Главная » 2014 » Октябрь » 28 » Писатели Кузбасса. Писатели XXI века.
14:47
Писатели Кузбасса. Писатели XXI века.

Калейдоскоп имён и тем

 

Настоящая энциклопедия включает произведения поэтов и прозаиков Кузбасса, а также творения авторов других регионов России и мира, сотрудничающих с интернет-сайтом «Союз писателей», г. Новокузнецк. Знакомясь с творчеством писателей, стихи и рассказы которых помещены в данной книге, нельзя не обратить внимание на то, что среди них люди самых различных специальностей. Здесь музыканты и педагоги, инженеры и фотографы, шахтёры и филологи, бухгалтеры и товароведы, работники культуры, профессора, учёные и кандидаты наук, то есть представители всех слоёв населения, что заранее говорит о широте задуманного проекта и о многообразии содержащихся в сборнике художественных текстов.

Перечисленные профессии представляют людей, неравнодушных к тому, что происходит перед их взорами сегодня, сейчас – в стране, в родном городе, в деревне, в доме по соседству. Людей вдумчивых, старающихся понять историю нашего отечества, её связь с современностью. Понять и, пропустив через авторское «я», показать читателям, снабдив материал галереей художественных образов, помогающих нашему восприятию осмысленной авторами реальности. Все участники сборника имеют ярко выраженную творческую индивидуальность, личностное, только им присущее мироощущение и собственное мнение, что, в общей сложности, определяет самобытность каждого из них. Идея объединить столь различных по стилю и жанру прозаиков и поэтов в один проект является примером заботливого, заинтересованного отношения со стороны издательства «Союз писателей» к деятельности современных авторов.

Будучи неповторимыми каждый в своём роде, в то же время все вместе писатели составляют основу общего потока, объединяющего отдельные ручейки в одну мощную реку под названием «литература». Необходимо заметить, что совокупность имён, совокупность представленных в сборнике произведений даёт достаточно полное представление о современной самобытной литературной жизни Кузбасса и о творчестве дружественных с ним прозаиков и поэтов. В свою очередь, будучи частью русской литературы, литература указанного региона соединяет в себе национальное своеобразие и общечеловеческое значение. Для неё характерно пристальное внимание к проблемам сегодняшнего дня, к человеку сегодняшнего дня, к его чаяниям и заботам, к его внутреннему духовному миру. Чем живёт он? К чему стремится? Чему радуется? Чему верит? Эти и многие другие вопросы, связанные с желанием осознать взаимосвязь истории страны и судьбы отдельно взятого человека, задают себе писатели и сами же на них отвечают, создавая произведения реалистического, а порой и фантастического жанра. Затронутые ими вопросы перестают носить локальный характер, ибо достигнутая глубина и актуальность поднимают их до уровня общезначимых проблем.

Писатели силою мысли создают в произведениях новую реальность – художественную, несущую в себе отпечаток авторского мировоззрения, отпечаток индивидуального взгляда на мир. В этой связи нужно отметить: мозаичность тематики сборника составляет одну объективную картину действительности, которая, я уверена, с годами будет всё больше восприниматься как драгоценные свидетельства времени. Писатели Кузбасса не могли остаться в стороне от освещения главного события недавнего прошлого, события, перекроившего историю многих народов и стран. Возможно, именно оно и стало для многих из них тем толчком, который послужил сигналом к началу творчества; той отправной точкой, которая вызвала в душе каждого из них желание писать, желание поделиться своими думами.

Рубеж между двадцатым и двадцать первым веками ознаменовался распадом одной из мощнейших держав в мире, распадом Советского Союза. Власть народа, завоёванная его кровью, выстраданная в битве с фашизмом, изжила себя, не сумев сохранить и приспособить свои идеалы к стремительно меняющейся жизни. Человек, ещё недавно чувствовавший себя защищённым перед лицом будущего, вдруг оказался брошенным государством на произвол судьбы. Каждый выживал как мог. То было тяжёлое время, о котором историки ещё скажут своё веское слово, писатели же, в том числе и кузбасские, уже сказали его и продолжают говорить. Сев за рабочий стол, они принялись писать, о чём болела душа, – о народе. Они вывели в герои произведений родных и друзей, то есть людей, которых хорошо знали. Иногда их зоркий взгляд останавливался на толпе, выхватывая из неё типичные примеры сегодняшнего дня, чтобы запечатлеть их на бумаге.

Вместе с державой была разрушена и система морально-нравственных общественных ценностей, сформированная за семьдесят лет советской власти. То, что вчера осуждалось, становилось едва ли не нормой поведения. Разруха в экономике влекла за собой разруху в умах, в сердцах людей. Заметив эту тенденцию, ещё не ставшую ярчайшей приметой эпохи, писатели Кузбасса отразили её в своих произведениях, тем самым актуализировав проблему морально-нравственных отношений, сделав её предметом читательского обсуждения. Стоящие на активной социальной позиции, они были и остаются передовым отрядом, призванным самим временем говорить правду о нём. Творчество писателей Кузбасса характеризует горячее стремление понять, как повлиял распад государства на отдельно взятого человека и на общество в целом. Исподволь, словно ненароком, они рисуют перед нами картину людских судеб, так или иначе задетых этим событием. Чем живёт постсоветское пространство – вот главное, чем руководствуются писатели Кузбасса. Данный сборник – это лирические доказательства непростого периода развития нашей страны первой четверти двадцать первого века, периода осмысления недавнего прошлого и поиска новых тропинок на пути к возрождению.

Чередование прозы и стихов в издании создаёт впечатление дружеской общности. К специфике сборника можно отнести несколько моментов, первый из которых заключается в том, что в творчестве некоторых авторов профессионализм сочетается с непосредственностью новичка, что придаёт сборнику неповторимое очарование. Второй момент связан с желанием его составителей дать целостное представление о деятельности писателей Кузбасса (и не только Кузбасса), об их личной и творческой жизни, о динамике писательского пути. С этой целью перед каждым художественным произведением дан краткий рассказ об авторе, иногда с подробными деталями биографии. Третий момент охватывает жанровое разнообразие представленных стихотворных и прозаических произведений. В сборнике присутствуют примеры эпической поэзии, с преобладанием в них событий, и лирической поэзии, чьё содержание составляют ощущения, чувства поэта. Проза представлена очерками, рассказами, повестями, фрагментами романов, сказками, миниатюрами.

Сборник похож на калейдоскоп событий, настолько обширно его содержание. Уместно вспомнить слова теоретика литературы Поспелова Г. Н., говорившего о том, что тематика произведения – «это те факты и явления жизни, которые писатель изображает, это типические характеры героев и события их жизни. Идейная проблема – это та сторона жизни, та сторона характеров и деятельности героев, которая особенно интересует писателя, является для него существенным вопросом жизни и которой он уделяет поэтому наибольшее внимание» (Поспелов Г. Н. Теория литературы, М. 1940). Следует добавить, что общий, условно суммированный кругозор писателей необычайно широк; а интересующие их стороны жизни являют собой многогранную картину современного общества. Авторы не только обозначают ту или иную проблему, но и стремятся предугадать пути для её разрешения, что привносит в художественные тексты остроту и злободневность, делая их востребованными читательской аудиторией. Всё вместе взятое говорит об актуальности данного сборника.

Открывают сборник «страницы памяти». В бережно собранных стихотворениях классиков кузбасской литературы перед читателями проходят образы Родины, милой сердцу природы, лица ветеранов Отечественной войны, людей, живших в прошлом веке. Произведения несут в себе дыхание недавно прошедшего времени, сохраняя для нас самое ценное – внутренний мир своих современников. Здесь мысли и чувства ветерана («Монолог ветерана», В. Зубарев), переживания пожилого человека («Старик», В. Махалов), раздумья о моральных категориях («Совесть», В. Фёдоров) и осмысление бытия («Время», А. Бельмасов).

В произведениях поэтов-современников ощущается удивительное единство в тяготении к темам нравственно-религиозного порядка и к истории своей страны. В этом плане стихотворения (цикл «Пасхальная вечеря») Ирины Малковой звучат с особенной силой, призывая задуматься над тем, с какими помыслами, с какой душой мы входим в храм Божий? Понимаем ли, принимаем ли ту жертву, которую принёс Христос во имя нашего спасения? Не увлекаемся ли внешней обрядовостью, теряя любовь к ближним, пренебрегая милосердием к голодному ребёнку? В стихотворениях Валерия Козлова («Исповедь»), Виталия Крёкова («С. Донбаю»), Александра Раевского («Бабушкины слова») слышатся осознание греховности человеческой сущности, надежда на то, что небо услышит нас, и горячая вера в Бога.

Проходит время, авторов всё сильнее тянет осмыслить недавнее прошлое. С болью в сердце рассуждают они об ответственности перед Родиной за произошедшие в ней события («Я покидаю с горечью тебя», Б. Бурмистров; «Долг», Л. Гержидович; «Стала родина часто сниться», В. Коврижных; «Товарищеский круг», Г. Юров; «Обратный отсчёт», М. Черноскутова; «Разрушилась страна», А. Катков). Поэты объединены идеей любви к жизни. Общий фон творчества окрашен в оптимистические, жизнеутверждающие тона.

Читая второй раздел сборника, попадаешь в сотворённый авторами мир, полный приметами сегодняшнего времени, насквозь пронизанный любовью к людям родной страны, к её природе и языку. Всё здесь подчинено единственной цели – показать постсоветское пространство во всех его проявлениях. Писатели озабочены тем, как складываются судьбы героев, рождённых в послевоенные годы, их детей и внуков, для которых «ненужность» обществу, а порой и родителям, кажется нормой. Что испытывает ребёнок, ещё не знающий, что такое «государство», но понимающий, что такое родительская любовь, которой он лишён в силу многих социальных причин, – об этом размышляет Мила Ба-Юда в повести «Бабкины дети». Сложности непростых семейных отношений, проблемы одиночества, умение прощать обиды и не ожесточаться сердцем – вот вопросы, интересующие автора.

Татьяна Богдан (сказка «Отважное сердце»), отражая извечную мечту народа о герое-спасителе, в лучших фольклорных традициях создаёт образ смельчака, неказистого с виду, но сильного духом мужичонки. В сказке присутствуют живая вода и мёртвая вода, и звери, которых храбрец спасает из беды и берёт затем с собой в путешествие. Герой освобождает родную страну от ига Змея Горыныча, а сам становится мудрым, справедливым правителем.

Сказочное настроение меняется на атмосферу пейзажных зарисовок Любови Волошко, творчество которой представляет собой квинтэссенцию неуёмного интереса к миру, брызжущей энергии, жажды путешествий, желания всё увидеть, всё потрогать своими руками и рассказать об этом читателям. В поле внимания автора озеро Байкал, Азовское море, Тува, богом забытые места в Забайкалье – они очаровывают нас своей неожиданной красотой – и люди, которые встречаются на долгом пути. Понимание бренности бытия, скоротечности жизни пронизывает творчество Надежды Кудрявцевой-Кузнецовой («Цветы для моей старенькой мамы», «Учительница первая моя»). Автор призывает помнить об этом и торопиться делать добро – не только своим близким людям, но и всем, с кем нас сталкивает жизнь.

Выражаясь словами В. М. Головко, известнейшего в России и в странах близкого и дальнего зарубежья литературоведа, хочется спросить: «Но может ли настоящая литература жить только злобой дня? Да и мыслима ли такая актуальность без философского контекста, без опоры на духовный опыт поколений?» (В. М. Головко. Далёкие и близкие. Издательский Дом «ТЭСЭРА»). Не мысля своё творчество без опоры на прошлое, писатели Кузбасса обращаются к нему, как бы показывая, откуда берут истоки многие беды сегодняшнего дня. Так, Катерина Летящая (рассказ «Путешественник») размышляет о причинах «нелюбви» в одной конкретной истории и находит их в прошлом своего героя, который, будучи ребёнком, испытал предательство матери по отношению к семье. Таким образом, автор словно подводит нас к мысли о том, что зло влечёт за собой зло и что остановить его может только любовь, любовь бескорыстная, всеобъемлющая. Встав на точку зрения ребёнка (миниатюры «Сколько же в вас любви, дети!»), Катерина Летящая показывает, какими жестокими и равнодушными бываем порой мы, взрослые, и как мудры бывают дети, прощая нас и любя такими, какие мы есть.

Ольга Логачёва («Макромир шорских предгорий», повесть «Видение») обращается в своём творчестве к таким понятиям, как макро- и мегамир, тем самым подчёркивая важность их взаимодействия. Писательница воссоздаёт на страницах произведений неповторимые картины сибирской природы. С любовью описывая один из горных районов Кузбасса, она приближает нас к миру насекомых, словно призывая: «Человек, остановись! Будь внимательным к тому, что у тебя под ногами! Не наступи, не раздави! И макромир ответит тебе взаимностью. Поможет, когда тебе станет трудно!» Мегамир автор реализует в области фантастики, где обыкновенный камень может являться связующим звеном между землянами и инопланетянами.

С пейзажными зарисовками Ольги Логачёвой перекликаются рассказы Юрия Проскокова («Бурундучок», «Грибной дождь») и отчасти произведение Дмитрия Трипутина «Притча», в котором охота на диких животных рассматривается с точки зрения морально-этических норм. Описывая происходившие с ними случаи, оба автора не перестают удивляться повадкам животных и красоте окружающего мира. Но их внимание не ограничивается только природой. Юрий Проскоков («Колькина свобода») и Дмитрий Трипутин («Надежды») поднимают острые социальные проблемы, обнажая такие черты современников, как жестокость и бездуховность.

Рассказ Татьяны Матвеевой «Обмануть жизнь» исполнен глубокого смысла, передающего общественные коллизии девяностых годов. Перед нами типичная картина жизни одинокой пенсионерки, оставшейся один на один со своими проблемами. Печальная история о том, как проработавший всю жизнь человек на старости лет вынужден идти с протянутой рукой. Что заставляет её идти на паперть? Только ли голод? Нет, голод можно терпеть. А вот как быть с чувством стыда за то, что не можешь оплатить коммунальные услуги? Вот мотив, толкающий престарелую героиню рассказа на унизительное попрошайничество. Автор показал, что случается с людьми, когда государство бросает их на произвол судьбы, разрушив систему социальных защит.

Говоря о поэтах Кузбасса, нельзя не заметить, что всё их творчество строится на идеях гуманизма, добра и любви к природе, что в основе мирозданческих ощущений авторов лежит православная христианская вера. Нельзя не отметить, что их духовно-нравственные и общественные идеалы созвучны русской поэзии, что отражается в выборе тем и образов. Деревня и город, природа и космос, любовь, предательство, дружба, поэт и толпа – всё в поэзии, включённой в данный сборник, приобретает непреходящее значение, всё несёт на себе отпечаток философского взгляда на мир. Здесь звучат есенинские, бунинские, тютчевские, симоновские мотивы, свидетельствующие о неразрывности поколений, о преемственности традиций. Перед нами встают картины нашей Родины, которую можно найти не только в образах родной природы, но и в портретах людей, в их поступках, в их мыслях, мечтах. Выражаясь словами известнейшего российского поэта Виктора Бокова:

 

«Россия начинается с пристрастья

к труду,

к терпенью,

к правде,

к доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте».

 

(«Откуда начинается Россия?»)

 

Так и поэты Кузбасса, они видят образ России в духовно-нравственных устремлениях людей, озабоченных поисками смысла жизни, поисками путей самосовершенствования. Авторов волнует, какими путями люди приходят к Богу. Мотивы духовного очищения через покаянную молитву перед иконой или очищения святой водой на Крещение звучат в стихотворениях Владимира Волокитина («Покаяние», «Иордань»), Сергея Карапетяна («Рождество», «Крещенское»). Тема Божьего присутствия во всём пронизывает творчество Антонины Демчук и Надежды Кудрявцевой-Кузнецовой. Для Сергея Меринова жить «В рифме с волею Творца» («Босиком по душе») – вот главное, что даёт ощущение душевного комфорта, так же, как для Валерия Подгорного, который, обращаясь к воспитанникам Православной гимназии, восклицает: «Пребудет воля Божья с вами. И вера ваших дедов и отцов» («Славным людям»).

 

Труженики поэтической нивы без утайки делятся своими самыми сокровенными переживаниями. Обнажая душу, они словно говорят: вот мы – такие как есть, мы – часть нашего общества, часть нашего мира, в той или иной степени его отражение. Стремление понять себя как поэта, как человека заключено в стихотворении Татьяны Поповой «Как нравится мне слово “почему”», в произведении «Стихи» Валентины Никольской, в «О поэте» Нелли Москвичевой. О собственной социальной позиции заявляет Вера Соболь («Если не мы, то кто же?»), и тревожным набатом звучит тема войны в произведениях Анатолия Горипякина, Галины Плакидкиной, Елены Ремих, Эдуарда Угрюмова, напоминая нам о том, что нельзя забывать.

Задумываясь над тем, что такое Родина (Владимир Черноусов, Дмитрий Филиппенко, Вера Соболь и другие авторы) и как мы с нею связаны, поэты размышляют о судьбах современной деревни, города и – самое главное – о том, «О чём поют в России люди?» («Песни», Лидия Музыка). Читая сборник, мы наслаждаемся чередой поэтических образов России, запечатлённой в разные времена года. Картины зимы, весны, лета и осени не являются самоцелью авторов, они даны, чтобы с их помощью углубиться в осмысление того, как происходит наше взаимодействие с природой, и как мы понимаем её законы, что в конечном итоге оказывает влияние на выработку национальных ценностей. Пейзажная лирика тесно связана с любовной темой – в этом тоже продолжение традиций русской поэзии. Сатирически остро звучат стихотворения Тамары Бушковой, за добродушным смехом которой скрывается озабоченность автора серьёзными социальными проблемами («Ноутбук», «Признаться честно»).

Встречаются в сборнике произведения, в которых не всё совершенно с точки зрения теории стихосложения, но технические огрехи подобных стихотворений с лихвой покрываются душевной открытостью и искренностью чувств авторов. В целом книга «Энциклопедия писателей Кузбасса» является художественным воспроизведением общечеловеческих представлений об окружающем нас мире, о морально-нравственных и религиозных ценностях. Думаю, её появление принесёт много пользы в понимании литературы Кузбасса и в России в целом, ибо, как в капле воды отражается весь океан, так и в литературе Кузбасса отражаются закономерности литературного процесса всей России.

 

16 июля 2014 г.

В. Сытник. Филолог, прозаик.


 

  1. Писатели Кузбасса

Виктор Баянов

Алексей Бельмасов

Евгений Буравлёв

Александр Волошин

Валерий Зубарев

Николай Колмогоров

Владимир Куропатов

Владимир Матвеев

Валентин Махалов

Любовь Никонова

Семён Печеник

Руслан Сидоров

Василий Фёдоров

Владимир Чивилихин

Анатолий Ябров

 

Кемеровское отделение Союза писателей России

«Огни Кузбасса»

Валерий Баранов

Виктор Бокин

Борис Бурмистров

Леонид Гержидович

Эдуард Гольцман

Сергей Донбай

Галина Золотаина

Александр Ибрагимов

Александр Катков

Виктор Коврижных

Валерий Козлов

Геннадий Косточаков

Виталий Крёков

Иосиф Куралов

Владимир Мазаев

Ирина Малкова

Дмитрий Мурзин

Гарий Немченко

Татьяна Николаева

Александр Раевский

Анастасия Русских

Таяна Тудегешева

Марина Черноскутова

Геннадий Юров

 

  1. Самобытные писатели Кузбасса, участники творческих объединений

Иван Абин

Галина Алагузова

Галина Ассель

Мила Ба-Юда

Татьяна Богдан

Тамара Бушкова

Владимир Волокитин

Любовь Волошко

Ирина Воробьёва

Анатолий Горипякин

Антонина Демчук

Надежда Есина

Сергей Карапетян

Надежда Кудрявцева-Кузнецова

Катерина Летящая

Ольга Логачёва

Людмила Лукьянова

Татьяна Матвеева

Сергей Меринов

Лидия Музыка

Валентина Никольская

Наталья Палаткина

Леонид Пепенин

Галина Плакидкина

Валерий Подгорный

Татьяна Попова

Елена Прекрасная

Юрий Проскоков

Александр Прядко

Елена Ремих

Вера Соболь

Геннадий Трохин

Эдуард Угрюмов

Светлана Уланова

Дмитрий Филиппенко

Татьяна Цыганкова

Владимир Черноусов

Оксана Шолохова

Ольга Шульц

Ильгизар Ягфаров

 

Наши гости. Творческое сотрудничество с авторами из других регионов

 

Николай Гантимуров

Нелли Москвичева

Надежда Сергеева

Дмитрий Трипутин

Михаил Шароваров

 

 

 



Категория: Новости издательства | Просмотров: 1449 | Добавил: ТатьянаАлександровская | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
23
Свернуть
Развернуть чат
Необходима авторизация
0