Поэтический сборник Андрея Чернышёва «Эхо тишины» состоит из четырех частей («Времена года», «Моим дорогим», «Смешно до… боли», «Душа, затёртая до дыр»), очень разных, несмотря на объединяющие их название сборника и идею. Разных не только по тематике, но и по всей совокупности средств, которые использует автор, чтобы донести главную мысль до читателя. А первое стихотворение, стоящее особняком в сборнике, называется «Не напрасно…», и в нём, думаю, автор выразил своё поэтическое кредо. Поэт задумывается:
Для чего на земле я живу,
Для чего я пишу эти строки?
Миг короткий – и рухнет во тьму
Всё. У каждого есть свои сроки…
Всё тленно на земле, но искусство вечно. И поэты будут всегда.
Ну и если хоть кто-то из них,
Незнакомый, совсем беспристрастно,
Прочитает на память мой стих,
Значит, жизнь я прожил не напрасно!
Попробуем же разобраться (насколько позволяют рамки данной статьи) в поэтической манере, свойственной Андрею Чернышеву.
«Времена года» - первая часть сборника, эмоциональная, насыщенная тропами. Восприятие автором осени традиционно: «грустная пора», «сжатые поля», «время для поэтов», время «для вдохновенья и полёта». В основе стихотворений о природе - олицетворение: «грустно плачут облака», «царит осенний лист в природе», «неслышно лето вдаль уходит» («Снова осень»); «осень тонкое красное кружево раскидала на плечи садов…» («Скорей бы»); «сердце нервно топчется в груди» («Скоро»); «закружилась шальная снежинка, заблудилась в февральских снегах» («Снежинка»).
Автор выражает свои чувства, используя риторические восклицания, междометие «ах»: «Ах, весна! Ах, ручьи! Соловьиные трели!». Параллелизм конструкций, часто встречающийся в стихотворениях Андрея Чернышёва, придаёт им романтический оттенок:
Снова в воздухе запах весеннего неба,
Снова лужи, и слякоть, и зябкость души.
Параллелизм конструкций (полный или частичный), как мне видится, одна из любимых автором фигур речи. Вот и вторая часть под названием «Моим дорогим» открывается проникновенным стихотворением-романсом «У меня есть ты», посвящённым любимой жене Татьяне. В нём с помощью параллелизма конструкций, рефрена «А у меня есть ты», чередующегося с повтором строки «А вместе с нею Вера и Надежда», поэту удаётся выразить глубину и силу своего чувства. Поэту веришь и понимаешь, что он счастливый человек. Судите сами:
И в этом мире зла и доброты,
В круговороте или хороводе
Есть яркий луч, рождающий восходы.
И счастлив я. Ведь у меня есть ТЫ!
Хотя в стихотворении «Не умею» Андрей Чернышёв заявляет: «Не умею писать про любовь, /Про безумную страсть – не умею!», всё-таки осторожно пишет о ней, боясь спугнуть птицу счастья, не смея «прикасаться к любви», так как «не хватает накопленных» слов. Вспоминается тютчевское: «Как сердцу высказать себя?» («Silentium!»)…
И как глубоко философски Андрей Чернышёв решает проблему:
Не умею писать о любви,
О любви написать невозможно.
Я о ней попрошу осторожно,
Тихо: «Господи, благослови…»
Но, как известно, нет настоящего поэта, который бы не страдал. Грустные размышления о прошлом, переживания, воспоминания о своих сослуживцах – экипаже подводной лодки К-159, о моряках-подводниках, не вернувшихся из боевых походов – всё тревожит неравнодушное сердце:
Как быстро отшумело наше детство
И улетело вдаль… И – навсегда.
(«Новогоднее»)
Где-то в прошлом остались
Лейтенантские грёзы.
И тускнеют, печалясь,
Адмиральские звёзды…
(«Адмиральский вальс»)
А ведь было – ночь, полночь, вой сирены,
Кровь, как пенная вода у причалов…
Жаль, что это не вернётся, наверно,
Жаль, что всё не повторится сначала…
(«Ностальгия»)
И сомкнулась над лодкой вода,
И отрезала выход к рассвету…
Тишина. Глубина. Темнота.
И скупые заметки в газетах.
(«Нас с тобой обняла глубина»)
Поэт не может равнодушно созерцать жизнь, спокойно наблюдать да записывать. Поэт сам живёт этой жизнью, сталкивается с трагическими обстоятельствами:
Крик сирены да рынды звонок,
Океана клочок вместо храма…
Вот и всё… Да прощальный венок,
Да навек постаревшая мама…
(«Нас с тобой обняла глубина»)
Поэт испытывает боль, и эта боль выливается в стихи. А часто бывает в жизни так, что от встречи с глупостью человеческой, с несправедливостью, с равнодушием людей, приспособленчеством и другими человеческими и общественными пороками становится «смешно до…боли». «Смешно до…боли» - так называется третья часть сборника. Здесь особенно важна поэтика названия стихотворений и басен! Уже по названию легко определить тему и идею произведения, например: «Ода графоману», Про Белую Ворону», «Мышиная философия», «Антигриппин», «Вечный тост», «Диетическое», «Тем, кому за…» и другие.
В соответствии с жанром меняются изобразительно-выразительные средства языка. В качестве средства особой выразительности, сатирической и юмористической, в стихах и баснях третьей части используется разговорно-бытовая лексика, которая обычно употребляется в непринуждённой беседе: «А он<кризис – ред.>сожрал и Банки, и мешки,/ Сожрал кредиты, лизинги, зарплаты./Исчезли «анти-гриппо-порошки»/И даже медицинские халаты».
Конечно, времена бывают всякие, люди на свете живут разные, ведь «жизнь как колода карт:/разные масти и цены» («Колода жизни», часть «Душа, затёртая до дыр»). Но «главное – быть собой», меньше суетиться. И в творчестве, и в жизни быть честным, ведь «не способна душа подпевать/ И кивать подлецу – не способна», «душа должна быть цвета белизны…». И тогда будет жизнь прожита не напрасно!
Спасибо, братцы! Я пока что просто в обалдевшем состоянии. Особенно от рецензии - ведь пишешь всегда не задумываясь о том, что там у тебя в душе и почему рвется на бумагу. Оно - само по себе! А тут, оказывается , всё ЭТО ещё и объяснимо.... СпасиБО!!!