Литература находится в плоскости духовного и, по мнению многих, особенно начинающих авторов, не имеет ничего общего с коммерцией. Увы, как только первая книга увидела свет и человек задался целью донести ее до широкой аудитории читателей, он начинает осознавать, что мечты - это одно, а реальность - совсем другое. Попав в магазины, любое произведение превращается из крика души в товар. А его необходимо продать. Чтобы сделать это, потребуется приложить немало усилий и хорошенько выложиться как на рекламную компанию самого продукта, так и на создание репутации ее создателя. О пиар-программах говорить в этой статье мы не станем, а сосредоточим внимание на относительно новой и очень важной составляющей рекламной компании - буктрейлерах.
Под этим заморским словом мы подразумеваем видео-ролик длительностью не более трех минут, содержащий видео, звуковой и текстовый контент, который базируется на сюжете книги. Он может быть прямым изложением с многоточием в конце, пародией, вольной интерпретацией на заданную тему, обсуждением концептуальных моментов, провокацией. Тут уж все зависит от пожеланий автора, видения рекламного агента, сути самого произведения и, конечно, целевой аудитории.
Первый буктрейлер в истории был создан в 2003 году. Идея появилась у американских пиарщиков, которые таким образом представили очередной вампирский роман Кристин Фихан под названием «Темная симфония». Ролик был продемонстрирован на ярмарке, проходившей в штате Луизиана. С тех пор многие писатели взяли идею на вооружение и стали создавать буктрейлеры к своим новинкам. Но лишь после 2005 года они стали неотъемлемой частью любой книжной рекламы, что связано с массовым развитием социальных сетей и видео-хостингов.
Сегодня, если писатель хочет добиться успеха, буктрейлер - первое, о чем он должен подумать. Выпускать его следует либо немного заранее, либо сразу после официального выхода книги. Не секрет, что представители младших поколений практически все визуалы. Они любят яркую картинку и редко читают даже самые качественные тексты в сети, особенно, если в них больше тысячи символов. То есть, можно дать сколько угодно объявлений в СМИ, запостить информацию в сотни тематических групп, нанять профессионального райтера для создания статей и журналиста, чтобы он взял интервью и красиво оформил его в каком-нибудь журнале, но велик риск, что все усилия пропадут втуне, так как аудитории будет просто лень читать.
С помощью видео-контента, который наверняка просмотрят, есть шанс заинтриговать и вызвать любопытство.
Читатель, узнав только самое интересное и увидев в конце знак вопроса, захочет выяснить больше и, вполне вероятно, купит книгу, для которой отдельно выделит время на выходных.
Однако, создавая буктрейлер, нужно помнить о некоторых трудностях. Довольно проблематично найти видео-материалы, которые можно использовать. Кадры из фильмов и музыкальных клипов, которые многие пытаются вырезать для своей рекламы, являются чужой интеллектуальной собственностью и охраняются авторскими правами.
Поэтому придется самостоятельно делать видео-ряд, тратиться на актеров и операторов, либо брать готовые варианты на стоковых сервисах, где часть контента можно качать бесплатно, часть - за деньги, и потом монтировать.
Впрочем, всегда есть возможность построить сюжет буктрейлера на стороннем обсуждении по теме. Например, если книга о Второй Мировой Войне, вместо видео-перессказа сюжета со сценами битвы, вырезанными из блокбастера, можно порассуждать о героях, отношении к вопросу, событиях и датах, упомянутых на страница, и их историческом значении.
В этом случае Интернет предложит массу кадров и документов, которые есть в широком доступе и не имеют правообладателя. Вместо тональной перспективы проще сделать линейную (то есть, использовать простые съемки книжных полок, коридоров и так далее, что значительно упрощает операторскую работу). Существуют и другие хитрости, удешевляющие и упрощающие процесс.
Однако, несмотря на это, всегда лучше обратиться за помощью к профессионалам, которые расскажут, как создать буктрейлер правильно, и воплотят задумку в жизнь, не доводя автора до невроза этой заковыристой наукой. Хотя это уже стоит больших денег.