Скупой платит дважды или почему надо работать с литературным агентством

Скупой платит дважды или почему надо работать с литературным агентством

Источник Литературное агентство "Новые имена".

Несмотря на то, что принято считать, будто в двадцать первом веке никто не читает, количество пишущих людей по всему миру составляет примерно полмиллиарда. Конечно, многие предпочитают класть свои рукописи в стол, а некоторые авторы вполне довольны бесплатными площадками в Интернете, которые доступны всем без исключения. Однако, немало и тех, кто хотел бы издать свою книгу, но плохо представляет, как это сделать. 
Специально для писателей, желающих поделиться с миром своими мыслями и при этом получить от этого не только моральное удовлетворение, но и финансовую прибыль сегодня во всех уголках света работают литературные агентства и литературные агенты, чья первейшая обязанность - облегчить жизнь авторам, которые сами обращаются в издательства. При этом не имеет значения, хотят ли они получить гонорар одномоменто или готовы издаться за наличный расчет с последующим получением денег за проданные экземпляры.
В Россию система литературных агентств пришла относительно недавно и не успела получить широкого признания. Многие люди толком не понимают, как работают подобные организации или для чего нужны литературные агенты. Естественно, они опасаются связываться с посредниками и продолжают по-старинке заниматься всем самостоятельно. К сожалению, это не всегда эффективно. А, значит, пришла пора разобраться в ситуации и понять, как использовать новые возможности для собственной выгоды, что для этого требуется, какие риски существуют и какие преимущества можно получить. 
Чтобы ответить на все эти вопросы, мы решили взять интервью у человека, который на протяжении многих лет помогает авторам не просто издать свои произведения, но и донести их до широких масс. Ирина Игоревна Суховейко, к которой мы обратились за разъяснениями, является членом Союза писателей России, главным редактором издательства и директором литературного агентства «Новые имена».

Екатерина: Здравствуйте, Ирина Игоревна. Не потеряли ли в век инновационных технологий актуальность печатные книги или электронные пользуются большим спросом? Многие ли авторы хотят издаться сегодня?

Ирина Игоревна: Здравствуйте. Конечно, сегодня Интернет очень популярен. Там можно найти все, что угодно, начиная от информации о погоде и заканчивая редким изданием книги какого-нибудь культового автора. Покупать литературу в Глобальной сети и дешево, и удобно. Не нужно тратить время на поход в магазины, да и места в шкафах электронные издания не занимают. Однако, печатная книга все еще актуальна. Она сама по себе может быть произведением искусства, достойным того, чтобы им восхищались. Держать в руках печатную книгу всегда приятно, это создает атмосферу уюта, дарит определенное настроение. Кроме того, напечатать свое произведение в Интернете и выложить на какой-нибудь сайт может каждый. А вот издать печатную книгу - это нечто совершенно особенное. Это праздник и для автора, и для его поклонников. А потому, отвечая на вопрос, становятся ли электронные книги более популярными, вырастает ли на них спрос, можно сказать - да. Но исчезнут ли печатные книги совсем, будут ли на сто процентов заменены цифровыми аналогами, я бы однозначно ответила - никогда. Впрочем, я так же признаю, что в будущем, скорее всего, большинство произведений станут издаваться небольшими тиражами по требованию или в качестве единичных коллекционных экземпляров.

Екатерина: Насколько реально выпустить в свет книгу и продать ее, если писатель сам обращается в издательство? Не будет ли выгоднее воспользоваться помощью литературного агентства или литературного агента?

Ирина Игоревна: Издать книгу может любой стоящий автор, независимо от того обращается ли он в издательство самостоятельно или при помощи посредников. Но, не стоит забывать, что в современном мире действуют свои законы. Очень важна реклама. Надо не только создать стоящее произведение, но и грамотно его представить, продумать до мелочей пиар-компанию, преподнести новинку читателям так, чтобы они уже не могли от нее отказаться. Да и издательства, надо признать, охотнее сотрудничают с профессионалами, которые могут поручиться за качество книги. Новички должны их заинтересовать, заручиться поддержкой кого-то, кто уже имеет вес. А потому, конечно, литературные агенты и агентства могут принести существенную пользу писателю и сделать так, чтобы его голос услышали быстрее. 

Екатерина: Что по своей сути представляют литературные агентства и агенты? В чем между ними разница, и есть ли она?

Ирина Игоревна: Литературные агенты выполняют очень много функций. В первую очередь, они ищут талантливых авторов, которых в последствии предлагают к публикации. Они следят за заключением договоров и делают все возможное, чтобы писатели не оставались в накладе. Кроме того, если готовое произведение окажется успешным и заинтересует кинематографистов, именно агент станет вести переговоры. Таким образом, профессионалы в данной области заботятся о том, чтобы их подопечные получали реальные деньги от издательств, с которыми сотрудничают, и всех других организаций, которые могут быть заинтересованы в проекте. Не стоит забывать, что им выгоднее сотрудничать с теми, кого уже читают. А потому, новичкам придется потрудиться, чтобы заручиться столь мощной поддержкой. Намного проще обратиться в литературное агентство.
Литературные агентства непосредственно отвечают за издание книг. Их цель - помочь увидеть свет как можно большему количеству произведений и не просто попасть на полки магазинов и там пылиться, но и оказаться в руках у читателя. Таким образом, они занимаются рекламой, создают различные легенды, выдвигают самых талантливых на Премии и делают все, чтобы они достались именно их подопечным. Корректура и редакторская правка так же частенько ложатся на их плечи.
Таким образом, агенты заботятся непосредственно об авторах, а агентства об их произведениях, как таковых.

Екатерина: Многие литературные агенты в своих рекламах обещают клиентам все и сразу, другие говорят о выгоде в отсроченной перспективе. Но что реальнее?

Ирина Игоревна: Все и сразу бывает только по-щучьему велению. В реальности дорога к успеху длинна и терниста. Агентства помогают этот путь сократить и сделать менее болезненным, но не могут избавить от всех его тягот. Литературные агентства, если в них работают настоящие профи, могут даже полуфабрикат, который изначально был не более чем ширпотребом, превратить в произведение искусства, и сделать культ из никому неизвестного доселе автора. А литературные агенты - это ниточка, которая приводит в руки к специалистам экстракласса, пусть иногда не в меру циничным, зато четко знающим свои возможности, отдающие себе отчет в том, что представляет ценность, а что нет, и имеющих возможность воплотить даже самые нереальные мечты.

Екатерина: Как работают агентства и агенты? В чем преимущества от использования услуг посредников?

Ирина Игоревна: Как я уже говорила, роль литературных агентов и агентств переоценить трудно. В их обязанности входит поиск авторов, заключение правильных договоров, издание книг, их реклама и, в конечном итоге, распространение. Таким образом, в работе над каждой книгой принимает участие сразу много людей, каждый из которых специалист в своей области. Все обязательства, которые берут на себя посредники, прописываются в договорах, равно как и сроки их выполнения. Дальше команда берется за дело и совершает иногда даже невозможное. Как известно, нередко посредственности пробиться проще, чем истинному таланту. Но если на сцену выходят грамотные агенты, все меняется. В результате, обращаясь в издательство самостоятельно, автор может подержать в руках свою книгу и увидеть ее в магазине на дальней полке. А агенты и агентства делают бестселлеры. Ну а писатель гарантировано получает гонорар и имеет реальный шанс попасть в писательское сообщество, обрести имя и увидеть, как его труд оценивается и вознаграждается.

Екатерина: Как правильно выбрать доверенных лиц, в руки которых вверяется судьба рукописи? Есть ли какой-то алгоритм действий, который должен использовать автор, чтобы не совершить роковую ошибку и минимизировать риски?

Ирина Игоревна: У каждого агентства есть своя специализация. Кто-то поднимает новичков, кто-то, по просьбе издательств, продвигает уже раскрученных писателей, кто-то предпочитает брать «сырые» тексты и делать из них шедевры. Обычно со всей важной информацией можно ознакомиться на сайтах и понять, кто чем занимается. Дальше предстоит вступить в переписку. Она не должна быть слишком долгой. Профи умеют задавать вопросы и четко на них отвечать. Нужно спросить их о том, что именно они делают и рассказать коротко о себе, своем произведении и ожиданиях, которые возлагаются на сотрудников компании. После пары-тройки писем все становится очевидно. Конечно, перспективнее работать с организациями, которые на рынке уже давно и заслужили уважение. Они не обманут. Так алгоритм можно свести к двум основным пунктам:
1. Навести справки
2. Вступить в переписку и собрать недостающие кусочки пазла, чтобы составить целостную картину.

Екатерина: Какими услугами из длинного перечня, предлагаемого специалистами, имеет смысл воспользоваться, а какие являются всего лишь способом выманить деньги у автора?

Ирина Игоревна: Все зависит от целей. Их нужно сформулировать заранее и очень четко. Хочет ли автор просто увидеть книгу со своим именем на обложке и подарить ее друзьям, рассчитывает ли прославиться среди определенного круга читателей или хочет снискать популярность и заработать. Например, реклама в Интернете, на различных сайтах и так далее может оказаться очень полезной. Организация авторских вечеров и презентаций, которые помогают писателям и читателям знакомиться друг с другом, тоже. Отдельное место занимают номинации на премии. Они помогают создать имя и получить оценку профессионалов. Многие читают рецензии, а это значит, услуги профессиональных критиков играют немаловажную роль. Впрочем, как и отзывы читателей. При этом иногда отрицательные комментарии работают даже лучше положительных. В конце концов, черный пиар - это тоже пиар. А вот без выступления звезд на первых порах, можно обойтись, как и без мероприятий в элитных ресторанах. В этом случае затраты будут огромны, а публика придет не ради книги, а ради концерта или вкусной еды.

Екатерина: Нужно ли платить литературному агентству единомоментно? Или можно найти организацию, деятельность которой рассчитана на перспективу?

Ирина Игоревна: Мы живем в циничный век. Деньги решают многое, а иногда даже все. Никому не хочется работать за спасибо. А потому, существует несколько вариантов оплаты. Чаще всего, всю сумму приходится отдавать сразу. Иногда предусматривается поэтапная оплата. Но заниматься благотворительностью и работать на перспективу, особенно, если речь идет о начинающем авторе, вряд ли кто-то станет.

Екатерина: Насколько в современной России развита система литературных агентств? Какие у нее перспективы, и есть ли они?

Ирина Игоревна: В России литературные агенты и агентства появились относительно недавно. И это совершенно не удивительно, если вспомнить о том, что свобода слова, реклама и так далее - понятия довольно новые на постсоветском пространстве и не совсем понятные. В последнее время агентств появляется все больше. На них появляется спрос. Ведь начинающий автор вряд ли сможет сам найти агента. Он сперва обратится в издательства, которые у нас до сих пор могут выполнять сразу все функции за раз и играть роль посредника. Но это не значит, что количество агентов не должно расти. Наоборот, чем их будет больше, тем лучше. Это помогло бы найти хороших посредников не только прославленным писателям, но и молодым, талантливым людям, которые только встают на этот непростой путь, полный скепсиса и субъективизма по определению. Ведь никто не может оценивать литературу, разложив все плюсы и минусы произведения по полочкам. Это не кухонный комбайн и не машина. Все зависит от восприятия, личного опыта, степени эмоциональности и многих других факторов, которые трудно классифицировать и систематизировать. Это значит, на любую книгу найдется читатель, и нужно больше тех, кто поможет ее донести. Ну а авторам пора избавляться от предубеждений и не бежать напрямую в издательства в ожидании бесплатных публикаций и гонораров, а искать именно литагентства. Результат будет в разы лучше. Тут, как в известной поговорке «Скупой платит дважды». Сначала поступит разочарование от отказа издательства, а потом может возникнуть разочарование от собственного творчества.

Спасибо Вам за ответы. Думаю, писатели смогут вынести из них много полезной информации, разрешить многие вопросы, которые ставили перед собой, и более осознано подойти к новым возможностям, когда речь идет о публикации выстраданной рукописи.
 

С уважением, Екатерина Кузнецова.

Иллюстрация к посту взята с сайта 

3 Комментария
  1. kraft4cola Спам

    Лит агенты это те же продюсеры, им надо денег много, им надо того кто им эти денеги сможет заработать. вот и все. капитальзма обыкновенная. И что самое страшное потом и появляются писатели типа Бузовой или прочей дряни, жутко модной и значимой в пределах МКАДа

    11 Янв 2019, 12:24
  2. irtya

    Всё меняется, и электронную книгу, которая была чем-то неведомым, сейчас всё чаще можно увидеть в руках у людей даже в общественном транспорте.
    Изменяется и подход к книгопечатанию. Работу литературного агенства трудно переоценить. Далеко не всегда автор готов стучать в какие-либо двери, ему бы только ручку да бумагу. Ну, или комп))
    Тот факт, что издательство стало лит.агенством свидетельствует о том, что оно так же легко перестраивается для того, чтобы идти в ногу со временем.
    Браво!

    18 Ноя 2015, 17:30
  3. webmanya

    Немного не так... издательство осталось издательством. Литературное агентство - это отдельная структура с отдельным штатом. Но мы бок о бок друг с другом: издательство издает, литературное агентство помогает выйти на рынок.

    19 Ноя 2015, 06:32

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети