В ответ на вопрос: книги какого жанра ты любишь читать? – часто можно услышать: фантастику. Однако фантастика – понятие очень широкое, включающее в себя целую группу жанров. И группа эта постоянно пополняется новинками.
Одним из самых молодых, но активно развивающихся фантастических жанров является ЛитRPG. Жанр этот родился на стыке литературы и компьютерных игр. И произошло это сравнительно недавно, чуть более десяти лет назад. Как следует из названия, литRPG – это литературное произведение, в котором сюжет вращается вокруг прохождения компьютерной игры, если точнее то MMORPG. При этом литRPG не описывает реально существующие игры. Оно скорее придумывает своё виртуальное пространство. Оно может внезапно стать реальностью, а может наоборот, герой стянув с головы виртуальный шлем может внезапно обнаружить, что те способности которые он приобрел в игре можно применять и в реальной жизни. Как вариант, найденное в игре снаряжение можно продать за реальные деньги, в итоге игра из развлечения становится работой.
В наше время, когда компьютеры или
недорогие ноутбуки стали такими же привычными как телевизор, чайник или пылесос, виртуальность воспринимается не как фантастика, а как неотъемлемая часть современной реальности. Поэтому в литRPG технологии обычно несколько опережают современные. Однако по происшествии энного количества времени технические новинки описываемы в ЛитRPG могут неожиданно устареть и восприниматься как технический атавизм. В частности, в одной из первых отечественных книг этого жанра романе Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений» главный герой перекидывает файлы на дискету. Однако сегодня эти носители информации уже не используются. Тем не менее, цикл Лукьяненко о Диптауне по-прежнему читается, ибо помимо собственно ожившей виртуальности там поднимаются и общечеловеческие, философские вопросы. А прохождение игры «Лабиринт смерти», идея которого была заимствована у легендарной игры DOOM, осуществляется героями ради спасения. В первой книге спасти нужно одного человека, который может оказаться и не человеком. Кто сей персонаж, автор так и не раскрывает, но во втором романе цикла, где лабиринт становится командным, и речь идёт уже о спасении всей Глубины, есть некие намеки на происхождение Неудачника. Третья книга цикла – самая короткая – интересна тем, что имеет не один, а целых два финала, а читатели могу выбрать тот, который им больше понравится. Впрочем, насчет жанровой принадлежности цикла Лукьяненко нет однозначного мнения, некоторые относят это произведение кибер-панку, но безусловно его безусловно можно назвать как минимум предтечей литRPG.