[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Модератор форума: Volckov  
Литературный форум » Клубы по интересам » Любители исторической прозы » Историческая проза (литература, время и веяние времени)
Историческая проза
Volckov Дата: Суббота, 11 Янв 2014, 20:11 | Сообщение # 1
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118


А речь у нас пойдет об исторических романах, повестях и рассказах.
Хотя основателем жанра считается Вальтер Скотт, историческая проза существовала задолго до знаменитого английского писателя. Историческими романами, в своем роде, являются "Истории" Геродота, «Диалоги» Платона, «Смерть Артура» Томаса Мелори. Люди всегда стремились узнать и понять, как жили до них, приоткрыть тайну прошлого. И обидно, что теперь данный жанр незаслуженно забыт.
Некоторые возразят, что и сейчас пишется немало исторических произведений, и на нашем сайте можно встретить авторов, пробующих перо в этой сфере. Вот об этом, как и о многом другом, я предлагаю побеседовать. Мне бы хотелось рассказать вам об исторических романах, написанных моими любимыми писателями, поделиться мнением о них (романах), выслушать ваше мнение. Может быть, поспорить. Может, кто-то захочет рассказать о книге, которая произвела на него впечатление, а может, захочет обсудить идею своей собственной исторической повести или рассказа. Еще мне хотелось бы поделиться с вами несколькими интересными статьями о том, каким должен и каким не должен быть исторический роман.
Надеюсь, что эту страницу откроют те, кто как и я, испытывают слабость (любовь, пламенную страсть и т.д.) к жанру исторической прозы. И скучно нам не будет.
Прикрепления: 7098939.jpg (50.2 Kb)
 
нинаюра Дата: Суббота, 11 Янв 2014, 23:30 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3040
Награды: 39
Репутация: 113
История - это хорошо, плохо, когда переписывают исторические факты на свой лад. Исторические романы, тоже здорово! Сейчас многие фантастикой увлекаются. Каждому свое, я Вас поддерживаю! Хорошая идея!
С уважением!


Нина Павловна Гаврикова (нинаюра)
Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение".
Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.
 
Valeri Дата: Воскресенье, 12 Янв 2014, 02:39 | Сообщение # 3
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 486
Награды: 4
Репутация: 7
Цитата нинаюра ()
История - это хорошо, плохо, когда переписывают исторические факты на свой лад.

это смотря как переписать. Если переврать, то да. А если взять за основу, но добавить чего-то своего - очень даже хорошо может получиться!

Цитата Volckov ()
«Диалоги» Платона

даже тем, кто не читал, не поздно будет прочитать сейчас, чтобы было о чём поговорить, верно? Вопросы поднимались такие, которые и в наше время остаются актуальными.

"Критон.
...стоим ли мы еще или не стоим за то, что всего больше нужно ценить не жизнь как таковую, а жизнь достойную?"

Спасибо, Даниил, буду возвращаться к этой теме, чтобы чему-нибудь научиться. Но эта палка о двух концах.

"Сократ. Следовательно, большинству людей выгодно и не знать, и не думать, будто они знают: ведь они будут изо всех сил стараться сделать
то, что они знают или думают, будто знают, и эти старания большей частью принесут им скорее вред, чем пользу.

Алкивиад. Ты говоришь сущую правду.

Сократ. Теперь ты понимаешь, насколько я был прав, когда утверждал, что обладание прочими знаниями без знания того, что является наилучшим, по-видимому, редко приносит пользу, большей же частью вредит тому, кто владеет такими знаниями. [...] Поэтому нужно, чтобы и государство и душа, желающие правильно жить, держались этого знания - совершенно так же, как должен больной держаться врача или человек, желающий совершить безопасное плавание, - кормчего."


Лера Туманова

Тот, кто должен быть рядом - будет.©

моя авторская библиотека

конкурс 55-словников
 
Volckov Дата: Воскресенье, 12 Янв 2014, 20:40 | Сообщение # 4
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
нинаюра! Valeriya! Спасибо за поддержку. :-)
Цитата нинаюра ()
Сейчас многие фантастикой увлекаются.

Возможно, я ошибаюсь, но многие сейчас увлекаются не фантастикой, а фэнтези. Боюсь, что большинство таких авторов не имеют достаточных знаний, чтобы написать что-то другое. А фэнтези стерпит все - хоть зеленое солнце, хоть зеленых человечков. выдумывай, да пиши себе. Если попадутся поклонники фэнтези, которые захотят поспорить на эту тему - всегда готов. :-)
Цитата Valeriya ()
даже тем, кто не читал, не поздно будет прочитать сейчас, чтобы было о чём поговорить, верно?

