ИГРЫ СО СЛОВАМИ, или УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ   БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА 
 Если есть сомнения, необходимо изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы на подозрительную гласную падало ударение: небеса – ударное «е» в словах «небо», «небесный». Исключение: не поддающиеся проверке слова надо запомнить: «собака», «вагон», «корова». Чтобы легче запомнить это исключение, можно воспользоваться следующими строчками: 
 Корова ехала в вагоне, 
 Собака пела на перроне. 
 Если в слове непонятно 
 «Е» писать, а может «и», 
 Ты ещё раз это слово 
 Прочитай и повтори - 
 С удареньем «е» поставим, 
 Без ударной ставим «и». 
 Попытайтесь привести примеры, где непроизносимая гласная в слове была ударной. 
 *** 
 ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА 
 Чередования гласных в корне характерны для русского языка. Они могут зависеть от: ударения; последующей согласной; суффикса, следующего за корнем; значения корня. 
 Давайте вспомним основные правила правописания: 
 В корне «гар-гор» - под ударением пишется «а» (загар), без ударения пишется «о» (загорел): 
 Летом надо загорать, 
 Но не надо забывать: 
 Лишь умеренный загар 
 Нам полезен в млад и старь. 
 А теперь, дружок, запомни - 
 Только станешь загорать, 
 Знай, что «гор» без ударенья 
 «О» здесь надо приставлять. 
 А когда загар пристанет 
 Смело в слове «а» пиши. 
 «Гар» теперь под удареньем, 
 Загорайте, малыши! 
 *** 
 В корне «зар-зор» - без ударения пишется «а» (зарница), под ударением может писаться как «а», так и «о» (зарево, зорька). 
 На заре запел петух – 
 Загорелась зорька вдруг. 
 Испугался он зори: 
 «Зарево, ты не гори!» 
 «Зар» всегда без ударенья – 
 Ты запомни навсегда. 
 «Зор» бывает с ударенье, 
 Но бывает с буквой «а». 
 Прежде, чем слова писать, 
 Надо просто рассуждать. 
 *** 
 В корне «клон-клан» - без ударения пишется «о» (наклонить), а под ударением может писаться как «а», так и «о» (кланяться, поклон). 
 Кланялся слуга царю, 
 Отбивал поклон ему. 
 Кланяться ему не лень, 
 Может бить поклон весь день. 
 Наклонил головку низко, 
 Поклонился очень быстро – 
 Подхалим он у царя, 
 Только кланяется зря. 
 *** 
 В корне «твор-твар» - без ударения пишется «о» (творить); под ударением может писаться как «а», так и «о» (тварь, творчество). 
 Спеши творить добро ты людям, 
 Тебя за это не забудут! 
 Пусть творчество прогонит лень, 
 Твори всегда, хоть целый день! 
 Исключением из правил является слово «утварь». 
 Мы утварь в доме соберем, 
 Почистим все, помоем в нем. 
 Творенье наше не пустяк, 
 Блестит наш дом не просто так. 
 *** 
 В корне «кос-кас» - перед согласным пишется «о» (коснуться). В корне «кос-кас» - перед суффиксом «а» пишется буква «а» (касаться). 
 К наукам прикоснулись мы - 
 Прикосновеньем мы сильны. 
 Косится лень на нас с утра, 
 А мне касаться с ней нельзя. 
 *** 
 В корне «лаг-лож» - перед суффиксом «а» пишется буква «а» (предлагать), в других случаях пишется «о» (предложить). 
 Предложили Мишке кашу: 
 «Кушай, Миша, кашу нашу». 
 Надо Мишке предлагать 
 Спать ложиться лишь в кровать. 
 Мишка, ты теперь запомни: 
 «Лаг» пиши пред буквой «а». 
 «Лож» напишешь в этом корне, 
 Если дальше нет той «а». 
 *** 
 Корень «плов» употребляется в двух словах: «пловец», «пловчиха»; а корень «плыв» употребляется в слове «плывун» и произвольных от этого слова. Корень «плав» - употребляется в остальных случаях (плавание). 
 И пловчиха, и пловец 
 Сбросили немного вес. 
 Плаванье - хороший спорт: 
 Поплывешь и есть рекорд! 
 Ты «пловчиху» и «пловца» 
 С буквой «о» пиши всегда. 
 А лишь станешь «плавать» ты, 
 Сразу «плав» везде пиши. 
 *** 
 В корне «раст (щ)» «а» пишется перед «ст» и «щ» (растить, выращен). Исключение: «росток», «Ростов», «ростовщик». 
 Ростовщик сорвал росток 
 И привез его в Ростов. 
 В остальных случаях употребляется корень «рос» (вырос). Исключение: «отрасль». 
 В поле выросла трава, 
 А на ней растет айва. 
 Выращен тот плод не зря – 
 Будет рада детвора. 
 *** 
 В корне «скак-скач» без ударения буква «а» пишется только перед «к» (скакать). В корне «скоч» перед «ч» пишется буква «о» (вскочить). Различаются в написании формы единственного лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов «заскакать» («начать скакать») и «заскочить» («зайти ненадолго»): заскачу и заскачи – заскочу и заскочи. 
 Зайка от Слона спешил, 
 И в трамвай скорей вскочил. 
 Зайке Слон спешит с балкона 
 Позвонить по телефону: 
 - На минутку заскочи, 
 Ты забыл у нас ключи. 
 - Я не конь, чтобы скакать, 
 Хоть забыл ключи забрать. 
 *** 
 Корень «мак» со значением «погружать в жидкость» пишется с буквой «а» (макать сухарь). Корень «мок» со значением «пропускать жидкость» пишется с буквой «о» (вымокание). 
 Если надо хлеб макать – 
 Не забудьте «а» писать. 
 Если будем промокать, 
 Станем «о» везде писать: 
 Мишка хлебом мед макает, 
 Кролик тут же промокает 
 Нос запачканный мишутки, 
 А не то промочит ушки. 
 *** 
 Кроме этих правил существуют ещё несколько, которые вы обязательно изучите на уроках русского языка. 
 Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с 
 Уб(е)жал б(е)дняга в л(е)с, 
 Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал, 
 Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал. 
 И за б(е)дный тот об(е)д 
 Дал об(е)т над(е)лать б(е)д. 
 А теперь давайте немного поупражняемся в написании слов с теми корнями, которые мы с вами повторили. Вставьте нужные буквы, используя правила, в слова, где встречаются сомнения в правописании букв «а» и «о», «и» и «е»: 
 Г(о)рит з(а)ря на неб(о)своде - 
 Приплыл пл(о)вец на тепл(о)ходе. 
 Л(о)жится Ваня заг(о)рать 
 Не на песок, а на кр(о)вать. 
 Он к другу заск(о)чил с утра. 
 Все буквы вставить нам пора! 
 *** 
 (По книге Дик Н. Ф. Радуга жизни. Стихи, загадки, басни и игры со словами для младших подростков / Н.Ф. Дик. - Азов, ООО "АзовПечать", 2010. - 148 с.)
Добавлено (16.03.2011, 17:53)
---------------------------------------------
ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ 
 Игра «Заколдованное слово» 
 Взрослый (учитель, мама, папа, бабушка или дедушка) зачитывает короткие стихотворения, в которых некоторые слова «заколдованы», т.е. неуместны в этом предложении. Надо «расколдовать» слово - заменить в нём всего одну букву и получить новое, уместное для данного предложения: 
 На лугу паслись две свечки (овечки), 
 А у нас погасли овечки (свечки). 
 Мы построим новый сом (дом), 
 Шевелит усами дом (сом). 
 Мы в тетради ставим дочку (точку) 
 Очень любит мама точку (дочку). 
 Снежный лом (ком) упал на нас, 
 Нужен ком (лом) как раз сейчас. 
 Вот огромная нора (гора), 
 В ней глубокая гора (нора). 
 Мишка ест прекрасный лёд (мед), 
 На реке замерзший мед (лед). 
 Отлежал Мишутка сок (бок) 
 И налил фруктовый бок (сок). 
 *** 
 Игра «Стихотворные анаграммы» 
 Анаграмма – это прием развития логического мышления путем перестановки букв в слове, приводящий к составлению нового слова, например: мука – кума, луг – гул, стук – куст, карп – парк, мир – Рим, адрес – среда. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы – разновидность словесных головоломок, в которых принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число). Стихотворные анаграммы - составление анаграмм из описанных в стихотворении слов. Это может быть и сложное, но уж очень увлекательное занятие. Попробуйте. 
 Я – юмор и веселый смех, 
 Любимица порой для всех. 
 Но если буквы переставишь, 
 Меня на бой пешком отправишь. (Потеха – пехота). 
 Летом всюду я летаю, 
 И жужжу, и всех кусаю. 
 Превратите-ка меня, 
 Сделав частью корабля. (Комар – корма). 
 Я дикий родственник свиньи. 
 Но букв порядок измени – 
 И превращусь в стеклянный склад, 
 В котором прячется салат. (Кабан – банка). 
 Роли я играл на сцене, 
 Выступал и на арене. 
 Кто-то взял и подшутил: 
 Слово это превратил 
 Толи в тряпку, толи в мойку, 
 Положив меня на полку. 
 И теперь на кухне ловко 
 Натираю я морковку. (Актер — терка). 
 Легко дыша в моей тени, 
 Меня ты летом часто хвалишь, 
 Но буквы переставь мои – 
 И целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила). 
 Скрывается мой плод румяный 
 Тенистою листвою, 
 А буквы переставь – 
 Я окажусь рекою. (Слива - Висла). 
 В овраге ты меня сорвёшь, 
 Корзинку из меня совьёшь. 
 Но буквы переставь во мне – 
 Останусь от костра во мгле. (Лоза – зола). 
 Сохатый по лесу бродил, 
 Но вдруг в приправу угодил. 
 Вначале он с рогами спал, 
 Затем соленый сразу стал. (Лось – соль). 
 Первое слово на сцене играет, 
 Его режиссеры частенько снимают, 
 Второе на кухне работает ловко, 
 Протрет вам лимон или даже морковку. (Актер – терка) 
 Я людям на Руси служил, 
 И всяк меня с собой носил, 
 Но если буквы переставишь, 
 Одеть зимой меня заставишь. (Лапоть – пальто). 
 *** 
 Игра «Стихотворные метаграммы» 
 Метаграмма – это прием развития логического мышления путем составления нового слова, отличающегося от исходного только одной буквой (звуком), например: бор – бар, кот – ток и т.д. Метаграммами часто называют также словесные головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты загадывания метаграмм. Цепочки слов - поэтапное составление из одного слова несколько слов, меняя при каждом последующем действии только одну букву в предыдущем слове, например: кот – дот – рот – пот. Задания могут быть самыми различными, например: 
 - заменяя только одну букву в предыдущем слове, превратите час в век или в год (час – бас – бес – вес – век; 
 час – бас – бал – вал – вол – гол – год); 
 - превратите кору в лису (кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса); 
 - как из дома сделать сыр? (дом – том – сом – сон – сын – сыр). 
 - стихотворные цепочки слов: 
 Слово первое – в мешке, 
 В булке хлеба на столе. 
 А второе – к нам летит, 
 И мешает, и жужжит. 
 Только третье нам поможет, 
 Вдохновит и обнадежит. (Мука – муха – муза). 
 Четыре слова отгадай, 
 Лишь буквы к слову подбирай: 
 С буквой «Д» я время суток, 
 Грею солнцем стаю уток. 
 С буквой «П» я след пилы, 
 Подо мною и грибы. 
 С буквой «Т» я на свету, 
 Не люблю я темноту. 
 Ну а с «Л» я спать хочу, 
 И уроки не учу. (День — пень — тень — лень). 
 Три словечка отгадай, 
 Буквы только подбирай: 
 Мной гордятся казаки: 
 «Ишь, под носом – посмотри!». 
 Не успеешь «О» поставить, 
 Как спешит она ужалить. 
 Если вставишь мягкий знак, 
 В колесе я не пустяк. (Усы - оса – ось). 
 Загадаем шесть вам слов 
 С первой буквой. Ты готов? 
 С «Ч» над морем я летаю, 
 С «Г» в машине нахожусь, 
 С «М» тебя я одеваю, 
 С «Л» собачкою зовусь, 
 С «С» можешь в булочной купить, 
 С «Ш» в бане себя мыть. 
 (Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка). 
 А теперь четыре слова 
 С первой буквой. Вы готовы? 
 С «О» – я вам рассказ кончаю, 
 С «У» – дождём вас поливаю, 
 С «А» - ваш груз перевожу, 
 С «К» – с волнами я дружу. 
 Если я случаюсь в море, 
 Рыбакам со мною горе. 
 (Точка – тучка – тачка – качка). 
 Три словечка отгадай, 
 Вторую букву подбирай: 
 С буквой «К» я в ней учусь, 
 С «П» - на ножке я промчусь, 
 С «Т» - окошко закрываешь, 
 Все слова теперь ты знаешь. (Школа – шпора – штора). 
 С «М» она пальто поест, 
 С «С» на кухне место есть. (Моль – соль). 
 С «Д» - лишь мамино творенье, 
 С «Т» - окончанье предложенья. (Дочка – точка) 
 Две первых буквы для меня – 
 И креслом стану для царя. 
 Две первых буквы заменю 
 И в колокола я зазвеню. (Трон – звон). 
 Буква «а» внутри стоит – 
 Много тайн в себе хранит. 
 Люди в слове том живут, 
 Много их и там, и тут. 
 Лишь заменишь «а» на «у» - 
 За гитарой побегу. (Страна – струна). 
 Вторая буква «о» во мне 
 И я на ветке по весне. 
 А «е» поставлю вместо «о» - 
 Готов избе дарить тепло! (Почка – печка). 
 *** 
 Игра «Стихотворные логогрифы» 
 Логогриф (логографы) (от греч. «логос» - слово и «грифос» - загадка, сеть) - словесная головоломка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). Здесь принято загадывать не любые слова, а существительные в именительном падеже или имена собственные, например, из слова «рот», добавив букву, можно получить слова «крот». 
 Я глубока и полноводна, 
 И вся страна гордится мной. 
 А впереди ты «И» прибавишь – 
 И стану птицей я лесной. (Волга – иволга). 
 Мы всех – и взрослых, и детей – 
 В часы досуга развлекаем, 
 Но если нам приставить «Т», 
 Мы их ужасно испугаем. (Игры - тигры). 
 Я с «Л» смягчённым – под землёй – 
 Бываю каменный и бурый, 
 А с твёрдым – в комнате моей 
 В геометрической фигуре. (Уголь – угол). 
 Несёт меня с трудом старик, 
 Но если «Ю» прибавить, вмиг 
 К нему придёт на помощь тот, 
 Кто без труда меня несёт. (Ноша – юноша). 
 В ранце я всегда лежал, 
 Букву как-то потерял… 
 Если руки с мылом мыли, 
 То меня с водою смыли. (Пенал - пена) 
 Чтоб поддерживать скворечню 
 Иль антенну, я гожусь. 
 С мягким знакомя, конечно, 
 Сразу цифрой окажусь. (Шест – шесть). 
 Можно предложить более легкие стихотворные загадки: 
 Из усатого сладкоежки 
 Можно сделать без труда 
 Слеповатого ночлежку, 
 Дом которого - нора. (Кот – крот). 
 Мой верный друг – сердитый гром. 
 Но если букву уберем, 
 То превращаюсь я в цветок: 
 Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза – роза). 
 В короне я сижу на троне, 
 Любуюсь собственной персоной. 
 Как в слове «О» я потеряю, 
 Так стиль пловца обозначаю. (Король – кроль). 
 Отгадай четыре слова, 
 Поменяй лишь буквы снова: 
 С «Б» - ударила в руке, 
 С «М» - сидит в воротнике, 
 С «Т» на крышу взобралось, 
 С «Кр» - пловцу лишь удалось. 
 (Боль – моль – толь – кроль). 
 Три словечка отгадай, 
 Буквы смело подставляй: 
 С «У» - идет он в каждой школе, 
 С «За» - залог в любом он споре, 
 С «По» - пристанет к малышам, 
 И мешает в жизни нам. (Урок – зарок – порок). 
 Слово спряталось и ждет, 
 Кто его скорей найдет? 
 Землю пашет это слово, 
 Забодать тебя готово, 
 И в кафе его найдешь, 
 Что за слово – ты поймешь? (Барона – баран – бар). 
 «Этот кот - ну просто жмот, 
 На плоту разинул рот; 
 Повернул за поворот - 
 На лугу увидел скот» 
 Сколько раз вместилось в строчки 
 Слово «кот» и «от» до точки? 
 («Кот» - 2 раза, «от» - 7 раз). 
 От глагола «рвет» скорей, 
 Образуй слова быстрей. 
 Вставь в стихи и прочитай! 
 И подумай, и сыграй: 
 Карапуз цветочки …. (рвет), 
 И к тому ещё …. (ревёт). 
 Мама плаксу в дом …(зовет) - 
 У него болит живот! 
 Мыла мама шилом раму, 
 Папа мылом туфли правил… 
 Что то здесь пошло не так, 
 Догадаться не пустяк. 
 Поменяй слова скорей – 
 Стань поэтом побыстрей! 
 (Мыла мама мылом раму, 
 Папа шилом туфли правил). 
 Три слова просто отгадаем, 
 Умело буквы лишь поставим: 
 Вот слово первое мурлычет, 
 Второе – корни в норке ищет, 
 А третье, улыбнувшись, шлет привет. 
 Что, догадались? В чем секрет? (Кот – крот – рот). 
 Заменим буквы в слове ловко 
 И отгадаем, в чем уловка: 
 Здесь, на Кавказе, есть ….(гора), 
 А в ней прорытая ….(нора). 
 С утра вставать пришла … (пора). 
 Спасибо всем, вот это да! 
 Кто перепутал все слова? 
 Кружится даже голова. 
 Найди словам свое ты место, 
 Поставь туда, где быть уместно: 
 Гуляет в чистом горе (поле) ветер, 
 А поле (горе) входит в старый дом. 
 Корабль плывет в соленом горе (море), 
 Ему не страшен даже шторм. 
 *** 
 Игра «Стихотворные шарады» 
 Шарада – один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами или слогами. В шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например: если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль). 
 Мой первый слог – бумаг большая куча, 
 А из второго – каша будет гуще. 
 А в целом – дерева стройнее 
 Не знает ни одна аллея. (Кипа-рис). 
 Первый слог - намек слегка - 
 Третья часть снеговика. 
 Слог второй немного больше - 
 Так зовётся леди в Польше. 
 А в конце, мои друзья, 
 Не забудьте про меня. (Ком-пани-я). 
 Первый слог – простая нота, 
 Слог второй – уже игра 
 Если думать неохота, 
 Вещь возьми у столяра. (До-лото). 
 Первый слог известен Архимеду, 
 Два вторых совместно значат «век». 
 В целом – огнестрельное оружье, 
 Лучше б не владел им человек. (Пи-сто-лет). 
 Слог первый любит самолет, 
 Он самый опытный пилот. 
 Второй, любуясь на себя, 
 Бывает стулом для царя. 
 Слог третий – это сопротивленье, 
 Вернее, единица измеренья. (Ас-трон-ом). 
 Слово первое поет, 
 Открывая группой рот. 
 А второе зажужжит 
 И на скот скорей спешит. 
 Если вместе их сведешь, 
 Вокруг елки запоешь. (Хор – овод). 
 Слог первый – термин при игре. 
 Второй – в атаку позовет. 
 А вместе – домик во дворе, 
 И Шарик в нем давно живет. (Кон – ура). 
 Слог первый в чайнике шипит, 
 И засвистит, как закипит. 
 Второй - под носом казака, 
 Гордится им казак не зря. 
 Белеет в море вдалеке 
 Все слово в старом челноке. (Пар – ус). 
 Первый слог с горы свалился, 
 Он из снега получился. 
 А второй – спешит играть, 
 Просит мячик передать. 
 Вместе – в рюкзаке живет 
 И на север поведет. (Ком – пас). 
 Первый слог – есть мера веса, 
 А второй – в сосновом лесе. 
 Вместе – добрый Артемон, 
 Кучерявый вечно он. (Пуд – ель). 
 Первый слог плывет с фонтаном 
 По бескрайним океанам, 
 А второй под Новый год 
 Папа в дом мне принесёт. 
 Слога два соедини 
 И мундир ты получи. (Кит – ель). 
 В первой части - на земле наследил медведь везде. 
 Во второй – прейдет с годами, понимаем это сами. 
 Если вместе обе части – по густой пройдете чаще. 
 (След – опыт). 
 *** 
 (По книге Дик Н. Ф. Радуга жизни. Стихи, загадки, сказки, басни и игры со словами для младших подростков / Н.Ф. Дик. - Азов, ООО "АзовПечать", 2010. - 148 с.)