Рецензия на поэтический сборник "Песни Диогена"
«Я ЗНАЮ - МОЕ СЛОВО ОТЗОВЕТСЯ!»
Путь, легче которого нет - и которым почти никто не ходит... Довольствоваться малым, говорить то, что думаешь, ни от кого не зависеть. Простейшая инструкция по выживанию для тех, кто хочет всегда оставаться Человеком.
О том, как выжить, если ты, ко всему, еще и Поэт, отдельных инструкций не придумали. Вполне вероятно, Нина Ваксман тоже не ставила перед собой такой конкретной цели. Но, по-моему, у нее это получилось...
"Песни Диогена" - это своеобразный дневник взросления души, осмелившейся пройти испытание жизнью и сопричастностью Слову - при "включенной на максимум" восприимчивости. Вы не найдете здесь ни безмятежных пейзажных зарисовок, ни эмоциональных фейерверков, присущих любовной лирике, - лишь не ослабевающее ни на минуту, пульсирующее в ритме стихотворных строчек напряжение взаимодействия, взаимосозерцания: Человек - Мир. Один на один. Глаза в глаза.
"Капля в море" - не просто заглавие первой части сборника. Это - самоощущение того, кому есть что сказать, кто отчаянно жаждет быть услышанным, но оказывается на первых порах обескуражен окружающей жестокостью ("Сбивают душу влет ракеты, / А не любовь") и равнодушием: "Что поэтов расстреливать? - Некогда. / Сами вымрут. От нищеты".
Но, собравшись с силами, душа совершает прорыв сквозь инертность действительности ("Антиутопия. Не утонуть, / Но и не выбраться...") - от состояния, когда ты - "еще только мысль в собственной голове", до вдохновенно-радостного "И вот тогда я поняла - "СМОГУ!""...и дальше.
Впрочем, дальше будет сложнее.
Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским
и в городе царили суета и волнение,
Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил.
На вопрос, для чего он так делает,
Диоген отвечал: "Все заняты делом, я тоже".
Википедия
"Днем с фонарем" - жизнь продолжается...
Я принимаю чужую веру:
Носить сознанье
В белковой склянке -
а вместе с "чужой верой" принимаются правила игры, по которым существует общество: "Разложение плоти в пространстве / На молекулы женщин, мужчин"... Душа, прошедшая первую закалку, наработала "защитный слой", обрела стойкость и терпение... но за опыт приходится платить растущим чувством одиночества. "Призрак Гамельнского крысолова", мелькающий на городских улицах, оказывается, по существу, реальнее людей, завороженных гипнотическим зовом его дудочки. Диогеновское "ищу человека" звучит среди толпы без особой надежды, скорее риторически-иронично... Не найдется? Не поймут? Не услышат? Что ж, тот, кто готов - услышит. Не здесь, не сейчас - пусть. Выбор сделан, и жалеть о нем поздно. Надо просто жить. И творить.
Будильник точка
новая строчка...
- Я Александр, правитель Македонии, а скоро и всего мира.
Что мне сделать для тебя?
- Отойди чуть в сторону, ты заслоняешь мне солнце!
В. Соковнин. «Бочка Диогена: аскетический эксперимент философа»
В "Междометьях" отразилось то странноватое между-временье, которое рано или поздно обязательно наступает для творческого человека. Внутреннее одиночество уже не в тягость, оно принимается как нормальное рабочее состояние - и, как ни парадоксально, именно теперь становится возможной встреча с родственными душами: "Так, взрослее /Мысли стали /И короче. / Кротче / Говорю с собой, с другими -/ Стала зорче".
Ощутив себя наравне с миром, душа может наконец-то испытать отдохновение и свободу: "...время от времени / Слово делает дело, / И становится тело / Легче легкого"...
Но безмятежность этого состояния обманчива. Внутри зреют новые силы... новые мысли... новое - Слово...
"Подайте философу, ведь он вас учит жить, дуралеи!"
В. Соковнин.
...и вот оно готово быть сказанным.
Теперь - уверенно, в полный голос. Пусть, как прежде, "Мир, отвернувшись, заикается: / "Опять поэты - свят, свят, свят..."". Не к безликой толпе - к каждому конкретному читателю обращается тот, чье время пришло, и молчать теперь - немыслимо: "...И ты не посмеешь вздохнуть / Застынешь над этой страницей"...
Пронзительное стихотворение "Поэт - поэту", открывающее последнюю часть сборника, фактически вводит читателя в новую философию. На неком высоком уровне бытия мы все "перетекаем" друг в друга - вот открытие, которое только предстоит сделать официальной науке, в очередной раз подтвердив, что поэзия, по обыкновению, успела сделать его раньше! -
Чтоб не прервалась будущего нить
В одном поэте, вечность обходящем.
Под разными надгробьями лежит,
Не прекращая жить в происходящем...
Стоит задуматься: чего стоят все наши конфликты и разногласия, все войны, сотрясавшие планету, если в конечном счете мы все равно вернемся к Единству, из которого когда-то вышли?
Да, да. Об этом уже кто-то говорил... Примерно два тысячелетия назад.
Но - "Поэт умывает слова, возводя их в приметы", как пел Александр Башлачев. Умывает - чтобы их исконный смысл по-новому засиял для современников - для тех, кто, может быть, воспринимая речь как "сотрясение воздуха", забыл о том, что в начале было Слово...
* * *
Уже сейчас нескромна и горда.
Я знаю, - мое слово отзовется! -
самоуверенность? Скорее - трезвая самооценка Поэта, сознающего не только свой талант, но и меру ответственности за него. Чуткий читатель сразу же уловит здесь не только очевидную перекличку с Тютчевым, - но и - чуть глубже - с Мариной Цветаевой: "Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед". Что ж; эстафета передана достойному. И, кстати, все большее количество людей отмечает, что время на планете совершенно явственно ускоряется, - а посему, смею надеяться, черед стихам Нины Ваксман наступит быстрей... вернее, уже наступает.
Ответственный секретарь издательства "Союз писателей"
Анастасия Русских
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,