Лера! Восхищен вашими познаниями, но давайте оставим "Диалоги" на совести читателей. Такое испытание - не для всех. :-) Думаю, мы и так найдем, о чем побеседовать. Признаюсь (и мне очень-очень стыдно!) я сам "Диалоги" не читал. Так, просмотрел, чтобы знать, о чем там. Больше всего мне запомнились и показались интересными описания Атлантиды. Над остальным я позевывал. :-)

Если позволите, сначала мне хотелось бы рассказать о книге Ивана Ефремова «Таис Афинская». Ефремов больше известен, как писатель-фантаст, но не менее замечательны и его исторические произведения. Роман «Таис Афинская» был посвящен жене писателя Таисии Юхневской и закончен в 1972 году. Это последнее произведение Ефремова. Он умер, не дождавшись публикации «Таис».
Впервые я прочитал книгу в тринадцать лет. В то время я понял, что ничего не понимаю в женщинах, и моя мама, решив помочь, написала список книг и сказала: если прочтешь, будешь знать психологию женщин. Стоит ли говорить, что за дело я взялся со рвением и прилежанием. Во главе списка значилась «Таис Афинская».
С первых же страниц меня словно заморским ветром унесло в Древнюю Грецию. Эллада… Колыбель искусства, науки, культуры, учение о «гомонойе» - всеобщем равенстве людей. Красочные описания быта: стена Керамик, на которой договаривались о свидании с гетерами – красивейшими и образованнейшими женщинами того времени; «Танец волос», исполненный златокудрой спартанкой; работа скульпторов, пирушки-симпосионы… И наравне с этим – жестокие завоевания, разрушение городов и храмов, убийства, торговля рабами…
А еще обряд поцелуя змеи, появление царицы амазонок, жертвоприношение египетскому богу-крокодилу Себеку, храм таинственной богини с птичьими ногами…
Еще была Таис. Я не подозревал, что можно так прекрасно написать о женщине. И подумал, что подобная книга – самый лучший подарок для любимой. Пройдут годы, а книгу прочтут и спросят: что же за женщина была эта Юхневская, если ее так воспели?..
Но я отнесся к Таис и прочим с недоверием. Мало ли, что напишут. А потом, лет через пять, случайно увидел барельеф Астарты, который описывал Ефремов. Женщина с прекрасным телом, вытянутым струной. Насмешливое, неласковое лицо, слегка скуластое – «скифское». Птичьи ноги и крылья. Значит, это оказалось правдой?
 
Volckov Дата: Воскресенье, 12 Янв 2014, 20:43 | Сообщение # 5
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118


Мне вновь захотелось перечитать «Таис». И не только ее. Я полез в книги по истории, и узнал, что все оказалось правдой – и обряд змеи, до сих пор проводимый в Индии, и храм Астарты, и женитьба Македонского на амазонке (хотя это было представлено Ефремовым очень оригинально – как мистерия, спектакль). Была и Таис – гречанка, ставшая царицей Египта, жена Птолемея, основавшего династию Птолемеев (Клеопатра - его прапрапра…внучка), единственная женщина, добравшаяся до Персии с войском Александра и поджигательница дворца Дария.
Забегая вперед, скажу, что «Таис» я перечитывал раз пятьдесят, если не больше. Да что там – я ее почти заучил наизусть. Бывают книги с захватывающим сюжетом: пока читаешь, сгораешь от нетерпенья – что дальше? Но перечитывать их не хочется. Не представляю, чтобы я дважды взял в руки детектив Марининой или «Ангелы и демоны» Брауна. А «Таис»… Даже зная сюжет, каждый раз находишь что-то новое, наслаждаешься слогом, как песней.
Один из секретов исторической прозы (о них подробнее поговорим позже) – создание духа эпохи. Многие авторы грешат тем, что их герои не воспринимаются жителями того времени, которое описывается в произведении. Кажется, напиши, что это не тринадцатый век, Франция, а двадцатый, Россия, измени имена с Эмильенов и Эльвир на Петь и Маш – и никто подмены не заметит.
Не таковы герои Ефремова. Кстати, он сам в предисловии извиняется перед читателями за то, что первые главы «могут произвести впечатление некоторой перегруженности бытовыми деталями и древнегреческими словами, особенно на человека, плохо знакомого с античной историей. Такую же перегрузку впечатлений испытывает каждый, кто впервые попал в чужую страну с неизвестными обычаями, языком, архитектурой. Если он достаточно любознателен, то быстро преодолеет трудности первого знакомства, и тогда завеса незнания отодвинется, раскрывая ему разные стороны жизни. Именно для того, чтобы отдернуть эту завесу в моих произведениях, я всегда нагружаю первые две-три главы специфическими деталями. Преодолев их, читатель чувствует себя в новой стране бывалым путником».
Какой прекрасный художественный прием, верно? Жаль, что многие современные авторы не берут его на вооружение.
Ведь, как можно не поверить, не прочувствовать атмосферу Эллады, при прочтении, например, такого диалога между гетерой Таис и ее очередным возлюбленным, воином-спартанцем Менедемом :
« -…Прежде всего, виновата я сама. Нельзя было спорить со жрецами, выказывая эллинское презрение к чужеземцам и их религиям. И потом – надо осторожнее странствовать по храмам, полным ловушек, злых людей, страшных божеств, которым еще тайно продолжают приносить человеческие жертвы.
- Наконец я слышу правильные слова. Давно пора, моя возлюбленная! Ты не радовала нас танцами уже больше месяца, а верховую езду забыла с самого приезда сюда.
- Ты прав, Менедем! И танцы, и езда верхом требуют постоянного упражнения. Иначе станешь неповоротливой, как Туэрис.
- Туэрис!
Представив себе эту египетскую богиню, сидящую на толстых задних лапах, с непомерно отвислым животом и безобразной головой бегемота, Менедем долго смеялся, утирая слезы тыльной стороной ладони…».
Или разговор подруг-гетер:
« -…А ты что будешь делать?
- Ждать Неарха! – убежденно ответила Эгесихора.
- А Эоситей?
- Пусть отправляется в Спарту, в Македонию, хоть в Эреб.
- И ты не боишься его ревности?
- Я ничего не боюсь!
- Я знаю, что ты – тимолейана – отважная, как львица, но мой тебе совет: храни шкатулку (имеется в виду подарок Неарха - Д.В.) у меня.
- Совет мудр!»
А в ответ на беспокойство главной героини, жрица храма матери богов отвечает:
« - Ветерок (пустое)!»
Или Александр Великий, не желая просыпаться после страстной ночи, проведенной с Таис, посылает пришедших за ним друзей к воронам.
Изящные, по-настоящему античные, выражения. Попробуйте вложить эти диалоги в уста наших современников?.. Именно это и называется: соблюсти дух эпохи. Не просто пересказать факты и вехи жизни известных людей, а показать их нам живыми. В этом случае исторический роман похож на машину времени.
Прошло еще год-полтора, и я наткнулся на статью, в которой критиковался роман «Таис Афинская». Подробно разбирались ошибки Ефремова, допущенные при написании. Помимо небольшой путаницы в высказываниях древнегреческих мыслителей, автору ставилось в вину, что он слишком увлекся, описывая духовные искания гетеры Таис. Согласно сюжету, она узнала не только о египетских религиях, но и об учении каббалы (учение возникло только в XII веке нашей эры), об образе жизни римлян и об учениях китайских мудрецов, которые появились гораздо позже эпохи Александра Македонского. Это преподносилось, как недосмотр автора.
Конечно, Ефремов уже не оправдается перед нами, почему он допустил такую неточность. Но, возможно, это был всего лишь литературный прием? Рассмотрев эти религии глазами героини, автор высказал собственную точку зрения: женщина выше законов, установленных мужчинами. Да, он нарушил историческую картину, но разве такое нарушение не оправдано? Разве оно не делает роман более полным, более ценным с художественной точки зрения?
О «Таис Афинской» я мог бы говорить часами, но пожалею читателей. И скажу по секрету, больше всего завидую тем, кто не читал эту книгу. Ведь у них еще все впереди – встреча с прекрасной Таис, встреча с красотой.
Прикрепления: 9957252.jpg (73.1 Kb)
 
Valeri Дата: Воскресенье, 12 Янв 2014, 21:04 | Сообщение # 6
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 486
Награды: 4
Репутация: 7
Цитата Volckov ()
Лера! Восхищен вашими познаниями

не стоит заблуждаться на этот счёт. Поверьте, мои познания в этом весьма поверхностны. Просто после Вашего комментария захотелось взглянуть о чём речь. Это нормально для любознательного человека, не более.
Цитата Volckov ()
Роман «Таис Афинская» был посвящен жене писателя Таисии Юхневской и закончен в 1972 году. Это последнее произведение Ефремова.
удивительная женщина его жена, раз прожив с ней долгую жизнь, он не растратил светлых чувств. Обычно так хорошо отзываются о тех, кого не удалось покорить.
Цитата Volckov ()
Я не подозревал, что можно так прекрасно написать о женщине. И подумал, что подобная книга – самый лучший подарок для любимой. Пройдут годы, а книгу прочтут и спросят: что же за женщина была эта Юхневская, если ее так воспели?..

это лучший подарок. Здесь невозможно не согласиться. Люди уходят, а чувства остаются. Кто-то другой прочитает и поймёт что-то, чего пока не понял.


Лера Туманова

Тот, кто должен быть рядом - будет.©

моя авторская библиотека

конкурс 55-словников
 
Valeri Дата: Воскресенье, 12 Янв 2014, 21:15 | Сообщение # 7
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 486
Награды: 4
Репутация: 7
Цитата Volckov ()
«Таис»… Даже зная сюжет, каждый раз находишь что-то новое, наслаждаешься слогом, как песней.

Да Вы литературный гурман!
Цитата Volckov ()
Я знаю, что ты – тимолейана – отважная, как львица, но мой тебе совет: храни шкатулку (имеется в виду подарок Неарха - Д.В.) у меня.

а что было в шкатулке, Даниил?


Лера Туманова

Тот, кто должен быть рядом - будет.©

моя авторская библиотека

конкурс 55-словников
 
Volckov Дата: Воскресенье, 12 Янв 2014, 21:44 | Сообщение # 8
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Цитата Valeriya ()
Вы литературный гурман!

Нет, Лера! Боюсь, я обыкновенный литературный обжора. :-) Не могу представить и дня без книги.
Цитата Valeriya ()
а что было в шкатулке...?

Все с вами понятно. "Таис" не читали. :-) Специально не скажу, что там было. Любопытство - страшная вещь. Пусть вам будет любопытно, и вы найдете эту книгу, и прочитаете. Хотя бы для того, чтобы узнать, что же Неарх подарил своей златокудрой возлюбленной (это она танцевала "Танец волос").
Спасибо, что заглянули, Лера!
 
нинаюра Дата: Понедельник, 13 Янв 2014, 08:46 | Сообщение # 9
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3040
Награды: 39
Репутация: 113
Цитата Valeriya ()
это смотря как переписать. Если переврать, то да. А если взять за основу, но добавить чего-то своего - очень даже хорошо может получиться!

Да, вот именно это я имела ввиду - переврать.


Нина Павловна Гаврикова (нинаюра)
Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение".
Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.


Сообщение отредактировал нинаюра - Понедельник, 13 Янв 2014, 08:48
 
нинаюра Дата: Понедельник, 13 Янв 2014, 08:51 | Сообщение # 10
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3040
Награды: 39
Репутация: 113
Цитата Volckov ()
Возможно, я ошибаюсь, но многие сейчас увлекаются не фантастикой, а фэнтези.

Да, и фэнтези тоже. Сейчас же не возможно смотреть детские мультики. Просто фильмы ужасов, а не мультики. "Маша и Медведь" только восхищают, устами Маши рассказываются наши - советские старые сказки, которые учили добру и честности, чего сейчас так не хватает в нашем мире. Но простите, я отошла от главной темы.


Нина Павловна Гаврикова (нинаюра)
Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение".
Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.
 
нинаюра Дата: Понедельник, 13 Янв 2014, 09:03 | Сообщение # 11
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3040
Награды: 39
Репутация: 113
Мне в клубе любителей исторической прозы хотелось рассказать о походах Александра Македонского. В конце 80 годов прошлого столетия, мне посчастливилось приобрести собрание сочинений в четырех томах В. Яна. (Василий Григорьевич Ян (настоящая фамилия - Янчевецкий).

Получилось так, что брат приехав в отпуск, за неделю "проглотил" все четыре книги. Но не стал пересказывать содержимое, интриговал, чтобы сама прочла. Так и получилось - я на работе урывками читала. Дома возможности не было: двое маленьких детей, мама больная, парализованная, муж внимания требовал, поэтому на работе, при малейшей возможности, брала в руки томики.
Мои впечатления были смешанные: страх и любопытство, жалость и интрига, изучение исторических походов, восхищение, отвращение ...
В общем хочется перечитать, теперь уже в зрелом возрасте, мне тогда было чуть больше двадцати.


Нина Павловна Гаврикова (нинаюра)
Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение".
Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.


Сообщение отредактировал нинаюра - Понедельник, 13 Янв 2014, 09:16
 
talassa Дата: Понедельник, 13 Янв 2014, 14:58 | Сообщение # 12
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Как хорошо, что здесь зашел разговор об Иване Антоновиче Ефремове. Ему я очень многим обязан - прежде всего, выбором пути. Рассказы и романы Ефремова я читал с младших классов школы, мне была знакома не только его художественная проза. но и научно-популярные книги. Благодаря всему этому я решил идти в науку (геологию и палеонтологию), где и до сих пор работаю. Я учился не в Москве, но мы должны были вернуться в Москву в 1973 году, и я тогда собирался поступать в университет. Я мечтал, уже будучи студентом, встретиться со знаменитым ученым и писателем. Каким же горем была для меня весть о смерти Ивана Антоновича! Он ушел в 1972 году.

Но, кроме любви к науке и путешествиям, я благодарен Ефремову за любовь к культуре, к искусству. Он умел, как немногие, рассказать о скульптуре, живописи - он прекрасно понимал их. Он очень любил и поэзию, причем более всего русскую поэзию серебряного века. Достаточно перечитать его книги - в них рассеяно множество явных и скрытых цитат из Волошина, Брюсова. а особенно - Гумилева, который, кажется, был любимым поэтом Ивана Антоновича.

Что и говорить об истории, о древних культурах. Так уж получилось, что моя жизнь стала следовать многому, о чем писал Ефремов в своих книгах. Афины, Крит, Кипр... Египет, Малая Азия... Индия - грандиозная Индия, о которой он так много писал.
Я часто думаю о нем и вспоминаю.


Никита Брагин

Сообщение отредактировал talassa - Понедельник, 13 Янв 2014, 14:59
 
Volckov Дата: Понедельник, 13 Янв 2014, 17:04 | Сообщение # 13
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Цитата нинаюра ()
Мне в клубе любителей исторической прозы хотелось рассказать о походах Александра Македонского. В конце 80 годов прошлого столетия, мне посчастливилось приобрести собрание сочинений в четырех томах В. Яна.

нинаюра! Прекрасно, что вы вспомнили о Василии Яне. Постараюсь в ближайшее время обратиться к его творчеству.
Василий Григорьевич считал, что нельзя подтасовывать исторические факты, но обязанность историка-романиста в том, чтобы представить знаменитого человека именно человеком, а не академической книжной личностью. Кстати, он отказал Македонскому в величии и изобразил знаменитого полководца свирепым завоевателем, жестоким, да еще и трусливым. :-) Ян обладал счастливой возможностью толковать историю так, как ему было нужно, не искажая фактов. Но к фактам - надо отдать ему должное - относился очень внимательно и трепетно. Прежде чем написать книгу об Александре Невском (писатель был под огромным впечатлением от этой исторической фигуры), он просиживал в библиотеках, изучая язык древнего Новгорода, по крупицам собирая сведения о князе, которого называл Беспокойным или Ледовым (беспокойный - оттого, что в летописи было сказано, что князь Александр очень беспокоился за землю русскую), даже консультировался с известным историком и дипломатом своего времени - академиком Майским Иваном Михайловичем.
В написанной повести всего 200 страниц. Но сколько в них вложено знаний, труда, души и сердца. Я знаю очень немногих современных авторов, которые перед тем, как взяться за литературную работу, утруждают себя сбором необходимых для написания сведений или консультируются с компетентными лицами.
 
Volckov Дата: Понедельник, 13 Янв 2014, 17:13 | Сообщение # 14
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Цитата talassa ()
Как хорошо, что здесь зашел разговор об Иване Антоновиче Ефремове

Как хорошо, Никита Юрьевич, что вы сказали слово об Иване Ефремове. мне кажется, этот человек незаслуженно забыт читателями - нашими современниками. А ведь на "Туманности Андромеды" выросло не одно поколение. Я сам не очень люблю фантастику, но мечта Ефремова о красивых, "ненасытных в подвиге" людях... Она прекрасна, эта мечта.
Цитата talassa ()
Достаточно перечитать его книги - в них рассеяно множество явных и скрытых цитат из Волошина, Брюсова. а особенно - Гумилева, который, кажется, был любимым поэтом Ивана Антоновича.

Теперь понял, чем меня так привлекали книги Ефремова. Конечно, Гумилев! Спасибо, что подсказали. Сам бы никогда не сообразил.
Цитата talassa ()
Так уж получилось, что моя жизнь стала следовать многому, о чем писал Ефремов в своих книгах. Афины, Крит, Кипр... Египет, Малая Азия... Индия - грандиозная Индия,

Завидую вашему опыту. Наверное, у вас сложились тысячи великолепных сюжетов. Только успевай - записывай. :-)
 
talassa Дата: Понедельник, 13 Янв 2014, 19:01 | Сообщение # 15
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Боюсь, Даниил, что мои способности ограничены в области лирики и сатиры, а художественная проза - вне моих возможностей... Самому жаль - я раньше думал об исторической прозе. Но это у меня не получится.

У Гумилева и Ефремова была одна общая большая любовь - Африка. Что же до стихов Гумилева, то Ефремов очень эффектно цитирует его в одном из самых драматических мест "Часа Быка" -

Земля, оставь шутить со мною,
одежды нищенские сбрось,
и стань, как ты и есть, звездою,
огнем пронизанной насквозь!

Подобных цитат у него очень много, возможно, не все учтены. В то время Ефремов часто даже не указывал авторство. Иногда это могло быть вызвано цензурными соображениями. Одно из стихотворений Волошина он цитирует в "Туманности Андромеды", причем сами стихи в то время еще не были напечатаны нигде - получилась первая публикация, не замеченная литературоведами.

Я бы не сказал, что Ефремов забыт - его книги сейчас постоянно переиздаются. Значит, их читают.


Никита Брагин
 
Volckov Дата: Понедельник, 13 Янв 2014, 19:38 | Сообщение # 16
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Цитата talassa ()
Я бы не сказал, что Ефремов забыт - его книги сейчас постоянно переиздаются. Значит, их читают.

Не знаю, Никита Юрьевич! Спорить не буду. Но у меня была книга Ефремова, изданная в советское время. Одолжил почитать - и, считай, подарил. Не жадный, но до сих пор жалею. Приобрел книгу нового издания - 2009 года, "Ленинградское издательство". Помимо ошибок в греческих словах, еще и фразы многие отсутствовали. Жаль тех, кто будет читать эти книги. Потому что впечатление от творчества - совсем не то.
Цитата talassa ()
я раньше думал об исторической прозе. Но это у меня не получится.

По моим личным наблюдениям, у писателей ничего не бывает наверняка. Так что... никогда не говорите "никогда".
Спасибо, что заглянули и оставили комментарии. Надеюсь, и дальше не обойдете страницу вниманием. Мнение знающего человека всегда важно.
 
irtya Дата: Вторник, 14 Янв 2014, 01:37 | Сообщение # 17
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 11224
Награды: 248
Репутация: 465
Цитата Volckov ()
исторический роман похож на машину времени.

вот так я читала роман Павла Загребельного "Диво". Казалось, что реальность переставала существовать.
Киевская Русь, эпоха Ярослава Мудрого, строительство Софии Киевской.
Судьба маленького мальчика Сивоока, который после гибели единственной родной души, деда Родима, должен был учиться жить в большом и неведомом ему мире... Как пришлось ему покинуть своё жилище, где дед "творил богов - Световида, Дажбога, Стрибога, Сварога... В дивных красках... На глине и на дереве..."

"Даже царства имеют свои судьбы - счастливые или несчастные, а люди и тем более."

как спустя много лет из самых униженных "робов" купца Сивоок стал мастером, стали называть его Божидаром за редкий талант художника...
Как он, язычник, рисовал святых в христианских храмах...
Три среза жизни, три разных времени переплелись в романе.

"Правд всегда будет мало, и для их усвоения и освещения нужно очень мало книг и писаний. Быть может, где-нибудь ныне последний на его земле мудрец, такой, как дед Родим, старательно собирает сокровища берестяных грамот и свитков, исписанных старинным письмом русов, где первой буквой была П - поле, правда, путь, а может, первой буквой была Ж - жизнь, жито, - и имела она форму предивного эллипса, как зернышко, как солнце, как луна, как детское личико или женский глаз? Но все будет уничтожено и сожжено в угоду новому богу, как сожгли на глазах у Сивоока Радогость с его невиданным храмом, с весталкой Звениславой, с Ягодой, с людьми, которые не покорились. И теперь плодятся там молитвы, псалмы, апокрифы. А что изменилось? Солнце точно так яге всходит и заходит, и трава растет, и листья шелестят, и зверь спешит на водопой, и мать кормит дитя... "

история закончилась печально... "Невозможно представить себе ни одного собора без пролитой крови".
Утром следующего дня началось освящение собора Софии Киевской...

Я помню, Даниил, мы с тобой разговаривали об этом романе, но в чём-то тогда не сошлись.


Ирина Кузнецова

авторская библиотека
 
Volckov Дата: Вторник, 14 Янв 2014, 04:50 | Сообщение # 18
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Цитата irtya ()
Я помню, Даниил, мы с тобой разговаривали об этом романе, но в чём-то тогда не сошлись.

Ирина! Я еще не дочитал книгу, чтобы о ней дискутировать. Потом свое мнение выскажу. Но вряд ли собор Софии строили и расписывали язычники. Не было тогда на Руси мастеров, владеющих византийскими приемами возведения храмов, создания мозаик и фресок. И вряд ли бы допустили язычника к такому божественному делу. А наскоком и талантом там успеха не добьешься.
 
irtya Дата: Вторник, 14 Янв 2014, 11:11 | Сообщение # 19
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 11224
Награды: 248
Репутация: 465
В книгах стоят имена, королей.
Но разве короли обтесывали камни и сдвигали скалы?
Бертольд Брехт


Историки уже 200 лет спорят о том, когда и кем было начато строительство храма Софии. В одних источниках указывается, что это был 1017 год, в других - 1037. Но есть записи о том, что в 17 году это был уже действующий монастырь. И выходит, что это князь Владимир (Креститель, Красное солнышко), начал строительство, а Ярослав завершил.

Цитата Volckov ()
Но вряд ли собор Софии строили и расписывали язычники. Не было тогда на Руси мастеров, владеющих византийскими приемами возведения храмов, создания мозаик и фресок.


Даниил, конечно же, можно сказать, что Ярослав построил, а византийские мастера расписали. Но во все времена рядом с ними были простые люди, ремесленники, чей труд и чей вклад незаметен, но по сути неоценим. И, конечно же, судьба безвестного мастера доподлинно никому не известна. Он не историческая личность.


Ирина Кузнецова

авторская библиотека
 
Volckov Дата: Среда, 15 Янв 2014, 08:33 | Сообщение # 20
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Роман, о котором пишет Ирина, включает в себя три параллельных сюжета: время правления Ярослава Мудрого, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., время после войны (около 1970 г.)
Речь идет о Софийском Соборе в г. Киеве. О строительстве собора, предполагаемый мастерах, его создававших, о том, как фашисты в годы оккупации вывозили из Киева музейные ценности, о профессоре-историке Гордее Отава и его сыне Борисе.
Автор сам участвовал в обороне г. Киева, был взят в плен. Думаю, поэтому большей правдоподобностью отличаются главы, посвященные войне и поствоенному периоду. А вот время Ярослава... Я понимаю, что возможно, в 1968 году, когда была написана книга, автору не хватило материала (чаще всего он просто слово в слово цитирует древние летописи, по-летописному говорят даже в кабаке), можно сказать, что идеология тогда была совсем другой - поэтому такие недочеты в вопросах христианства и христианизации, но после того, как прочитал, что в 1015 году в православной церкви крестились тремя перстами... Даже на мозаике собора везде - двоеперстие. А роман построен как раз на изучении соборных фресок и мозаики.
Но повествование захватывающее. Сначала хотел бросить, но теперь втянулся. Обязательно дочитаю, потом еще выскажусь. :-)
 
Volckov Дата: Четверг, 16 Янв 2014, 14:31 | Сообщение # 21
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118

После Ивана Ефремова я хотел поговорить о творчестве Василия Яна, но передумал. Сначала мне хотелось бы рассказать об историческом романе сербской писательницы Лиляны Хабьянович-Джурович «Игра ангелов».
Немного об авторе. Лиляна родилась в 1953 году в г. Крушавец, в центральной Сербии. Получила экономическое образование, работа банковским служащим, но ее настоящим призванием была литература. С 1996 года она полностью посвятила себя любимому делу. Лиляна – шестикратный обладатель премии «Золотой бестселлер», трижды удостаивалась награды «Специальный золотой бестселлер», Святейший Синод Сербской православной Церкви наградил ее орденом св. Саввы.
Роман Лиляны «Игра ангелов» был написан в 2003 г. и посвящен одной из самых трагических страниц сербской истории – завоеванию Сербии турками в XIV веке. Роман сразу стал популярен и за два года выдержал 29 официальных изданий.
Вот как говорит о романе автор:
«Роман «Игра ангелов» повествует о княгине Милице – самой почитаемой женщине в сербской истории. Она происходила из царского рода Неманичей, была правнучкой святого Саввы Сербского, супругой косовского мученика святого благоверного князя Лазаря и матерью святого Стефана Высокого. За свои заслуги перед народом и сама была прославлена как святая. Жизнь Милицы волнующая, подобно сказке, и драматичная, как античная трагедия. Она невероятной ценой сумела сохранить отчее наследие для своего сына и землю сербскую для народа сербского, попавшего под власть турок. Через жизнь Милицы мы можем увидеть, как ангелы, вообще силы духовного мира влияют на жизнь людей».
Ссылка на интервью с Лиляной Хабьянович-Джурович:
http://www.sinergia-lib.ru/index.php?page=habjanovic_lilyana


Повествование ведется необычно – от лица Ангела-хранителя самой Милицы. Он рассказывает, как от крещения до смерти находился рядом с этой удивительной девочкой, девушкой, потом – женщиной и старицей, как охранял ее по мере сил от врагов и искушений, как переживал вместе с ней горести, и вместе с ней радовался редким минутам покоя и счастья.
Рассказ из уст ангела не делает произведение чем-то фантастичным, нереальным. Напротив, и ангел-хранитель, и архангелы, участвующие в жизни княгини, кажутся близкими и знакомыми, как добрые родственники.
В книге с большой точностью описывается битва в Видов день (Видовдан), битва на Косовском поле, когда «погибла Сербия». Намного превосходящее по численности турецкое войско намеревалось через Сербию пройти в Европу. Перед князем Лазарем стоял выбор - сдаться и пропустить турок, оказав им всяческое содействие, или принять неравный бой. Князь, не задумываясь, решил дать отпор, но в ночь перед битвой ему привиделся во сне ангел и поставил перед более мучительным выбором. Ангел спросил, что Лазарь выбирает: победу в завтрашнем сражении и благополучие Сербии на время княжения самого Лазаря (Царство земное) или поражение и мученическую кончину вкупе с Царствием Небесным и обещанием, что сербский народ до конца веков останется православным.

Тяжкие раздумья князя описаны в летописи так:
«Милый Боже, как же поступить мне
И к какому прилепиться царству:
Изберу ли Царствие Небесное?
Изберу ли царство земное?
Если ныне выберу я царство,
Выберу я царствие земное,
Краткое есть царствие земное,
Небесное ж Царство будет вечно...»

Князь Лазарь выбрал Царствие Небесное. Сербское войско потерпело поражение, Лазарь был пленен и обезглавлен. Очень возвышенно и трагично Лиляной описана его смерть. Верный слуга, попавший вместе с Лазарем в плен, попросил турецкого султана казнить его после хозяина, чтобы он мог подставить одежды и принять голову князя, дабы та не упала на землю. Султан «милостиво» позволил. После того, как слуга бережно укрыл отсеченную голову, казнили и его.
До настоящего времени великая православная святыня – голова святого благоверного великомученика князя Лазаря находится в Турции, турки отказываются возвращать ее сербам. Тело князя было перенесено в монастырь Равеницы. Сербы верят, что когда голова и тело соединяться, то Сербия возродит былую мощь.
И сейчас сербы чтут и помнят ту страшную битву. Говорят, что в полночь, в канун Видовдана, все реки становятся красными, как кровь. В этот день кукушки замолкают в память о защитниках Сербии, павших на Косовском поле.
Прекрасная и печальная песня сложена о том событии. Песня считается народной, в ней всего восемь строк, но столько боли:
В небо гляжу, проходят века,
Пролетают лишь воспоминания.
Вечным пламенем в наших сердцах
Остается правда Косовского боя.
Прости, Боже, все наши грехи,
Отвагой одари дочерей и сыновей.
Куда не направлюсь, я снова возвращаюсь к тебе –
Никто не отнимет из моей души Косово.

Ссылка на песню, в исполнении Русского хора.
http://www.youtube.com/watch?v=twVAiCHB_oY

В такое тяжелое время, когда Сербия попала под турецкое иго, княгине Милице пришлось принять правление страной от имени малолетнего сына Стефана, позже тоже причисленного к лику святых. Когда Стефан подрос, Милица продолжала заниматься дипломатической работой, ездила в Османскую империю для переговоров с турками.
Сначала перед нами предстает синеглазая любознательная девчушка, потом – красавица, сомневающаяся, кого предпочесть – молчаливого виночерпия, который ради нее не побоялся нарушить дворцовый этикет, или пылкого придворного, чьи «слова были, как горячие поцелуи». Потом Милица становится женой, царицей, матерью. А потом и монахиней.
Лиляна не описывает пышных нарядов сербских князей, предметов быта или архитектуру, речи ее героев не изобилуют специфическими словами, которые, казалось бы, должны придать повествованию исторический колорит. Но – странное дело! – при прочтении не сомневаешься, что все именно так и происходило, как рассказывает писательница. Может быть, причина в том, что родной язык княгини Милицы не слишком уж и отличался от нашего.
Беседуя с ангелами, читатель поймет, почему Милица была канонизирована. А может, и не поймет. Потому что современному человеку, живущему в мире принципов: «ты никому ничего не обязан - бери от жизни все - думай только о себе, о тебе никто не подумает», - трудно понять жертвенность без земной награды, девство во браке ради брака небесного и прочие духовные подвиги.
Сколько трагизма в сцене, когда Милица рассказывает младшей дочери Оливере, что ей необходимо стать одной из многочисленных жен турецкого султана – Баязеда, убийцы ее отца. Отказаться невозможно, это значит навлечь на порабощенную Сербию гнев могущественной империи. Как не вспомнить славянские сказки о царских дочках, которых ведут на растерзание дракону? Пожертвовать одной, чтобы спасти многих. Правда, в сказках к царевне на выручку спешит удалой воин, чтобы убить дракона и жениться на красавице. К сербской княжне Оливере не явился удалец. Почти все удальцы погибли на Косовском поле. И тогда дочь берет мать за руку и идет к знающей женщине - сделать страшную операцию, чтобы никогда не родить Баязеду детей. Ведь дети будут наполовину сербы, а наполовину – турки, мусульмане, захватчики, убийцы, которые продолжат притеснять Сербию, проливать свою родную сербскую кровь. Какой подвиг, сколько мужества в маленьких, слабых женщинах, оставшихся без защиты мужей, братьев, сыновей.
Слово «игра» в сербском языке имеет еще одно значение – «танец». А значит, название книги можно перевести, как «Танец ангелов». Мне бы очень хотелось, чтобы вы прочитали этот замечательный роман и поняли красоту родственного нам маленького, но великого народа - сербов. Ведь не зря с ними танцуют ангелы.
Прикрепления: 3838138.jpg (28.2 Kb)


Сообщение отредактировал Volckov - Четверг, 16 Янв 2014, 14:32
 
Volckov Дата: Четверг, 16 Янв 2014, 14:33 | Сообщение # 22
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118

Княгиня Милица, работа современного художника.
Прикрепления: 0304349.jpg (49.5 Kb)
 
Volckov Дата: Четверг, 16 Янв 2014, 14:35 | Сообщение # 23
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118

Князь Лазарь, работа современного художника.
Прикрепления: 8869798.jpg (254.8 Kb)
 
Volckov Дата: Четверг, 16 Янв 2014, 14:38 | Сообщение # 24
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118

Святая Милица Сербская.
Прикрепления: 1833742.jpg (71.6 Kb)
 
Volckov Дата: Четверг, 16 Янв 2014, 14:41 | Сообщение # 25
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Сделал репродукции тремя сообщениями, потому что не смог выложить их одним. Княгиня Милица была известна своим литературным талантом. Сохранились два ее произведения: "Молитва матери" и "Вдовства моего жених". На русском я этих произведений не нашел, но надежды их прочитать не теряю. Если у кого-то есть соответствующая ссылка - буду очень благодарен.
 
Литературный форум » Клубы по интересам » Любители исторической прозы » Историческая проза (литература, время и веяние времени)
  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск: