16:47 Новый сборник по программе МСТС "Озарение" | |
Татьянина Вселенная, или Объять необъятное Внутренний мир человека - даже самого заурядного - огромен и многогранен. И нет ничего более интересного, чем этот мир, нет ничего более увлекательного, чем его познание. А если познавать мир личности остро чувствующей, различающей даже слабые оттенки сущего, каковой является творческая личность?.. Писатель невольно становится проводником в собственной Вселенной, умеющим показать нам - читающим - те ее уголки и тропы, которые, возможно, не привлекли бы внимания, познавай мы эту Вселенную в одиночку. Снежным ветром в сугроб закатана, Подо льдами наглухо спрятана, А когда порой в стихи выльешься, Между строчками болью клятою - Душу высветишь да с заплатами.
Чувства выплеснешь ты крамолою, Слезкой скатишься невеселою: "Все не так совсем, как вам видится!" ("Печаль моя") Откровенное содействие со стороны человека-поэта облегчает задачу, но делает цель ускользающей. Иными словами, чем больше познаешь автора через его творения, тем непостижимее он становится. Объять необъятное - вот то, что ощущаешь, читая стихи Татьяны Носовой, пытаясь рассмотреть за ними личность поэтессы, познавая ее Вселенную... Даже если просто читать, в надежде услышать перекличку с собственными переживаниями, уже на третьей-четвертой странице ловишь себя на мысли, что давно не одна. За каждой прочитанной строкой - автор: подруга, женщина, любящая и любимая, слабая и сильная, счастливая и несчастная, очарованная и разочарованная... Разная! Но всегда неизменно надеющаяся. Ибо "мечтами меряет пути" ("Тихий дождь"). Ибо душа всегда открыта для понимания, "как сердце для молитв" ("Со мной природа говорит..."). И никакие дожди и листопады, осенние настроения и "бабье-летние" пророчества не в силах лишить поэтессу надежды! ...На "поцелуй весны" и ее "животворящий аромат". Туманно-молочный пейзаж Развеян весны поцелуем. /…/ Свободно вздохнула земля, В свои черноземные косы Лазурные ленты вплела Весенних ручьев стоголосых. ("Поцелуй весны") Впитать не кожей, каждым электроном, От сини захлебнуться на момент, Влюбиться в долгожданный Солнца свет, Коснуться сердцем клейких листьев клена… ("Аромат весны") С каждой новой строфой Татьяна как автор, человек, личность ближе и зримее, но при этом интереснее. Она обнажена душой, но потому и загадочна. И чем целостней картина ее творчества, тем многогранней видится личность поэтессы. Судите сами! "Смиренья духу ком обиды / Веками противостоит..." ("Со мной природа говорит..."). То "...в сердце тишина... Обет молчанья..." ("Осеннее настроение"), то душа "взмыла ввысь... Урагана разгул...". Трепетная, нежная, лиричная в одних героинях Мне бы о будущем - с надеждой - В саду вишневом помечтать! И светлых помыслов безбрежье... И чтоб в тиши стихи писать... Я б ничего не изменила! То, что прожито - все мое! Кого люблю, того б любила... Но для души - простор, полет... ("Тургеневское") в других становится отрешенной, уставшей, смирив-шейся. Как гавань тихая, уютный дом Окошками сердец сияет в стужу. У времени под снеговым крылом От суеты мою спасает душу. ("Дом мечты") Не жду, не верю, не надеюсь... Смирилась. Вопреки мечте. ("Усталый сонет") А порой... - лукавство и кокетство. В твой сон приду Шахерезадой, Волшебный выращу цветок Речей неявных, полувзглядов... Укрою под чадрой намек... ("Шахерезада") И неожиданно - дерзость, надрыв, решительность в апогее! Дистанция страсти. И губ ошалелых. Хмелея от взгляда, - в астрал, за пределы!.. ("Вокзальная повесть") Воистину "и Ева, и Лилит" ("Со мной природа говорит...")! А теперь скажите, существует ли в природе женщина, которая не сумеет найти в этих стихах хотя бы одну ноту, звучащую в унисон с ее сердцем? Только прошу понять меня правильно, уважаемые читатели-мужчины, это никоим образом не означает: женская поэзия, мужчинам не читать! Мало того, что в анналах женской поэзии - россыпи драгоценных образов и залежи полезных мыслей, чувств, ощущений, в ней - сама женщина. А в поэзии Татьяны Носовой - еще и женщина-философ. Кстати, не только по жизни, но и по образованию. С присущей ей нестандартностью в восприятии мира, склонностью к импровизации, творческому полету мысли, женской и женственной духовностью, но при этом со скрупулезностью логика Татьяна знакомит читателя со своей философией ветров. От первого стихотворения до последней строки сборника - ветра Надежд, Любви, Беды, Перемен и десятки других ветров, которым не найдено пока имен. Но они ждут своей очереди и не дают "тихо киснуть" ("Ветра моей Вселенной"). Есть в Татьяниной Вселенной "ветра Надежд", которые "...качали. / Порой купали в миражах, / Но уносили от печалей...", а есть и те, которые лишали надежд: Как лист осенний, что надеялся дождаться Весенней радости и летнего тепла, Слетел... Насильно вынужден сорваться... И ветром унесен неведомо куда... Так и мечты мои, надежды, ожиданья Рассветной дымкой исчезают на заре... ("Осеннее настроение") Самые неподдающиеся философской классификации ветра - "ветра Любви": и борей, и сирокко, и бриз... И тот, который несет шхуну - опустевшую, замерзшую и потерявшую стать - к"пристани любви", "пункту возврата" души ("Пункт возврата"). И тот "весенний ветерок рассвета", который дарит нежный бабушкин поцелуй "любимой Златовласке" ("Нежность"). Да любой ветер, не дающий найти "тихих вод... кораблю" ("Случайная встреча")! "Ветра Беды - судьбы рентген: / Обиды, горечи, ошибки...". От таких ветров в Татьяниной Вселенной - Вселенной фантазера и мечтателя - есть убежище - "гавань тихая, уютный дом", и там... - "прикосновенье к вечности - огонь, / В нем растворяются года и беды" ("Дом мечты"). Приятнее всего ловить "ветер Перемен". С его оптимистическим характером в творчестве Татьяны Носовой постоянно присутствует образ неуспокоенности, воплощаемый всюду, где хотя бы на йоту душа автора приоткрывается не просто будущему, но будущему счастливому. "...Неправда, что сердце расколото, /.../ жизнь непременно наладится"... ("Бабье-летнее"). И повороты судьбы порой таковы, что дают возможность духу перемен проникнуть даже в прошлое, пересмотреть под иным углом зрения прожитое. Словно прочесть давнишнее стихотворение и услышать в нем неподдельную искренность: Жизни прошлой узлы-узелочки Все мои - хороши иль плохи. Было много ошибок в тетрадке, Был у букв кривоват завиток... Да, не все идеально и гладко. Но был искренним жизненный слог... Читаю цикл "Двенадцать месяцев". Двенадцать стройных, продуманных до словечка стихотворений. Двенадцать характеров, двенадцать маленьких историй, двенадцать уникальных художественных работ. А тема не нова, и каких трудов стоит кроить не по лекалам, избегая штампов и безликого словоблудия. Вот тут-то и рождаются на свет: Февраль в мундире лейб-гусара, Март в должности водолея, купидон шутник-Апрель, Июль -"ласковый, горячий парень", Август, читающий Мандельштама... Финальное стихотворение... Прежде, чем прочесть его, много раз возвращалась: к началу, середине. Поэтический сборник - одна из тех книг, которые можно читать с любой страницы, прерываться, снова читать. В произвольной последовательности. Заканчивается ли на финальном стихотворении мое погружение в Татьянину Вселенную? Нет. Зная ее творчество и саму поэтессу, уверена, что она не отпустит. Вереницы новых образов, бесконечные эксперименты с формой, трансформации воплощений ее лирических героев, совершенствование техники стихосложения - все это гарантированно возводит поэзию Татьяны Носовой в ранг нескучной, а нас - читателей - в ранг поклонников ее творчества. Даниэла Долина Член МСТС «Озарение» | |
|
| |
| Всего комментариев: 12 | |
|
| |