[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: Nikolai, Vera  
Литературный форум » Сказочная страна » Литературные проекты "СказОбоза" » Ваши произведения к 200-летию Лермонтова » Александр Головко (Образец эссе)
Александр Головко
webmanya Дата: Суббота, 01 Фев 2014, 11:34 | Сообщение # 1
Руководитель издательского отдела
Группа: Администраторы
Сообщений: 5614
Награды: 109
Репутация: 181
А ОН МЯТЕЖНЫЙ, ПРОСИТ БУРИ…

Эссе

В октябре Михаилу Юрьевичу Лермонтову будем отмечать 200 лет! Однако и по ныне вокруг имени гения в обществе нет единомыслия, ясности по многим вопросам.

Кто не знает Лермонтовских строк, выведенных в заголовок? Мятежным жил и ушёл, громко хлопнув дверью, и оставив всех в растерянности и недоумении. Неясны многие обстоятельства гибели, закулисных игр, дающих пищу для домыслов и толкований, будоражащих умы и сердца людей. И ныне находятся вполне уважаемые люди, которые ещё пишут книги, выдвигают версии (некоторые кидаются в крайности, вплоть до реабилитации Мартынова). Я не стану это делать, приведу лишь некоторые факты из биографии Михаила Юрьевича, его последних дней, вполне известные и задокументированные, но несколько под другим углом…

Мне абсолютно ясно, что это было убийство, а не дуэль, что осознали и сами участники-секунданты, свершившие оное. Не зря они так путали картину событий, предварительно сговорившись, отчего и сами запутались в показаниях. Следователи, проясняя детали дуэли, не могли понять её мотивы, поскольку приводимый участниками повод был столь неубедительным, что непонятны были и последующие действия. И хотя дуэли были запрещены, но от них ещё не отказались при выянении вопросов чести. Формально было всё вроде просто: оскорбление – вызов и сам факт дуэли. Но по горячим следам, и зная не понаслышке о взаимоотношениях приятелей до их последней ссоры, не укладывалось в голове, что трусоватый Мартынов мог хладнокровно довести дело до конца.

В разыгравшейся трагедии особняком стоит зловещая роль секунданта Васильчикова. Он был «главной и направляющей силой» этого спектакля, Мартынов − послушной марионеткой в чужих руках.

Но понять это тогда было трудно: кто и что за всем этим стоит. Только через тридцать лет, благодаря редакторам двух столичных журналов, решившихся обратиться непосредственно к Мартынову и Васильчикову с предложением поделиться воспоминаниями, картина дуэли частично прояснилась. Обременённый тяжёлыми расскаяниями на склоне лет, Мартынов так и не решился на полное откровение, лепетал, что не отдавал отчёта своим действиям на дуэли. В это можно поверить, ведь он, словно в наркотическом опьянении, во время поединка подошёл близко и долго, хладнокровно целился в безоружного друга, которого знал ещё с Юнкерской школы.

Ну да, Лермонтов часто над ним подшучивал, но ссоры всегда кончались мирно, ведь Лермонтов искренне просил прощения, а Мартынов всегда прощал. Бывает, складываются такие отношения… Так бы случилось и на этот раз, но над ним довлела чужая воля.

Тем не менее Мартынов не имел права стрелять в безоружного «противника», поскольку тот, показывая мирные намерения, уже выстрелил в воздух. По закону дуэльной этики, он должен был принять жест примирения, если же не желал этого, мог предложить перезарядить пистолет или сменить род оружия для честного разрешения конфликта. Находясь в полной безопасности, выстрелил почти в упор, пробив Лермонтову сердце и оба лёгких.

Никто из четырёх секундантов даже не попытался остановить дуэль, фарс перерос в трагедию. Трое из секундантов, считавшиеся близкими друзьями Лермонтова, объясняли происшедшее тем, что никто не ожидал такого исхода (кроме разве Васильчикова), днём заказав ящик шампанского, чтобы отметить мирно закончившуюся дуэльную ссору…

Позже вдова Мартынова настаивала, что муж в этой трагедии был лишь исполнителем («…его взвинтили на дуэль, и он был мучеником всю жизнь после этого убийства, в особенности, когда понял свою роль подставного лица»).

Но вернёмся к первоначальному моему посылу насчёт другого угла зрения: некоторые исследователи и беллетристы уверяют, что в жизни поэта было всегда много мистического. Даже в последние минуты поэта, неожиданно над Машуком разразилась страшная гроза. Об этой грозе сохранились воспоминания современников, повествующих о стихии с нескрываемым ужасом. Ничего подобного не могли припомнить и местные старожилы.

В немалой степени события тех дней, замешанные на мистике, до сих пор способствуют интересу к творчеству гения и его личности. Трагически закончив земную жизнь, потрясённый несправедливостью свершившегося на земле и на небе, он шагнул в вечность…

Мистика имеет давние корни ещё со времени его рождения. Есть легенда, что повиальная бабка, принимавшая его у матери, напророчила: «Этот мальчик не умрёт своей смертью!»

В Пятигорске, до ссоры с Мартыновым, Лермонтов, встречаясь с одним из старых знакомых − П. А. Гвоздёвым, сотоварищем по Юнкерской школе, говорил ему: «Чувствую – мне очень мало осталось жить». Его тяготила военная служба, он надеялся на отставку, но это оказалось невозможным. До Мартынова, оказывается, на сведение счётов с Лермонтовым тайно подговаривали другого «обиженного» – Лисаневича. К чести последнего, он отказался, значит, изначально было намерение – найти повод и исполнителя. Мелкие, жалкие люди суетились вокруг Лермонтова в те летние дни. Кое-что он замечал и его угнетало предчувствие недоброго. Эти мысли и настроения отразились в подаренной Лермонтову Одоевским записной книжке. Тема вечной разлуки неприкрыто сквозила в его произведениях: «Наедине с тобою, брат, хотелось мне побыть. На свете мало, говорят, мне остаётся жить!»

Подобное мы находим в стихотворениях «Любовь мертвеца», «Сон», «Пророк», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу» и других.

Свою роковую судьбу поэт носил на челе с ранних лет, как дьявольскую печать, выделяясь среди сверстников. В Лермонтове всегда поражали прежде всего его чёрные глаза, – умные и пронзительные, взгляд которых почти никто не мог выдержать. В его наружности, по словам писателя И. С. Тургенева, было что-то зловещее и трагическое. Сумрачной и недоброй силой веяло от смуглого лица… и неподвижных тёмных глаз». Другая современница вторит ему: «У него был злой и угрюмый вид, его чёрные глаза сверкали мрачным огнём, а взгляд был таким же недобрым, как и улыбка, пронзительно впиваясь в человека или сверкая, как удары молний… трудно было выдержать этот насквозь пронизывающий взгляд, который имел магическое влияние». Некоторые утверждали, что Лермонтов в человеческом облике «не совсем человек, а существо иного порядка, иного измерения, заброшенного к нам из каких-то неведомых пространств…»

С друзьями, близкими он был мил, «отдаваясь кому-нибудь, он отдавался от всего сердца» или «ласковым, добрым взглядом или поцелуем умерял пыл своего собеседника».

Белинский, вначале сильно разочарованный первой встречей с поэтом, позже восторгался умом и задушевностью бывшего оппонента: «Боже мой, сколько эстетического чувства в этом человеке! Какая нежная, тонкая, поэтическая душа в нём». Другой современник (Ю. Ф. Самарин) уточняет: «Это натура неуловимая и неподдающаяся никакому внешнему влиянию… Вы ещё не успели с ним говорить, а он уже насквозь вас раскусил…»

Даже теперь, спустя без малого 173 года после гибели поэта, трудно смириться с этой нелепой трагедией. Не знаю, как другие, а я иногда мысленно разговариваю с Михаилом Юрьевичем. Я живу в этих местах, бываю там, где остановилось его сердце. Здесь ежегодно отмечаются дни рождения поэта, проводятся дни памяти у памятника Лермонтову и в домике, где он жил последние часы, откуда поехал на встречу с вечностью…

Но не только жизнь и гениальное наследство поэта привлекают меня. Живя в этом стремительном времени, я часто удивляюсь невероятным вещам: как за последние сто лет шагнул прогресс глубоко в нашу жизнь. Мне пришло на ум, какими бы глазами сейчас, окажись он в нашем времени, посмотрел бы на эти «чудеса»?

Молодое поколение гармонично впитывает в себя все «навороты» прогресса, а наше поколение, словно динозавры ХХI века, с трудом приспосабливается ко всему новому. В этих вопросах мы оказались учениками у своих внуков…

Я представляю, как бы человек из эпохи Лермонтова, сам Лермонтов, оказавшись в современном городе, реагировал бы на сверкающие неоном рекламы, проезжающие автомобили, телекамеры и телевидение, телефоны, интернет, на всю эту современную жизнь.

Самого Лермонтова конечно бы потянуло к домику под камышовой крышей…

В мае 1841 года он прибыл в Ставрополь с родственником (двоюродным дядей, на год его моложе) Столыпиным-Монго. Им предписано было ехать в Дагестан, однако на пути стоял Пятигорск, и Лермонтов соблазняет Столыпина следовать именно туда. Тот не соглашается, тогда Лермонтов предлагает положиться на жребий – полтинник. Монета упала кверху решкой, что и определило дальнейший маршрут − на Пятигорск. (Снова знак фортуны…) В набирающем моду курорте был сезон для «водяного общества», собирался на лечение высший свет, там должно быть много знакомых, сослуживцев. С особой радостью Лермонтов сообщает Столыпину: «Представь, ведь и Мартышка, Мартышка здесь! Я сказал, чтобы послали за ним».

Мне, автору этих строк, приходится бывать на литературных встречах творческой интеллигенции Кавказских Минеральных Вод в доме Алябьева (композитора, автора знаменитого «Соловья»), проходить мимо угла старинного одноэтажного строения из жёлтых стен – здесь, говорят, жил Мартынов. Дом сохранился и находится там же, недалеко от домика Лермонтова, но не входит в общий комплекс-музей. Рядом («через калитку», как писал в «Герое нашего времени» Лермонтов) стоит и поныне дом Верзилиных, где проживала семья местного казачьего офицера, имевшего двух красавиц-дочерей (Надежду и Аграфену) и прелестную падчерицу Эмилию, прозванную молодыми офицерами «розой Кавказа» за особую стать и очарование. Когда снова вчитываешься в эти подробности, словно сам переносишься в то далёкое незабываемое время, становясь невольным участником стремительно развивающихся страшных событий. И хочется верить в чудо, как в детстве в деда Мороза, − известные события, как пистолет, вдруг дадут осечку и всё пойдёт по другому сценарию… по крайней мере, у последней роковой черты Мартынов вдруг одумается. Или его, поднявшего орудие убийства, вдруг поразит та страшная гроза, развергшаяся внезапно.

«…друзья его, враги его, что может быть одно и тоже…», как сказал великий Пушкин, также погибший от подлой пули, словно предварив мысль о судьбах и участи русских поэтов. В своём произведении «Герой нашего времени» Лермонтов нарисовал типического героя своего времени и, словно предсказал некую общность судеб поэтов России − Есенина, Маяковского, Рубцова, Высоцкого... да и прежде − Пушкина и себя самого…

«Поэт в России – больше чем поэт», эти слова Е. Евтушенко, как мне кажется, окрашиваясь кровью истории, подтверждают планиду русских поэтов-мучеников.

Лермонтов страстно жаждал на Кавказе получить отставку, и он её получил, но не от службы, а от всего земного… Вспомните, что написал он в стихотворении «Сон»:

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижем я:

Глубокая ещё дымилась рана,

По капле кровь сочилася моя.

Лежал один я на песке долины,

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их жёлтые вершины,

И жгло меня – но спал я мёртвым сном…

Сбылось ли пророчество гадалки? Лермонтов ли напророчил себе? Вопросы, вопросы…

Александр Головко


Готова ответить на вопросы, касающиеся издания и публикаций.
mail@izdat-kniga.ru
С уважением, Мария
 
Александр_Головко Дата: Суббота, 01 Фев 2014, 13:25 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1236
Награды: 17
Репутация: 72
Надеюсь, мой почин не оставит равнодушным жителей форума и, в год 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова они выразят своё отношение к этой титанической и в чём-то демонической личности. Может словом, стихотворением... Это не дань дате и моде, Лермонтов был и остаётся всегда современным поэтом, на его творчестве мы учимся, постигаем мудрость и глубину жизни.
Приглашаю по праву автора всех неравнодушных, любителей классики и классиков поделиться своими, может, несколько отличными, мнениями, суждениями. Постараюсь ответить на вопросы, если таковые возникнут.
Заранее благодарен всем и прежде всего руководству сайта, Николаю Гантемурову, Наине Киевне Горыныч, Марии Соседко!
Александр Головко.


Моя копилка
 
margo Дата: Воскресенье, 02 Фев 2014, 16:42 | Сообщение # 3
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 488
Награды: 10
Репутация: 18
Цитата
И хочется верить в чудо, как в детстве в деда Мороза, − известные события, как пистолет, вдруг дадут осечку и всё пойдёт по другому сценарию… по крайней мере, у последней роковой черты Мартынов вдруг одумается. Или его, поднявшего орудие убийства, вдруг поразит та страшная гроза, развергшаяся внезапно.


Мгновение, которое многое бы изменило в истории русской литературы... Ка бы сложилась в дальнейшем судьба, и как бы изменилось в дальнейшем творчество одного из величайших художников на все времена?..
Мне кажется, что вы, отчасти, ответили:
Цитата
«Поэт в России – больше чем поэт», эти слова Е. Евтушенко, как мне кажется, окрашиваясь кровью истории, подтверждают планиду русских поэтов-мучеников
.

Спасибо. Стоит найти время и взять в руки томик обожаемого некогда Поэта, да и... до конца указанного здесь срока проведения конкурса еще далеко ... Подумаю!
 
Александр_Головко Дата: Воскресенье, 02 Фев 2014, 17:23 | Сообщение # 4
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1236
Награды: 17
Репутация: 72
Цитата margo ()
Мгновение, которое многое бы изменило в истории русской литературы...


Меня всегда занимали подобные вопросы. Отца не репрессировали бы с Дальнего востока на Урал, не было бы встречи с матерью, не появился бы я с братом... Сколько этих "если", но мы - песчинки в этом море жизни, а есть глыбы, о которые разбивается прибой истории. Но даже этого времени Лермонтову оказалось достаточно, чтобы стать бессмертным по своим деяниям. Конечно, у него были грандиозные планы, но... Вот это "но" часто и решает многое или всё...


Моя копилка
 
Томская Дата: Воскресенье, 02 Фев 2014, 23:12 | Сообщение # 5
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Александр, ваше эссе прочитала с интересом. В этой работе есть главное: искренность и глубокое чувство сопричастности с творчеством великого поэта.
Не скажу, что все ваши утверждения я разделяю, где-то для меня вопрос так и остался вопросом.
Цитата webmanya ()
Мне пришло на ум, какими бы глазами сейчас, окажись он в нашем времени, посмотрел бы на эти «чудеса»? Молодое поколение гармонично впитывает в себя все «навороты» прогресса, а наше поколение, словно динозавры ХХI века, с трудом приспосабливается ко всему новому. В этих вопросах мы оказались учениками у своих внуков… Я представляю, как бы человек из эпохи Лермонтова, сам Лермонтов, оказавшись в современном городе, реагировал бы на сверкающие неоном рекламы, проезжающие автомобили, телекамеры и телевидение, телефоны, интернет, на всю эту современную жизнь. Самого Лермонтова конечно бы потянуло к домику под камышовой крышей…

Сомневаюсь. Прежде всего разделим понятия: человек -эпохи Лермонтова и сам поэт. Лермонтов был человеком авантюрного склада. Не зря на Кавказе он действует смело, почти на грани разумного. Он боец! Храбрый, умелый. И вряд ли бы он испугался чего-то нового. Не знаю, потянуло бы его в домик. То, что утверждено в стихах, в жизни совсем не обязательно.
Теперь о людях, родившихся с Лермонтовым в одни годы и проживших параллельно ему. Меня всегда удручала "Дума" Почему: "Печально я гляжу на наше поколенье". И я в своё время собрала материал о людях эпохи, родившихся в 1814-13-12 годах, но проживших иную жизнь. И оказалось, что рядом с Лермонтовым существовала целая плеяда деятельных, мощных исторических личностей, внесших в историю России неоценимый вклад в науке, искусстве, мореплавании, военном деле, медицине. Ровесники Лермонтова, он их знал - тогда почему" "Насмешкой горькою..."
Мне интересно ваше мнение. Своё я, надеюсь, выскажу позже. Надо бы ещё подредактировать материал.
Цитата webmanya ()
В своём произведении «Герой нашего времени» Лермонтов нарисовал типического героя своего времени

Опять же вопрос? Насколько Печорин был типичен? Как нам было в своё время легко изучать классиков, у них у всех в героях -лишние люди. Шучу, конечно. В бытность работы в школе я тоже пыталась в этом разобраться. Ну, неужели все тогда были такими пустыми, разочарованными, мечущимися. А кто же в России в те годы строил, осваивал новые территории, менял государственные ориентиры? Кто? Нашла таких людей. Оказалось, и тогда были те, кто не рефлексировал, а действовал. И их было не мало. Так кто типичен для того времени? Вопрос опять к вам. Мне очень интересен ваш взгляд.
И сейчас вопрос стоит так же, кто герой! Пока это или разуверившийся во всём, скатывающийся в трясину рефлексирующий интеллигент. Или человек с тёмным прошлым. Или не адаптированный к настоящему ностальгирующий слабак в розовых очках.
А где те, кто строит в широком смысле, кто спасает, жертвует, борется , причём не за какие-то отвлечённые ценности, а за жизнь свою и близких.
Разве их нет? И ещё, на мой взгляд, изменился пол типичного героя нашего времени. Сейчас это женщина.
Как думаете вы?
Цитата Александр_Головко ()
Лермонтов был и остаётся всегда современным поэтом, на его творчестве мы учимся, постигаем мудрость и глубину жизни.

А вот здесь нет возражений. Причем, чем дальше мы будем отходить от века Лермонтова, тем он нам может стать понятнее. Он своё время опередил. Ему было в нём тесно. Может быть, в этом и причина трагических событий. Человек просто "ушёл" в иное время.
И ещё небольшое добавление. Я как-то делала небольшое исследование произведений Лермонтова по цветозвуку. Он идеален в цвете. Но большинство его стихов - синие, порой даже лиловые, фиолетовые, коричневые. Эти стихи в неокрепших мозгах могут вызвать бурю. Осторожнее с ними. Для работы с детьми в рамках "Стихотерапии" я бы их не рекомендовала.
Александр, спасибо. Удачи вам. Людмила.


Томская
 
Александр_Головко Дата: Понедельник, 03 Фев 2014, 00:05 | Сообщение # 6
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1236
Награды: 17
Репутация: 72
Цитата Томская ()
Я как-то делала небольшое исследование произведений Лермонтова по цветозвуку. Он идеален в цвете. Но большинство его стихов - синие, порой даже лиловые, фиолетовые, коричневые.

Людмила, прочитал и я с интересом Ваши размышления, трудно сразу ответить на всё, начну с конца по этой цитате. Мне очень это понравилось: Лермонтов в цвете, Оказывается и "на вкус, на цвет" его "пробуют".
Я слышал об этом, но, признаюсь, в вопросах цветозвука дилетант. Он был разносторонним: музыкальным, прекрасно рисовал, физически и духовно развит не по годам, Вы это знаете. Тем более с ним специально занимался довольно известный поэт Мерзляков ( песня - "Среди долины ровныя"). Бабушка Арсеньева не скупилась на образование внука. Дар божий и талант совпали, как говорится. Потому всё так гармонично в Михаиле Юрьевиче.
Мы с Вами ещё потолкуем, во многом я с Вами согласен, но сейчас поздно. До встречи! biggrin


Моя копилка

Сообщение отредактировал Александр_Головко - Понедельник, 03 Фев 2014, 10:37
 
Александр_Головко Дата: Понедельник, 03 Фев 2014, 10:58 | Сообщение # 7
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1236
Награды: 17
Репутация: 72
Цитата Томская ()
н боец! Храбрый, умелый. И вряд ли бы он испугался чего-то нового. Не знаю, потянуло бы его в домик. То, что утверждено в стихах, в жизни совсем не обязательно.

Храбрый и авантюрного склада. Кто ж с этим поспорит. Одна только битва на реке Валерик чего стоит. отсюда и якобы родившаяся легенда об ашуге в красной рубашке. "В ашугов не стреляют", убит его товарищ рядом с ним бившийся, а ему хоть бы что. Но у Бога свои расчёты, не время было умирать, ему готовилась подлая пуля...
Насчёт домика это я уже свои фантазии присовокупил, но и М.Л., коли уж он авантюрного склада, да ещё через 173 года после своей смерти surprised , как не посмотреть sad , как же там теперь всё. В природе всё конечно изменилось, до сих пор расходится официальная точка зрения - где убит Л. и где установлена памятная стела "Место дуэли М.Л."
А вот мемориальный комплекс максимально стараются сохранить, я об этом в эссе написал.
Почему я затронул эту тему? Просто у меня есть неопубликованная повесть-фэнтези на этот счёт. Как-то подумал: не стоит лишний раз трогать всуе имя великого поэта. Над этим надо ещё работать, может что-то получится, а пока я "зрею".


Моя копилка

Сообщение отредактировал Александр_Головко - Понедельник, 03 Фев 2014, 11:00
 
Томская Дата: Понедельник, 03 Фев 2014, 12:31 | Сообщение # 8
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Цитата Александр_Головко ()
Над этим надо ещё работать, может что-то получится, а пока я "зрею".



Удачи. Но подумайте ещё над одним вопросом: если Пушкин-солнце русской поэзии, то кто Лермонтов?
Я в своё время много его текстов расписала по цветозвуку: лиловый, синий, фиолетовый, коричневый-вот основные цвета, и звуки -орган, гобой, низкие, мрачные.
"И скучно, и грустно, и некому руку подать"...-"У" многократное, фиолет, сумрак. И это "У", "И", "Ы" в ударных слогах повсеместно.
Так, может быть, и есть "Лермонтов -поэт сумрака"? Неясного дня?
Сравнить с его живописью, с музыкой, которой он увлекался? Много интересного можно для себя открыть, и многое уже открыто. Ведь не зря наследием и личностью Лермонтова занимались лучшие наши литературные умы.
Посмотрим, что приготовят в этом году интересного.
Удачи. Людмила.


Томская
 
Александр_Головко Дата: Понедельник, 03 Фев 2014, 14:20 | Сообщение # 9
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1236
Награды: 17
Репутация: 72
Я только что прочитал откровение Нины Гавриковой и словно ответил на Ваш вопрос по поводу "солнца" и "луны" нашей литературы. Я над этим думал и у меня даже есть в новелле "Поэт и Лампа" такое определение, хотя, подозреваю, что я не первый дал такое определение.
Конечно, можно теперь "раскладывать по полочкам", наших П. и Л., по гаммам и цветам, это хорошо даже потому, что они тем самым живут с нами и в нас, что не забываются, а уж кому как это больше видится, ощущается, его личное дело, он может привлекает к себе сторонников и всё это тоже замечательно.
Я пишу понемногу свои песни - музыку и слова, но профессиональную аранжировку делает композитор. Исполняю свои и не только свои песни с ансамблями и соло под "минус", так что гармония мне знакома и слух, говорят, отменный : biggrin Стихи часто получаются музыкальными, как у Есенина, того же Л. Простите за саморекламу и хвастовство, просто мне понятно прекрасно о чём Вы говорите, вот и"сорвался".
Где бы ещё нашлись точки соприкосновения))) , на Михаиле Юрьевиче! smile


Моя копилка
 
Nikolai Дата: Понедельник, 03 Фев 2014, 14:30 | Сообщение # 10
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Цитата margo ()
до конца указанного здесь срока проведения конкурса еще далеко ... Подумаю!

Вот это правильно!


"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков"
Лао-Цзы.

Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?"
Редактор газеты "Сказобоз"


Сообщение отредактировал Nikolai - Четверг, 27 Мар 2014, 07:47
 
Nikolai Дата: Понедельник, 03 Фев 2014, 14:35 | Сообщение # 11
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Цитата Александр_Головко ()
это хорошо даже потому, что они тем самым живут с нами и в нас, что не забываются, а уж кому как это больше видится, ощущается, его личное дело,

...да, думаю, самое главное, что они - живут в нас.


"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков"
Лао-Цзы.

Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?"
Редактор газеты "Сказобоз"
 
Томская Дата: Понедельник, 03 Фев 2014, 16:24 | Сообщение # 12
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Цитата Александр_Головко ()
теперь "раскладывать по полочкам", наших П. и Л., по гаммам и цветам, это хорошо даже потому, что они тем самым живут с нами и в нас, что не забываются, а уж кому как это больше видится, ощущается, его личное дело, он может привлекает к себе сторонников и всё это тоже замечательно.

Во времена учёбы в университете, нас приучили раскладывать по звукам, темам, даже морфемам. Искать способы создания образов за счёт возможностей языка, и не только родного. Так мы учились. Ну, а потом эта учёба прошла через всю жизнь. И хорошо, что не заканчивается.
Цитата Александр_Головко ()
Я пишу понемногу свои песни - музыку и слова, но профессиональную аранжировку делает композитор. Исполняю свои и не только свои песни с ансамблями и соло под "минус", так что гармония мне знакома и слух, говорят, отменный :

[
Удачи. Людмила.


Томская

Сообщение отредактировал Томская - Понедельник, 03 Фев 2014, 21:07
 
Александр_Головко Дата: Понедельник, 03 Фев 2014, 19:00 | Сообщение # 13
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1236
Награды: 17
Репутация: 72
Я очень ревниво отношусь к чужому исполнению, хотя сам так не смогу, голосовые данные не позволяют, но на любительском уровне пытаюсь.
Поначалу так две мелодии один ушлый профессионал-исполнитель, как оказалось потом и композитор "слямзил" и быстренько зарегистрировал на себя, я только начинал и доверился. Он исполнил, на диск записал, а потом чуть переделал и написал "свои" на другой текст, занял первое место в городском конкурсе, получив кругленькую сумму. Я было дёрнулся, да поздно. Но это так, к слову. Сейчас песни -дорогое удовольствие.
Я, когда слышу своё детище в другом исполнении, то волнуюсь, будто сам исполняю.
Удачи Вам, Людмила, и на этом поприще!


Моя копилка
 
нинаюра Дата: Суббота, 08 Фев 2014, 14:33 | Сообщение # 14
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3040
Награды: 39
Репутация: 113
Уважаемый, Александр! Внимательно прочла Ваше эссе.

Тайну смерти, как и тайну судьбы не разгадать никому и никогда. Но попытаться поразмышлять на эту тему можно и нужно. Понять почему
М. Ю. Лермонтов поступал именно так, а не иначе, даже он сам не смог бы ответить на этот вопрос. У гениальных людей - короткая жизнь! И это аксиома, а не теорема!
Михаил Юрьевич чувствовал скорую кончину, поэтому и строки такие писал. Если не Мартынов, значит, был бы кто-то другой повинен в его смерти - это судьба. Здесь философствовать можно до бесконечности.
Одно могу сказать точно и с уверенностью, то - чему учили нас в школе часто не совпадает с регалиями жизни. И Лермонтову, думаю, не понравилось бы жить в НАШЕ ВРЕМЯ ....
Ваше эссе мне понравилось!!! События развиваются утвердительно - поступательно. Глубокие размышления, вопросы - ответы. Каждый человек имеет право иметь свое мнение, свой взгляд, свое отношение к творчеству великого поэта.
Вы живете в таком уникальном месте!!!
Удачи Вам в Вашем творчестве!!! Новых открытий и новых побед!!!
С уважением, Нина Гаврикова.


Нина Павловна Гаврикова (нинаюра)
Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение".
Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.
 
e-sonatina Дата: Суббота, 08 Фев 2014, 14:45 | Сообщение # 15
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 1957
Награды: 51
Репутация: 100
нинаюра, И Лермонтову, думаю, не понравилось бы жить в НАШЕ ВРЕМЯ.

Мне кажется, что ИСТОРИЯ сама решает, кого из героев хочет видеть в данном отрезке времени. Может, потому, что я в некотором роде фаталист, я согласна с Александром, насчёт вот этих "если бы". Но, повторяюсь, всё это уже было КЕМ-ТО РЕШЕНО! И мы увидели М.Ю. именно ТАКИМ, именно в ТО время, именно на фоне ТЕХ событий. Он выполнил свою историческую миссию, так же, как и Пушкин, и Ленин, и Высоцкий...


Елена Мищенко
________________
Пусть лучше меня освищут за хорошие стихи, чем наградят аплодисментами за плохие (В. Гюго)

Моя копилка на издание книги.


Сообщение отредактировал e-sonatina - Суббота, 08 Фев 2014, 14:46
 
нинаюра Дата: Суббота, 08 Фев 2014, 15:35 | Сообщение # 16
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3040
Награды: 39
Репутация: 113
Цитата e-sonatina ()
Он выполнил свою историческую миссию, так же, как и Пушкин, и Ленин, и Высоцкий...


Спасибо Вам, Елена! Совершенно с Вами согласна!
А мы сейчас выполняем здесь свою миссию, анализируем и высказываем свое мнение!!! Присоединяйтесь к дискуссии, напишите свое эссе, свое отношение к замечательному поэту...

С наилучшими пожеланиями, Нина!!!



Нина Павловна Гаврикова (нинаюра)
Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение".
Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.
 
Михаил_Соболев Дата: Воскресенье, 09 Фев 2014, 10:42 | Сообщение # 17
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 188
Награды: 6
Репутация: 19
Цитата webmanya ()
В своём произведении «Герой нашего времени» Лермонтов нарисовал типического героя своего времени


Это утверждение на совести критиков. Вот что пишет Лермонтов в предисловии к роману:
"Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии".
Другими словами, образ Печорина синтезирован, недостатки его намеренно выпячены. Автор в воспитательных целях нарисовал антигероя, но никак не типичного представителя своего поколения.
"Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины" (источник тот же).

Спасибо Вам, Александр, за предоставленную мне возможность поговорить о творчестве любимого автора.


Всегда!
Моя авторская библиотека
Моя копилка на издание книги.


Сообщение отредактировал Михаил_Соболев - Воскресенье, 09 Фев 2014, 11:51
 
Томская Дата: Воскресенье, 09 Фев 2014, 12:12 | Сообщение # 18
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Цитата Михаил_Соболев ()
Это утверждение на совести критиков. Вот что пишет Лермонтов в предисловии к роману: "Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Другими словами, образ Печорина синтезирован, недостатки его намеренно выпячены. Автор в воспитательных целях нарисовал антигероя, но никак не типичного представителя своего поколения. "Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины" (источник тот же).

Спасибо, Михаил, что вы развернули дискуссию в том направлении, которое позволит нам, я надеюсь, реально оценить героя М.Ю. Лермонтова и наметить подходы к созданию образа героя нашего времени.
Я пыталась в сообщении №5 актуализировать это направление, но разговор продолжения на тот момент не получил.
Единственное добавление: на мой взгляд, причина не в недобросовестности критиков, а в их политической ориентации.
Не знаю, как остальным участникам обсуждения, а мне было бы интересно узнать, а кто, по-вашему, в те годы мог бы стать прототипами реального героя времени. Кто из авторов того времени создал образ героя, а не антигероя?
А в современной русской литературе? Вопрос не только к Михаилу, ко всем, но прежде всего к Александру.
Спасибо. Людмила.


Томская
 
Михаил_Соболев Дата: Воскресенье, 09 Фев 2014, 14:51 | Сообщение # 19
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 188
Награды: 6
Репутация: 19
Томская,
Вам спасибо, Людмила. Именно Вы первая заговорили об этом. Я пишу рассказ на конкурс, и для меня очень важно осмысление читателями того, что Печорин выведен Лермонтовым как антигерой.
Да, Г.А. Печорин нам симпатичен. На это, мне думается, есть три причины:
- отрицательный герой всегда ярче положительного, добродетель скромна по определению;
- нас в своё время «перекормили» чересчур правильными, а потому неестественными персонажами, набили оскомину, так сказать;
- талантливость Лермонтова.
А теперь - пару слов о герое, как я его понимаю.
Собственно, далеко ходить и не надо. Разве Максим Максимович не герой того времени? Достойный человек, верный долгу офицер, Гуманист с большой буквы. Люди, подобные Максиму Максимовичу, во все времена были и будут основой общества, краеугольным его камнем (простите за клише). «Не стоит село без праведника» - авторское название рассказа «Матрёнин двор» А.И.Солженицына. Этим сказано всё!
С уважением, Михаил.
Передаю мяч Александру)


Всегда!
Моя авторская библиотека
Моя копилка на издание книги.


Сообщение отредактировал Михаил_Соболев - Воскресенье, 09 Фев 2014, 15:31
 
Томская Дата: Воскресенье, 09 Фев 2014, 18:46 | Сообщение # 20
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Цитата Михаил_Соболев ()
Я пишу рассказ на конкурс, и для меня очень важно осмысление читателями того, что Печорин выведен Лермонтовым как антигерой.

Жду. Внимательно прочитаю.
Подобный взгляд очень важен в ситуации, когда на страницах современной прозы вновь "герой" в стенаньях и метаньях. Но жизнь-то уже выявила своих героев, они есть, их просто не видят, может быть, потому что многие авторы живут параллельно реальной жизни, в своих собственных проблемах.
Цитата Михаил_Соболев ()
Да, Г.А. Печорин нам симпатичен. На это, мне думается, есть три причины: - отрицательный герой всегда ярче положительного, добродетель скромна по определению; - нас в своё время «перекормили» чересчур правильными, а потому неестественными персонажами, набили оскомину, так сказать; - талантливость Лермонтова.

Я бы ещё добавила ясный ум Печорина и его честность с самим собой и другими.
Соглашусь, М.М. да, есть определённые качества, до героя в его классическом понимании не хватает масштабности личности и деятельности.
Но во времена Лермонтова были личности самого достойного свойства. К сожалению, М.Ю. не успел, на мой взгляд, создать что-либо о них, а, может быть, эти герои были ему не так интересны в силу его характера?
Собрала материал о реальных героях эпохи Лермонтова. Не знаю, успею ли обобщить? Сказки съедают всё время.
Михаил, спасибо. Рада вашему появлению в "Сказочной стране".
Удачи всем. Людмила.


Томская
 
Александр_Головко Дата: Воскресенье, 09 Фев 2014, 19:23 | Сообщение # 21
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1236
Награды: 17
Репутация: 72
Всех приветствую на этой страничке, я как-то упустил ниточку беседы, некогда было, а тут интересные дела разворачиваются и Михаил (спасибо Вам!) подхватил было затухающий огонь дискуссии. Михаил, с удовольствием узнал, что Ваш великий тёзка - любимый поэт. Рад, что Вы пишите рассказ о Лермонтове на конкурс, с интересом прочту, надеюсь.
По поводу клише. Вы правы, так нам преподносили в школе, потом мы долго жили со многими стереотипами, постепенно освобождаясь, потому что начинали задумываться самостоятельно. И по поводу героя того времени и этого. Герой там Печорин - отрицательный и в чём-то, скажем так, симпатичный нам. Максим Максимыч один из многих, тоже своего рода герой, но не столь яркий представитель своей эпохи Печорины из высшего света определяли, как мы говорили в советское время, судьбу своей эпохи. Это аристократия со всеми её пороками и прогрессивными качествами. Это декабристы и те, кто "по другую сторону баррикад". Печорин - образчик среза того времени,как слоёный пирог, сочетавший все пороки и всё лучшее. То есть он "грешит" и тут же в душе страдает, то он бесконечно холоден к окружающим, к женщинам, то у него просыпается порыв, как в сцене погони за Верой. В общем чего нам домысливать, уважаемые, Лермонтов был в творчестве и в героях очень точен и объективен. Я живу здесь и знаю точно, на сколько точно это можно теперь сказать, где Печорин загнал коня, он с документальной точностью описывает места действий, окрестность, дома, где происходило это и, думаю, это в не меньшей степени "списано" с собственного портрета и каких-то событий, происшедших здесь тогда. Как художник, он что-то домыслил, развил, приукрасил, но не так и много.
Мы и сейчас ходим в этих местах, проезжаем на электричке, бываем в Домике под камышовой крышей и в доме Верзилиных, где происходили балы, грот Дианы и тд. в Кисловрдске, где происходили события, дуэль с Грушницким. Есть эта скала. Да вы знаете, что я тут устроил ликбез.
А вообще на эту тему можно говорить много.


Моя копилка

Сообщение отредактировал Александр_Головко - Воскресенье, 09 Фев 2014, 19:26
 
Александр_Головко Дата: Воскресенье, 09 Фев 2014, 19:47 | Сообщение # 22
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1236
Награды: 17
Репутация: 72
Цитата Томская ()
Но жизнь-то уже выявила своих героев, они есть, их просто не видят, может быть, потому что многие авторы живут параллельно реальной жизни

Людмила, Вы о нынешних героях? Это в сов эпоху были Павки Корчагины, Маресьевы, Стахановы, Гагарины и много-много других, а также - защитники, герои, спасатели, афганцы, чернобыльцы и тд и тд.
Сейчас в таком понимании тоже их не мало, но если брать обобщённый образ, то тут труднее. Разные слои общества имеют своих кумиров и героев, ну таких, как Высоцкий, например, их сейчас, по-моему, нет. А может обществу и не надо героев с горящими сердцемами, прагматичный век, к чему призывать, какой пример подавать - как больше заработать, обмануть ближнего, украсть у пенсионера... Я, конечно, утрирую, проблем хватает и их надо кому-то решать. Тут можно посетовать на "потерянное поколение", хотя среди наших симпатичных внуков немало целеустремлённых и порядочных. Сейчас наверно, просто не нужны эти "типичные герои". Может это и хорошо, не знаю, они потом будут, возможно, искать своих Печориных, нам в текучке трудно разобраться, хотя можно тоже строить предположения и выступать в роли оракулов.

Цитата Томская ()
до героя в его классическом понимании не хватает масштабности личности и деятельности

А есть ли он этот классический тип. Это нам опять же привили в наше время. А на Западе, они разве мыслят такими категориями?


Моя копилка

Сообщение отредактировал Александр_Головко - Воскресенье, 09 Фев 2014, 19:50
 
Томская Дата: Воскресенье, 09 Фев 2014, 20:06 | Сообщение # 23
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Цитата Александр_Головко ()
А может обществу и не надо героев с горящими сердцемами, прагматичный век, к чему призывать, какой пример подавать - как больше заработать, обмануть ближнего, украсть у пенсионера... Я, конечно, утрирую, проблем хватает и их надо кому-то решать. Тут можно посетовать на "потерянное поколение", хотя среди наших симпатичных внуков немало целеустремлённых и порядочных.

А ведь мы уже как-то спорили с вами на эту тему.
На мой взгляд, герои есть всегда, нужно только желать их увидеть.
Но если мы даже где-то глубоко в мыслях считаем, что наши внуки хуже нас, значит, мы прожили зря. А это ведь не так?
Цитата Александр_Головко ()
А есть ли он этот классический тип. Это нам опять же привили в наше время. А на Западе, они разве мыслят такими категориями?


Ну, а как же? Кстати, мне в молодости как раз была более близка литература западная, как раз из-за своего деятельного, не сдающегося героя. Пусть и не всегда положительного.
Цитата Александр_Головко ()
Сейчас наверно, просто не нужны эти "типичные герои".

"ТИПИЧЕСКОЕ" -Характерное, свойственное данной эпохе и социальной среде, закономерно в ней возникающее.
Так что это не желание авторов или читателей, это то, что закономерно возникает в определённый исторический период.
Но можем ли мы на данный момент определить составляющие образа типического героя? (говорим о произведениях реалистического направления)
Вот вопрос! И мне интересно ваше мнение и тех, кто пожелает высказаться в теме.
И ещё пришло вдруг: а, может быть, в современной литературе неясен образ героя нашего времени, потому что нет автора, способного его отобразить? Герои -то есть, а авторы недотягивают, не тот масштаб? Ведь и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой, и Солженицын, Шукшин, Астафьев -сами были личностями, представляющими время.
Кто мне назовёт автора, равнозначного, пищущего о современности, для сегодняшнего дня? Ну, понятно, что "большое видится на расстоянье", но всё же.
Спасибо. Людмила.


Томская

Сообщение отредактировал Томская - Воскресенье, 09 Фев 2014, 23:12
 
Михаил_Соболев Дата: Воскресенье, 09 Фев 2014, 21:01 | Сообщение # 24
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 188
Награды: 6
Репутация: 19
Цитата Томская ()
Михаил, спасибо. Рада вашему появлению в "Сказочной стране". Удачи всем. Людмила.

Спасибо.


Всегда!
Моя авторская библиотека
Моя копилка на издание книги.
 
Михаил_Соболев Дата: Воскресенье, 09 Фев 2014, 21:15 | Сообщение # 25
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 188
Награды: 6
Репутация: 19
Цитата Александр_Головко ()
Рад, что Вы пишите рассказ о Лермонтове на конкурс, с интересом прочту, надеюсь.

Александр, я пишу рассказ не о М.Ю. Лермонтове, а о "герое" нашего времени. Буду Вам признателен, если прочитаете, и дважды признателен, если примете участие в обсуждении. Я - автор начинающий, и мнение таких читателей, как Вы и Людмила, очень ценю.
Желаю Вам удачи в работе над повестью.


Всегда!
Моя авторская библиотека
Моя копилка на издание книги.
 
Литературный форум » Сказочная страна » Литературные проекты "СказОбоза" » Ваши произведения к 200-летию Лермонтова » Александр Головко (Образец эссе)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск: