Писатели – люди амбициозные. Даже если они говорят, что пишут исключительно для себя и своих близких, в глубине души каждый из них лелеет мечту о славе и успехе. Чтобы миллионы читателей по всему миру познакомились с историей и полюбили её, ну, как Гарри Поттера. Увы, реальность такова, что в век, когда статьи блогеров в Интернете отнимают большую часть досуга обывателей, предложения больше, чем спроса. То есть пишут много, а читают мало. Тем не менее, есть писатели, которым, вопреки любой статистике, удаётся пробиться на литературный Олимп. Да не через десятки лет после дебюта творческой карьеры, а буквально сразу.
Так как же неизвестные авторы достигают успеха после первой же книги?
Нужно понимать, что восприятие художественной литературы очень субъективно. Одно и то же произведение сегодня может оставить равнодушным, а завтра взять за живое. Немаловажную роль играет такое понятие, как мода. В одном десятилетии на пике детективы, а в следующем – уже фэнтези. То есть в любом писательском успехе есть элемент случайности. Чтобы убедиться, достаточно посмотреть на общее количество издаваемых книг в популярных жанрах, а потом посчитать количество знакомых имён авторов, которые действительно на слуху.
Тем не менее, на Бога надейся, а сам не плошай. В данном случае эта народная мудрость очень актуальна. Можно опубликовать книгу и пустить на самотёк её дальнейшую судьбу. Всегда существует вероятность, что даже без особой рекламы она найдёт своего читателя и «выстрелит», в одночасье превратившись в бестселлер. Однако большинство действительно популярных писателей, которые с первого раза достигли цели, не отдавали своё будущее в руки провидения. Их успех – результат продуманной, планомерной и очень тяжёлой работы, которая началась с момента поиска издательства и не закончится никогда.
Так как же пришпорить удачу?
Первым делом нужно понимать, что многое зависит от издательства. Разместить книгу в Интернете или воспользоваться услугами одного из порталов, предлагающих красивую обложку любой истории и публикацию на каком-нибудь заштатном сайте, недостаточно. Это верный путь к провалу, который впоследствии будет вспоминаться как очень болезненный и разочаровывающий опыт.
Мало того, что книгу, уже появившуюся в сети, никогда не возьмёт в работу ни одно уважающее себя издательство, так и читатель, заплутавший среди десятков таких же самиздатовских произведений, скорее всего, пройдёт мимо очередной новинки. То есть прежде, чем бросаться в омут с головой, нужно изучить статистику, пообщаться с представителями издательства и авторами, которые у них публикуются. И лишь убедившись, что не будет никакого обмана, компания имеет свою аудиторию, предлагает пути рекламы и реализации готовой продукции, можно приступать к следующему этапу – собственно публикации.
Здесь речь пойдёт уже о писательской ответственности перед читателем. Можно сэкономить и предложить вниманию публики неотредактированное, напечатанное на плохой бумаге, со скромной обложкой, без ISBN и не зарегистрированное в Книжной палате произведение. Но без соответствующей регистрации книгу никогда не пустят в магазины и библиотеки, непримечательная обложка не привлечёт внимания, а текст, пестрящий ошибками, стилистическими ляпами и сюжетными нестыковками, вызовет раздражение, наряду с острым нежеланием когда-либо в будущем читать «шедевры» автора, не уважающего своего читателя.
Итак, книга оформлена правильно, вычитана специалистами, украшена яркими иллюстрациями и готова к встрече с миром. Как действовать дальше? Важнейшим этапом на пути к популярности является продвижение. Начинать кампанию следует за несколько недель до официального дебюта. Имиджевые статьи, написанные профессионалами и размещённые на крупных литературных порталах, интервью с писателем на форумах и в СМИ, рекламные посты с яркими картинками и завлекающими слоганами – всё это повысит рейтинг ожидания и вызовет интерес к новинке заранее.
Когда книга уже в магазине, работа продолжается, фронт её расширяется. Не помешает заказать пару профессиональных рецензий, возможно, опубликовать их вместе с рядом маленьких произведений в литературно-художественных журналах с тиражами в несколько тысяч экземпляров и на порталах книголюбов, создать повод для дискуссии в различных чатах (да такой, чтобы была затронута какая-то животрепещущая тема), начать вести свои группы в социальных сетях, позаботившись об их регулярном пополнении, проработать визитные карточки и другую имиджевую продукцию (календари, закладки, ручки, чашки, футболки и так далее), договориться с библиотеками и книжными магазинами о презентации новинки с личным присутствием.
И это далеко не полный список важных мероприятий. Пиар-кампания разрабатывается индивидуально с учётом целевой аудитории, тематики книги, личности автора. Она расписывается на годы вперёд и корректируется в зависимости от обстоятельств.
Писатели, которые с первой книги сумели заслужить любовь и уважение читателей, были осторожны, настойчивы, уважительно относились к аудитории, предлагая ей только качественный контент, и главное – заботились о пиар-кампании, не отдавая своё будущее на волю случая, а подстёгивая удачу всеми доступными способами.
[Юрий Терещенко]
То,