Вдохновение – великая ценность для любого писателя. Можно иметь миллион идей, миллион сюжетов, но не реализовать ни один из них просто потому, что нет вдохновения. О вдохновении, которое отличает писателя от обычного человека, говорили величайшие классики прошлого. И сегодня, спустя столетия, эта тема вновь и вновь поднимается в среде литераторов.
О том, как приманить Музу, не пропустить её визит и преодолеть такое неприятное состояние, как творческий кризис, корреспондент издательства «Союз писателей» побеседовал с автором романтических детективов «Убийство в горном отеле» и «Возращение монашки» Ольгой Заокской.
Екатерина: «Что такое вдохновение и как оно ощущается?»
Ольга: «Вдохновение, любовь, счастье... Как можно дать им определение? Наверное, оно для каждого своё. Оно уносит мысли от повседневного быта, оно мучает и не даёт заснуть, оно требует выхода. Вдохновение – это прекрасно!»
Екатерина: «Можно ли писать без вдохновения, просто придумав тему и руководствуясь планом-схемой произведения?»
Ольга: «Наверное, можно. Но чтобы получилось что-то стоящее, надо быть большим профессионалом с «набитой рукой». Правда, всё равно, в конечном итоге, не будет хватать той изумительной лёгкости в написании, которая даётся только с вдохновением, захватывает читателя, кружит, как в вальсе, и отпускает на волю только в конце книги».
Екатерина: «Вдохновение писателя и вдохновение танцора – сходные вещи или нет? В чём отличие?»
Ольга: «Да, очень сходные по ощущению. Я всегда волновалась перед выходом на сцену, начиная ещё с гримёрки во время макияжа. Причём чем удачнее был сделан грим, чем удобнее сидел костюм, тем быстрее приходило чувство уверенности в себе, что очень важно на сцене, так как, наверное, именно в танце мало одного вдохновения. Эта пошаговая подготовка – станок (разминка) перед спектаклем, иногда разводка на сцене (это если ввели нового человека и делают для него повтор в «полноги» на закрытой сцене), звонки, напоминающие о начале – всё это является своеобразной подводкой к тому выбросу эмоций, который ты должен выдать в танце.
В писательстве всё, казалось бы, спокойней, но это не совсем так. На меня вдохновение редко накатывает «вдруг», а как будто разъедает изнутри, подводит, подталкивает, и когда уже нет мочи не писать, происходит выброс адреналина, и на одном вздохе пишется сцена убийства».
Екатерина: «Что может быть источником вдохновения? Что является вдохновением для Вас лично?»
Ольга: «По-разному. Иногда просто серая дождливая погода, именно она даёт мне толчок к написанию. Может быть, это происходит потому, что я пишу «кровавые загадочные» детективы и люблю мистику. Когда светит солнце, а в Италии оно светит почти всегда, совсем не хочется заниматься разгадками преступлений, а скорее окунуться в ласковое тёплое море, поэтому мне остаётся унылый вечер, по возможности облачный, и ночь, желательно беззвёздная, и соответствующее душевное настроение».
Екатерина: «Давайте ненадолго вернёмся в прошлое. Помните, когда Вы в первый раз испытали вдохновение, и что стало этому причиной?»
Ольга: «Помню восхитительное необыкновенное ощущение ликующего полёта, сердца, бьющегося сильными толчками, горячей крови, разливающейся по всему телу, и смеющийся голос мамы: «Оль, ну что ты, как курица, в самом деле?» Когда я была совсем маленькой, мы снимали дачу под Москвой, в деревне Кучино, где по субботам на завалинку выходил играть на гармошке известный сердцеед, мечта местных девушек Василий. «Остановить тебя было невозможно, – рассказывала мне мама, – как только раздавалась простенькая мелодия, ты ковыляла со всех ног в ту сторону и начинала приседать под музыку, взмахивая руками, повторяя это движение до тех пор, пока Василий не прекращал играть».
Екатерина: «Что служило для Вас вдохновением в процессе создания книг «Убийство в горном отеле» и «Возвращение монашки»?
Ольга: «Вначале это было просто удивление от увиденных расследований в прямом эфире, потом щемящая жалость к жертвам и жуткое изумление от цинизма преступников, которое в дальнейшем переросло в желание написать об этом историю. Вдохновение пришло позже, долго возилось, как будто раздумывая, и, наконец, нахлынуло в процессе».
Екатерина: «Можно ли вызывать вдохновение искусственно, то есть, используя прошлый опыт, спровоцировать прилив вдохновения в любой день? Имеет ли это смысл?»
Ольга: «Думаю, можно, и, скорее всего, имеет смысл, особенно если это основной заработок. Считаю, что именно этим отличается профессиональный писатель – умением настроиться и вызывать вдохновение. К сожалению, я до этого не доросла...»
Екатерина: «Сталкивались ли Вы с творческим кризисом? Что стало его причиной?»
Ольга: «Скорее нет, чем да. Возможно у меня не такой уж большой писательский стаж, чтобы говорить о творческом кризисе. Иногда не хочется писать, но это происходит по разным причинам, иногда просто из-за элементарной лени. А поскольку никто не стоит за спиной и не требует следующих произведений, я позволяю себе лениться. Да и это относительно, так как я продолжаю работать на своей основной работе».
Екатерина: «Можете посоветовать начинающим писателям способ борьбы с этим неприятным состоянием?»
Ольга: «Если это тяжёлый затяжной кризис, сродни депрессии, то, наверное, надо посоветоваться с врачом. А всё остальное проходит довольно быстро, если возьмёшь себя в руки. Кстати, очень хорошо помогают путешествия или перемена места, даже обычная поездка на зимнюю дачу».
Екатерина: «Спасибо, Ольга. Пусть вдохновение всегда будет с Вами!»
Купить детективы «Убийство в горном отеле» и «Возращение монашки», погрузиться в настоящий итальянский колорит и провести захватывающие дух расследования вместе с журналисткой из Рима можно в интернет-магазине «#Книга».
Статья подготовлена Академией литературного успеха
|
Всего комментариев: 1 | |
| |
[Юрий Терещенко]
То,