«Солярис» вышел на киноэкраны
27.03.2019 177 5.0 1


Практически у каждого автора есть знаковые произведения, те самые с которыми его фамилия ассоциируется у большинства читателей. Для  польского фантаста Станислава Лема таким знакомым произведением стал, несомненно, «Солярис». 
Столь широкую известность эта книга о разумной, планете почти сплошь покрытой океаном, получила во многом благодаря сразу нескольким экранизациям. Самая нашумевшая из них – плод режиссёрских исканий Андрея Тарковского – увидела свет в 1972 году спустя одиннадцать лет после выхода книги. Сам Лем ушёл из жизни 27 марта 2006 и успел увидеть все  существующие на данный момент экранизации. 
Причем об экранизации Тарковского он отзывался более чем неодобрительно. Что, впрочем, не помешало, картине завоевать гран-при Каннского фестиваля.  Писателю не понравился в первую очередь идейный посыл режиссёра. У Тарковского, по словам Лема, получилось нечто вроде «Преступления и наказания» только в космосе. А сам космос в его экранизации, опять-таки, по мнению писателя, выглядит противным и неприятным, а вот на Земле гораздо лучше, поэтому,  видимо в финале  фильма появляется остров, то есть как бы новая земля, и на ней домик, а позы героев намекают на картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Вообще, намёков и отсылок в картинах Тарковского всегда было немало. Ради них режиссёр часто жертвовал книжным первоисточником. В данном случае, он непонятно зачем ввёл в историю новых женских персонажей,  а именно мать и тётку главного героя. Это, пожалуй, более всего возмутило Станислава Лема. 
Впрочем, в более современной экранизации Стивена Содерберга с Джорджем Клуни в роли Криса Кельви, в плане сценаристкой отсебятины пошли ещё дальше и мало того, что превратили Сарториуса в афроамериканку, так ещё и переименовали в Гордона. И получилась (возможно, невольная) отсылка готэмовскому комиссару Гордону из комиксов DC. В фильме  Тарковского все отсылки, так или иначе осмысленны  режиссёром и переосмыслены на триста раз поклонниками артхаусного кино. Тарковский, по сути, создал не просто экранизация, в его Солярисе сосуществуют и переплетаются разные виды искусства. Это и музыка Баха  и живопись эпохи Возрождения.  Здесь же совершенно непонятно, для чего и зачем переименовывать персонажей? Политкорректности ради? Ладно, этим можно объяснить смену цвета  кожи и даже пола, но чем книжное имя не угодило? Вопрос риторический. 
А меньше всего вопросов вызывает самая ранняя и самая  малоизвестная экранизация «Соляриса», снятая в 1968 (по другой версии 1969) году. Главную роль в нём исполнил Василий Лановой, а Сарториуса сыграл Владимир Этуш. Более известный большинству по комедийным ролям, он удивительно органичен в столь серьёзной роли. Картина 1968 года – не совсем фильм, скорее, телеспектакль. Поэтому количество действующих лиц заметно сократилось, сам океан мы не видим, как не видим выстрела Хари, он остаётся за кадром. Зато эта телеверсия ближе других к книжному первоисточнику. Что и не удивительно ведь среди соавторов сценария был сам Станислав Лем. 

P.S. иллюстрация Андрей Ликучёв 



Теги:Станислав Лем, Солярис, фантастика

Читайте также:
Комментарии
avatar
Очень интересная статья. Что уж говорить про Сарториуса - политкорректность и толерантность зашкаливают. Если в американских экранизациях нет гея и афроамериканца - можно считать, что фильм не состоялся. Я помню, какой шок у меня вызвало известие о том, что в фильме по книге Стивена Кинга "Тёмная башня" роль Роланда, прямого потомка короля Артура, будет играть афроамериканец. И это при том, что Роланд описан в книге очень чётко - блондин с бледно-голубыми глазами, очень похожим на Клинта Иствуда. А Клинт Иствуд, как мы знаем, вылитый афроамериканец))) Сильно загорелая Анна Каренина - тоже просто прелесть.
Не удивляйтесь ничему - Америка страна неукротимой фантазии и больших контрастов.
Кстати - "Солярис" Тарковского - один из моих любимых фильмов.
Спасибо за интересную публикацию.
avatar