словарь по основам христианства. Находит «Правила церковного этикета», зачитывает мне вслух, как новопросвещённому. Обращения к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший Владыка», вызвали у него, иерея, чувство явного сарказма. Мне стало как – то не по себе, возникло неловкое молчание с моей стороны. Затем не с того, не с сего продолжает монолог: - «Тоже мне выдумали какое – то сухоедение; да я без первого не могу прожить и дня, и люблю стакан кагора выпить перед обедом». Это для меня явилось полной неожиданностью из жизни Предстоятеля Церкви. Для нового прихожанина услышать подобное восприятие и тайно для себя оценить. Это не гордыня, не гнев, не уныние, а желание понять устоявшуюся жизнь данного Православного Храма. Возраст мой уже предполагал здравомыслие.
За короткий срок и с первого раза удалось документально оформить жизнеспособность Храма по узаконенной эксплуатации электро-тепловой установки здания храма. Моя миссия, как специалиста закончилась. А что делать с духовным превращением и вхождением в Храм Господень, встал передо мной вопрос. Прямо скажу - загрустил. Мысль схимигумена Иоанна призывала к терпимости и постепенности. Как и где в мудрости трудов Святителей найти эти ключи к праведности, веками создана энциклопедия таких трудов, прикоснуться к ним можно, но прочесть даже треть, невозможно. Больше года продолжались поиски доступного и понятного для моего восприятия учения и учителя основ Православия. Обратился к популярным лекциям профессора Духовной Академии Троице-Сергиевой лавры, энциклопедисту Православия, Осипову Алексею Ильичу. Не пожалею в правильности выбранного пути познания сущности Православной Веры. Для меня эти лекции стали полным открытием и путеводной звездой в духовной жизни.


Путь Богопознания
Вот он, указующий путь в бесконечность познания тайны Веры и всего сущего на Земле. С волнением и душевным трепетом вчитываюсь в найденный текст: - « Каков первый шаг на пути к Богу? Если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что оно фактически начинается с проповеди покаяния Иоанном Крестителем. Сам Христос, не имевший греха и не нуждавшийся в покаянии, тем не менее, приходит к нему, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15). И тем самым Он подтверждает: началом обращения человека к Богу, началом истинного пути к Богу является покаяние. Если нет этого начала, если вместо него будет любопытство, искание каких-то состояний, переживаний, достижений, это гибельная дорога. Это не путь к Богу. Для многих путь к Богу открывается, когда они видят бессмыслицу своей жизни, когда им надоедает жизнь в разного типа грехах – а жизнь в грехе ужасна. Душа болит, ищет выхода из жизненного тупика. А где этот выход? В философии? В литературе? Нет! Ни философия, ни литература, ни искусство, ни явления культуры не могут снять с души то бремя – именно бремя, которое налагает человек на свою душу многими поступками, в разной степени уязвляющими совесть – она просто вся изранена. И путь к Богу начинается с поиска, как освободиться от этого бремени. Если нет покаяния, искание Бога будет не более чем увлечением и развлечением».
Мне не то и ни другое на склоне лет не нужно. Мне надо разобраться, к какому спасительному берегу плыть, чтобы не утонуть в море житейском. С восемнадцати лет веду «Дневник развития мысли и дела», девизом которого выбрал мысль: «Только ненависть к своему несовершенству, в сочетании с презрением несовершенно существующего, укажет истинный путь понимания смысла жизни». Максимализм так и выплёскивается с неоперившегося юнца. Мне в то время казалось, что всякое не совершенство не имеет право на жизнь. Оно омрачает и без того сложный мир существования и выживания человека. Развивать в себе спящие способности, не дать им заглохнуть в сумятице бытия, вот стимул моего занятия за чтением книг и юношеских размышлений в частом одиночестве в окружении красивейшей природы Урала в любое время года. Взрослел в глухом Зауральском селе Заводоуспенское, круг общения замыкался просто - школьные и поселковые друзья разных возрастов, школа, библиотеки – школьная и поселковая, всесезонная работа по дому, частые пешие или речные походы на природу. Главным образом природа и чтение книг составляли для меня истинное наслаждение в те далёкие и прекрасные годы. Обилие интересных мыслей, наблюдений, высказываний авторов и героев из прочитанного, желание сохранить для себя сокровенные фразы и отрывки текста трудов мира сего, невольно подвигли меня вести дневник и записи из прочитанного.
Церковь в ту пору у нас покоилась в ожидании разрешения чуда просвещения народа. Здание использовалось под кинотеатр, клуб и библиотеку. Снаружи были пристроены столовая и бытовка для клубных работников. Одним словом его облепили сплошные несуразные строения для нужд местного населения с подачи поселкового совета. Это теперь понятна вся дикость такого отношения к Вере, верующим и Священнослужителям с высоты новейшей истории и внушённого нам новейшего миропонимания. В наше время в одночасье все стали креститься от мало до велико. Не чудно ли это скоропостижное превращение в верующих и истинна ли их Вера? Задаю себе здравый вопрос человека фактически прожившего жизнь православного мирянина, хоть и не крещенного Священником православной Церкви. Всегда сжималось сердце при виде заброшенных Церквей, Храмов, территории вокруг них, христианских поселений наших предков. Чувство горечи и покаяния за все грехи наши вольные или невольные перед Богом довлели надо мной, с молодых лет по сегодняшний час, с этим живу и всматриваюсь в покаянный мир окружающий меня.
«Путь, который предлагает только христианство, и прежде всего Православие, – это покаяние. Тот, у кого нет раскаяния в своих прошлых делах, нет желания освободиться от этого груза, не может начать путь к Богу. Покаяние – это первое и необходимое.
Вспомним также, что не только Иоанн Креститель, но и Сам Христос, выйдя после искушения в пустыне на проповедь, говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Вот начало! Если покаяния нет, то приход к христианству может так и окончиться ничем. Или будешь искать в Православии мистику. Или христианство станет этаким пустым развлечением, как вот сейчас многие увлеклись Апокалипсисом. Или станет сродни увлечению игрой в шахматы. А в христианство должна привести боль души, раскаяние. А дальше, если у человека это чувство есть, он должен, конечно, познакомиться с тем, что такое христианство»
Ну вот, наконец, добрались до сути спасительного учения, которое уже две тысячи лет привито на Руси, а мы не удосужимся своевременно погрузиться в его глубину. Основы христианства надо познавать со школы, углублять знания на следующей ступени образования, тогда не будет вероотступников и пагубных деяний человека в обществе. Изложение его сути профессор Осипов А.И. приводит в нескольких простых и понятных предложениях: «А что говорит христианство? Бог, оказывается, не может притеснить человеческую свободу, не может ограничить ее ни на йоту. Он, Который является Любовью, по христианскому учению, не может даже спасти человека без воли человека. Не может, если сам человек не хочет спастись! Ибо человеку дарована такая свобода, к которой никто и ничто не смеет прикоснуться. Ни обстоятельства, ни Сам Бог.
Но есть Промысл Божий. Что это такое? Промыслом Божиим христианство называет устроение жизни – одного человека, или общества, или даже целого народа, – совершаемое по духовным законам. И все эти законы не каприз или помышление Бога: мол, подумал Бог – и, пожалуйста, вот вам закон. Нет! Это не выдумка Бога. Все эти законы являются не чем иным, как выражением Божественных энергий, то есть Самого Бога. И эти духовные законы неизменны. И жизнь каждого человека, как и любого народа, устрояется в соответствии с этими законами … Мы не видим душ человеческих. Есть закон, который можно кратко выразить так: дух творит себе соответствующие формы. То есть духовное состояние и каждого человека, и народа в целом обуславливает всю совокупность жизни. Как в каждом человеке его духовное состояние определяет его направление мысли, его философию, если хотите, определяет его дела, его отношение к другим людям, так и положение государства, его законы, течение жизни в нем определяет духовное состояние его народа»
На этом можно заканчивать самостоятельное постижение сути Христианства и Веры, вот основополагающие их мотивы: «Духовное состояние человека зависит только от самого человека. И это тоже божественный закон. Я творю свое духовное состояние. И я себя награждаю или наказываю. Почему обращение к Богу, молитва к Богу так много значит? Потому что это покаяние, то есть изменение меня, моего духовного состояния. И через это изменение я приобщаюсь к Богу. Как пишет Антоний Великий: «Когда мы живем по Богу, мы приобщаемся к Богу; когда мы противимся заповедям Божиим, мы соединяемся с демонами-мучителями». Вот так и проявляется Промысл Божий. А мы всё на Бога валим: «Что я, хуже всех, что Бог меня наказал?!... Преподобный Марк Подвижник говорил о том же: что не Бог каждый раз творит то-то или то-то, а это действие законов, которые установил Бог, и об этом только невежды не знают. Все совершается по этим божественным законам. Вот он, Промысл Божий… Бога бояться надо. Есть прекрасное выражение: «Страх любви». Страх Бога – это страх любви. Не страх наказания! Бог никого не наказывает – мы сами себя наказываем. Бог всё нам дал, предупредил, чтобы мы по гвоздям не ходили. Человек постепенно приходит к пониманию этого. А это очень важно знать изначально: страх Божий – это страх любви».
Подумай о Боге!
«Еще один важный момент, на котором надо обязательно остановиться: Бог у нас в душе. Только понимать это надо не так, как понимают обычно те, кто не хочет ходить в церковь: мол, мне церковь не нужна, у меня Бог в душе.
Бог действительно у нас в душе. Тертуллиану приписывают слова (возможно, что и правильно приписывают): «Душа по природе своей христианка». То есть душа по самой природе своей не от мира сего, и потому она ощущает Бога. Но это ощущение может быть очень разным. И это чувство заглушают грехи. Они закрывают душу человеческую, затыкают уши души, и человек становится всё менее и менее способным услышать Бога. Но образ Божий присутствует в каждом и пробивается в этой заскорузлой уже душе, как трава иногда пробивается сквозь асфальт.
А какие грехи особенно мешают увидеть и услышать Бога? Христос говорил: «Не отягощайте себя…» (см.: Лк. 21: 34). А чем? Объедением. Пьянством, что уже похуже объедения. И далее: «суетой житейской». Это самое страшное – суета житейская. Когда не остается даже минуты, чтобы подумать о Боге. А подумать очень надо: подумать о смысле своей жизни – о том, как ты живешь. Подумать о смерти. И нечего отгонять мысль о смерти, ведя себя, как страус, который перед лицом опасности голову в песок прячет. Ты должен об этом думать! И должен решить для себя величайшей важности вопрос: есть Он или нет? Если есть, то Кто Он? Это же в высшей степени важно! Религий много, так разберись, какая из них верная. Ведь если Бога нет, то всё бессмысленно. А если есть Бог, есть и смысл». (А.И. Осипов 01.09. 16; из лекции о сущности Бога).

P.S.
Всё вышеизложенное есть азы Исповеди перед самим собой, кто стремится к познанию и приятию Бога. Пути наши разные, а суть одна - постичь и не противиться. Ф.М.Достоевский заметил: - «Жизнь задыхается без цели». Цель православного человека – покаянное Богопознание всю свою жизнь.
«Вся наша жизнь, есть дивная тайна, известная одному Богу. Вся наша жизнь чудесно располагается по некоему таинственному плану, который мы не замечаем и не понимаем. Всегда и во всем есть некое сцепление обстоятельств, но цель этого сцепления нам неизвестна. Мы не понимаем значения того или иного обстоятельства, но во всем есть глубокий смысл. Ничего случайного нет в нашей жизни». (Преподобный Варсонофий Оптинский).
 
Михаил (mixail)Дата: Понедельник, 26.12.2016, 21:28 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 5060
Награды: 65
Репутация: 124
Статус:
Спасибо автору. Ибо не столько оценивать, сколь научаться. Это не столько рассказ сколько проповедь покаяния.
Оценка 8.
Рекомендую в сборник.


михаил

«Знаете, как бывает, когда вы пытаетесь разжечь костер из сырых веток: вы отыщете сначала несколько сухих сучков, дадите им разгореться; и пока они горят, они высушивают несколько веток вокруг, которые в свою очередь разгораются и высушивают дрова дальше. И если вы будете оберегать этот разгорающийся огонь, постепенно разгорится и весь костер. И тогда огонь, который вы начали с одной спички и одной веточки, может стать купиной неопалимой, горящей в пустыне».
Митрополит Антоний Сурожский

Моя копилка на издание книги.
 
Марат Хасанович Валеев (Hasanovich50)Дата: Суббота, 31.12.2016, 08:26 | Сообщение # 3
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 64
Награды: 2
Репутация: 8
Статус:
Есть работа для литературного редактора, для корректора.Но главное - эссе (как обозначил его автор) стопроцентно отвечает требованию заявленной тематике конкурса,в данном случае это вопрос богоискательства, весьма важный в наше время духовного обнищания нации. Годится для сборника. 7.

Марат Валеев
 
Гаврикова Нина Павловна (нинаюра)Дата: Воскресенье, 22.01.2017, 19:30 | Сообщение # 4
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 2523
Награды: 36
Репутация: 104
Статус:
Цитата sofia ()
Осипову Алексею Ильичу

Очень хорошо, что автор обращается к лекциям А.И. Осипова...
Цитата sofia ()
Преподобный Варсонофий Оптинский).

В заключении уместны слова преподобного.

Это безусловно - эссе,
но у меня возникло двоякое чувство, вроде все правильно написано, человек ищет, думает, рассуждает и что?
Что хотел автор рассказать читателям? Зачем написано это эссе?
Мне не хватило каких-то итоговых строк...

Можно опубликовать в сборнике, но зачем?
Оценка 4 балла.


Нина Павловна Гаврикова (нинаюра)
Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение".
Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.
 
Литературный форум » Архивы конкурсов » Архив различных конкурсов » Православный причал » 025 Назаров Игорь (Игорь Сибиряк) Орша (рассказ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Для добавления необходима авторизация