Сказочное обозрение № 19 (№ 2/2016)
|
|
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 12:57 | Сообщение # 26 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Ольга Видяйкина. О садовых гномах.
Собираясь на дачу, знаете ли вы, что по немецкому поверью, есть маленькие помощники, которые ночью, когда все спят, помогают по хозяйству на вашем участке? Нет, нет, речь не о "добровольных сборщиках урожая", а о садовых гномах. Традиция размещать небольшие фигурки гномов в саду берет начало в XIX веке. Считалось, что гном в саду обязательно принесет... в дом удачу! Особенно преуспел в производстве садовых гномов город Гревенрода в немецкой земле Тюрингия. С тех пор, садовые гномы стали неотъемлемой частью истории садового дизайна, в которой они знали периоды популярности, вызывали споры, приходили в упадок и вновь возрождались.
В последние десятилетия садовые гномики являются темой для острых споров среди профессиональных садовников и садоводов-любителей по поводу их декоративных достоинств. Некоторые считают их проявлением китча и безвкусицы, символом вопиющей вульгарности и невежественного суеверия. Неприятие гномиков в определенных кругах было так сильно, что на престижной садоводческой выставке в Челси (пригороде Лондона) использование гномиков в садовых композициях, выносимых на конкурс, было под запретом на том основании, что они якобы «отвлекают» от любования садовой композицией. В свою очередь, любители садовых гномов обвиняют их критиков в высокомерном снобизме. Запрет был снят только в 2013 году по случаю 100-летнего юбилея гномов. В Америке, в городке Порт-Оранж, штат Флорида, согласно закону за любую статую или структуру на лужайке владельцу грозит штраф.
С садовыми гномиками связано и появление шуточного движения «Фронт освобождения садовых гномиков». Его участники – в основном из Франции и Италии – утверждают, что гномики подвергаются их владельцами нещадной эксплуатации, находясь на положении каторжных рабочих. Участники движения занимаются похищением садовых гномиков из садов с целью их «освобождения», уносят их подальше от жилья, например, на опушку леса, и оставляют там. Никого не удивляют приюты для брошенных домашних животных. Странно, но в Италии созданы «приюты» для «беглых» гномов.
В Западных странах Европы ранее существовала традиция перед тем, как отправиться в путешествие, украсть у своего соседа гнома, а на его месте оставить записку типа: «Извини, но я решил повидать мир. Мне все надоело. Может и вернусь… Целую, твой гном. » После этого, делались фотографии гнома в той стране, куда поехал путешественник, и гном возвращался к хозяину вместе с фотографиями. И самое главное – что гнома, что фотографии необходимо вернуть анонимно. Интересно, как среагировали бы соседи по моему дачному участку на подобного рода записку...
Гномы, о которых я хочу рассказать подробно — Лаафы. Лаафы — выдумка. Руководитель голландского парка развлечений и аттракционов Эфтелинг Тон ван де Вен сочинил историю о забавных существах, которые после долгих скитаний поселились в стране Лаафов. Став неотъемлемой частью одного из старейших парков Европы, Лаафы — эти ярко раскрашенные фигурки высотой около 40 см — начали победоносное шествие по садам, даря удивительную возможность по-новому украсить свой цветущий участок. Помимо дачной серии есть лаафы — помощники по дому. Каждая фигурка уникальна и имеет свой собственный паспорт с фотографией. Приобретая сказочного персонажа, покупатель получает историю жизни Лаафов, а также открытку-уведомление, которую можно отправить в парк Эфтелинг для некой загадочной Матушки Лот с рассказом о том, где и у кого поселился ее сын. Матушка Лот время от времени посылает "приемным родителям" своих сыновей последние новости из жизни Лаафов. У каждого Лаафа есть свои обязанности. Например, Лабан сидит около градусника и следит за "погодой в доме", а Лефферт подсчитывает количество выпавших осадков. Любимое занятие Лейзи и Линдера — это отдых. При этом Лейзи посещает различные курорты и смотрит, хорошие ли там условия для отдыха. Особенно его интересует качество гамаков и шезлонгов. Лааф Лешеф отвечает за наличие в каждом блюде необходимых для него ингридиентов. В еде любит разнообразие, поэтому всегда имеет при себе блокнот и карандаш для записи новых рецептов. А еще всегда держит при себе раскладной нож, штопор и открывалку. Вот такие должностные обязанности!
*** Там, под лопухами, гномики живут, Сладкую морковку, с нашей грядки рвут. А в пруду лягушка песенки поет, Старый добрый филин на горе живет. Ночью на прогулку выходит домовой, Днем он сладко дремлет за печной трубой, С гномами судачит о житье - бытье, Весело на даче в сказочной стране.
*** Стол накрыли на веранде, Самовар пыхтит дымком. От жары цветы сомлели, Ждёт прохлады даже дом... Попритихли дети, птицы, Лень и нега - сон кругом. Кажется, сомкнешь ресницы, И случится, сказка в нём... Заскрипит в сенях не страшно Недовольный домовой. Это он все сказки знает, Он не выдумка - живой. Для него в саду малина, Греет красные бока, Он поведает романы, За стаканчик молока...
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 12:59 | Сообщение # 27 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 13:00 | Сообщение # 28 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| ПУБЛИЦИСТИКА.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 13:03 | Сообщение # 29 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
Александр Головко. http://soyuz-pisatelei.ru/index/8-4960
Монолог о слове.
Слово – живое и бессмертное! Это известно всем, но тема эта почему-то вновь и вновь притягивает к себе. Пусть я повторюсь, но хочется высказать и свое отношение к нему именно этим же средством.
Итак, Слово – его нельзя убить, оно вечно и бесконечно. Его начало от Бога, ибо Слово и есть Бог! Помните: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога…» Слово и Бог фактически одно целое. Когда мы говорим, что Бог есть в каждом, что он живет в нас, это не гипербола, ведь разумный человек обладает способностью выражать суть и смысл божественного Слова.
Слово, как известно, ободряет, лечит, но может оказаться и губительным. Оно многообразно и многолико, слово, сказанное в сердцах, т. е. с определённым посылом и наделенное соответствующей энергией, есть инструмент высшей силы, вложенный в нас, сознаем мы это или нет. Слово одинаково действенно как от добрых сил, так и от злых.
Сатана тоже владеет искусством слова, надо помнить об этом всегда и стараться не давать ему вещать нашими устами. Не зря говорится: человек создан по образу и подобию Бога, но в нем может быть и подобие нечистой силы, оттого и вечна борьба добра и зла на земле. Слово является мерилом знаний, мудрости, определенным багажом, который хранится в общечеловеческой памяти. Оно зародилось раньше наскальных фресок фактически от проблесков сознания первых людей юной поры человечества и далее, как осознанный инструмент, вошло в поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», оно живёт и передаётся нам в трактатах греческих мудрецов Платона, Сократа, Аристотеля…
Особняком в этом перечне стоит книга книг Библия – кладезь мудрости не только христианского периода, она впитала в себя знания предыдущих поколений и религий. А далее, как лавина, слово в широком понимании набиралось силы в веках во всех сферах человеческой деятельности, но особенно в искусстве, литературе. Его шлифовали, делали изящным такие мастера слова как Петрарка и Гёте, Шекспир и Пушкин… Имена можно перечислять бесконечно – велик потенциал гениев, а к плеяде избранных примыкают множество менее известных, но внесших свой неоценимый вклад в сокровищницу скрижалей мудрости.
Все невозможно вместить в памяти одного человека, но книги – это все равно, что крылья человека, в них кладезь опыта и интуиции предыдущих поколений. Теперь же и новые технические средства компьютеры и гаджеты помогают нам ориентироваться и использовать неоценимое богатство накопленных знаний, нести Слово далее последующим поколениям с не меньшей силой и убежденностью. Не лишне напомнить об ответственности могущества слова в наши дни. Нам дается образование, воспитание, мы не всегда задумываемся о силе того, чем владеем и с легкостью пользуемся языком, опуская порой божественный дар до низменного и примитивного. Словом можно изъясняться в стихах и применять в нецензурной лексике.
Слово нужно оберегать, а не засорять не всегда оправданной иностранщиной. Парадокс, но, к сожалению, язык большинства, а, значит, и слово беднеет в век прогресса, это доказанный факт. Сокращается словарный запас у молодого поколения, заменяется суррогатом, языком жестов, жаргоном, сленгом.
В век технического прогресса слово стало больше оружием, нежели языком любви, выражением чувств. Посредством слов ведутся информационные войны, идеологическая обработка неокрепших душ. Сегодня слово политического деятеля стало в цене, имея материальное подкрепление, и ведёт за собой миллионы адептов, тогда как слово писателя – истинного выразителя души народной не слышно в век приоритета золотого тельца. Обретая самостоятельную жизнь, недоброе слово может вернуться бумерангом к своему бывшему владельцу, ибо, что посеешь, то и пожнешь!
Потому важно вернуть живое человеческое Слово творческим людям, умеющим обратиться ко всем, в ком еще теплится Бог, чьё нутро не изъедено червем сомнения и остракизма, чтобы они могли говорить свое веское, привнося бесконечное многообразие и пополняя кладовые мировой сокровищницы предшественников. Как это сделать? Не обязательно брать государству под свое крыло нечто, вроде Союза писателей, как это было в прошлом. Формально и сейчас Союз писателей и отпочковавшиеся от него Российский союз и другие считают себя правопреемниками некогда могущественного и авторитетнейшего конгломерата, но лишь формально. Фактически это многочисленные ООО кавычки открываются… кавычки закрываются, ставшие в позу просителей подачек в виде субсидий у государства. И получают что-то, но куда расходуются эти средства? На привлечение молодых и талантливых? Или потихоньку рассасываются в карманах, стоящих у «руля» этих ООО. Зато сколько амбиций у этих «правопреемников»? Они заняли сейчас позицию держиморд: не пущать, поучать, разговаривать с остальными, претендующими на звание писателя, поэта с позиции ментора и истины в последней инстанции.
Я это говорю не понаслышке, поскольку сам давно пишу и вижу многое изнутри в творческих средах Ставрополья, могу констатировать нерадостную картину деградации этих Союзов. Большинство из них перешло на самофинансирование в том плане, что действуют на почве немалых вступительных и ежемесячных взносов. Деньгами опять же распоряжается кучка предводителей по своему усмотрению.
Правопреемник СССРовского Союза писателей в настоящее время является консервативная, устаревшая в прямом и переносном смысле организация, где десятилетия сидят несменяемые пенсионеры, причем пенсионеры не только по возрасту, но и по той продукции, которую когда-то они произвели на свет. Они формально проводят съезды, пленумы где-то на задворках России, в писательском смысле этого слова, они имеют свой Лит. фонд и исправно получают денежки. Но на что они расходуют их, это большой вопрос? На поддержку молодых и перспективных? На развитие творческой среды в крае (не берусь судить о всех регионах, но картина во многих подобная, если к этой теме не подключаются местные органы и не спонсируют то же книгоиздание, функционирование литературных объединений, привлечение молодых талантов и прочее)?
Я не ведаю информацией о суммах фигурирующих в отчетах того же ООО «Союз писателей» Ставропольского края, мне не интересна эта бухгалтерия,но все-таки хотелось бы видеть хотя бы в натуральном выражении плоды деятельности этой организации. Посудите сами, львиная доля, если не все мероприятия, фестивали, конкурсы, посвященные, к примеру, 70-летию Победы и другие, проводятся силами любительских, а значит самофинансируемых творческих организаций, такими, как СКРТОО «СИМ», «Шестое чувство», Эолова арфа» - пятигорские организации. В таком же положении и ТО других городов КМВ. Где здесь, как раньше бы сказали, руководящая и направляющая сила старшего брата ООО «Союз писателей», который, не исключено, получает средства на подобную работу от государства через тот же Лит. фонд?
Проводилось и проводится масса мероприятий, благодаря невидимой, но титанической работе энтузиастов-педагогов, руководителей лит. объединений, я мог бы назвать множество примеров, поскольку и сам тесно кручусь в этой среде, являюсь зам. руководителя ЕГТО «Синегорье», членом ессентукского Совета ветеранов, был на проводимых мероприятиях и членом жюри, и председателем, и редактором альманахов, выпущенных по итогам конкурсов.
Сколько талантливой молодежи только в нашем курортном регионе! Я уверен, что руководство ООО «Союз писателей», других подобных организаций порой даже не знает о проведении этих конкурсов, фестивалей, об альтруистской деятельности наших энтузиастов. Но, рискуя навлечь на себя не совсем праведный гнев руководителей этих ООО, скажу, что они наверняка ставят «галочки» в отчетах о «проведенной работе» под их руководством.
Начав с высокого предназначения Слова, мне пришлось спуститься к нашей действительности, поскольку любое слово в отрыве от нее, всего лишь риторика и красивые пассажи, коих уже звучало немало. Но, нисколько не потеряв чувство любви к слову из-за реальностей бытия, хотелось бы пожелать всем нам поднять наше потускневшее слово из дорожной пыли. И здесь мои устремления не только и не столько к региональным Союзам, одни они не в силах самостоятельно совершить качественный разворот и крутой подъем к тем небесным сферам, где должна парить гордая и красивая птица под названием Слово. И не отбиваться от засилья примитивизма и пошлости одним крылом. Для этого нужна воля государства, к чему оно никак не насмелится повернуть, пустив на самотек важнейшую свою составляющую – идеологию. Да идеологию, как ни пугает это слово многих нынешних «демократов». Идеологию, конечно, в современном ее понимании, очищенную от партийного налета, от олигархического давления, свободную от разных «измов». Эта идеология у нас есть, ее озвучивал президент и наша церковь, политики и простые люди. Она известна и понятна всем и заключается в патриотизме и любви к своей Родине, в национальных идеалах и интересах. А это все можно воплотить опять же через великое и могучее средство нашего общения – Слово. Поэтому так и хочется сказать: - Берегите Слово, лелейте, взвешивайте на самых точных весах, прежде чем высвободить из уст и отправить в свободный полет. Как это сделать?
Нам не надо ничего изобретать, у нас есть язык Чехова, Достоевского, Толстого, Пушкина, Лермонтова, Есенина, Рубцова и многих, многих других его верных солдат, служивших и служащих избраннику Бога Слову, чьё чистое родниковое журчание не затопить мутным потоком безвкусицы и новодела.
Давайте же сеять разумное, доброе, вечное, как сказал однажды классик, ведь талантливый человек, помните, говорит устами Бога, а слово и есть Бог! 28. 03. 2016 Александр Головко
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 13:27 | Сообщение # 30 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
Нина Гаврикова. http://soyuz-pisatelei.ru/index....0%D0%B0
Репортаж. Книжкины именины.
27 марта 2016 года в детском клубе "Озаренок" состоялся литературный праздник "Книжкины именины", прошедший в рамках недели детской и юношеской книги.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 13:30 | Сообщение # 31 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Руководитель клуба Н.П. Гаврикова познакомила с историей чудесной традиции, инициатором которой был писатель Лев Абрамович Кассиль. Впервые праздник состоялся 26 марта 1943 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве, куда пригласили детей, отцы которых сражались на фронтах Великой Отечественной войны. С тех пор этот замечательный праздник отмечается ежегодно.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 13:33 | Сообщение # 32 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Л.Н. Афанасьева показала книги, которые ей очень дороги: "Золотой ключик или приключения Буратино" А.Н.Толстого и "По следам "Золотого ключика".
Она поведала нам историю о том, что эти книги были подарены ей мамой в связи с поступлением в 1 класс. Это были 60-е годы. С тех пор любовь к литературе не гаснет в ее сердце.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 13:43 | Сообщение # 33 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Многие ребята принесли с собой любимые книги и поделились своими историями о дружбе с ними.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 13:47 | Сообщение # 34 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Звучали полюбившиеся стихи дорогих поэтов, рассказы о прочитанных произведениях, размышления о том, что книга - это ценная вещь в жизни человека. Она не только учит грамотно выражать свои мысли, развивает интеллект, благодаря ей мы открываем мир красивых слов!
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 13:54 | Сообщение # 35 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 13:58 | Сообщение # 36 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Важный и хороший разговор о чудесных книгах завершился ароматным чаем и невероятно вкусным и красивым пирогом собственного приготовления, которым угостила нас Нина Павловна. И как всегда эта добрая традиция зарядила нас позитивом! Репортаж подготовила Анна Туркина, 8 класс, СОШ №10, участника ДЛК «Озаренок» г. Сокол
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 14:02 | Сообщение # 37 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
Ольга Видяйкина. Коротко о конкурсе, посвящённом А. Барто.
Дорогие друзья, 17 февраля 2016 года мы отмечали 110-летие Агнии Барто, этому событию и был посвящен Всероссийский интернет - конкурс для детей и взрослых, его инициаторами стали Международный союз творческих сил «Озарение», международный детский творческий клуб «Озарёнок», литературный форум для детей «Страна детства» при сайте «Союз писателей» Одна из самых известных детских поэтесс стала любимым автором для многих поколений детей, стихи Агнии Барто входят в жизнь в самые первые годы и соединяют поколения. В течение многих лет А. Барто возглавляла ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, ей была присуждена Международная премия им. Х.К. Андерсена, стихи А. Барто переведены на многие языки мира.
Барто не придумывала, как Чуковский, Мойдодыра, Муху-Цокотуху, Бармалея с доктором Айболитом, ее героями были сами "уважаемые дети", их любимые игрушки и домашние животные. Прекрасная пора детства, которая остается в памяти каждого человека, удивительна но, увы скоротечна. За то, недолгое время, что длятся сладкие, наполненные радостью первых познаний годы, малышам нужно понять очень многое, сформировать свои представления о мире и жизни. В этом им помогают стихи, с любовью написанные авторами, готовыми поделиться, личным опытом и рассказать о самых важных вещах. Любому зверёнышу – котёнку, щенку – необходима игра, а уж ребёнку- тем более. Душевный мир ребенка по своему устройству очень сильно отличается от души взрослого человека. Детская литература –это большое дерево, с ветвями, направленными в разные стороны. Если же ветви растут только в одном направлении, дерево становится уродливым. Не хватает умных книг для детей, чтобы ребёнок переживал вместе с героями их радости и печали, узнавал в героях себя, открывал вместе с ними мир.
Итак, детская поэзия - это: - способ общения с ребёнком; - способ познания мира; - средство развития его мыслительных способностей и воображения; - способ развития его эмоциональной сферы; - средство приобщения ребёнка к красоте; - лёгкий, ненавязчивый способ привить ребёнку правильные взгляды на нужные для его воспитания моральные принципы и навыки цивилизованного человека; - своеобразная тренировка его способности понимать юмор, что также очень важно для адекватного реагирования на жизненные реалии и для его успешного контакта с обществом.
Согласно классику детской литературы Корнею Чуковскому, основные ориентиры детского поэта в том, что касается техники стихосложения и особенностей детского восприятия, таковы:
1. Графичность - «…наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порой и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность". (с) К.Ч.
2. Динамичность образов - "Наибыстрейшая смена образов — …второе правило для детских писателей". (с) К.Ч.
3. Лиричность - "Третье правило заключается в том, что эта словесная живопись должна быть в то же время лирична". (с) К.Ч.
4. Динамичность ритма - "…подвижность и переменчивость ритма была для меня четвёртой заповедью". (с) К.Ч.
5. Музыкальность - "Повышенная музыкальность поэтической речи". (с) К.Ч.
6. Удобная рифмовка "Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой". (с) К.Ч.
7. Смысловая нагрузка рифмы - "Седьмое правило заключается в том, что те слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы". (с) К.Ч.
8. Целостность строки - "Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и составлять отдельный организм". (с) К.Ч.
9. "Незлоупотребление" прилагательными -"Не загромождать своих стихов прилагательными…" (с) К.Ч.
10. Десятая заповедь заключается в том, что преобладающим ритмом ребячьих стихов должен быть непременно хорей. (с) К.Ч. 11. "Стихи должны быть игровыми, так как, в сущности, вся деятельность младших и средних дошкольников, за очень небольшими исключениями, выливается в форму игры". (с) К.Ч.
12. "Не забывать, что поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией!" (с) К.Ч. 13. "В своих стихах мы должны не столько приспособляться к ребёнку, сколько приспособлять его к себе, к своим “взрослым” ощущениям и мыслям". (с) К.Ч. В рамках конкурса возникали не шуточные дискуссии в частности, по поводу моего стихотворения, «Варенье» - можно ли ребёнку лазить ручкой, в банку с вареньем?
Варенье Что – то новое искали - Вдруг, варенье мы нашли. Это лучшая находка, Знают дети всей Земли.
Окуну я в банку пальчик, Много вишенок найду. Только это надо делать - В уголке, не на виду. $IMAGE2$
К сожалению, его пришлось убрать из конкурсной подборки,
Но ведь если внимательно понаблюдать за малышами - они всё пробуют одним пальчиком, так развивается чувствительность, а угадать, что много ягод - может и один пальчик, здесь намек, что окунать всю ручку в варенье - нехорошо. Согласны со мной? Мои катренчики пишутся для того, чтобы помочь детям научиться думать и чувствовать, справляться с разными возрастными неприятностями, любить родной язык, слышать и понимать музыку стиха и мысль поэта. И это главный урок Агнии Львовны. Моё участие в этом конкурсе - дань уважения и поклон ей. Смею надеяться, что усвоила её главный завет и мои стихи не только" забавляют " ребёнка, но и дают простор воображению, вовлекая в радостную игру- делают его сильнее, взрослее и духовно богаче. Стихи участников конкурса, удивительно совпали с картинами Елены Сальниковой и Владимира Гусева, я попробовала сверстать и получилась весёлая книжка. На мой взгляд, отличные стихи. Читая которые, хочется воскликнуть:
Благодарю тебя, ребёнок человеческий… за то, что ты напомнил мне, как радостно и тревожно быть Человеком, спасибо за возможность вновь окунуться в детство, за то, что я снова научилась тому, о чём забыла: простоте, силе, изумлению и любви, всему, чем уникальна и неповторима наша жизнь. Это слова благодарности, предваряющие мою первую книгу стихов для детей
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 14:06 | Сообщение # 38 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
|
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 14:07 | Сообщение # 39 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Исследования в области художественного языка.
