Советы копирайтерам от Екатерины Калюжной
26.08.2018 93 0.0 0


Писательница Катерина Калюжная о том, как зарабатывать копирайтингом.

 

В последнее время все больше людей пробует себя в написании текстов. Переученные в экономистов и бухгалтеров филологи вспоминают свою первую специальность, преподаватели-лингвисты ищут подработку, а кто-то просто хочет начать писать тексты. В интернете сейчас много простых заданий, которые по зубам даже тем, кто не имеет специального образования, однако обладает желанием, талантом и достаточными знаниями по русскому языку, чтобы написать связный текст на заданную тему. О своем опыте работы копирайтером и о том, как сделать первые шаги в разработке текстов, рассказывает автор романа «Демоны мрака» Екатерина Калюжная.

 

— Кто Вы по образованию?

— Я окончила медицинский вуз — РГМУ имени Пирогова и несколько лет работала в медицине, однако к этой сфере моя душа никогда не лежала. В вуз я поступила, следуя за первой любовью. В детстве же мечтала стать переводчиком или, на худой конец, экскурсоводом. 

 

— И как Вы начали заниматься копирайтингом?   

— Это случилось во время декретного отпуска. Тогда я постоянно читала художественную литературу, и у меня возникла идея написать собственную книгу. Пока рождались мои "Демоны мрака", я проводила много времени на различных форумах и в крупнейших группах в "ВКонтакте". Часами я дискутировала на темы разных книг, фильмов, сериалов и — о ужас! — даже на тему реалити-шоу. Многие мои оппоненты писали, что я складно выражаю свои мысли, хорошо аргументирую и, вообще, неплохо пишу. Нашлись и люди (как из моего окружения, так и совсем чужие), которые стали рекомендовать мне заняться критикой. Так я начала всерьез задумываться о написании статей на литературные и кинематографические темы. У меня накопилось много впечатлений от чтения и просмотров, я знала сотни баек о том, как писались самые популярные саги. Познакомившись с интервью маститых писателей, я ориентировалась в биографиях молодых и не очень актеров. В общем, мне было что рассказать фанатам. Осталось только найти, на какой площадке это сделать.

В канун нового 2014 года в одной из книжных групп в "ВКонтакте" я увидела предложение издательства "Союз писателей". Им требовался человек, который будет писать для сайта "Все для хобби" кроткие статьи, всего на полторы тысячи символов. В последний день праздников я отправила заявку и написала первую статью — отзыв на мультфильм "Иван Царевич и серый волк". Впоследствии мной были написаны тысячи статей для самых разных заказчиков, но никогда больше я не нервничала так, как в тот самый первый раз, нажимая на кнопочку "Отправить". Статью приняли, и вскоре я ежедневно писала обзоры и отзывы, получая от куратора новые и новые заказы. Однако о постоянной работе речи тогда не шло, и я начала искать другие варианты.

 

Расскажите подробнее о том, где можно писать именно на популярную и близкую многим тему кино?

— Один из таких сайтов, который может подойти новичкам, — "Отзовик". Я, например, писала туда развернутые рецензии на книги и фильмы, которые набирали много просмотров. За каждый просмотр автору положены какие-то копейки (к сожалению, в прямом смысле слова). На этом сайте можно, как это сделала я, сдать экзамен на киноэксперта. Это позволило мне получать по триста рублей за экспертную статью. Проблема в том, что посмотреть фильм, пока он не идет на широком экране в кино, довольно проблематично. А тратить по 400 рублей за вход в кинозал при оплате статьи в 300 рублей — бессмысленно. Да и другие эксперты не дремлют, а потому далеко не всегда можно получить заказ.

Есть еще биржа "Етхт". Там статьи по фильмам отрывают с руками. Только стоит это 5–10, иногда 15–20 рублей за тысячу символов. Примерно такие же расценки на литературную тему. Еще надо учесть, что за каждую произведенную оплату биржа снимает процент.

 

А какие темы оплачиваются лучше всего?

— Я знаю, что некоторым моим коллегам удавалось выручить 20–30 тысяч рублей. Они брали темы по экономике, политике и прочим актуальным вопросам. Туризм, медицина и компьютерные игры повыгоднее, чем кино и литература, но миллионером на них тоже не станешь.

 

А как Вы смогли прийти к более серьезным заработкам?

— Спустя два года круглосуточной работы на биржах я получила приглашение от издательства "Союз писателей" работать постоянно. Однако я не спешила расставаться с постоянными заказчиками с биржи. Когда работы стало совсем много, я начала постепенно расставаться с наименее выгодными из них, пока не осталось только издательство. Эта работа для меня интереснее любой другой, и о своем выборе я не жалею. И уж точно не скучаю по той самой медицине, в которой слишком много правил, начиная от каблуков, духов и красивого маникюра и заканчивая куда более серьезными вещами.

Кроме того, я постоянно развивалась в новом направлении. Я освоила сео-копирайт, научилась размещению статей на сайте, попробовала множество разных программ по проверкам тестов. Сейчас я оканчиваю обучение по специальности PR.

 

Сколько можно заработать на написании статей через интернет и каковы временные трудозатраты на написание одной статьи?

— Статьи бывают разные, и копирайтеры тоже. Поначалу статья в полторы тысячи символов могла отнять у меня полдня. Тогда я была перфекционисткой и скрупулезно проверяла каждую букву, каждое слово, каждую мысль. Потом я поняла, что за 5–10 рублей за тысячу символов это никому не нужно, включая самых придирчивых заказчиков. Дело пошло быстрее. Например, аннотацию я могла написать минут за двадцать (сейчас справлюсь и за десять, а на знакомый фильм — за пять). Статья по медицине примерно на три тысячи символов отнимала около часа. 

 

Какие порталы для копирайтеров Вы можете порекомендовать тем, кто хочет развиваться в этой сфере?

— Порталов копирайтеров десятки. У каждого автора свой опыт работы с каждым из них. 

"Адвего" платит больше других, но там очень жесткие проверки, начинающий работать с ними не сможет. Чтобы пройти все тесты на этой бирже, нужно очень много опыта. Когда он у Вас появится, появятся и более выгодные личные клиенты. 
"Етхт" платит мало, но заказов там много, клиенты придирчивые не все, проверки допустимы самые разные. Чтобы набить руку, эта биржа подходит идеально.
Неплохо можно заработать на популярных темах на "Текст.сэйле". Там автор сам пишет статью и выкладывает на продажу. Цену установить можно любую, но купят ли аннотацию к фильму за пятьдесят баксов? Сомнительно. Не факт, что купят за десять рублей, желающих-то много. 
"Фриланс.ру" подходит не только копирайтерам, но и специалистам из других областей. Там платят больше, но искать заказчиков труднее и дольше из-за многообразия заданий для программеров, дизайнеров, видеомонтажеров и других.
"Текст.ру" выгоден для тех, кто на бирже давно. Там сложная система иерархии, которая позволяет брать заказы в зависимости от опыта и репутации. Кстати, на "Адвего" это то же есть.

 

Какие подводные камни есть в работе копирайтером через интернет?

— Тут не подводные камни, а целые айсберги, способные сокрушить "Титаник". 

Во-первых, недобросовестные работодатели. Их немного, но встречаются, и охотятся они за новичками. Поэтому начинать нужно на биржах, а к любым предложениям поработать за ее пределами стоит относиться осторожно.
Во-вторых, низкая оплата, из-за чего свободный график может превратиться в каторгу. 
В-третьих, никаких социальных гарантий. И даже рекомендацию никто не напишет, если захочешь сменить работу и доказать будущему работодателю, что ты на что-то способен.
В-четвертых, осторожно нужно относиться к пробным заданиям. Они есть везде. И за них не платят. Если об этом предупреждают сразу — один разговор. Но помните, что текст должен быть довольно простым. Если вы пишете длиннющую статью, тратите на это день или два, а вам обещают заплатить за нее только в том случае, если она подойдет, то, скорее всего, не заплатят. 
Это главное. Ну а по мелочи — миллион всего.  

Что бы Вы посоветовали начинающим копирайтерам?

— Я бы советовала начинать именно с бирж: это важный опыт. Только там Вы сможете набить руку, научиться работать в срок, быстро и в соответствии с требованиями заказчика.  

Однако не стоит зацикливаться на биржах. Учитесь там, ищите клиентов и постоянно пробуйте устроиться куда-то на постоянную работу. А удаленную сейчас многие предлагают.


Купить книгу Катерины Калюжной

Статья подготовлена Олесей Белозерцевой

 




Теги:копирайтер, купить книгу, Катерина Калюжная

Читайте также:
Комментарии
avatar