Путь души на страницах сборника стихотворений «Просто хочется...»

Путь души на страницах сборника стихотворений «Просто хочется...»

Поэзия переменчива и многогранна, как настроения человека, под пером которого рождаются строки. Отражая состояние души, эмоции и видение мира в данный конкретный миг, стихи являются как бы литературным воплощением самого времени. Подобно фотографии, они запечатлевают момент, которому уже никогда не суждено повториться. Это делает таким интересным наблюдение за изменениями в творчестве автора на протяжении многих лет.

В сборник «Просто хочется...» Сергея Скудаева вошли произведения поэта, написанные за последние сорок лет. Листая страницы, читатель переносится в разные десятилетия, меняет города и страны, осознаёт быстротечность жизни, словно пропускает песок времени сквозь пальцы. Стихи, созданные в последние годы, проникнуты ностальгией. В них много рассуждений на философские темы, присутствуют попытки проанализировать самого себя, свою жизнь, подвести некоторые итоги:

А правда ли, что я рождён
Однажды женщиной земною?
И как я оказался мною?
За что и кем я награждён?

Грусть и одиночество – мелодия, которая берёт истоки в «молодых» произведениях и проходит лейтмотивом по позднему творчеству Сергея Скудаева. Сама атмосфера, воссозданная в строках, настраивает на вдумчивость, созерцание. С помощью образов природы и метафор, незначительных, казалось бы, деталей быта и едва уловимых ощущений создаётся настроение, которое передаётся читателю:

Дождит. Безнадёжно безденежный,
Стираю рубаху под Баха.
На ленты магнитофонные
Роняю пену с руки.
Под окнами мокнет деревце,
Как брошенная собака.
Скользят по стеклу оконному
Змеистые ручейки.

Но, в то же самое время, поэт находит минутку, чтобы улыбнуться. Он умеет видеть забавные моменты и иронизировать не только над другими, но и над самим собой. Переиначивая слова Пушкина, он без страха перед осуждением или скептическими взглядами говорит: «Я памятник себе поставил в Интернете». И в таких простых словах, по сути, отражена целая эпоха. Столетие, в котором живём все мы, потерявшись в виртуальности.

Судьба Сергея Скудаева связана с двумя государствами – Россией и США. Это также ложится в основу его творчества. Читатель имеет возможность познакомиться с памятными для автора уголками Америки, но увидеть их не такими, какими рисует Голливуд, как говорят проамерикански настроенные читатели или, наоборот, ненавистники всего западного. Он не описывает конкретных достопримечательностей, не заостряет внимание на экономических или политических проблемах. Вместо этого писатель концентрируется на внутреннем, а не на внешнем, и передаёт свои личные эмоции, которые связаны со светлой, жаркой, располагающей к любви и полёту души Флоридой и мрачным, угнетающим, тягостным Бруклином:

Здесь февраль — не стужа, а ветра.
Бруклин, мама, — страшная дыра!
Нам чужой, сомнительный народ:
Мировых окраин нищий сброд!

Если говорить о более ранних стихах Сергея Скудаева, можно с лёгкостью заметить, как меняется настроение и отношение писателя к жизни. Философия, присущая его поздней поэзии, уже проникла в строки, наполнила их смыслом. Но она пока другая, как и форма выражения автором мысли. Стихи звучат резче, более напористо. В них меньше тихой грусти и больше стремления изменить мир, достучаться до читателя во что бы то ни стало и заставить его переосмыслить своё существование, по-новому взглянуть на действительность и, возможно, привнести капельку света в свою реальность:

Ребёнок-снег сиял искрами,
А люди с землёй мешали.
Я был, может, самый искренний
На всём этом лживом шаре.

Образы в этом разделе более чёткие, менее эфемерные. Метафоры подбираются яркие и ассоциативные, уже знакомые читателю и рождающие определённые эмоции. И даже одиночество имеет иные контуры. Оно ещё не призрак, неизменно следующий по пятам и ведущий диалог с поэтом через шум дождя и песню ветров. Оно являет собой нечто более конкретное, материальное, осязаемое и не рождает ощущения безнадёжности или бесконечности:

Я лежу на тахте и смотрю в потолок,
На гряду облаков — облупилась извёстка.
Я почувствовал вдруг, что совсем одинок,
Нет желаний — застыл, будто вылит из воска!

Отдельно следует обратить внимание на детские произведения Сергея Скудаева. Отринув философию и сплин, перестав терзаться сомнениями и задаваться вопросами, поэт вооружился юмором, отбросил сложные конструкции речи, упростил стилистику и сосредоточился на простоте, доступности, убедительности. Он щедро поделился с ребятами светом своей души и добротой, наполнил строки летними красками и богатыми фантазиями:

Как у бабушки Яги
Пригорели пироги,
А солёные лягушки
Ускакали из кадушки.
Кот волшебный похудел,
Филин в чащу улетел.
Дым идёт из очага.
Стала старенькой Яга.

«Просто хочется...» – это книга Сергея Скудаева, позволяющая проследить духовный путь человека и испытать очень разные по накалу чувства, одновременно улыбнуться и позволить себе окунуться в драму, чтобы похандрить над вечными темами, поразмышлять над философскими истинами и повозмущаться актуальными проблемами двадцать первого века. И главное, это толчок, чтобы спросить себя – а что же «просто хочется» мне самому? Здесь, сейчас, в этот миг...

Статья подготовлена Академией литературного успеха

Источник

1 Комментарий
  1. sizhuk_t Спам

    Многогранность поэзии зависит от опыта автора и от его понимания существующего мира, может, поэтому её в статье назвали переменчивой. Что значит переменчивая? Получается, что меняется мировоззрение автора, его мысли о той или иной ситуации. А это правильно, как вы думаете?

    11 Фев 2019, 00:30

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети