Лилит
|
|
Лилит | Дата: Суббота, 22 Фев 2014, 02:08 | Сообщение # 326 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 201
Статус:
| Цитата volnova ( ) Как раз читаю Вашу книгу о прошлых воплощениях Марины. volnova, Олечка, а я как раз нашла статью, КАК я эту книгу писала. Что, если её дать? Людей не зашкалит?
Добро пожаловать в литературную гостиную!
|
|
| |
Лилит | Дата: Суббота, 22 Фев 2014, 02:15 | Сообщение # 327 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 201
Статус:
| Цитата Mihail_K ( ) надо встретиться с мудростью и полюбить её. Mihail_K, Конечно, Михаил, всё это вырастает в себе. А у Вас даже зверюшки мудры - Кот интересуется тортом, а не мышкой, а Мышка беспечна и, похоже, не привыкла убегать! Спасибо!!
Добро пожаловать в литературную гостиную!
|
|
| |
Михаил_Соболев | Дата: Суббота, 22 Фев 2014, 13:18 | Сообщение # 328 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 188
Статус:
| Цитата Лилит ( ) И с фотографии Вы так хорошо, внимательно и СОДЕРЖАТЕЛЬНО смотрите!
Да?! А Ирине Кузнецовой не понравилось. ))) "Не смотрите на меня так строго", - просит. Эх, не разглядела Ира за внешней суровостью нежную душу прозаика...
Всегда! Моя авторская библиотека Моя копилка на издание книги.
|
|
| |
Мила_Тихонова | Дата: Суббота, 22 Фев 2014, 13:38 | Сообщение # 329 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 19711
Статус:
| Лилит! Начиталась у вас... Столько всего интересного! Цветаева здесь живёт, дышит. Спасибо вам!
Играть со мной - тяжёлое искусство!
|
|
| |
Лилит | Дата: Суббота, 22 Фев 2014, 13:48 | Сообщение # 330 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 201
Статус:
| Михаил_Соболев, А я читаю душу! А мальчик ещё - бутон, его видно только в напряжённом интересе - А что там? А проза разве бывает? Бывает прозаическая душа, но разве она тогда уже состоялась?
Добро пожаловать в литературную гостиную!
|
|
| |
Лилит | Дата: Суббота, 22 Фев 2014, 13:53 | Сообщение # 331 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 201
Статус:
| Цитата МилочкаТ ( ) Начиталась у вас... Столько всего интересного! МилочкаТ, А я ведь и хотела, чтобы через моё понимание она стала понятнее людям. Мой жанр - "эссе-исследование и публикация с комментариями". Когда начинала писать - в 1986-м, эссе ещё тогда не было освоено у нас... Спасибо, Милочка, за Марину! Она хотела, чтобы её люди ЛЮБИЛИ.
Добро пожаловать в литературную гостиную!
|
|
| |
Мила_Тихонова | Дата: Суббота, 22 Фев 2014, 13:57 | Сообщение # 332 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 19711
Статус:
| Цитата Лилит ( ) Спасибо, Милочка, за Марину! Она хотела, чтобы её люди ЛЮБИЛИ Вам спасибо. Вы очень помогаете этой любви и более полному пониманию и самой Марины и её произведений. Она жива, пока живы любящие её.
Играть со мной - тяжёлое искусство!
|
|
| |
Лилит | Дата: Суббота, 22 Фев 2014, 14:38 | Сообщение # 333 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 201
Статус:
| Пространство Тишины - Оно полно тенями, Движеньями влюбленных Губ и тел, И, если бы ты Очень захотел, Увидел бы Свеченье над телами... Прекрасная, Извечная загадка, Которой никогда Не разгадать! В нее чудесно Снова попадать, В туманный мир, Мерцающий и шаткий. И узнавать там Нового себя, И всеми силами Стремиться к Свету, От ближнего Не требуя ответа, А просто Без конца его любя... 20.8.99 СПб
Любовь - это Бог И людей Приглашает к Себе, В Свою Беспредельность, Где дремлют И н ы е законы, Где музыка сфер Наполняет и сердце и лоно, Где что-то святое Родится в цветах и борьбе. Любовь - это Путь В необъятность просторов Незримых, Где вольно летишь, Отдаваясь Бескрайнему счастью, Где близкой души Истекает тепло и участье, Где всю мишуру Так легко И так просто Низринуть... 21.8.99, СПб
Жить за пазухой у Бога, Лишь к Нему тянуться мыслью, Лишь к Нему тянуться сердцем И служеньем, и стихом. Вырастать непрочным стеблем И стволом вставать сосновым, И цветком смеяться нежно, И коробочкой семян. Сеять Божье подношенье, Славить Солнце на рассвете, Обнимать делами Землю И молиться на ветру. Не отнять себе ни крошки - Все отдать, как Солнце - песню, Как лучистое сиянье - Снова к Господу припасть... 21.8.99
Добро пожаловать в литературную гостиную!
Сообщение отредактировал Лилит - Воскресенье, 23 Фев 2014, 00:48 |
|
| |
olgaishim | Дата: Суббота, 22 Фев 2014, 16:12 | Сообщение # 334 |
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 3102
Статус:
| Лилит, прочитала Ваш доклад о Марине Цветаевой-эзотерике. Очень интересно! Спасибо! Хотелось бы прочитать и Ваши книги о Марине. Можно и мне ссылочку на электронку? vizit.1@mail.ru
Ольга Гультяева г.Ишим
|
|
| |
volnova | Дата: Суббота, 22 Фев 2014, 17:36 | Сообщение # 335 |
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1342
Статус:
| Цитата Лилит ( ) а я как раз нашла статью, КАК я эту книгу писала. Что, если её дать? Людей не зашкалит? Лилит, пусть зашкалит! Для этого и надо её опубликовать! Буду ждать)))
Цитата Лилит ( ) Она хотела, чтобы её люди ЛЮБИЛИ. Своими книгами Вы мне объяснили необъяснимое: почему я влюбилась в Марину с первых строчек!
Цитата Лилит ( ) Прекрасная, Извечная загадка, Которой никогда Не разгадать! В нее чудесно Снова попадать, В туманный мир, Мерцающий и шаткий. И узнавать там Нового себя, И всеми силами Стремиться к Свету, От ближнего Не требуя ответа, А просто Без конца его любя... Цитата Лилит ( ) Где близкой души Истекает тепло и участье Лилит, Вы даже не представляете, как вовремя я с Вами встретилась!!!
Вольнова Ольга
|
|
| |
Лилит | Дата: Суббота, 22 Фев 2014, 17:56 | Сообщение # 336 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 201
Статус:
| Цитата olgaishim ( ) Олечка, сегодня же, чуть попозже! Рада Вашему интересу! Но потом будем разговаривать? olgaishim,
Добро пожаловать в литературную гостиную!
|
|
| |
Sergey | Дата: Суббота, 22 Фев 2014, 18:11 | Сообщение # 337 |
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 2185
Статус:
| Цитата Лилит ( ) Любовь - это Бог И людей Приглашает к Себе, В Свою Беспредельность, Где дремлют И н ы е законы, Где музыка сфер Наполняет и сердце и лоно, Где что-то святое Родится в цветах и борьбе. Любовь - это Путь В необъятность просторов Незримых, Где вольно летишь, Отдаваясь Бескрайнему счастью, Где близкой души Истекает тепло и участье, Где всю мишуру Так легко И так просто Низринуть... Очень рад встретить на сайте автора, пишущего с глубокой верой! Счастья Вам, Удачи и Любви!
Искренне ваш, Сергей Антипов, Член Правления МОО СПР http://www.sergantipov.ru/
|
|
| |
Лилит | Дата: Суббота, 22 Фев 2014, 23:49 | Сообщение # 338 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 201
Статус:
| Цитата Sergey ( ) Очень рад встретить на сайте автора, пишущего с глубокой верой! Sergey, Спасибо, Сергей, Вы посмотрели в корень! А глубина, "глубокий" - вотчина не каждого, чаще всего её боятся! Очень рада встретиться! Загляните на страницу конкурса восточной поэзии, там интересно.
Добро пожаловать в литературную гостиную!
|
|
| |
irtya | Дата: Воскресенье, 23 Фев 2014, 00:09 | Сообщение # 339 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 11224
Статус:
| Цитата Лилит ( ) От ближнего Не требуя ответа, А просто Без конца его любя...
здравствуй, хорошая! Это стихотворение я рекомендовала к публикации. Отвечать тебе там ничего не надо. http://soyuz-pisatelei.ru/forum/35-1753-298720-16-1393099635
Ирина Кузнецова
авторская библиотека
|
|
| |
Лилит | Дата: Воскресенье, 23 Фев 2014, 00:30 | Сообщение # 340 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 201
Статус:
| Откуда рождается Счастье? - Из недр и потайных глубин, Из яви, что ты не один, Что Солнцем прозрело ненастье. И птицей - струящийся смех, И пухом летишь над землею, И радость, которой не скрою, Счастливыми делает всех... 21.8.99, СПб * * *
Г Е Р Д А - К А Ю Я сказку вышиваю за двоих, Я ворожу так солнечно и нежно - И вот уже покров растаял снежный И прирученным зверем ветер стих. Я сказку нашептала за двоих - Теперь ее рассказывают ветви, И каждый листик, трепетен и тих, Ее кукушке шепчет на рассвете. Несет ручей, по камешкам журча, Рассказывает встреченной травинке, Поет жнивья осенняя парча, Кленовый лист лепечет на тропинке. Я продолжаю сказку за двоих... Она растет в раскрывшемся просторе В цветенье душ, в раскрепощенном взоре - И в небо вольно улетает стих... . 30.8.99 автобус Казань-Елабуга * * *
К А Й - Г Е Р Д Е Ты пришла, как громадная капля На великую сухость пустыни, Расплеснулась - и я не отринул, Я припал, благодарно и жарко. Наполняюсь живительной влагой, Расправляю затекшие крылья. Ах, но сколько же надо усилья - Положить благодать на бумагу!.. 1.9.99 Поезд Наб.Челны - Ульяновск * * * "... а в какой-то степени и сейчас." Из разговора
"В какой-то степени"... В какой? Кто может оценить Пространство, И магнетизм, и постоянство, Измерить Солнечный Прибой?.. "В какой-то степени"... И вот Та степень ринулась потоком, В потае древнем и глубоком, Волшебным пламенем Высот. Та степень... В тысяче зеркал Ее живет отображенье, И глаз счастливых отраженье Являет радости накал. Та степень жизни полыханья И легкости, и ликованья Слагает внутренний Покой... "В какой-то степени"... - В какой?.. 3.9.99, Ульяновск * * *
Если б мы в и д е л и Бездну глубин, Если бы з н а л и... - Руки сказали, Губы сказали, Души сказали... 3.9.99 * * *
Это здание возводится Только с двух сторон. Со свеченьем хороводится Колокольный звон... Две руки слегка вращают Светлое кольцо, И в созвездьях расцветает Новое Лицо... 27.8.99, Москва
Добро пожаловать в литературную гостиную!
Сообщение отредактировал Лилит - Воскресенье, 23 Фев 2014, 00:34 |
|
| |
Лилит | Дата: Воскресенье, 23 Фев 2014, 00:38 | Сообщение # 341 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 201
Статус:
| Цитата ilchishina ( ) Светлые и добрые строки!!!! ilchishina, Спасибо, Зиночка! Заглядывайте ещё!
Добро пожаловать в литературную гостиную!
|
|
| |
irtya | Дата: Воскресенье, 23 Фев 2014, 00:39 | Сообщение # 342 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 11224
Статус:
| Лилит, Цитата Лилит ( ) Г Е Р Д А - К А Ю прекрасная сказка!
Ирина Кузнецова
авторская библиотека
|
|
| |
irtya | Дата: Воскресенье, 23 Фев 2014, 00:43 | Сообщение # 343 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 11224
Статус:
| Цитата Михаил_Соболев ( ) Да?! А Ирине Кузнецовой не понравилось. ))) "Не смотрите на меня так строго", - просит. Эх, не разглядела Ира за внешней суровостью нежную душу прозаика... Михаил, а Ирина Кузнецова у нас истина в последней инстанции?
Ирина Кузнецова
авторская библиотека
|
|
| |
Лилит | Дата: Воскресенье, 23 Фев 2014, 00:51 | Сообщение # 344 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 201
Статус:
| Цитата volnova;298647 Своими книгами Вы мне объяснили необъяснимое: почему я влюбилась в Марину с первых строчек! volnova, Очень рада, Олечка! На-днях найду снова эту статью! Сразу не поместила - теперь опять искать...
Добро пожаловать в литературную гостиную!
|
|
| |
Лилит | Дата: Воскресенье, 23 Фев 2014, 01:05 | Сообщение # 345 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 201
Статус:
| Олечка, это пока ещё не обещанное, но тоже очень интересно. Доложено в Москве, в Доме-музее Марины Цветаевой. Но ты это уже, видимо, прочитала.
ВСТРЕЧИ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО НАЧАЛА ЛИРИЧЕСКОЙ ГЕРОИНИ В СТИХАХ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
Как понимать цветаевскую многоликость, множество ликов, живущих в её стихах? Чтобы не блуждать в догадках, лучше использовать её собственное понимание, почему автор пишет того или иного героя, при этом не забывая, что Марина Цветаева видела мир с позиции эзотеризма, почитая смерть иной формой жизни, "Той - до всего, после всего" (II, 318), разделяющей два воплощения. Сначала - несколько цветаевских основополагающих положений. "Лирический поэт себя песней выдаёт, ...Автор устал говорить о других и вот проговаривается - песней" (V, 349). Проговаривается о себе, за себя. И ещё: "Слава Богу, что есть у поэта выход героя, третьего лица, его. Иначе - какая бы постыдная (и непрерывная) исповедь. Так спасена хотя бы видимость" (V, 351). Поэт, хочет она сказать, говорит только о себе, своими героями - исповедуется. И постоянно идёт очищение - искусством: "Пушкин распадается на себя - Вальсингама - и себя поэта, себя - обречённого и себя - спасённого. ...либо преступление, либо поэма" (V, 351). Опоэтизированность героя, любовь к нему - о вот он уже отпущен жить самостоятельно, автор от него освободился, изверг, как "Пушкин, создавший Вальсингама, Пугачёва, Мазепу, Петра - изнутри создавший, не создавший, а извергший..." (V, 351). Как она сказала, "сами стихи ключ к пониманию всего" ( V, 366). Так откуда же у поэтов такая многоликость? Ведь ничего, кроме самих себя, мы в себе не несём. Косвенный ответ можно извлечь из учения К.Юнга (2, 23) об архетипе, некой бессознательной коллективной памяти веков, которая, как он считает, есть у каждого человека. При этом, как считает С.Гроф (3, 84), человек может испытывать в условиях определённой житейской напряженности некие трансперсональные переживания, выходящие за пределы его повседневной проявленной личности, когда внутренне, психологически, преодолеваются пространственные и временные барьеры. У Цветаевой открылись таинственные “подвалы прошлого” в роковом 1915-м году, на фоне её контактов с Софьей Парнок - когда испивала "смертный кубок в розовой гирлянде" (I, 243) Эрота, любовный яд, уводящий под землю, в подземелье... И "Бог молчит" - ведь это не Его уровень, не небесный. Всё открылось: и подвалы, и верхние уровни личности, - и теперь остаётся только бегать по всем этажам, а при этом не всегда заметишь, как из-под самого небесного купола вдруг оказался в темноте подземелья. И на каждом этаже - свои жители - и не всегда сообразишь, что это ты сам и есть - и сейчас, раз встретился, и в своём прошлом. Реши, чего ты хочешь. Без этого решения - носиться тебе без конца по всем этажам... Цветаева знала, чего хочет - "отозваться": "Я должен того, кто меня звал, создать, то есть - назвать." (V, 364). И каждый пишущий своих бывших из-за дверей выпускает, в свои творения впускает - преобразует. И обратно в свои жилища уходят они уже для их носителя не страшными - преобразованными. Они - это мужчины и женщины. Инь и Ян, два начала в человеке, присутствующие в каждом из нас в определённой степени всегда. Закон природы - достичь внутренней гармонии в выражении обоих полов, сделать оба явными в своём поведении, в своей личности, в "полноте бытия". Как сказал Рильке, Но каждый восполниться должен сам, дорастая, как месяц ущербный до полнолунья. (4, 129) Нередко цветаевские ипостаси - разнополые лики прошлого - всплывая, встречаясь, как бы дают в её лирической героине новое качество, своего рода ребёнка, новую сущность. Так произошло, например, с её разбойником, "каторжным князем" и его подружкой - "каторжной княгиней": Вот и сошлись дороги, Вот мы и сшиблись клином. Темен, ох, темен час. (1, 278) Переплелись разбойничьи, богатырские мужские струи с женскими и родилась могучая, но всё такая же разбойная богатырша. Хоть и свистит она "в неширокие полсвиста" - так некогда перед князем Владимиром свистел Соловей-разбойник, - и всё же она - соколиха, женщина. "А род веду - от Соловья" (II, 94), - подчёркивает она свою разбойность. Раньше таких богатырш называли поляница. И осталась она одна, все богатыри куда-то подевались. Измельчал народ. Дева-Царь, богатырская Царь-Девица, которой нет ровни. Ничего нет в ней женского вначале. Она и не амазонка даже - слишком разбойное начало в этой деве-воительнице. И не нужна ей женская доля - сердце её пока молчит. Но момент - и всё изменилось: услышала она зов Царевича, узкогрудого и слабого певца-гусляра, в жизни которого нет пока ни войн, на драк, ни женщин. Всё взыграло у Царь-Девицы, и вот она уже рядом с ним, спящим, не просто поёт ему - и заклинает, и клянётся, как при венчании - до гроба: "в горе и счастье", "в мощи и хвори". Устами лирической героини Марина Цветаева уж не мужу ли клянется в вечной преданности, как бы предвидя - в 1920-м году! - такой вариант: В грехе и в погоне, Мой - в ханском полоне. ( III, 260) Ещё раз приговаривая себя, как в 1917-м, следовать за мужем "как собака" - за 17 лет до "греха и погони", от которой Сергей Эфрон спрячется в "ханский полон" – из Парижа... За 19 лет - до того, как вернётся вслед за ним в СССР - "как собака"... А пока Марина любовно описывает Царь-Девицу, “извергая” её из себя. Вся сила богатырская бросилась в кровь, это на нее героиня уже жаловалась:"Молотом в висках кует//Очи застит красной тучей". Куда её девать? Цельный век на знаю: город Что ли брать какой, аль ворот Разорвать своей рукой. (I, 563) И уводит играющая кровь Царь-Девицу снова в жрицы Афродиты, - в основной цветаевский женский лик, служить ей с удесятерённой силой: "все каторжные страсти свились в одну" - в эту... Женщина облагородила разбойное начало, теперь грабеж пойдёт иной, охота за душами и сердцами, если удастся до них добраться: за тем в доме, "что плохо лежит". Но, впрочем, есть и другой поворот для Царь-Девицы - патриотический. Богатырша просит Бога даровать ей служение своей стране в трудный для неё момент - после революции: Подари честною раной За страну мою, за Русь! (I, 564) Оборот снова к мужской ипостаси, ратной - чтобы искупить свои прегрешения раной, пролитой кровью? Марина Цветаева получит эту рану от правительства родной страны - много позже. Оно будет снова и снова её ранить на протяжении последних двух лет её жизни, пока не столкнёт в пропасть... Но это не конец веренице ликов героинь молодой Марины. Одно цветаевское загадочное стихотворение середины 1920 года выстраивает мужской ряд предков, и она судит их - "при свете совести", - как можно судить только себя. Так оживает трансперсональный "прадед", честной "вояка", носитель "княжеской короны", и выстраивается психологическая линия Ян, где "правнук" всё испортил: "разбойнику и вору отдал сына дорогого". А главное, туда же брошено и сердце, и теперь это разбойное воплощение и вспоминается-то с любовью... Из мужских ликов у Цветаевой часто упоминается древний спартанец, с лисицей и без неё, которым нередко она себя отождествляла. Возможно, это и есть тот самый "прадед", от него и "есть в ребрах моих офицерская честь". Этот "прадед"-спартанец - прямой и выносливый, стойкий и честный, герой не знавший компромиссов, готовый умереть, но не отступить. Но Марина как будто знала, что эстафета "княжьей крови высокородной" и достоинства из мужской линии Ян перейдёт в её, женскую, Инь - рано или поздно: По женской линии потомок Тебя (сдерёт), сюргучь. - Крыло - стрела - и ключ. - (II,11) Цветаева достойная "наследница гербу". Крыло, окрылённость, готовность к духовному взлёту. Стрела - устремлённость всей собой - стрелой - в небо, в его высоты. Мы - натянутые в небо Две стрелы. (I, 183) Это о себе и о сестре Асе ещё в юности. А ключ? Не родилась ли она со смутным, непонятно откуда взявшимся ощущением, что всё истинное в жизни там, в духовном мире? Ключ к Посвящению, к Истине. "Прадед"-спартанец стал ощутимой, реальной частью её существа, начиная с первого года революции. Он придал ей силы и выносливости, он понёс все трудности в этой новой жизни, помогал ей проявлять героизм до елабужского конца дней. Это он приходит в тяжелейшие годы гражданской войны, разрухи, московского голода и холода на помощь её женской беспомощности. Он будит в ней гражданское чувство - и она ставит себя летописцем воюющих на Дону "белых лебедей", начинает писать "Лебединый стан". Ведь там и её "белый лебедь", её Георгий Победоносец - муж, робкий и кроткий - таким она его видит - "всеми ветрами колеблемый лотос" (II, 41), полная противоположность богатырю-разбойнику. Это спартанец пронизывает в годы революции беспомощную в быту и житейской неустроенности молодую Марину чувством неженским - и это появится в её стихах, где всё больше её героиня сливается с автором: А зорю заслышу - Отец ты мой родный! - Хоть райские - штурмом - врата! (I, 565) Это он придал ей силы и выносливости и позволил написать: "Самое главное с первой секунды революции понять: всё пропало! Тогда - всё легко". Легко - оттого, что именно он, спартанец, понёс все трудности в этой новой жизни, которую Марина иначе не определяла, как чумную. А поначалу Цветаева пытается в себе разобраться - внутренние изменения так заметны. Дева-Царь получает "с высоких небес//Меч серебряный - воинский крест" (I, 429). Жрица Афродиты удивляется изменению своих жизненных акцентов: Любовь! Любовь! Куда ушла ты? - Оставила свой дом богатый, Надела воинские латы. - Я стала Голосом и Гневом, Я стала Орлеанской Девой. (I, 431) Так встретились, сплелись не только в героинях стихов, но и в цветаевской жизни спартанец и жрица Афродиты - и дали новое существо - подобие Орлеанской Девы, явно родственной Царь-Девице. Цветаева очень хорошо чувствует, что соединились две её половинки героинь, очень разные, всегда друг друга исключавшие: ведь жрица Афродиты была предназначена любить, и не отличалась ни постоянством, ни преданностью одному человеку. А предназначение спартанца - умирать в жестоком бою, и оттого он прежде всего был преданным сыном своего народа и неотрывным от определённых мест и людей, которых и защищал. И вот теперь обе эти противоположные ипостаси - "голубь-утро" и "филин-ночь" - совместились. И мы слышим голос самой Цветаевой:
Прохожу, как царь казанский. И чего душе бояться, Раз враги соединились, Чтоб вдвоём меня хранить! (I, 436) Хранить душу. "Обезглавь", "Обезножь" - это в 1935-м из телесной сферы. А душа произносит - "Бог один" (II, 333). С подтекстом - "Ему и служу". И зримо встаёт образ монумента Поэта, головой уходящего в заоблачье. Несдвигаемого... Думала ли Цветаева, что всю дальнейшую жизнь пройдёт только с помощью этого "прадеда"-спартанца, своего лирического героя? Что героизм ей суждён до конца её дней? Именно он, спартанец, с несгибаемыми понятиями о дружбе и преданности, вынес её на своих плечах, когда она лишилась в жизни всего и всех, вернувшись в 1939 году в СССР к мужу и дочери. Это он вселял в неё мужество, когда она пробиралась по тёмным улицам к первой электричке, чтобы вовремя попасть к тюремному окошку с передачей своему Серёже или Але. Это он донёс её до порога её последнего дома в Елабуге и до последней минуты давал ей "атом сопротивления" (V, 351) - чтобы удержаться в этой жизни - для сына, - не поддаться сталкивающему за край, в небытие, сапогу НКВД... Что бы было с Мариной Цветаевой, если бы не преданность её мужу, Серёже, не его беда, ставшая и её бедой, которая потребовала от неё всего её мужества и самоотверженности? На чём ещё она бы могла так внутренне вырасти и очиститься? "Прадед"-спартанец стал для неё спасением. Это он облагородил и повернул могучую богатыршу - плод слияния двух разбойников - к гражданственности, направив взгляд Царь-Девицы в ту же сторону, что и у Орлеанской Девы: на гибнущую духовно Русь. Это было очищающим слиянием в едином светлом патриотическом порыве сразу четырёх исходных ликов “извергнутых” Цветаевой лирических героев. А цветаевские разбойники - романтизированные - раскаялись ещё до революции: в 1916-м они стояли - "Клеймо позорит плечи,//За голенищем - нож" - перед московской часовней, - Там Иверское сердце Червонное горит. И льётся алиллуйя На смуглые поля. - Я в грудь тебя целую, Московская земля! (I, 273) "Мы все к тебе придём". Марина Цветаева могла раскаяться только добровольно... 28.06.05
Добро пожаловать в литературную гостиную!
Сообщение отредактировал Лилит - Воскресенье, 23 Фев 2014, 01:07 |
|
| |
volnova | Дата: Воскресенье, 23 Фев 2014, 11:16 | Сообщение # 346 |
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1342
Статус:
| Цитата Лилит ( ) Опоэтизированность героя, любовь к нему - о вот он уже отпущен жить самостоятельно Цитата Лилит ( ) Так откуда же у поэтов такая многоликость? Ведь ничего, кроме самих себя, мы в себе не несём. Косвенный ответ можно извлечь из учения К.Юнга (2, 23) об архетипе, некой бессознательной коллективной памяти веков, которая, как он считает, есть у каждого человека. При этом, как считает С.Гроф (3, 84), человек может испытывать в условиях определённой житейской напряженности некие трансперсональные переживания, выходящие за пределы его повседневной проявленной личности, когда внутренне, психологически, преодолеваются пространственные и временные барьеры. Цитата Лилит ( ) Реши, чего ты хочешь. Без этого решения - носиться тебе без конца по всем этажам... Цветаева знала, чего хочет - "отозваться": "Я должен того, кто меня звал, создать, то есть - назвать." (V, 364). И каждый пишущий своих бывших из-за дверей выпускает, в свои творения впускает - преобразует. И обратно в свои жилища уходят они уже для их носителя не страшными - преобразованными. Всё так, Лилит! Это новый уровень понимания Марины.
Вольнова Ольга
|
|
| |
Лилит | Дата: Понедельник, 24 Фев 2014, 01:49 | Сообщение # 347 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 201
Статус:
| tanyhashp, Танечка, ты меня не забыла! Помнишь, как шли по ХАИ выступать, и был мороз, а я без шапки - думала, что близко... Загляни на конкурс Восточной поэзии! На мою страничку и к Ире. Ира знает, как это сделать! Счастливо тебе!
Добро пожаловать в литературную гостиную!
Сообщение отредактировал Лилит - Понедельник, 24 Фев 2014, 01:50 |
|
| |
Лилит | Дата: Понедельник, 24 Фев 2014, 02:08 | Сообщение # 348 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 201
Статус:
| Душа Говорит шёпотом, Доверительно. Трубит - Тело... * * *
Души исполнились прошлого, Души припомнили Вечное, То, что слегка припорошено Вьюгой земной быстротечною.
Души наполнились радостью, Счастья проклюнулись зёрнышки. Только тела недопоняли, Сладко уснули на солнышке.
Всё, что не спето, так молодо! Души, проснитесь от холода * * *
Учиться в школе Самого себя, Идти свободно Внутренним пространством И, поражаясь Вышним постоянством, Твердить: О Боже! Я люблю Тебя!
Добро пожаловать в литературную гостиную!
|
|
| |
averinaaum | Дата: Понедельник, 24 Фев 2014, 11:36 | Сообщение # 349 |
Группа: Удаленные
| Здравствуйте, уважаемая Лилит Николаевна!!! Вы верно удивительный человек! Ах, как же я пожалела, что не могу и не имею, пока, возможности познакомиться с Вами лично! Ваша авторская страничка покорила меня и поразила до глубины души! Потрясающая мощь языка, глубина каждого слова!!!!!!!! И самое- самое - вера которой принизано каждое стихотворение, каждое слово, буква! Редко сейчас встречаешь писателей, которые настолько глубоко верят... Я бы назвала Ваши стихотворения живительными... Я не хочу писать Вам о том, как мне понравилось то или иное стихотворение, дело в том, что они все мне понравились, они подобны языкам пламени, страстным, бушующим, неистовым, спокойным... Таким разным, но несомненно обжигающим душу... Каждое стихотворение обнимает своим теплом и светом, так по разному... Что не хватает слов, для того, чтобы сказать хоть что-то о них, они сами говорят обо всём и раскрывают огромный и удивительный мир образов и чувств... Зайду ещё не один раз! Спасибо за Ваше творчество!!!
|
|
| |
oka-4 | Дата: Понедельник, 24 Фев 2014, 21:09 | Сообщение # 350 |
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 2383
Статус:
| Цитата Лилит ( ) И узнавать там Нового себя, И всеми силами Стремиться к Свету, От ближнего Не требуя ответа, А просто Без конца его любя... Цитата Лилит ( ) Любовь - это Бог Цитата Лилит ( ) "В какой-то степени"... В какой? Кто может оценить Пространство, И магнетизм, и постоянство, Измерить Солнечный Прибой?.. Цитата Лилит ( ) Учиться в школе Самого себя, Идти свободно Внутренним пространством И, поражаясь Вышним постоянством, Твердить: О Боже! Я люблю Тебя! Сколько света, веры и любви в Ваших стихах, Лилит!
Цитата Лилит ( ) "Слава Богу, что есть у поэта выход героя, третьего лица, его. Иначе - какая бы постыдная (и непрерывная) исповедь. Так спасена хотя бы видимость" Цитата Лилит ( ) "Лирический поэт себя песней выдаёт, Эти слова Цветаевой убедили меня в мысли, что каждый поэт так или иначе пишет о себе и лукавят те, которые говорят:"Прошу не путать меня с моим ЛГ". Каким бы не был ЛГ, поэт через него, посредством него, выражает себя, свою суть, свои мысли... Спасибо, Лилит!
|
|
| |