Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
Страница 1 из 11
Модератор форума: averinaaum, Mickelson 
Литературный форум » Клуб "Озарёнок" » Творческие уроки, Мастер-классы, Справочная информация » Занятие № 15 (Стихосложение (стихотворные размеры, виды рифм, рифмовка))
Занятие № 15
Гаврикова Нина Павловна (нинаюра)Дата: Среда, 22.11.2017, 17:20 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 2325
Награды: 35
Репутация: 99
Статус:
Дорогие ребята, сегодня мы с вами вспомним или вновь изучим теорию азбуки стихосложения.
Давайте разберемся, что такое стихотворные размеры. Сначала мы рассмотрим только два размера: хорей и ямб.

Стихотворные размеры: хорей, ямб

Размер — схема чередования ударного и безударного слогов.



Хорей — стопа (сочетание ударного и безударного слогов), состоящая из двух слогов, где первый слог — ударный, второй— безударный.



В нЕбе/ тАют/ обла/кА,
И, лу/чИста/я на/ знОе,
В Искрах/ кАтит/ся ре/кА,
СлОвно/ зЕрка/ло сталь/нОе.

Известный факт, что около 84% стихов А.С. Пушкина написаны ямбом

Ямб — стопа, состоящая из двух слогов, где первый слог безударный, второй — ударный:



ОпЯть/ стоЮ/ я нАд/ НевОй/,
И снО/ва, кАк/ в былЫ/е гО/ды,
Смотрю и я, как бы живой,
На Э/ти дрмЕ/лющи/е вО/ды.

РИФМА - созвучие концов стихотворных строк. Важно, что рифма – регулярный звуковой повтор. Она помогает организовать ритм, связывая воедино строки и формируя строфы.

Виды рифм

РИФМА - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Звуковой повтор в конце ритмической единицы:

Мой дядя самых честных пр|авил,
Когда не в шутку за|немог,
Он уважать себя заст|авил
И лучше выдумать | не мог» (Пушкин).

В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода рифмы:

Мужскую рифму, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Это самые простые рифмы: (Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС);

Женскую рифму, где ударение на предпоследнемслоге. В них совпадает больше звуков: плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ;

Трёхсложную рифму, дактилическую, в которой ударение — на третьем слоге от конца. После ударной гласной следуют два слога (нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА).

РИФМОВКА

Расположение рифмующихся строк в стихе.
Существует три основных типа рифмовки:

1.Парная (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:

Пружина чести — наш кумир,
И вот на чем вертится мир

2. Перекрестная, когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье

3. Кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в эти каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Источник:
1). http://www.bolshoyvopros.ru/questio....em.html
2). https://ru.wikipedia.org/wiki/Стихотворный_размер
3). https://www.kakprosto.ru/kak-66533-kak-opredelit-yamb-i-horey
Прикрепления: 2319904.jpg(36Kb) · 2901722.jpg(16Kb) · 4620619.jpg(41Kb)


Нина Павловна Гаврикова (нинаюра)
Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение".
Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.


Сообщение отредактировал нинаюра - Среда, 22.11.2017, 17:30
 
Гаврикова Нина Павловна (нинаюра)Дата: Понедельник, 04.12.2017, 22:59 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 2325
Награды: 35
Репутация: 99
Статус:


Дополнительное занятие

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ПОЭТАМ

Никогда не следует писать стихи ради того, чтобы кто-то сказал: «Вот он пишет стихи, он поэт!».

Любой поэт, даже начинающий, должен знать, что существуют определенные критерии оценки стихотворных произведений. Всегда надо помнить, что в каждом стихотворении должна быть новая идея, мысль, в нём должны присутствовать переживания автора, его чувства. И всё это должно быть изложено поэтическим языком. В каждом произведении, будь то проза или поэзия, необходимо правильно определить и строго выдерживать баланс формы и содержания.

Излагая свои мысли, надо чётко соблюдать правила того языка, на котором пишется произведение. Не обязательно быть виртуозом во владении языком, однако ясность изложения и грамотность – тот минимум, которым должен обладать любой автор для того, чтобы читатель мог его понять.

Вряд ли начинающий автор, изучивший учебники по стихосложению, освоивший стили и методики сочинения стихов, сможет написать искреннее, душевное стихотворение. Знанию законов и правил стихосложения всегда должен сопутствовать талант. Даже если есть хорошая идея, если главная мысль поэтического произведения оригинальна и нова, всю оригинальность и новизну может свести на нет неправильно выбранная техника исполнения или её отсутствие. В любом деле теория должна идти впереди практики. Без хорошей подготовки даже табуретку сделать невозможно. Поэтому прежде чем полностью отдаться литературному труду, особенно стихотворному, нужно изучить теоретические основы стихосложения. А иначе в произведении будут и хромающий ритм, и неточные рифмы, и корявость изложения.

Одним из наиболее важных компонентов поэзии является рифма. Начинающим авторам необходимо обратить на неё внимание в первую очередь. Ведь именно благодаря рифме строки объединяются в строфы, и стихотворение легко читается. Казалось бы, тут все просто. В русском языке рифма чаще всего строится на совпадении ударных гласных. Однако существует ряд рифм, считающихся в среде опытных авторов банальными, "избитыми". Приведем перечень созвучий, которыми не следует злоупотреблять.

1. "Родина – смородина", "мне – тебе – себе", "любовь – кровь – вновь", "розы – слезы – берёзы – морозы", «осень – просинь» и другие. Такие созвучия чаще всего употребляются среди новичков, обычно с них все начинают. Тривиальные рифмы являются самыми банальными из всех существующих.

2. "Глагольные рифмы" (подробнее о глагольных рифмах смотрите ниже). Например, "придет – найдет", "читать – знать". Эти созвучия не несут новизны и требуют минимум авторских усилий. Такой тип рифм можно встретить и у классиков. Однако злоупотреблять ими не стоит.

3. Неточные, приблизительные рифмы. Так называемые диссонансы (несовпадение согласных звуков) и ассонансы (несовпадение гласных звуков). С ними начинающему поэту следует обращаться предельно аккуратно. Виртуозно такими рифмами оперировать может лишь профессиональный литератор.

4. Любому автору надо стремиться к тому, чтобы рифма в каждом стихотворении была уникальной, она не должна кочевать из одного произведения в другое. Важно помнить, что в произведениях каждого поэта должна быть своя изюминка. Постарайтесь найти свою, но слишком мудрить тоже не стоит. Помните, что всё гениальное – просто. Если не получается какой-то куплет, постройте фразу иначе, измените строки, поменяйте их местами, если, конечно, смысл стихотворения не будет нарушен. В конце концов, куплет можно даже выбросить или заменить другим. Думайте – и рифма найдется сама собой.

5. Как можно больше читайте хороших поэтов, особенно классиков. И не бойтесь, что вы станете слепым подражателем того, кого читаете и изучаете. Сначала в голове будет каша, но потом всё станет на свои места, и вы даже сможете на слух определять имя автора по его стихам. Это – важно.

6. Если нет желания работать, не работайте. Займитесь текущими делами, съездите на природу. Почитайте хорошие стихи.

7. Бывает, что вдруг ни с того, ни с сего в голову приходит хороший образ, сравнение, метафора или куплет нового стихотворения. Не мешкая, сразу же сделайте запись в блокноте или специальной тетрадке. Даже ночью. Не сделаете этого – мысль будет утеряна.

8. Не слушайте мнение о собственных произведениях своих друзей и родственников! Они никогда не скажут вам правды. Они будут судить вас только предвзято. Они будут вас только хвалить. А постоянные похвалы приведут к остановке роста. Остановившись на какой-то промежуточной ступени, вы так на ней и останетесь. А поэт должен расти, он должен учиться всю жизнь. Запомните на всю жизнь: ваш друг – тот, кто вас ругает, ваш враг – тот, кто хвалит. Конечно, "похвала и кошке приятна". Но, чем требовательнее вы будете к себе и своим произведения, тем больших успехов вы достигнете в литературе (да, кстати, и в любом другом виде искусства).
Единственный человек, могущий оценить ваше творчество, – это совершенно посторонний для вас человек, который любит литературу и умеет замечать как свои, так и чужие ошибки.

9. Не пишите в стол! Выносите свои стихи на публику! Принимайте участие в фестивалях и конкурсах! Стол вам не судья!

10. Не выбрасывайте старые стихи даже самые слабые. Это ваша "тысяча тонн словесной руды". А в "отработке" всегда можно найти что-нибудь стоящее.
Начинающему поэту следует начинать со строгой классической формы стихотворений. В начале творческого пути не следует экспериментировать со стилями, рифмами, формами. Однако это совсем не значит, что нельзя выражать свои мысли свободным стилем, в вольной форме. Если рождаются белые стихи – пишите. В творчестве нет предела совершенству. Каждому начинающему поэту надо больше читать классиков и современных авторов, вновь и вновь пробовать свои силы в стихосложении, научиться правильно владеть языком и применять все его богатство в своих произведениях – вот главные советы, которые можно дать начинающему поэту.
Прикрепления: 0743968.jpg(26Kb)


Нина Павловна Гаврикова (нинаюра)
Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение".
Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.


Сообщение отредактировал нинаюра - Понедельник, 04.12.2017, 23:12
 
Литературный форум » Клуб "Озарёнок" » Творческие уроки, Мастер-классы, Справочная информация » Занятие № 15 (Стихосложение (стихотворные размеры, виды рифм, рифмовка))
Страница 1 из 11
Поиск:

Раздача наград