«Вновь тебя разбужу бесконечною музыкой слов...»
Вот уже вторая «Серебряная октава» выходит в
свет под редакцией Дениса Минаева. И вновь читатель имеет возможность убедиться
в неслучайности музыкальной темы, окрашивающей всю данную серию книг.
Умение сочинять новые мелодии - само по себе
удивительно и на многих, лишённых этого дара, производит впечатление чего-то
почти магического. Поэзия же - искусство, на первый взгляд имеющее к музыке
лишь опосредованное отношение, - открывает и для творца, и для внимающего
творчеству, может быть, самую тонкую грань волшебного мира упорядоченных и
приведённых в состояние гармонии звуков - музыку Слов:
Прикоснувшись к душе, – осторожно, едва уловимо,
Вновь тебя разбужу бесконечною музыкой слов...
(Ирина Морозова)
Как же происходит этот процесс, который без
преувеличений можно отнести к разряду таинств? Как чуткое ухо Поэта улавливает
среди беспорядочных шумов окружающего мира - голосов, гудков, скрипов, шорохов -
ритм и дыхание нового стихотворения? Ведь поначалу существуют только отдельные
моменты-предвестники:
«Осенняя птица кричала / О чём-то печальном своём» (Г. Осипов), «Играло лето
музыку любви / На скрипке именной своей незримой … / А ветер пел о чём-то о
своём…», «Нотой очень высокою в небо летела, / Петушиная песня, венчавшая спор»,
и «…хор сверчков своей премьерой / Округу
распаляет добела» (С. Донченко). «А в
это время в церкви рядом с лесом / Бродяга-ветер бил в колокола» (М.
Порохова).
Даже в зимнем безмолвии - «Всё притихло. И можно услышать, / Как морозно звенит тишина», «За
окнами стынь. / Лишь птиц перезвоны - / Грядущей весны привет» (Г.
Самусенко).
И вдруг - приоткрывается завеса, отделяющая
человека от мира и природы, окружающее наполняется неведомым ранее смыслом,
одухотворяется, проступают сквозь картину реальности прекрасные образы, и
оказывается, что всё вокруг - танцует!
«Свой первый снежный вальс зима / Танцует с ветром за окошком», «Город
спит, а прекрасное лето / Наслаждается вальсом-бостоном» (С. Донченко), «Дождь... уходя
за тобой... стучит... чуть слыш-но... блюз... по крышам...», «И в тишине /
Расплывчатым пятном осенний лист, / Как бабочка весенняя, кружит, / Танцуя
вальс при свете фонаря» (И. Морозова).
А там уже вплетаются в мелодию бытия и более
знакомые нотки: то «…у серебряных ворот /
Гуляет парень одинокий / И спать гармошка не даёт» (Г.Осипов), то «Звонко гитара поёт у костра / Вместо
«гранита познаний»» (Д. Минаев). А порой – и «…смех долгожданный, счастливый и звонкий, / Раскрасит Реальность узорами снов!» (С. Антипов).
И вот - потерян покой, вертятся в сознании
строчки, требуя рифм, и вся жизнь - биение пульса, темп шагов, стук чайной
ложки о чашечку - выстраивается в ритме стихотворения, которое вот-вот должно
родиться… Знакомо вам это состояние, Поэты?.. Думаю, знакомо и вам, Читатели! -
когда запавшее в душу четверостишие, словно полюбившийся мотив, на время
подчиняет себе весь ход вашей внутренней жизни…
В шумной гонке он ищет смыслы, –
В перестуке колёс и рельсов
Он заветные прячет мысли,
И надеется, что воскреснет…
(С. Антипов)
Реквием Моцарта слышим в формате m 3.
(М. Порохова)
Если верить легендам, изъясняться стихами для
первых людей было просто и естественно: жизнь человеческая лилась когда-то единым
потоком с жизнью трав и животных, ветра и солнца, не сбиваясь с ритма,
заложенного в нас Первым Творцом, и не противореча великой симфонии Мироздания.
И до сих пор Поэзия хранит для нас - такое, казалось бы, лежащее на поверхности
– знание: Музыка, Ритм, Лад - это всё у нас в крови, это на самом деле вовсе не
то, чего нужно мучительно добиваться, барахтаясь в волнах Речи, словно неумелый
пловец в реке… Доверься воде - и плыви. Доверься музыке слов - и душа запоёт…
Я воскресну в Воскресенске,
Где всегда щебечут птицы,
Где душа поёт по-детски
И так хочется влюбиться!
(С. Антипов)
Унесёт ветер дальние звуки,
Будет рыба идти в невода,
И горючая песня разлуки
Улетит от меня навсегда.
(Г. Осипов)
И пусть порой не только от радости оживает душа
для Слова - и мы «Зализываем песней раны…»
(М. Якубовская), но потом всё равно обещаем себе:
Я буду петь, и песнь печали
Помчится с ветром в вышине,
И песнь мою услышат дали,
Ещё неведомые мне.
(Г. Осипов)
Растрать последние гроши
Души своей. Мне будет боль.
Потом - свобода. Си-бемоль.
(М. Якубовская)
Признаюсь, при знакомстве с этим сборником мне
невольно пришла на ум мысль: а сколько всего октав воспринимает человеческий
слух? Поискала по интернету, оказалось - девять. Что ж, это повод надеяться на
то, что «Серебряных октав» будет не меньше. Хотя в действительности способность
к творчеству для настоящих Поэтов не ограничена ничем, ведь они и приходят в
этот мир для того, чтобы влить в величественную музыку сфер свой собственный,
живой голос, способный
Огненным словом реальность творить!
(С. Антипов)
Ответственный секретарь издательства «Союз писателей»
Анастасия Русских
[Юрий Терещенко]
То,