«Душа крепким молодым побегом пускает корни в маленькое тело, тело наливается живительным соком. Крепнет и растёт, растёт и крепнет...» Что есть душа? Ответ на этот вопрос дают религиозные концепции, пытаются найти учёные. Не отстают от них и литераторы, которые также задумываются над основополагающими вещами. Если подытожить все имеющиеся представления, можно смело утверждать, что душа – это некая разумная сущность энергетического плана, которая закладывается при рождении в физическое тело. Именно она определяет то, каким будет человек, что за поступки станет совершать.
На страницах фантастической повести «Эола» Марьям Аверина также старается дать ответ на вопрос о душе, её влиянии на жизнь индивида и взаимодействии с окружающей реальностью. Книга строится вокруг попытки найти баланс между внутренним и внешним, а фоном для этого становится динамичный сюжет о научных исследованиях и их последствиях.
События книги развиваются в двух плоскостях или, правильнее сказать, на двух планетах. Начинаются они вдали от Земли и знакомят читателя с гибнущим миром: «Планета разрушалась. Химический состав воздуха менялся стремительно, и жители Торсериании умирали в страшных мучениях. Души торсерианцев, покидая свои тела, впадали в анабиоз и таяли на глазах». Благодаря новейшим разработкам, их удалось законсервировать и отправить подальше от катастрофы. Поэтому, когда мир исчез, его обитатели продолжили своё существование и долгое, полное перипетий странствие к новому дому.
Однако энергетическая субстанция – это не живое тело. Воплотиться она может, лишь обретя некую материальность. Но какова будет цена воплощения? Что, если потеря исконной памяти? То есть фактическое уничтожение личности. Конечное ли? Марьям Аверина не верит в такую возможность. Новые учёные, новые исследования уже на другой планете, и вот – жизнь продолжается. Новая, интересная, но... дисгармоничная.
Цель писательницы фактически не рассказать о глобальной катастрофе или кознях неких злодеев, действующих в неведомых даже им самим корыстных интересах, как могли бы подумать читатели, воспитанные на шаблонах. Её задача – воссоздать процесс личностного становления в условиях, когда внешние факторы кажутся чуждыми и давящими, противоречат самому естеству и вступают в диссонанс с персональными чувствами. Этот экзистенциальный кризис переживает каждый человек, причём неоднократно. И первая попытка обрести равновесие, гармонизировав себя с окружающей действительностью, происходит в подростковом возрасте.
То есть, если отвлечься от сюжетных виражей и фантастического компонента, остаётся драма с поучительным смыслом, наполненная мудростью и предлагающая полезные советы тем, кто возьмёт книгу в руки. Именно в этом главная художественная ценность
«Эолы», яркой и необычной истории, написанной не просто писательницей, но и психологом, сумевшим проникнуть в глубину души простого человека, запертого в рамках условностей и пытающегося докопаться до основ своего «Я». И, кто знает, может быть, тот, кто зайдёт в этом поиске дальше других, случайно обнаружит, что и он является гостем из иного мира. Почему бы и нет? Ибо кто докажет, что невозможно, например, такое: «Системные игроки и те, кто повыше, забавляются от души: заставляют стирать душам память при воплощении, насоздавали религий и эгрегоров, да и сценарии придумывают обязательно с болью и страданиями. Жаль, но эта планета давно уже превратилась в огромное энергетическое болевое поле»?