М. Кульков. http://soyuz-pisatelei.ru/index/8-2065
Радужный язык
    Я не буду утверждать, что всё ниже изложенное является неоспоримой истиной, но, тем не менее, именно так я порою воспринимаю текст и объясняю эмоции, которые он порождает у читающего.     Века до информационной революции стих имел в первую очередь звуковые составляющие: привычную нам речь и так называемую звукопись. Их я касаться не буду, так как теория этих элементов разработана многими поколениями исследователей и общедоступна. Но на звуковом уровне есть и более крупные информационные единицы, которые пусть и не воспринимаемы сознанием, но в случае наличия определённой системы в их следовании вычленяются подсознанием, порождая эмоции. Пример из стихотворения «Паяц»:
Век непотребства – царственный Валтасар Час отреченья встречал не часто. В день отчужденья с маски сползла слеза – Капля…             безмерно большого счастья.
    Как видим, слова «час» и «день» дублируются, в сочетании с «век» и «мер» образуют единую логическую цепочку времени.     Наличие более сложных макро-логических элементов требует отдельного, не поверхностного исследования, но я хочу сделать основной упор в статье на визуальную составляющую стихотворения. Проведу аналогию с картинной галереей: когда вы смотрите на картину, вы слышите комментарий гида, вспоминаете сюжет по которому она написана, в памяти всплывают отрывки из слышанного и читанного на эту тему… Так и стихотворение имеет не только звук, но и картинку и не только ту, которую порождают образы и сравнения произведения. Выделяя цветом определённые смысловые элементы текста, мы расширяем восприятие содержания. Важно, чтобы выделенные элементы не противоречили изложенному в стихотворении (если только вы не играете на противопоставлении одного сюжета другому). Иначе у вас получится просто шифровка, которая вряд ли вызовет эмоциональный отклик (разве что восхищение самой конструкцией, а не стихотворением). Нам всем знакомы некоторые элементы такого письма – это такие как акро-месо-теле (на них я не буду останавливаться), различные виды экспериментальной поэзий.     Как пример, экспериментальной поэзии (лабиринт) стих «Теорема Тео (Теодоро)»:
            “Сеньор, влюбленный безутешно"                                   Лопе Де Вега «Собака на сене»
Когда-то крылья в миг любви открыл И с небесами породнил себя обетом, Но только перья на земле от крыл… Сгорел мир грёз, отпел. Зачем теперь об этом?
Мне доказать безумием ночей На милую правА, но вот безумство прАва: Закон следит, как миллион очей… Судить, гноить в тюрьме, - вот тех ночей оправа!
Тебе «любимый», за глаза «слуга». Но чей закон от Бога? В том любви заслуга, Что вечны красотой небес лугА И в раннем солнце цвет цветка – топаза с лУга.
Привлечь, обнять, к губам… в огне стихии! И написать потом тебе о том стихи. И…
моноширинным шрифтом:
  Теорема Тео. (Теодоро)
  “Сеньор, влюбленный безутешно”     Лопе Де Вега «Собака на сене»
______Когда-то крылья  в  миг любви открыл _____И с небесами  породнил   себя обетом, ___________Но только  перья на земле от крыл… ___Сгорел мир грёз, отпел. Зачем теперь об этом? __________Мне доказать  безумием  ночей _________На милую правА,  но вот безумство прАва: ___________Закон следит, как миллион очей… Судить, гноить в тюрьме- вот тех ночей оправа! ___________Тебе «любимый»,  за  глаза «слуга». __________ Но чей закон от Бога? В том любви заслуга, __________________Что вечны красотой  небес лугА _______________И в раннем солнце цвет  цветка – топаза с луга. _____Привлечь,обнять, к губам… в огне стихии! ______________________И написать потом тебе о том стихи. И…
    Смещение строк приводит к образованию вертикальных и наклонных смысловых цепочек. Каждая последовательность выделена своим цветом, что позволят разделить смысловые потоки.
     Или другой пример экспериментальной поэзии – фигурный стих, сочетающий в себе образ, как в общей форме стихотворения, так и во внутреннем его содержании (стих «Стихотворная ракета»):
                  А                 КАК               АГАТА            КАМЕШЕК          ?ЧЕРНЕЕТ?              РОМБА                 РЯД.                  ИЗ               СЛОВ             КАМНЕЙ          ОКАТЫШЕЙ             СТРОКА               ЛЕТИ                МОЯ.              ЛЕГКО           СБЕГАЕТ           КАТИТСЯ           ТОРОПИТ           АППАРАТ           КАРТИНА        ПОЛУЧАЕТСЯ        ВЗЛЕТАЮЩИЙ           КВАДРАТ.     ЛЕГКО     СТИХО     ПИШУ        ИМХО     СИЁ             МОЁ        РАКЕТА "Ё"! ВЗЛЕТАТЬ? ВЗЛЕТАТЬ!        А                 А      КАК?           КАК?     На мой взгляд, выделение и сокрытие того или иного элемента должно быть подчиненно общей картине стихотворения. Важно найти золотую середину для каждого конкретного текста. Все мы привыкли к линейному письму, поэтому рассмотрение приёмов внутреннего языка я начну с элемента, которые я назвал «линейные слова». Рассмотрим на примере стихотворения «Пряталка Бабки-Ешки от хамелеона Едунчика»:
Если вам, али нашему хамелеону, гарниры бабуси краше, Чем еда зубастой Бабы-Яги или монпансье шкафа её мамаши, То рты не разевайте, стоит сыграть со мной в игру шаловливую. Ложка пуста, но есть хотелось? Бабка-Ешка прячет в начале *****. Можно выделить два смысловых ряда, акцентируя на процессе еды:
Если вам, али нашему хамелеону, гарниры бабуси краше, Чем еда зубастой Бабы-Яги или монпансье шкафа её мамаши, То рты не разевайте, стоит сыграть со мной в игру шаловливую. Ложка пуста, но есть хотелось? Бабка-Ешка прячет в начале *****.
Синий «ловли» связан со смысловым рядом предложенных рыбных блюд «рыбы», «сом», «уха», «икра»:
Если вам[/color], али нашему хамелеону, гарниры бабуси краше, … со мной в игру шаловливую.
Если мы хотим проявить все “съедобные” ряды:
Если вам, али нашему хамелеону, гарниры бабуси краше, Чем еда зубастой Бабы-Яги или монпансье шкафа её мамаши, То рты не разевайте, стоит сыграть со мной в игру шаловливую. Ложка пуста, но есть хотелось? Бабка-Ешка прячет в начале СЛИВУ.
Ряды слов: 1) 1. СЛИВА 2.МАЛИНА 3. ГРУША 4. КАПУСТА 5. ЛИМОН 2) сладкое: 6. НУГА 7. ТОРТ 8. ТЕСТО 9. МОНПАНСЬЕ 10. МЁД 3) рыбное: 11. РЫБА 12. СОМ 13. УХА 14. ИКРА 4) мясное: 15. АЗУ
    Цветовая гамма служит, для выхватывая взглядом построений из общего массива текста. Слова, выделенные одним цветом, несут общую смысловую нагрузку. Но каждый цвет, как в радуге, дополняет предыдущий. Это не значит, что, например, за оранжевым следует синее, а означает, что они не противоречат друг другу и общему тексту стихотворения. Обычно, если стих не пропитан этим языком насквозь, для понимания не требуется пояснений. Степень проникновения одного в другое может быть различна, как существует графика и акварель, и тому подобное. Пределом насыщения звука образом можно рассматривать материализацию сказанного. Но это уже ипостась Бога. Мы же можем лишь стремиться приблизиться в восприятии и во владении словом к вершине. Но, как у Пушкина? «Родила царица в ночь…». Раз мы дети Божии, то и должны учиться у Отца владению словом. Вкладывая в стихотворение дополнения и описания, важно не противоречить уже сказанному, т. е. расширять поле ощущений. Конечно, возникнет искушение крайностями (что-то вроде внутреннего экспрессионизма, кубизма и т.д.) с доведением до абсурда, как привычного линейного стихосложения, так и внутренних звукового и визуального миров. Да, на этой ниве могут быть созданы шедевры, уклонившиеся, от золотой середины, как в сторону чувственного восприятия, так и в сторону голого холодного ума. Но это просто ниша развития, тупиковый путь. Если вас привлекает позиция памятника культуры в живом мире, типа «Чёрного квадрата» или полного хаоса, то вольным воля, однако, советовал бы семь раз подумать (если застрянете на стадии пресмыкающихся, то, как известно, рождённый ползать…).     Следующие два приёма я рассмотрю на примере стиха «Георгиевская лента»: В мае алые чётны гвоздики; Молчанье в память – мёртвым монумент; А живые обнимутся тихо Единеньем георгиевских лент.
2) Приём «хаос», когда выделенные слова расположены в произвольных направлениях. В данном случае из нижней точки от земли идут слова «воин», «гимн».
Вмае алые чётны гвоздики; Молчанье в память – мёртвым монумент; А живые обнимутся тихо Единеньемгеоргиевских лент.
Как вы ,конечно ,помните, на 9 мая 2006 года впервые исполнялся гимн военными акапелла (без музыки).
3) Приём «солнышко»:
В мае алые чётны гвоздики; Молчанье в память – мёртвым монумент; А живыеобнимутся тихо Единеньемгеоргиевских лент.
Разбегаются, как лучи весеннего солнца: «В мае»
В мае М___а А________е Е
    И соответственно ряды окрашены в цвета георгиевской ленты. Если мы повторяем несколько раз стих, отделяя и его от следующего попеременно то оранжевой, то чёрной полосой , то получим как бы набор ленточек…
    Элементы внутреннего языка не обязаны подчиняться правилам орфографии, так как ваше подсознание воспринимает слова радужного языка на слух, поэтому в порядке вещей употребление, к примеру, слова «его» и в написании «ево». Кстати, именно такая тренировка в словоупотреблении приводит к рождению новообразований. Примеры подобные слов можно найти в «Сказочно-несерьёзной энциклопедии» http://soyuz-pisatelei.ru/forum/231-9343-1
4) Приём «внутренняя вертикаль» из стихотворения «САКУРА»:
Церемонии дней длинней, И изысканны в барах «суши».   Только слово всех блюд сытней, -      Лишь оно насыщает душу.
Атакуют мечом быстрее… .................................    И в дзюдо вдохновенно душат… Только слово меча острее____________________Хокку, как сакуры цвет, - И оно проникает в душу. ____________________Кратко прекрасна. ____________________________________________Однако вечно в цвету.
Здесь мы видим слово имени: «Басё».
4) В том же стихотворении приём «зеркало воды» когда классика сложения хокку 5-7-5 ритмически переворачивается в 7-5-7
Хокку, как сакуры цвет, - Кратко прекрасна. Однако вечно в цвету.
Как сакуры цвет,                  Прекрасно хокку. Хокку кратко прекрасна,      Даже отражение. Но вечно в цвету.                 В росе: семь, пять, семь
7) Приём «крест» из цикла «Былички», стих «МИР ВАМ»:
О, Господи, прожекторами Гигантских огневых мечей Отважно понеслись, – достали – Смерть озверевшую по стали… Перекрестили!Зло в огне!
От  ночи  злой и артобстрелов, До  жизни  мирной,  трудовой – История  –  Страна Советов; Отстроен храм, и Сын  Завета Теперь прославлен над Невой:
    Парные кресты из слов «от Сына + Сын» и «вова + слава» или сложный крест: «От Сына – Вове – Сын славы». Есть и другие типы крестов совмещающие лабиринт с «опорным словом» для выравнивания строк (к примеру, стих «Сыропуст» http://m5zgcztpnvqw4ylnfzxgk5a.cmle.ru/works/266989 )
8) Приём «противопоставление и тавтология», пример из переложения романа Дороти Даннет «Игра королев»:
                  «Подмешан в сладость речи яд, -                   Соперниц им всласть опоят.                   Подставят справа, в жертву слева:                                     Одна здесь пешка – королева!                   Как стать? Вопрос не важен «как?»!                   Вопрос «которая?» в устах»! Компанию составила в Гексем; Доброжелательно в дороге щебетала; Но вот настал тот роковой момент, Когда решительно на Кристиан напала.
Готова нанести укус змея: «Слуга ваш Сим, когда не пьян, не разговорчив. Хотите, вас обыщут Кристиан? Разоблачённый расторопней заговорщик.
9) Приём «параллели» оттуда же:
И да поможет вам Господь». Как эхо братья прорекли: «И да поможет мне Господь». «Суд Божий» – кровь мы нарекли.
10) Приём «усиление противопоставления» из переложения «Слово о полку Игореве…»:
Ноне, что же? Вон они стоят! Но не вместе встали в чистом поля! И со свистом копия летят… Русь-земля стенает вновь от боли!
    Слово «ноне» вначале слитно, после «но не» раздельно, противопоставление подчёркнуто «не вместе».
11) Приём «квадрат», когда берётся слово аналогичное предыдущему, но другое:
В квадрат, к примеру, букву “Ка”; Получим детское “Ка-Ка”. А прокричишь “Кукареку”; Два года старости “Ку-ку”. И даже взятая одна С экрана гавкнула она.
    Выделенные слова разные по смыслу, но имеют общую форму. Форма может быть задана не только словесно, но и графически, как в приведённом ранее в статье фигурном стихотворении. В нём есть и «ромб», и «квадрат» выделенные жирным шрифтом:
ромб:                   А                 КАК               АГАТА            КАМЕШЕК          ?ЧЕРНЕЕТ?              РОМБА                 РЯД.                  И
квадрат:
          СБЕГАЕТ           КАТИТСЯ           ТОРОПИТ           АППАРАТ
    Ромб в сравнении с квадратом вызывает иллюзию полёта, а красная окантовка напоминает о раскалённом обтекателе ракеты.
Ещё пример аналогичной пары слов:
Колины единицы
Коли Коля в школе – Колики у Коли… Колькины приколы До скольких? Доколе Единицы в школе?
11) Приём «сороконожка», когда окончание слова является началом следующего. Так образуются целые цепочки:
СОРОКОНОЖКА СОР ___РОК ______КОН _________НОЖ
     Конечно же, статья не претендует на полноту и всеохватность нюансов внутреннего языка. Каждое стихотворение имеет свои особенности.
Р. S. Я хотел бы закончить, как и начал, разговором о времени. Художник Мане писал букет подсолнухов по мере их засыхания, как бы делая слепок определённого момента. Так и радужным языком можно сделать раскадровку, как бы обращая вспять увядание подсолнухов, всё больше и больше проявляя краски в выбранном отрывке стиха:
_______ИЗБУШКА
____НА НЁМ ВЕРШИ – ВЕРТИ ИЗБУШКУ ВИРШ (нА ├iем – Мей Тан) ______________"избушка избушка стань к лесу задом а ко мне передом"
«М не конечно мил Моне, И «цветаты» Михаила, Х рупок мир Моне, во сне – А милее – его лира! И подсолнух – в желтизне Л ьет на лица брызги света,
К то о том напомнил мне? У кого Моне-монеты? Л егок, как мечты весною, Ь –мягок нежною душою, К то? Конечно Михаил, О н, Кульков, стихи слепил В змахом рифм передо мною!» Марина Зейтц.
Инь-Янь - вершина немоты Моне
Моне-монеты, как мечты _. А “акме” – греческий «вершина» Раскраски верные черты И речи-кивера пошиты На пару носим и шкодливы! А кто-то, как Мегре – к Марине…
Моне-монеты, как мечты _. А “акме” – греческий «вершина» Раскраски верные черты И речи-кивера пошиты На пару носим и шкодливы! А кто-то, как Мегре – к Марине…
Моне-монеты, как мечты _. А “акме” – греческий «вершина» Раскраски верные черты И речи-кивера пошиты На пару носим и шкодливы! А кто-то, как Мегре – к Марине…
Инь-Янь вершина немоты Моне
Моне-монеты, как МечТЫ _. А “Акме” – греческИй «верШина» РаскРаски верньiе черТЫ И речИ-кивера поШиТЫ На пару Носим и шКодлиВЫ! А кто-то, кАк МегрЕ – к Марине…
сие мои «инь-янь» - ВершинА немоты Моне под маской __________Моне-монеТы, как мечты _. ________А “акме” – грЕческий «верШина» ________Раскраски веРные черты \ _______________(к)И Речи-кивера пОшиты _______________На пАру носим и шКодливы! ________А кто-то, как Мегре – к МАрине…__\ ………………………………………………...\……...и________\ …………………………………………………..\....л «видел Ли ты…»
…………………………………………………......\ ________К_А________________________РИМ
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 14:21 | Сообщение # 40 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| ДЕТСКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 14:24 | Сообщение # 41 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Сочинение-гипотеза на тему Отечественная война 1812 года Ярослава О. 12 лет г. Москва
Тайна, покрытая пеплом.
Недавно мой класс и я были в музее. Он находится на Красной площади в большом красном тереме. Нет, это не Исторический музей. Это новый музей. Его открыли к 200-летию войны 1812 года. В 1812 году была Отечественная войта. Её так назвали потому, что все люди поднялись на защиту Родины от «проклятого супостата». «Супостатом» тогда называли врага. Врагом был Наполеон. Он привёл свою огромную армию в Москву, а потом драпал из неё в лёгких санках. Укутался в шубы, сел в санки и поехал прямо в Париж. Даже имя поменял. Сам убежал, а армию оставил погибать. Эти санки нам показали в музее. Бежал Наполеон из сожженной Москвы. Пока он сидел в санках он много думал о том, что привело его к провалу «Русского похода». Отечественная война для нас - у французов называется «Русским походом». Наверное, среди всего, что он вспоминал, была и история Мишеля…
После экскурсии в музей я стала интересоваться этой темой. Мне было многое непонятно. Больше всего мне было интересно, как мог сгореть такой огромный город. Я стала искать книги в домашней библиотеке, а взрослые помогали мне в поисках в Интернете. И еще в книгах помогали находить отрывки о московском пожаре. Я превратилась в самого настоящего Шерлока Холмса. Оказывается, быть историческим детективом это очень интересное занятие. Чувствуешь себя необычно. Но рассказывать нужно по-порядку. Думаю, что начать лучше вот так:
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 14:26 | Сообщение # 42 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| В апреле 1812 года министру обороны России Барклаю-де-Толли на стол положил аналитическую записку Чуйкевич Пётр Андреевич. В этой записке было описано количество и расположение наполеоновских войск, его планы, и был совет о том, что русской армии нельзя вступать в прямой бой с французской армией, лучше отступать и организовать партизанскую войну. Дело в том, что французская армия состояла не только из французов. В ней были итальянцы, немцы, поляки и другие армии завоёванных государств. Общее число превышало пятьсот тысяч человек. Чуйкевич Пётр Андреевич использовал именно эту цифру при составлении своей докладной записки. А кто же такой сам Чуйкевич? Он сотрудник «Особенной канцелярии».
В 1810 году Барклай-де-Толли создаёт «Секретную экспедицию» - первую официальную разведку в России. Главной задачей «Экспедиции» является сбор данных о противнике, их анализ и представление результатов и всех данных лично императору. Требования к сотрудникам были очень строгие. Все они были молодые офицеры, выходцы из дворянских семей, с блестящим образованием и великолепным знанием иностранных языков. Такие агенты рассылались в разные страны Европы. Агентом в Париже был Александр Иванович Чернышёв. Чернышёв смог очаровать французскую знать и стать среди них своим. Бывая на балах и приёмах, общаясь с приближёнными Наполеона, а иногда и самим Наполеоном, Александр Иванович доставал важные сведения, которые переправлял в Петербург. Деятельность Чернышёва в Париже пришлось прекратить в январе 1812 года из-за провала Мишеля.
Мишель – был одним из главнейших осведомителей. Ему были доступны секретные документы и приказы Наполеона и его штаба. Мишель писал записки и передавал их Чернышёву. В январе произошла досадная история. Она стала примером того, как не нужно передавать важные сведения.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 14:29 | Сообщение # 43 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| В январе 1812 года Чернышёв собрался ехать в Петербург, чтобы лично привезти сведения о подготовке «Русского похода». Он уничтожил все бумаги и записки и уехал, а ночью нагрянула полиция. Министр полиции Парижа Савари ненавидел Чернышёва за его успехи при дворе и давно искал повод, чтобы арестовать его. Он был очень рад, когда получил распоряжение обыскать дом и арестовать Чернышёва, которого подозревали в шпионаже. Савари опоздал всего на несколько часов. Чернышёв успел уехать и вывезти сведения, но когда он сжигал в камине бумаги – не заметил, как одна записка попала под ковер. Савари нашёл эту записку. По ней узнали, что Чернышёв был действительно шпионом, а сведения ему передавал Мишель. Мишеля схватили, судили за измену и гильотинировали. Так русская разведка потеряла важный канал сведений. И произошло это накануне войны. Казнили Мишеля в феврале 1812 года. Если бы не этот Мишель, не бежал бы Наполеон из Москвы в лёгких саночках.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 14:30 | Сообщение # 44 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Чернышёв не мог вернуться в Париж. Но и тех сведений, которые он привёз, хватило, чтобы разработать план действий. Анализ данных поручили Чуйкевичу Петру Андреевичу, потому что к нему приходили сведения от всех агентов из Европы. Самая точная информация о записке Чуйкевича есть на сайте министерства обороны Российской Федерации. Вот что там написано: «В начале января 1812, в связи с неизбежностью надвигающейся большой войны, ему было поручено составить «дислокационную карту» наполеоновских сил в Германии, которая давала сведения о развёртывании французских войск. Сопровождал М.Б. Барклая де Толли в Вильно и по его поручению составил записку, которая являлась аналитическим проектом военных действий в 1812 с конкретными рекомендациями командованию. В ней приводились доводы в необходимости начального отступления русских войск до момента равенства сил и ведения деятельной партизанской войны». Саму записку мне так и не удалось найти. Некоторые сведения до сих пор засекречены, а некоторые вообще никогда не были написаны на бумаге. Уроком была история с Мишелем. После неё сотрудники «Особенной канцелярии» бумаг не вели. Поэтому о многом приходится догадываться. План Чуйкевича был одобрен.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 14:34 | Сообщение # 45 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| 14 июня 1812 года наполеоновская армия перешла границу России. Русская армия была разделена на две. Одной командовал Барклай-де-Толли, другой – Багратион. Отступали обе армии до Смоленска, где соединились в одну. Смоленск находится на важном месте. От него одна дорога ведёт в Петербург, другая в Москву, а третья на юг России. Многие русские генералы были недовольны отступлением. У Барклая-де-Толли было очень много завистников. Его действия не одобряли. Под Смоленском командование объединённой русской армией получает Михаил Илларионович Кутузов. Назначение Кутузова было нужно для России, потому что у него был большой авторитет. Но русская армия сдала французам Смоленск и продолжила отступление. Назначение Кутузова ничего не изменило. Армия продолжала действовать по плану Чуйкевича и отходила к Москве. Я не хочу сказать ничего против Кутузова. Его действиями и руководством было многое сделано для победы. Просто он был не один. Многие генералы, которые не хотели слушать Барклая-де-Толли, клеветали на него и называли изменником, слушались Кутузова. Назначение Михаила Илларионовича было необходимо ради примирения внутри русского штаба. Кутузов был опытным полководцем. Он знал о плане Чуйкевича и, видимо, считал его единственно правильным. Кутузов принял на себя всё недовольство действиями армии, отступлением и продвижением Наполеона вглубь страны. Он взял на себя всю ответственность.
От Смоленска в Москву стали поступать приказы о начале эвакуации. Эвакуацией занимался московский генерал-губернатор Ростопчин Федор Васильевич. Он ничего не знал о плане Чуйкевича. Он выполнял приказы, которые поступали из генерального штаба. Наполеон еще не дошел до Смоленска, а Ростопчин уже получил приказ готовить к эвакуации важные учреждения города. Но он не должен был создавать паники. Подготовка должна была быть тайной. К началу августа многое было готово, но сигнала к началу эвакуации Ростопчин еще не получил. Он тоже был недоволен отступлением русской армии. Фёдор Васильевич волновался, и поэтому просил своего друга Багратиона держать его в курсе дел в армии. Ростопчин просил от Смоленска написать ему письмо. Он говорил Багратиону, что когда русская армия будет под Вязьмой, то он начнёт эвакуацию. В письме от 12 августа 1812 года Ростопчин пишет: «Когда бы случилось, что вы отступили к Вязьме, тогда я примусь за отправление всех государственных вещей и дам на волю каждого убираться, а народ здешний, по верности к государю и любви к отечеству, решительно умрет у стен московских, а если Бог ему не поможет в его благом предприятии, то, следуя русскому правилу: не доставайся злодею, обратит город в пепел, и Наполеон получит вместо добычи место, где была столица. О сем недурно и ему дать знать, чтобы он не считал на миллионы и магазейны хлеба, ибо он найдет уголь и золу.» Это очень важное письмо. В нём Ростопчин раскрывает планы русского штаба. Хорошо, что это письмо не попало к агентам Наполеона. Армия Наполеона была в три раза больше русской. Он вполне мог выделить пятьдесят, а может быть и больше тысяч солдат, чтобы перехватить всё то, что отправлял Ростопчин в Нижний Новгород. Наполеон мог быть готов к пожару в Москве. Он мог заранее предотвратить пожар. Ростопчин ничего не знал о плане Чуйкевича. Он не догадывался, что такими письмами и высказываниями может повредить исполнению плана. Наверное, такие неосторожные высказывания дали повод некоторым людям называть Ростопчина предателем. Народ тоже прилепил к нему имя предателя. В народной балладе так и говорится о московском генерале-предателе: Генерал запродал Москву.
Размосковский был злой генерал, Три суточки запил-загулял, Он запродал матушку Москву За три бочечки злата-серебра, За четвёртую – зелена вина! Распечатали – мелкой желтой песок.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 14:37 | Сообщение # 46 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Но Ростопчина так называть нельзя. Он сделал много для спасения московского имущества. Ему удалось эвакуировать ценности Оружейной палаты, Сенат, документы «Комиссии межевания», воспитанников императорского воспитательного дома, имущество медико-хирургической академии, московского университета, московское горное правление и даже заключённых московских тюрем. Всего было эвакуировано 38 московских учреждений. Но Москва город очень большой и богатый. Вывезти всего Ростопчину не удалось. Нашлись те, кто обвинил Ростопчина в том, что он наоборот мешал эвакуации. Эти обвинения из-за того, что 2 августа Ростопчин запретил церкви вывозить ценности. Второго августа он еще не получил приказа об эвакуации. Такой вывоз церковных ценностей мог повлечь панику. Паника была не нужна, поэтому Фёдор Васильевич запретил церкви вывозить ценности.
В архиве Нижнего Новгорода, куда проходила эвакуация, сохранилось много документов, которые доказывают, что Ростопчин приложил все усилия, что бы спасти важное московское имущество от Наполеона. Плохо было то, что Ростопчин не эвакуировал московский арсенал. Это ему ставили как вину. Даже пришлось Фёдору Васильевичу оправдываться. Но не хватало подвод. Подвода – это открытая телега для перевозки грузов. Вот какие данные мне удалось найти: «Для вывоза оружия и боеприпасов, хранившихся в арсенале, было необходимо 6457 подвод или 18 барок». Растопчин дал транспорт, сколько у него было. Он приказал загрузить свободные барки порохом и отправить, но барки встали на мель и их взорвали. Часть арсенала затопили в Красном пруду. Но не только нехватка транспорта помешала генерал-губернатору вывезти арсенал. В Москве формировалось ополчение и для этого ополчения другие города присылали оружие и пушки. Ростопчин сабли, мушкеты и другое лёгкое оружие увозил, а тяжёлые пушки оставлял. Это было правильное решение. После того, как французская армия ушла из Москвы, почти все пушки были на месте. Пропали только пять самых маленьких. И к Московскому арсеналу добавился еще французский. А то, что французы забрали, но бросили по дороге, было возвращено обратно в Москву жителями тех мест, где французы это побросали.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 14:39 | Сообщение # 47 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Одним из последних покинул Москву сам Ростопчин. Накануне своего отъезда он отдал приказ вывести из города пожарные трубы. «Пожарной трубой» тогда назывался насос, поставленный на тележку, и прикреплённые по бокам кожаные гибкие трубы. В тележку с таким насосом впрягалась одна или две лошади и по бокам от насоса садились четверо или шестеро пожарных. Таких комплектов пожарных труб в Москве было девяносто шесть. Если снять насос, то получится подвода, то есть у Ростопчина было девяносто шесть свободных подвод, но он не использовал их. Наоборот, пожарные трубы вывезли, вместе с экипажами и всем инвентарём. Когда Москва стала гореть, французы не смогли тушить пожары, потому что тушить было нечем. Наполеон использовал это, как главный аргумент против Ростопчина. Он обвинил Фёдора Васильевича в поджоге Москвы. Наполеон выпускал «бюллютени» в которых пытался доказать, что Ростопчин заранее придумал план поджога Москвы. Отчасти Наполеон был прав. План и был, и нет в одно время. Но к Ростопчину этот план никакого отношения не имеет. Сам Фёдор Васильевич в 1823 году пишет книгу «Правда о пожаре Москвы». В ней он говорит, что не имеет никакого отношения к поджогу города. Вот что он пишет: «Протекло десять лет со времени пожара Москвы, и я всегда представляем потомству и истории как изобретатель такого происшествия, которое, по принятому мнению, было главнейшею причиною истребления неприятельских армий, падения Наполеона, спасения России и освобождения Европы. Без сомнения, есть чем возгордиться от таких прекрасных названий; но не присваивая себе никогда прав другого и соскучась слышать одну и ту же басню, я решаюсь говорить правду, которая одна должна руководствовать историею». Книгу эту Ростопчин пишет на французском языке и издаёт первый раз во Франции. Наверное он хотел доказать сначала французам, что не сжигал город.
Но нужно вернуться назад. После Бородинского сражения состоялось совещание русского штаба. Генерал Ермолов был на этом совещании. Он вспоминает, что Барклай первый высказал мысль об отступления, согласно заранее созданному плану. Сам же Барклай-де-Толли в своём письме жене пишет, что отсылает в Петербург императору весть о сдаче Москвы. Он отмечает, что весть будет императору неприятна, но «не неожиданна». Это письмо говорит о том, что сдачу Москвы предполагали. Так же за это говорит и то, что Ростопчин пишет Багратиону о готовности жителей поджечь город. Это была пропаганда. Работу по пропаганде в армии и среди мирного населения вели сотрудники той же «Особенной канцелярии».
В марте 1812 года, после провала Мишеля был уволен начальник «Секретной экспедиции» Воейков Алексей Васильевич. «Экспедиция» была переименована в «Особенную канцелярию», а Воейков был переведён в действующую армию. Такое увольнение нельзя считать настоящим. В армии при штабе была типография. Воейков руководил ею. Ему помогал граф Орлов, тоже сотрудник «Особенной канцелярии». Воейков и Орлов печатали листовки, распространяли нужные слухи. Это называлось «моральная работа» с населением. Они готовили провокаторов. Провокатором называется человек, который толкает толпу к беспорядкам. Когда французская армия вошла в Москву, то в городе было достаточно провокаторов, подготовленных Воейковым и Орловым. Пожар в Каретном ряду это их дело. И не только Каретный ряд, многие купеческие лавки загорелись благодаря провокаторам. Но и сами купцы поджигали свои товары. Это тоже была работа Воейкова и Орлова - пропаганда. Так загорелись торговые ряды напротив Красной площади, где сейчас находится ГУМ.
Перед советом в филях Кутузов отправляет императору Александру I письмо. В этом письме он отмечает Воейкова Алексея Васильевича. Вот что пишет Кутузов: «Вашего Императорского Величества флигель-адъютант Воейков во время продолжения нынешней войны обращал на себя особенное внимание ревностным усердием на пользу Вашего Императорского Величества; находясь в жарчайших сражениях под Красным, Смоленском, Бородиным, и во многих авангард-делах, он заслужил отличную похвалу от начальников, как личной храбростью, так и благодаря распорядительности по кругу действий, ему порученных». В то время все офицеры русской армии участвовали в боевых действиях. Барклай-де-Толли, Чуйкевич, который был ранен под Бородино, Воейков, Орлов, Чернышёв и остальные, все сотрудники «Особенной канцелярии» воевали. Кутузов в письме отмечает, как боевые, так и «прочие» заслуги Воейкова. И Воейков получает секретное задание, но об этом задании я расскажу позже.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 14:42 | Сообщение # 48 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Французская армия была под Москвой. Ростопчин отдавал последние приказы и готовился уехать сам. Что же он не успел эвакуировать? Оказалось, что слишком много. Учреждения вывезли только самые важные документы, прочие остались, арсенал, склады с едой и одеждой, оставалось много ценных вещей, в том числе книги в библиотеках. Перед русским штабом стояла сложная задача: силы русской и французской армий не сравнялись, Наполеон возьмёт Москву и останется надолго. Такого никому не хотелось. Для того, чтобы Наполеон сам ушёл из Москвы, было нужно оставить его без еды и тёплой одежды, тогда солдаты будут недовольны, начнётся бунт. Необходимо уничтожить склады и другие важные здания города. Их решили сжечь. Оставшиеся в Москве купцы для этого не годились. Надеяться на мародёров и случай тоже не могли. Тогда в Москве оставили диверсионный отряд. Он должен был взорвать и сжечь важные здания города. Естественно такой отряд не мог действовать без плана. Наполеон был прав – план был. Но кто готовил его мы так никогда и не узнаем. Наверное, плана даже на бумаге никогда не записывали, помня историю с Мишелем. Каждому из отряда назвали те здания, которые он должен поджечь, никто ничего не записывал. Значит, люди в отряде должны хорошо знать город. Лучше всего знает город тот, кто в нём родился и вырос. Я предполагаю, что командовал этим отрядом Воейков Алексей Васильевич. Когда русская армия проходила город, то отряд Воейкова был одним из последних, который вошел в Москву, но из неё не вышел. Я уже рассказывала, какие требования были к сотрудникам «Особенной канцелярии». Если таких людей одеть во французскую форму, то их нельзя будет отличить от настоящих французов. Скорее всего, так и сделали. Отряд остался в Москве и переоделся во французскую форму.
14 сентября 1812 года Наполеон вошел в Москву. Пустой город сразу загорелся в нескольких местах. Очевидцы вспоминают, что пожары появлялись одновременно, «как будто кто-то целенаправленно сжигал город». Некоторые люди говорят, что «перед началом пожара раздался громкий сигнал и земля вздрогнула». В русской балладе это написано вот так:
Француз зажёг Москву.
Ох ты горе моё, Ты великое, Тоска-печаль Несносная. Находила на нас Туча грозная, Туча грозная Французская! Как в двенадцать часов У полуночи Француз, наш враг, В Москву зашёл, Москву зажёг. Москва землёю Взлрогнулася Из окон стёклы Повылетали; Из домов жители Повыбегали. ………..
Вот еще народная версия московского пожара:
Наполеон в Москве.
……………… Разорил Москву неприятель злой, Неприятель злой, француз молодой. Выкатал француз пушки медные, Направлял француз ружья светлые, Он стрелял-палил в матушку Москву. Оттого Москва загорелася, Мать сыра-земля потрясалася, Все божьи церкви развалилися, Все божьи церкви развалилися, Златы маковки покатилися.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 14:44 | Сообщение # 49 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Эти две баллады называют поджигателем Москвы Наполеона. Именно в это должны были верить и в России, и в Европе. Для русского народа тем, кто уничтожил Москву, конечно, мог быть только Наполеон. Он - захватчик. Он пришёл на нашу землю и привёл войско, чтобы грабить и убивать. Поэтому Москву сжёг Наполеон. Вот что говорит Кутузов Жаку Лористону: «Что касается до московского пожара, я стар, опытен, пользуюсь доверенностью русского народа и потому знаю, что в каждый день и в каждый час происходит в Москве. Я сам приказал сжечь магазейны; но, по прибытию французов, русские сами истребили только каретные ряды, которыми вы овладели и начали делить между собой кареты. Жители причинили очень мало вреда. Вы разрушили столицу по своей методе: определяли для пожара дни и назначали части города, которые надлежало зажигать в известные часы. Я имею подробное известие обо всём. Доказательством, что не жильцы разрушили Москву, служит, что, разбивали пушками дома и другие здания; которые были слишком крепкие, стреляли в них посреди огня. Будьте уверены, что мы постараемся вам заплатить!» Лористон сообщает Кутузову, что поджигатели были пойманы и расстреляны. Кутузов отвечает, что поджигатели были одеты во французскую форму, а значит были французами, а те которые были одеты русскими мужиками – мужиками и были, а никакими не поджигателями. Лористон уезжает от Кутузова ни с чем .
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |
Nikolai | Дата: Четверг, 21 Апр 2016, 14:45 | Сообщение # 50 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Так кто же сжёг Москву?
1.Диверсионный отряд. Он должен был поджечь важные здания и склады. 2.Провокаторы. Они агитировали народ. 3. Оставшиеся жители. Они уничтожали своё имущество, чтобы не досталось врагу. 4. Местные воры, которые хотели скрыть преступление. 5. Французские солдаты, которые неосторожно обращались с огнём. 6. Марадёры. Которым было проще так грабить. 7. Сильный ветер, который разносил пламя. 8. Ростопчин, который вывез пожарные трубы. 9. Воейков и Орлов, которые агитировали. 10. Чуйкевич, который создал план отступления. 12. Барклай-де-Толли, который этот план подписал. 11. Александр I, который этот план одобрил. 12. И, наконец, сам Наполеон и каждый европейский солдат, который перешёл границу России.
Московский пожар стал концом Наполеона, как будто ловушка - большая огненная мышеловка.
Город сгорел на три четверти. Я считаю, что такую карту нужно показать. Вот она – карта Московского пожара 1812 года:
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |