[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Mickelson  
Литературный форум » Клуб "Озарёнок" » Архив конкурсов » Всероссийский конкурс "Загадочный Лермонтов" » Научно-исследовательская работа "Такие разные дуэли" (Научно-исследовательская работа)
Научно-исследовательская работа "Такие разные дуэли"
dryamarina2009 Дата: Вторник, 11 Ноя 2014, 06:34 | Сообщение # 1
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 137
Награды: 3
Репутация: 0
Автор: ученик 6А класса МБОУ "Хибинская гимназия" города Кировска Мурманской области Румянцев Павел.

С петровских времен в России смерть согласно официальной идеологии венчала героическую жизнь, становилась наградой и кратчайшим путем к славе. «Лицо эпохи отразилось и в образе смерти»,- писал Ю. Лотман.– Смерть давала свободу. Смерть искали в кавказской войне, казавшейся бесконечной, и на дуэли. Под дулом дуэльного пистолета человек освобождался от императорской власти и от петербургской бюрократии. Возможность увидеть своего врага лицом к лицу и направить на него свой пистолет давала лишь миг свободы. Не понимая этого, мы не постигнем, почему Пушкин пошел к барьеру, а Лермонтов бравировал готовностью подставить грудь под выстрел. Там, где вступала в права смерть, кончалась власть императора».
В определении истинных причин дуэлей А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова актуальность работы.
Гипотеза исследования: Смерти русских поэтов 19 века А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова неслучайны.
Тема исследования: «Такие разные дуэли».
Цель исследования: выявить сходство и различие причин, приведших к дуэлям русских поэтов 19 века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Задачи исследования:
1. Проанализировать некоторые этапы жизни А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, найти сходство и различие судеб двух поэтов.
2. Выявить осведомлённость учащихся разного возраста о причинах дуэли путём социологического опроса.
3. Сравнить разные представления о причинах дуэлей поэтов.
4. Проследить судьбы дуэлянтов.
Для достижения цели в работе использовались следующие методы:
1.Работа с архивными материалами.
3.Сравнительный метод.
4.Исследовательский метод.
5.Анализ полученных результатов.
Объект исследования: судьбы поэтов Х IХ века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Предмет исследования: причины дуэлей поэтов.
Считается, что причины дуэлей поэтов Пушкина и Лермонтова давно изучены. В работе же проводится сравнительный анализ причин, приведших к дуэлям поэтов, с тем, чтобы определить их истинность. В этом новизна исследования.

Пушкин и Лермонтов — современники, но они никогда не встречались. Оба родились в Москве, и оба стали потом петербуржцами. Отец Пушкина, Сергей Львович, в молодости состоял на военной службе, однако довольно скоро подал в отставку и занялся своим любимым делом – литературой и поэзией.
Мать – Надежда Осиповна Пушкина – вела дела и воспитывала детей, а также фактически возглавляла семью, поскольку от природы обладала решительным, порой даже жёстким, характером. Странно, но факт: раннее детство Пушкин вспоминал безо всякой охоты, не чтил семейных обычаев, был холоден к родителям. Ни разу не упомянул ни отца, ни мать в своих стихах. Переписка с родителями тоже не сохранилась. Родимой обителью, домом называл он Лицей.
Отец М. Ю. Лермонтова был не настолько богат и знатен. Но, по словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, хотя крайне легкомысленный и несдержанный. Мать Лермонтова, Марья Михайловна, урождённая Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Брак был, по тогдашним понятиям, неравным. Семейное их счастье продолжалось очень недолго. Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817 г., оставив в воспоминаниях сына много смутных, но дорогих ему образов. «В слезах угасла моя мать»,- говорил Лермонтов и помнил, как она пела над ним колыбельные песни. После смерти матери отец Михаил Петрович хотел увезти сына с собой, но Е.А. Арсеньева, бабушка Михаила Лермонтова, убедила его не делать этого: она хотела сама дать мальчику хорошее воспитание. Отец и сын с тех пор виделись очень редко.
И Пушкин, и Лермонтов происходили из старинных дворянских родов. Предком Пушкина был Гаврило Олексич, соратник Александра Невского, мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой «арапа Петра Великого» А. П. Ганнибала, уроженца Эфиопии. И у Лермонтова иностранные корни: его род, по преданию, происходил от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен русскими войсками осенью 1613 года, оставшегося в России и ставшего в 1621 году русским дворянином. А ещё у Пушкина и Лермонтова были общие знакомые: корнет Лермонтов — однополчанин поручика Гончарова, шурина Пушкина.
Судьбы обоих писателей объединяет то, что важную роль в их жизни, да и в творчестве сыграли отнюдь не родители, а люди дальнего родства, и даже и не родственники.
Благотворное влияние на юного Пушкина оказала бабушка по материнской линии Мария Алексеевна. Женщина трагической судьбы и удивительного светлого ума, она говорила и писала прекрасным русским языком. Это она первая научила Пушкина читать и писать по-русски, когда ему было пять или шесть лет.
Огромное влияние на будущего поэта оказала и его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит ей немало литературных произведений.
И на Лермонтова большое влияние оказала бабушка Е. А. Арсеньева. Раннее детство Лермонтова прошло в её имении – Тарханах. Она лелеяла его с колыбели, сосредоточила на нём всю свою любовь и заботы. Лермонтов рос как богатый барчук – бабушка делала всё, чтобы он мог учиться, развиваться физически. До десятилетнего возраста Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка три раза возила его в Пятигорск. Он с самых ранних лет познал не только узенький домашний мирок Тархан, но и большой мир. Величественный Кавказ произвел на мальчика неизгладимое впечатление. Именно там юный Лермонтов познакомился с жизнью горцев, их фольклором, что нашло большое отражение в творчестве поэта.
И свои первые стихотворения поэты написали в одинаковом возрасте:
В июле 1814 года Пушкин впервые выступил в печати со стихотворением «К другу-стихотворцу», подписанным псевдонимом Александр Н.к.ш.п. .Тогда ему было 15 лет.
И Лермонтов пишет первые свои стихи, которые посвящает предмету своего первого обожания – Кате Сушковой, когда учится в Московском университетском благородном пансионе.
Таким образом, мы видим, что и Пушкин, и Лермонтов родились в Москве, в богатых родовитых семьях. Оба получили хорошее образование и воспитание, знали иностранные языки и с самого детства проявляли интерес к литературному творчеству.
Вот только, пожалуй, причины их первых ссылок были совсем разными:
После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В это время появляются тайные общества, в которые Пушкин не входил, но в числе приятелей у поэта было немало будущих декабристов. В своих стихах он сочувствовал их вольнолюбивым мечтам. Стихи Пушкина быстро расходились между молодёжью. Это привело к неожиданным изменениям в его судьбе. Представители власти провели обыск в его квартире. Не смотря на то, что ничего не нашли, поэт был отправлен в ссылку.
Именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Он создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, а стихотворение «Узник» стало своеобразным жизненным девизом молодого поэта.
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!
Автор понимал, что он рождён свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить. А значит, никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.
Эти же мысли разделял и Лермонтов. Иначе как понять то, что в 1832 году, когда он написал уже более 50 стихотворений, одним из самых знаменитых стало стихотворение «Парус»! Оно так перекликается с «Узником» Пушкина!
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
И уж навсегда их судьбы объединило то, что в 1837 Лермонтов написал стихотворение «Смерть Поэта», которое послужило откликом на последнюю дуэль Пушкина. Мишель был болен, когда по Петербургу разнеслась весть об этом страшном событии.
Стихотворение Лермонтова в копиях разнеслось по столице. «С тех пор, кому дорого русское слово, - писал Шар-Гирей, - стало известно имя Лермонтова». «Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта – Лермонтов», - вспоминал писатель В.А. Сологуб.
Все эти факты и впечатления позволили Лермонтову по-новому взглянуть на причины гибели Пушкина, изменить стихотворение в последних шестнадцати строках. Не отменяя ранее написанный текст, Лермонтов перенес внимание на преследование поэта высшей знатью. Они несут главную ответственность за участие в травле, за гибель поэта. Лермонтов сумел правильно оценить общественно-историческое значение утраты. Он знал, что император был причастен к судьбе Пушкина (в эпиграфе Николай 1 становится действующим лицом). В момент, когда высшая знать оправдывала Дантеса, Лермонтов обратился к самому царю:
Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу...
Эпиграф (это долго не отмечалось лермонтоведами) был воспринят как величайшая дерзость. Корнет лейб-гусарского полка вмешивается в дела царя! Это было вопиющим нарушением установленного порядка. Эпиграф должен был раздражить царя, потому что он вовсе не собирался казнить Дантеса, а просто отправить его на родину во Францию.
Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на него такую резолюцию: «Приятные стихи, нечего сказать… Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он, а затем мы поступим с ним согласно закону».
Вскоре Лермонтов был арестован.
Зато Лермонтов сразу же становится известным в передовых кругах русского общества. Сам поэт, в одном своем письме говорит о своих успехах: "На меня была мода, меня буквально разрывали...» Он пишет много, и его стихи печатают в лучших журналах. Императрица делает выписки из них в своем дневнике, а позже дарит своей сестре его книги. Поэтом интересуются даже царские дочери. А на свадьбе одной из фрейлин, во дворце, присутствуют и сам царь, и Лермонтов.
Но думается, что здесь был дальний прицел. Царь и его слуга предпочитали держать неблагонадёжного поэта под рукою, в столице и Царском Селе, чтобы легче было над ним надзирать. Лермонтова сознательно допустили на семейное торжество царской семьи. Эти факты создают впечатление, что его хотели приручить. Это была излюбленная общая тактика Николая 1— держать подозреваемых им лиц в наибольшей близости к себе.
Вообще, 1839 год особенно насыщен для Лермонтова. Уже подумывал об отставке – ему полностью хотелось отдаться литературному творчеству и издавать свой журнал. Он видел многое, скрытое от его современников.
И отношения Пушкина с Николаем I были крайне натянутыми: в апреле 1834 года почтовая цензура перехватила и представила Николаю письмо Пушкина к жене, в котором поэт отозвался в неподобающем тоне о царе: "Он хоть и упёк меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут". Царь пришёл в гнев. Так Пушкину открылась новая, неизвестная ему черта в лике русского государя. "Какая глубокая безнравственность в привычках нашего правительства! Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит их читать царю, и царь не стыдится в том признаться... Что ни говори, мудрено быть самодержавным", - писал А. Пушкин. И Николай перестает быть честным и благовоспитанным человеком в глазах Пушкина.
К сожалению, в то время у Пушкина были материальные затруднения, должность при дворе не давала спокойно работать, а переиздание его произведений не приносило больших доходов. К тому же в мае 1832 года у Пушкиных родилась дочь Мария, а в июле 1833 года - сын Александр, позднее, 1835 году родится сын Григорий и 1836 году - дочь Наталья. В Петербурге жили сами Пушкины и две сестры жены. Для того чтобы содержать такую большую семью и давать ей возможность вести широкую светскую жизнь, Пушкин прибегает к займу и залогам драгоценностей. Долг у него составлял 60 тыс. рублей, и ему всё же пришлось прибегнуть к помощи государства, чем он оказался окончательно привязан ко двору.
А что же стало причиной роковой для Пушкина дуэли?
Ещё в 1835 году появился повод к дуэли, когда молодой офицер Дантес начал ухаживать за Натальей Николаевной. По двору ходили мерзкие сплетни. 4 ноября 1836 года поэт получил три экземпляра анонимного клеветнического пасквиля, где указывалось косвенно на измену его жены с Николаем I. Такие же пасквили получили несколько его знакомых. Пушкин заподозрил в авторе этого письме Геккерна (приемного отца Дантеса) и вызвал на дуэль Дантеса. Наталья Николаевна, узнав о пасквиле, откровенно рассказала то, что мучительно скрывала, не желая волновать мужа, - о поведении Дантеса и прямом сводничестве его приёмного отца. Пушкин никогда не сомневался в чистоте своей жены, но считал, что имя первого поэта России должно быть не запятнано. Как дипломат, Геккерн не имел право драться, поэтому Пушкин послал вызов Дантесу. Лишь вмешательство поэта В. А. Жуковского предотвратило дуэль. 23 ноября на аудиенции Николай 1 взял с Пушкина слово ни под каким предлогом не выходить на дуэль. По настоянию Пушкина Дантес женился на одной из сестер Натальи Николаевны Гончаровой.
В силу светских условностей (желание Николая I, который хотел, чтобы Наталья Гончарова танцевала в Аничкове) Пушкин должен был вывозить жену на балы, где почти всегда был Дантес. Теперь «на правах родственника» он чаще, чем того требовало приличие, приглашал Наталью Николаевну и кружил ее в вальсе на глазах у мужа, забывая о собственной жене. Все наблюдали за разыгрывающей драмой – и никто не остановил, не осудил наглого кавалера. Терпению поэта пришел конец.
25 января 1837 года Пушкин отправил барону Геккерну письмо, где в самых резких выражениях оценил поведение Дантеса. В конце поэт писал «…Я не могу позволить, чтобы ваш сын, после своего мерзкого поведения, смел разговаривать с моей женой и отпускал ей казарменные каламбуры и разыгрывал преданность и несчастную любовь, тогда как он просто плут и подлец». На такое письмо мог быть только вызов на дуэль. Этого и хотел поэт. Вызов принял Дантес.
Пушкин хотел разрубить узел, не видя иного выхода. Любой исход дуэли его устраивал: дуэль, запрещенная законом, могла привести к ссылке, а следовательно, к желанному освобождению от придворного камер-юнкерского плена или же закончиться смертью… В.А.Сологуб, близкий приятель поэта, свидетельствовал: поэт «в лице Дантеса искал или смерти, или расправы с целым светским обществом».
Итак, невозможно представить, что в течение трёх ужасных для поэта месяцев на глазах у всех: императора, великосветского общества, приятелей и близких друзей разыгралась смертельная драма величайшего гения, - и никто, никто не смог её предотвратить.
Дуэль была назначена на 27 января 1937 года. Опасаясь, чтобы близкие друзья опять не расстроили дуэль, Пушкин только утром попросил своего лицейского товарища Данзаса стать его секундантом. Данзасу едва хватило времени обговорить самые жесткие условия дуэли, выкупить пистолеты, выбранные поэтом заранее. В четвертом часу сани с Пушкиным и Данзасом катили к месту дуэли на Черную речку возле Комендантской дачи. Говорят, что на Дворцовой набережной они встретили Наталью Николаевну, ехавшую в экипаже. Встреча эта, возможно, могла бы предотвратить дуэль, но жена Пушкина была близорука, а поэт смотрел в другую сторону…
Условия дуэли были смертельны: расстояние между барьерами, которыми служили брошенные шинели – 10 шагов, и 5 до барьера. Стреляющихся развели, и по знаку Данзаса они стали сходится. Пушкин подошел к барьеру, стал наводить пистолет. Дантес выстрелил, не дойдя до барьера одного шага. Пушкин упал, но собрав все свои силы, опираясь на руку, приподнявшись, долго целился и выстрелил. Выстрел был точный, и если бы Дантес не стоял боком, прикрыв грудь рукой, был бы убит. Но пуля пробив ему руку, по свидетельству очевидцев, отскочила от пуговицы мундира.
Рана Пушкина - в живот - оказалась смертельной. Около шести вечера поэта привезли домой. Придворный хирург, подтвердил, что рана смертельна. Прощаясь с врачом, который ехал во дворец, Пушкин произнес: «Попросите государя, чтобы он меня простил. Поэт имел в виду, что он нарушил слово данное императору – вышел на дуэль». Через некоторое время врач привёз от Николая 1 записку, в которой «послал поэту своё прощение».
Гроб с телом Пушкина установили в передней комнате, чтобы желающие могли проститься. Пушкин лежал в любимом старом сюртуке, а не в камер-юнкерском мундире, как того желал бы Николай 1.
В своё время Пушкин писал:
Но злобно мной играет счастье:
Давно без крова я ношусь,
Куда подует самовластье;
Уснув, не знаю, где проснусь.-
Всегда гоним…
Он оставался гонимым и после смерти. Шеф жандармов Бенкендорф, испугавшись всенародной любви к погибшему поэту, издал приказ тайно перенести тело Пушкина. В полночь друзья поэта, окружённые кольцом жандармов, на плечах отнесли гроб в церковь. Затем предстоял долгий путь к стенам Святогорского монастыря. Тут тоже было велено не оказывать никаких особых почестей. Все было тихо, достойно и очень скромно.
Дуэль Пушкина и Дантеса словно прошла по сценарию стихотворения написанного за несколько месяцев до смерти, в августе 1836 года, Пушкин написал стихотворение, которое стало поэтическим итогом его творчества, обращённым к далеким потомкам, к нам:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Кажется, больше шуму, чем история травли Пушкина, не производило ни одно петербургское великосветское происшествие. За перипетиями афишированного ухаживания Дантеса за Натальей Николаевной следили десятки глаз. Обстоятельства его женитьбы обсуждались во всех гостиных, вплоть до покоев Аничкова дворца. Поведение Пушкина, доведённого до исступления, было у всех на глазах. Но царь, как справедливо указывают последние исследователи, предпочитал стоять в стороне, молча наблюдать и терпеливо ожидать роковой развязки.

Спустя какие-то три года, в 1840 году, состоялась первая дуэль Лермонтова с французским послом де Барантом, за которую поэт вторично был сослан на Кавказ. Виновницей дуэли молва называла княгиню М.А. Щербатову. Но истинной причиной этого столкновения, как мне кажется, был спор о смерти Пушкина. Недаром французское посольство, прежде чем пригласить Лермонтова на новогодний бал 1 января 1840 год, интересовалось, кого бранит Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» - французов вообще или только убийцу Пушкина. После дуэли, находясь под арестом, Лермонтов в сердцах высказался: «Я ненавижу этих искателей приключений…».
Началась волна явных гонений на поэта. Ситуация повторяется. Лермонтова, как и Пушкина в своё время, понизили в должности: он был переведён в пехотный армейский полк и направлен в самый опасный пункт военной экспедиции на Кавказе. Лермонтов показывал чудеса храбрости, появляясь неожиданно в самых опасных местах. Он умел расположить к себе подчинённых, полностью разделяя с ними все тяготы походной жизни. В официальных донесениях Лермонтов неоднократно представлялся к наградам, но царь систематически отказывал ему в этом. Такая мера применялась к самым опасным или государственным преступникам.
О причинах роковой дуэли Лермонтова с Мартыновым высказано немало предположений, но ни одно из них нельзя считать решающим, окончательным. Интересуясь событиями того дня, я много изучил историй про самого Мартынова. Однокашник поэта, Лермонтов всегда относился по-дружески, мечтал дослужиться до генеральского чина на Кавказе, но карьера ему не удалась. Любил оригинально одеваться. Одно в нём не изменялось: за поясом торчал кинжал.
Существует много версий причин состоявшейся дуэли, но показания всех очевидцев этого дела сходятся в том, что Мартынова возмутила острота, пущенная в его адрес поэтом. Секундант Лермонтова князь Александр Васильчиков вспоминал: "Однажды на вечере у генеральши Верзилиной Лермонтов в присутствии дам отпустил какую-то новую шутку, более или менее острую, над Мартыновым. Что он сказал, мы не расслышали; знаю только, что, выходя из дому на улицу, Мартынов подошел к Лермонтову и сказал ему очень тихим и ровным голосом по-французски: "Вы знаете, Лермонтов, что я очень часто терпел ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторяли при дамах",- на что Лермонтов таким же спокойным тоном отвечал: "А если не любите, то потребуйте у меня удовлетворения".
Увы, понятие чести в 19 веке имело и свои отрицательные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни. Однако русское дворянство из-за «шуточек» не стрелялись – для дуэлей было только две причины: оскорбление чести и женщины. Вторая версия в случае Лермонтова с Мартыновым заведомо отпадает, значит, остаётся первая. Вызов на дуэль оказался для Лермонтова неожиданным.
Когда явились на место, где надобно было драться, Лермонтов, взяв пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову, что ему не приходило никогда в голову его обидеть, даже огорчить, что все это была одна шутка, а что ежели Мартынова это обижает, он готов просить у него прощение не токмо тут, но везде, где он только захочет!.. «Стреляй! Стреляй!» - был ответ исступленного Мартынова. Надлежало начинать Лермонтову, он выстрелил на воздух, желая все кончить глупую эту ссору дружелюбно. Мартынов думал не так великодушно. Он быстрыми шагами подошёл к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперёд, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные.
«Удивительно, что секунданты допустили Мартынова совершить его зверский поступок, - рассуждал позже один из очевидцев дуэли. - Он поступил противу всех правил чести, благородства и справедливости. Ежели он хотел, чтобы дуэль совершалась, ему следовало сказать Лермонтову: извольте зарядить опять ваш пистолет. Я вам советую хорошенько в меня целиться, ибо я буду стараться вас убить. Так поступил бы благородный храбрый офицер, Мартынов поступил как убийца».
Конечно, ни Николай I, ни Бенкендорф, ни даже Мартынов не вынашивали планов убийства Лермонтова-человека. Прост все они – каждый по-своему – создавали атмосферу, в которой не было места Лермонтову-поэту. И М. Ю. Лермонтов, сосланный на Кавказ за удивительные стихи, написанные им по поводу смерти Пушкина, погиб в 1841 году на дуэли, подобно великому поэту А. С. Пушкину, которого он воспел. Вот ирония судьбы!
Тогда я решил адресовать свой вопрос о причине дуэлей двух великих поэтов 19 века учащимся и учителям МБОУ «Хибинская гимназия». Ответы представлены мной в таблице и диаграмме (см. Презентацию к работе).
№ Вопросы Ответы Количество респондентов

1.
Что вы знаете о дуэли А. С. Пушкина? Защищал честь жены 51 %
Убийство Дантесом 17%
Ничего 8%
Обман Дантеса 3%
Погиб на дуэли 1%

2.
Что вы знаете о дуэли М. Ю. Лермонтова?
Невинная шутка, недоразумение,
обычная ссора
32%
Благородство 32%
Лермонтов не хотел убивать 8%
По заказу царя 3%
Обида, нанесённая Лермонтовым 2 %

В анкетировании принимало участие 109 респондентов разных возрастов:
5 класс - 26 учащихся,
7 класс – 67 учащихся,
8 класс – 16 учащихся.
Самой распространённой причиной дуэли А. С. Пушкина более 50 % учащихся называют защиту чести жены Пушкина Гончаровой Натальи Николаевны. На 2 месте (21%) при ответе на вопрос о дуэли Пушкина прозвучало слово «убийство», даже «обман Дантеса» (3 %). К сожалению, хочется отметить, что 8% учащихся написали, что вообще ничего не знают о дуэли А. С. Пушкина и Дантеса.
Из высказываний о дуэли М. Ю. Лермонтова можно определить следующую причину дуэли: 32 % указали на то, что причиной дуэли была невинная шутка М. Ю. Лермонтова по отношению к своему товарищу, а также недоразумение. Столько же указали, что благородство позволило поэту не убить Мартынова, а выстрелить вверх, а также написали, что Лермонтов и не собирался убивать и оскорблять Мартынова. В 3 % ответов даже прозвучало словосочетание «по заказу царя»! Лишь 2% из всех респондентов видят причину дуэли во вспыльчивом характере самого поэта.
Изучив и сопоставив факты, я понял, что смерть великих русских поэтов не случайна, она на совести людей вышестоящих.
Изучив ответы учащихся, я также вижу, что мои предположения полностью подтвердились. Даже ученики 5 классов, только начинающие знакомство с творчеством этих поэтов, считают, что смерти Лермонтова и Пушкина отнюдь не были случайны.
Даже судьбы дуэлянтов, убийц русских поэтов Пушкина и Лермонтова, подтверждают мои предположения: разжалованный за убийство на дуэли в рядовые и изгнанный из пределов России, Дантес уехал во Францию. Русские, жившие во Франции, не пускали убийцу Пушкина к себе на порог. Но карьеру пробивной, ловкий и беспринципный Дантес сделал. И был вполне доволен своей судьбой. И уж, конечно, угрызения совести по поводу убийства им Пушкина его не мучили.
И всё-таки возмездие настигло Дантеса еще при жизни, в его собственном доме, в образе его третьей дочери Леони-Шарлотты, родившейся 4 апреля 1840 года. Будучи наполовину русской и племянницей Натальи Гончаровой, жены Пушкина, она блестяще знала русский язык в отличие от своих сестер и брата. Свою жизнь Леони посвятила памяти Пушкина, знала наизусть многие его стихи. Вместо распятия в ее комнате висел портрет Пушкина. Она была красавицей, умницей, изучала иностранные языки, сама сочиняла стихи. Много лет спустя ее брат Жорж очень тепло отозвался о Леони. Своей любовью к Пушкину дочь довела отца до исступления, и у него не выдержали нервы. Дантес стал жаловаться, что Леони будто бы поклялась свести его в могилу за дуэль с Пушкиным. Используя свои связи, сенатор Дантес в конце концов сумел упрятать Леони-Шарлотту в психлечебницу на том основании, что девушка испытывает "ненормальную любовь к покойному дядьке", то есть к великому Пушкину. И та умерла от душевной болезни в 1888 году. И хотя сейчас в Сульце находится 3-этажный дом Дантеса и даже есть улица его имени (!), возмездие в образе его родной дочери настигло Дантеса еще при жизни, не говоря уже о вечном проклятии его имени.

Майор Мартынов после ареста за дуэль с Лермонтовым и убийство поэта думал, что его ждет суровый приговор: ссылка в Сибирь или разжалование в рядовые. Однако этого не случилось. Он был приговорен военным судом к заключению в крепость на гауптвахту на 3 месяца и преданию церковному покаянию. Исключительно мягкое наказание для убийцы соперника на дуэли при отягчающих вину обстоятельствах! А Николай I простил убийцу Лермонтова. Он даже отменил его заключение в крепость, оставив только церковное покаяние.
Он умер в возрасте 59 лет и похоронен в фамильном склепе в Знаменском (село под Москвой, принадлежавшее его отцу). Что интересно, когда после Великой Отечественной войны сгорел старый барский дом, то от имения остались только полусгоревшая церковь и несколько ветхих жилых домов, в которых живут военнослужащие с семьями. Здесь сейчас находится городок воинской части. Теперь село Знаменское называется Лесная Цесарка, а в народе его зовут Черное место или Мартыново. На территории воинской части то нелепо гибнут солдаты, то случаются странные пожары. Поистине проклятое место. Мартынов не нашел себе места в жизни, а останки его не нашли упокоения после смерти. Возмездие за убийство Мартыновым Лермонтова пришло к нему ещё при жизни, и оно же настигло его и после смерти.

Итак, была проведена следующая деятельность:
1) анализ судеб двух поэтов;
2) выявление осведомлённости учащихся МБОУ «Хибинская гимназия» о причинах дуэлей поэтов;
3) сравнение разных представлений о дуэлях;
4) прослеживание судеб дуэлянтов.
Это привело к следующему выводу:
Несмотря на то, что А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов никогда не встречались друг с другом, их судьбы во многом схожи: начиная с воспитания и образования и заканчивая гибелью.
Таким образом, гипотеза полностью подтвердилась:
роковые для поэтов дуэли состоялись вовсе не случайно, и гонение царя и его приближения на умных и свободолюбивых поэтов, которых невозможно было приручить, очевидно.


Сообщение отредактировал dryamarina2009 - Вторник, 11 Ноя 2014, 06:36
 
Мила_Тихонова Дата: Вторник, 11 Ноя 2014, 07:15 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 19655
Награды: 341
Репутация: 742
Цитата dryamarina2009 ()
В работе же проводится сравнительный анализ причин, приведших к дуэлям поэтов, с тем, чтобы определить их истинность. В этом новизна исследования.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-43155/
Если вы пройдёте по этой ссылке ( и множеству подобных), то вы заметите, что тема сравнительного анализа причин, приведших к дуэли, поднималась неоднократно разными авторами.
Многие части работы идентичны подобным исследованиям.
Я не нашла ничего нового.
Хотя сама работа написана грамотно и труд, конечно, приложен.
Спасибо.


Играть со мной - тяжёлое искусство!
 
dryamarina2009 Дата: Вторник, 11 Ноя 2014, 18:45 | Сообщение # 3
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 137
Награды: 3
Репутация: 0
Цитата МилочкаТ ()
Многие части работы идентичны подобным исследованиям.

Вы хотите сказать, что ученик переписал чьё-то?! Да он работал над этим исследованием больше года, и , кстати, даже и не слышал о Вашем сайте! Так что простите, не согласна. А новизна исследования в том, что именно в литературоведении нет сравнительного анализа дуэлей двух известных поэтов!
 
Карабас_Барабас Дата: Среда, 12 Ноя 2014, 13:11 | Сообщение # 4
Зашел почитать
Группа: Жюри
Сообщений: 80
Награды: 0
Репутация: 0
Павенл, добрый день!
Актуальность и новизна твоей научно-исследовательской работы у меня не вызывает сомнений Проделана большая работа по сравнительному анализу двух известных литературному миру поэтов-дуэлянтов. Этот материал можно смело использовать в твоей будущей диссертационной работе, посвящённой творчеству М.Ю.Лермонтова.
 
prostota Дата: Среда, 12 Ноя 2014, 22:08 | Сообщение # 5
Постоянный участник
Группа: Автор
Сообщений: 432
Награды: 5
Репутация: 6
Цитата dryamarina2009 ()
Вы хотите сказать, что ученик переписал чьё-то?!

именно так это и выглядит. точнее сказать, скомпилировал разное "чьё-то". если Вы являетесь преподавателем этого ребёнка, то научите его работать с источниками. объясните, что компиляция годится для конспектов, но никак не для "научно-исследовательских работ". а эта работа и начинается с чужого текста без указания авторства выдернутой цитаты
Цитата dryamarina2009 ()
С петровских времен в России смерть согласно официальной идеологии венчала героическую жизнь, становилась наградой и кратчайшим путем к славе.

© http://www.druzhnikov.com/text/rass/usnik/12.html
и продолжается такими же "заимствованиями"
Цитата dryamarina2009 ()
Пушкин и Лермонтов — современники, но они никогда не встречались. Оба родились в Москве, и оба стали потом петербуржцами.

http://otvet.mail.ru/question/50266691
Цитата dryamarina2009 ()
Именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Он создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, а стихотворение «Узник» стало своеобразным жизненным девизом молодого поэта.

http://pishi-stihi.ru/uznik-pushkin.html
и т.д.
даже ученику 6-го класса следовало бы знать правила цитирования чужих текстов
 
Капитан_Грей Дата: Воскресенье, 16 Ноя 2014, 17:46 | Сообщение # 6
Житель форума
Группа: Жюри
Сообщений: 995
Награды: 3
Репутация: 0
Цитата dryamarina2009 ()
бравировал готовностью подставить грудь под выстрел.

Ничего подобного не было ..

Цитата dryamarina2009 ()
и даже и не родственники.


а бабушка - это не родственники??7
Цитата dryamarina2009 ()
торжественно

с чего бы это ему торжственно объявлять, нет у него перед дуэлью были совсем другие мысли и другое настроение...
Цитата dryamarina2009 ()
«Стреляй! Стреляй!» - был ответ исступленного Мартынова. Надлежало начинать Лермонтову, он выстрелил на воздух, желая все кончить глупую эту ссору дружелюбно. Мартынов думал не так великодушно. Он быстрыми шагами подошёл к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперёд, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные.


а тут явно взят сюжет их фильма "Герой нашего времени", ну не так все было на дуэли на самом деле.
Поинтересуйтесь глубже биографией Лермонтова и вообще я бы не стал в одной работе смешивать и сравнивать жизнь двух великих поэтов.


Сообщение отредактировал Капитан_Грей - Воскресенье, 16 Ноя 2014, 17:46
 
Мила_Тихонова Дата: Понедельник, 17 Ноя 2014, 21:38 | Сообщение # 7
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 19655
Награды: 341
Репутация: 742
Цитата dryamarina2009 ()
Вы хотите сказать, что ученик переписал чьё-то?!

Я этого не сказала. Прочтите внимательно моё сообщение.
Кроме того - замечательный и подробный отзыв Наталии Леви, обратите внимание.


Играть со мной - тяжёлое искусство!
 
Литературный форум » Клуб "Озарёнок" » Архив конкурсов » Всероссийский конкурс "Загадочный Лермонтов" » Научно-исследовательская работа "Такие разные дуэли" (Научно-исследовательская работа)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: