10 Янв 2020
Особенности поэзии Валерия Брюсова
Символизм – это литературное направление, которое подразумевает экспериментаторство и использование в больших количествах символики и намёков. Такие произведения всегда содержат недосказанность и отличаются таинственностью, что делает их особенно притягательными и интригующими. Одним из основоположников русского символизма является Валерий Яковлевич Брюсов, родившийся 13 декабря 1873 года в Москве.
Валерий Яковлевич отказывался смешивать поэзию с религией или общественным мнением, воспринимая её как автономную часть искусства. В своём творчестве он рассматривал знаковые события мировой истории, обращался к сказкам и мифам. Главными темами, о которых неизменно говорил Брюсов, были долг, честь, любовь и героизм. Он противопоставлял личное общественному, гениальное посредственному и уделял отдельно внимание каждому понятию. Сюжеты строились таким образом, чтобы максимально полно показать ценности, которые автор ставил во главу угла как в литературе, так и в жизни.
Образы городов в творчестве поэта принимают форму символа цивилизации, в которой он жил. Урбанистические пейзажи, важные события, обычные будни горожан – его привлекало всё. С помощью своих стихотворений Брюсов рисовал картину целой эпохи с её размеренной жизнью. Благодаря этому, сегодня она раскрывается перед читателем, словно он может посмотреть в прошлое через некое магическое окно и разглядеть его детали, приправленные яркими эпитетами, необычными метафорами и сдобренные хорошей порцией загадочности.
Важным аспектом урбанистической поэзии Брюсова является тема зависимости человека от материального мира и тех благ, которые он создал собственными руками, чтобы облегчить своё существование. В связи с этим духовное противопоставляется материальному и входит с ним в конфронтацию. Отражая слабости человечества, Валерий Яковлевич неизменно показывает острый ум, создаёт у героев душевный подъём, который является не следствием того, что человек видит и может потрогать, а результатом личных, глубинных переживаний, то есть определяется движениями души, а не фактами, происходящими вокруг.
Таким образом, духовное выходит на первый план.
Несмотря на то, что Брюсов остался в истории литературы как поэт, который использовал очень много символов, метафор, антитезисов, анафор и параллелизмов при чётко очерченной композиции стиха, образы, созданные им на страницах книг, всегда узнаваемы и понятны. При этом каждое произведение в полной мере является шедевром символизма, а все приёмы, к которым прибегал автор, добавляют повествованию новые краски и особую силу, благодаря чему увлекают, приковывают внимание и эффективнее воздействуют на сознание.
[Юрий Терещенко]
То,