05 Июл 2018
Творчество Ирины Кузнецовой – самобичевание

Творчество Ирины Кузнецовой – самобичевание. В образах молодого автора представлена тема нереализованных возможностей. И на страницах появляется Совесть. Для человека нет ничего страшнее, чем внутренне казниться, а именно этим и занимаются персонажи кузбасского автора. За событиями может уйти вечность, а человек, не будучи прощённым, так и не начнёт жить по-настоящему.

Проза Ирины Кузнецовой выстроена по ретроспективной модели. Пребывая в настоящем, герои ментально возвращаются в историю. Так автор указывает на многие достижения прошлого. Персонажи – хорошие аналитики. На страницах рассказов мало диалогов, ибо психологически герои – меланхолики. И с точки зрения психологии изображается некая модель исследования общества.

Проза Ирины Кузнецовой – исповедь за грехи. Герои каются не за очень хорошие поступки: Иннокентий Петрович – за то, что выгнал молодую сноху с ребёнком; Яков Петрович – за то, что оболгал товарища; Анатолий Анатольевич – за безнравственные поступки сына. 

Обращает внимание художник и на неоднозначные эпизоды жизни, которые хоть и мотивированы благородными порывами, но не часто с ними соглашается общество. И тот самый «трудный выбор» совершают все – от мала до велика: и взрослый Андрей, и маленькая Ариша, и запутавшаяся Машка. Таким образом обозначена модель выбора, который человеку приходится совершать ежечасно.

В творчестве новокузнецкого художника отмечаются реальные жизненные ситуации, которые не дают покоя и жаждут выплеска. В образе четырнадцатилетнего Аркаши явлено спасающее мир библейское прощение. Вместе с тем подобным образом решается мотив выбора. Человек волен действовать так или иначе и затем сожалеть или не сожалеть за определённые поступки. И даже десятилетняя Ариша делает выбор – оставаясь ли с прадедом и его боевым товарищем, или же говоря, что будет историком. Чувствуется, что в образе маленькой девочки Ирина Кузнецова выводит себя.

 Слушая воспоминания фронтовиков, ребёнок приобщается к тайнам Великой Победы, ибо лучше увидеться с живыми свидетелями истории, чем выискивать её по чёрствым фактам учебников. Так в творчестве новокузнецкого деятеля слова обыгрывается педагогическая значимость. Каждая женщина – педагог, и в авторе зреет настоящий учитель. Встреча с боевым товарищем окрыляет Ивана Акимовича, так, что он идёт до дома пешком. И глядя на прадеда, Ариша уверяется в выборе.

Творчество Ирины Кузнецовой – проявление любви к детям. Несмотря на то, что действует поколение, лишившееся души в результате слома исторических эпох, мысль автора, как воспитатель в детском саду, направлена на маленьких жителей планеты.

Молодой автор касается и проблем нравственного выбора. Появляются сопереживающие герои. Художника интересует человек на стыке эпох, поэтому изображён рубеж Советского Союза и современной России. У героев происходит изменение сознания. Пустота заполняет душу героини рассказа «Тридцать три – не возраст». Устанавливая высокую планку, автор сознательно апеллирует к библейской традиции.

Нравственность рассматривается с двух сторон:  действуя по-человечески по отношению к родным братьям и сёстрам, потому, что так воспитан, Андрей, тем не менее, не может обуздать безнравственного порыва по отношению к Тарасу «…из пятнадцатого дома». Писательница отмечает, что люди до сих пор живут по законам Ветхого Завета, и «кровь за кровь» – в порядке вещей. При этом Андрей вполне оправдан, имя героя в переводе с греческого – «храбрый, мужественный».

Юная Машка тоже находится на переломе судьбы. Автор замечает, что в любых ситуациях нужно оставаться Человеком. В «Трудном выборе» как будто сталкиваются две правды, и каждая из них является знамением своего времени. Машка, как и лирический герой А. А. Блока в цикле «Пузыри земли», стоит на перепутье.

Чувствуется, что образ Марии во многом автобиографичен, и ситуация, изображаемая в двух картинах с различных сторон, является пережитой самим художником, на что ориентируют слова в начале книги «Трудный выбор» о помощи детскому дому.

Автор материала Михаил Калинин

Взгляд критика / 935 / redaktor / Теги: Ирина Кузнецова, взгляд критика / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 2
avatar
2 aristokrat • 11:36, 06 Июл 2018
Не знал, что Ирина пишет прозу... а стихи мне очень нравятся!
avatar
2
1 redaktor • 16:54, 05 Июл 2018
С Ириной знакома лично, благодарна судьбе, что получилась наша встреча. И творчество ее люблю.
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов