Человек как марионетка в спектакле на «Ярмарке тщеславия»
17.01.2020 84 0.0 0


Мы все и каждый из нас, независимо от того, в каком веке и какой стране живём, являемся частью вечной и бесконечной «Ярмарки тщеславия». Доказать это на примере героев одноимённого романа взялся классик английской литературы Уильям Теккерей. И, нужно признать, читая эту книгу, написанную с известной долей иронии, легко и страшно узнать себя и своих знакомых в людях, живших два столетия назад. Но времена и нравы изменились лишь на поверхности, оставив неизменной саму суть, а потому каждое обращение автора к читателю (а их на страницах очень много) непроизвольно вызывает дрожь. Ведь это не какие-то неизвестные герои времён наполеоновских войн борются за место под солнцем, а мы, обыватели XXI века. Просто платья у нас чуть откровеннее и есть Интернет, но делает ли это нас другими? Принципиально отличными от предков из Англии или Франции, России или Германии?

Итак, «Ярмарка тщеславия». Главный принцип, который использовал писатель – принцип театрализации. Это становится ясно уже из вступления, которое приглашает читателя насладиться представлением. Автор коротко знакомит всех желающих с главными действующими лицами и начинает своё представление. Что в нём будет показано? Жизнь светского общества, амбиции, жадность, вражда, война и даже любовь, если кому-то без неё невозможно читать книгу, ведь романтических личностей (или тех, кто считает себя таковыми) в мире предостаточно? Но вот беда – всеми нами управляет кукловод. Он дёргает ниточки тщеславия, заставляя шевелить ручками и ножками, совершать поступки, произносить монологи и участвовать в диалогах. А если кто-то думает, что способен перехитрить судьбу и стать уже не марионеткой, а мастером? Что ж, ему не помешает обратить внимание на куклу Ребекку, она тоже пребывала в подобном заблуждении, но разве от этого поменялась местами с кукольником?

Образ ярмарки проходит через весь роман и неоднократно выводится на страницы прямым текстом. А Ребекка становится наглядным отражением шекспировской фразы: «Вся жизнь – театр, а люди в нём – актёры». Ведь именно её образ воспринимается всеми максимально по-разному, именно она старается воздействовать на других, играть ими, манипулировать, но неизбежно остаётся скована своей нитью тщеславия и не способна освободиться от неё, как бы ни пыталась, и лишь сильнее запутывается.

Главной темой, которая берётся в фокус и всячески разбирается, становится снобизм, жёстко порицаемый Теккереем. Этот снобизм проявляется в каждом герое, независимо от его позиции в сюжете и места в обществе. Согласно мнению автора, он подразумевает собой лизоблюдство перед вышестоящими и уничижение тех, кто находится ниже на иерархической лестнице. Более того, поднимается вопрос так называемой нужности человека и отношения к нему в зависимости от степени полезности. Иногда цинизма становится так много, что читатель начинает задыхаться без глотка свежего воздуха. Однако оторвать свой взгляд от представления и вырваться из паутины пороков, жадности, амбиций, лицемерия, стяжательства не получается. Разве есть у куклы право покинуть сцену до того, как опустится занавес?

Ироничность повествования не даёт избавиться от ощущения театральности происходящего, даже если человек далёк от литературной критики и не рассматривает любое произведение с точки зрения основных принципов, задействованных для его написания. Эта нарочитость созданного образа позволяет читателю легче знакомиться с романом. При этом главные мысли не ускользают ни от внимания, ни от понимания. Они попадают на уровень подсознания и там из семян постепенно прорастают в цветы. Но будут ли те похожи на кактусы, цепляющие своими колючками новые мысли, или ромашками, что уже через миг кирзовыми сапогами затопчут дела более насущные? Это совсем другая история.




Теги:Ярмарка тщеславия, краткое содержание произведения

Читайте также:
Комментарии
avatar