Mickelson | Дата: Суббота, 22 Окт 2016, 16:56 | Сообщение # 1 |
Помощник президента МСТС "Озарение"
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 3200
Награды: 96
Репутация: 42
Статус:
| ИНТЕРВЬЮ для журнала «Озарёнок» и форума "Страна детства"
Дорогие друзья, с огромнейшим удовольствием представляю вам интервью с Людмилой Чеботаревой. Я думаю, что многие из вас очень хорошо знакомы с её творчеством, а сегодня вы познакомитесь с ней поближе и уверяю вас, вы ни на секунду не пожалеете, что заглянули на эту страницу. Интереснейший человек с глубокими мыслями и пониманием многих философских моментов жизни, отзывчивый, добрый , интеллигентный, грамотный . Уверяю вас также в том, что вы захотите перечитать это интервью еще и еще раз.Я благодарю Людмилу за отзывчивость и умение даже на расстоянии контактировать с людьми, как это и подобает чувственному и талантливому человеку. А это высоко ценится. Спасибо, вам дорогая Людмила, за открытое сердце и добрую душу.Успехов вам , долголетия, счастья, радости, благополучия.
1. Людмила, Вы признанный авторитет глубоких знаний по технике стихосложения. Как вы добились таких блестящих результатов и что бы вы могли посоветовать нашим авторам в этом плане.
Вот так-так! Нежданно-негаданно в знатоки зачислили и в авторитеты записали! Да, я действительно когда-то, очень давно, изучала в университете литературоведение. Правда, не могу сказать, что тогда этот предмет числился у меня в любимых. Мне казались искусственными и немного надуманными задания типа: если бы у Лермонтова в строке «А он, мятежный, просит бури» начальное «А» заменить союзом «И», как это изменило бы смысл стихотворения? Или, к примеру: что бы случилось, если бы пушкинский «Евгений Онегин» был бы написан не «онегинской строфой», а, скажем, анапестом или амфибрахием? Я, разумеется, немножко утрирую, но, на мой взгляд, для авторов, особенно юных, помимо изучения техники стихосложения (хотя, конечно же, никакие знания не бывают лишними), совершенно необходимо и куда более важно развивать в себе поэтический слух и вкус, читать больше настоящей поэзии, чего, собственно, я им и желаю от всей души.
2. Принято считать, что писать стихотворения для детей – это самый сложный жанр в поэзии. Согласны ли вы с этим утверждением? Если «да», то почему?
Наверное, не зря принято. Лично мне очень долго не давался этот жанр. Когда у меня родилась первая внучка (ей сегодня уже 12 лет), я подумала: ну вот, сейчас быстренько начну писать для неё детские стишки и колыбельные песенки. Одна колыбельная написалась, но получилась какой-то взрослой, а стихи так и не вышли. Позднее та же самая история точь-в-точь повторилась с внуком, которому сейчас 8 лет. Ага… Стало быть, не всё так просто, как кажется! А ведь до тех пор я считала, что умею зарифмовать практически всё что угодно. Я думаю, дело в том, что для детского писателя или поэта очень важно находиться на «уровне глаз» с ребёнком или с подростком: не разговаривать менторским тоном и свысока, без конца поучая и воспитывая, но и не «сюсюкать» и заискивать. Дети гораздо умнее и талантливее, чем порой нам кажется. Они умеют понимать и прощать. А ещё умеют слышать и видеть сердцем, только для этого и наше сердце должно быть по-детски открытым. Вот тогда и протянется ниточка между открытыми сердцами.
3. Было бы очень интересно узнать о начале вашего творческого пути.
Ну… Про «творческий путь» это, наверное, явное преувеличение. Хотя… Вышло так, что стихи я писала с самого раннего детства. Первые рифмованные строчки, зафиксированные в семейных летописях, были произнесены, когда мне ещё не исполнилось и трёх лет:
Наша Люда — молодец, Заслужила леденец.
леденцы я просто обожала!)
Родители мои были людьми чрезвычайно занятыми, и я, поздний ребенок, была отдана на попечение няни, которая жила в нашей семье ещё до моего рождения, воспитывая моего старшего брата. Может быть, во многом благодаря милой моей «Арине Родионовне», и появились у меня первые поэтические опыты? Няню звали Лидия Ивановна Печкова, в девичестве — Шереметьева. Из того самого, графского, рода. У бабы Лиды (так я её называла) было гимназическое образование, и я с самого детства постоянно слышала и быстро запоминала наизусть стихи Пушкина, Майкова, Лермонтова, Тютчева, Фета, Некрасова… Вот, наверное, где корни моей неизбывной любви к Поэзии.
4. Храните ли вы первые стихотворения. Как относитесь к началу своего творчества сейчас?
Порою я перечитываю старенький блокнот, куда бережно переписала мама мои детские опусы. Я-то, со свойственным юности максимализмом, выбрасывала исписанные круглым ученическим почерком листочки, а мама, оказывается, всё собирала, всё сохранила. И теперь у меня есть возможность заглянуть в детство. Конечно, сегодня я пишу по-другому — ничего удивительного: все мы с возрастом становимся опытнее и мудрее. Но мой нынешний поэтический опыт зиждется на стихах из того старого потёртого блокнота, в котором выцвели чернила и побледнели на сгибах слова.
5. Ваши первые стихотворения. О чём они были?
В школе я была «правильной» девочкой, круглой отличницей, примерной пионеркой, а потому, наверное, и стихи чаще всего писала патриотические. Представьте себе, что в третьем классе я умудрилась написать первую и пока единственную в моей жизни поэму. Это была поэма об одной из любимейших моих героинь — Жанне Д'Арк (жаль, тетрадка не сохранилась, и я помню лишь сам факт написания поэмы, ни одна строчка из которой, увы, так и не всплыла в памяти). Зато стихотворение, написанное в 4 классе, помню почему-то до сих пор. Мне довелось его прочитать на недавних встречах с читателями в моём родном городе. И знаете, оно им даже понравилось.
Родному городу
Воронеж, любимый мой город, Знаком или нет ты другим, Но мне ты так мил и так дорог — Словами нет выразить сил.
Просторы твои дорогие, Златые колосья в полях, Волны реки голубые Люблю всего больше я.
Воронеж, мой город любимый, Тебя ли мне не любить?! Пусть буду на Марсе, на льдине — Тебя мне нигде не забыть.
6. Слагаемые творчества поэта. Об этом уже много сказано. Но всё же, из чего самого главного складывается творчество писателя, поэта, на ваш взгляд?
Для меня главные творческие составляющие: разносторонние знания, вдохновение, готовность работать — писать и переписывать, если потребуется и сколько потребуется, ответственность и честность, открытость для диалога — с читателем, критиком, с самой собой, наконец! Ну а процентное соотношение может, в принципе, и меняться — от случая к случаю.
7. Ваши любимые писатели, поэты.
Так ведь места не хватит! Из классиков: Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Чехов, Есенин, Маяковский, Гумилёв, Мандельштам, Ахматова, Цветаева… Из детских писателей: Рыбаков, Осеева, Каверин, Волков… Из детских классических и современных поэтов: Барто, Маршак, Чуковский, Михалков, Григорий Остер, Даниил Хармс, Андрей Усачёв, Вадим Левин, Рената Муха… Из зарубежных писателей: Шекспир, Марк Твен, Жюль Верн, Дюма, Стивенсон, Клав Льюис, Харпер Ли, Экзюпери, Джек Лондон, Конан Дойл, Агата Кристи… И ещё очень-очень много других замечательных авторов. 8. Что повлияло на становление вас, как автора стихотворений для детей? Событие, человек, учитель.
К сожалению, это было печальное событие. Три года назад врачи обнаружили у меня неприятную тяжёлую болезнь, и мне пришлось досрочно выйти на пенсию. Сначала сидела, горевала и жалела себя — уж больно неожиданно всё произошло… Но потом я поняла, что нужно ЖИТЬ — мне ведь ещё так много нужно успеть спросить и сказать, стольким поделиться, о многом поговорить! Вот я и ЖИВУ — полной, насыщенной и счастливой ЖИЗНЬЮ!
9. Ваши стихотворения для детей современны и интересны. Как вам это удаётся?
Большое спасибо за тёплые слова! Я проработала учителем более 30 лет, поэтому мне знаком предмет изнутри: я знаю, что волнует детей, чего они хотят и о чём мечтают, как поступают в той или иной ситуации, как разговаривают между собой и с окружающими, как воспринимают мир. Иногда я даже подшучивала насчёт того, что дети ещё даже помыслить о чём-то не успеют, а я уже знаю, что они скажут и что сделают. И в большинстве случаев оказывалась абсолютно права в своих предположениях. Всегда старалась сделать детей своими союзниками и, по возможности, соавторами. Например, книжка «Пароль от тролля» целиком написана по предложенным детьми темам. Может быть, именно поэтому она и выглядит актуальной и современной.
10. Сталкивались ли вы с таким понятием, как «примитив высокомерного писателя»? Почему отдельные писатели позволяют себе делать бессмысленные толкования той или иной темы, считая, что именно их мнение и есть веская истина?
Всегда и всюду были, есть и наверняка будут встречаться на нашем пути люди, — причём вовсе не обязательно писатели — которые считают свои суждения исключительно истиной в последней инстанции. Зачастую для них важен не конструктивный диалог, а монолог, порой, увы, на грани самолюбования. Такие люди забывают, что «высокомерие к другому вызывает высокомерие других к тебе». Но можем ли мы в такой ситуации что-либо изменить? Не знаю, не уверена. Поэтому я предпочитаю придерживаться другой, библейской, истины: «Не суди, да не судим будешь!» «Не судимой» быть не удаётся, но вот «не судить», особенно «всуе», я стараюсь изо всех сил. А ещё пытаюсь не забывать удивительно мудрое высказывание Уинстона Черчилля: «Когда орлы молчат, болтают попугаи». Иногда от этого становится легче.
11. Как вы относитесь к различным конкурсам, как надо относиться к критике и нужна ли она в конкурсной теме вообще?
Я очень хорошо отношусь к конкурсам, считаю их импульсом, толчком к движению вперёд и к саморазвитию. Можно было бы слукавить, повторив расхожую поговорку, что «победа не важна, а важно участие», что мнение критиков для меня вторично, и мне в действительности намного важнее, чтобы книга понравилась читателям, но всё это будет лишь полуправдой. Сермяжная же правда заключается в том, что без побед в престижных конкурсах вряд ли хоть одно новое имя завоюет интерес и внимание читателя. К критике я отношусь, в принципе, положительно, но лишь если она доброжелательна и конструктивна, если в ней есть рациональное зерно, позволяющее не только взглянуть на произведение со стороны свежим, не замыленным взглядом, но и дающее возможность исправить недосмотры и недостатки, что, к сожалению, получается далеко не всегда.
12. Ваше жизненное кредо.
Исходя из моих имени и фамилии, Людмила Чеботарёва, я выбрала для себя псевдоним — ЛЮЧЕ. Он так прижился, что многие думают, что меня именно так и зовут. Люче, на латыни luce, означает «свет», вот и стараюсь изо всех сил соответствовать, а потому своим жизненным кредо вполне закономерно, наверное, считаю строки из стихотворения В.В.Маяковского:
Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!
13. Ваши пожелания нашим юным авторам и коллективу сайта «Союз писателей» и детскому клубу «Озарёнок»!
Помните слова великого Альберта Эйнштейна?
«Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый — так, будто никаких чудес не бывает. Второй — так, будто всё на свете является чудом».
Я — всецело за второй способ! Желаю вам веры в чудеса, творческих озарений, света, тепла, добра, радости, любви и мира! Будьте счастливы, друзья!
Антонина Тесленко ( Mickelson)
ПОМОЩНИК ПРЕЗИДЕНТА МСТС "Озарение"
Редактор журнала "Озаренок" Координатор по городу Пятигорску, член МСТС"Озарение, член Международного союза писателей "Новый современник" Руководитель ЛТО"Истоки озарения"г. Пятигорск Руководитель МДЛК"Озарёнок"
Моя копилка на издание книги.
|
|
| |