Написав книгу, автор мечтает её издать и, желательно, не за свой счёт, а получив финансирование от издательства. Начинается долгий поиск гранта, который далеко не всегда завершается успешно. В результате человек, вложивший душу в создание рукописи, а позже очень много времени и сил в переговоры с редакторами, чувствует себя обманутым и разочарованным. Он не понимает, в чём причина отказов, которые звучат раз за разом.
Мы попытаемся ответить на данный вопрос и разобрать ситуацию на примере гранта «Новые имена» от издательства «Союз писателей», который подразумевает публикацию новинок за счёт издательства тиражом в 1000 экземпляров.
Возможно, это поможет трезво оценивать свои возможности и не подвергать себя ненужным переживаниям.
Допустим, на рецензирование поступила автобиография писателя, который прежде никогда не публиковался и не имеет других достижений, известных широкой общественности. Критик, который первым прочитает рукопись, может остаться в полном восторге, проникнуться судьбой автора и поразиться тому, насколько хорош его слог. Однако, когда он станет писать ответ, в публикации будет отказано.
Причина проста – найти потенциальную аудиторию, которая раскупит тысячу книг с биографией неизвестного человека, физически невозможно. Каким бы гениальным ни было произведение, превратившись в книгу, оно становится товаром.
А тому, в свою очередь, необходим покупатель, чтобы издательство не несло убытки. В то же время мемуары, биографии, воспоминания, истории семьи и другие новинки в аналогичных жанрах привлекут родных, близких или просто знакомых своего создателя. Увы, маловероятно, что их наберётся хотя бы пять сотен.
По той же самой причине в рамках гранта «Новые имена» не рассматриваются поэтические сборники. Многие люди пишут стихи, и не меньше народу их читает. Но, к сожалению, поклонники лирики обитают преимущественно в интернете на тематических сайтах и не часто заглядывают в книжные лавки. Такова печальная реальность, которая подтверждается статистикой продаж ведущих магазинов страны. Тем не менее, это не значит, что издательства откажут поэтам в любом случае. В частности, в «Союзе писателей» существуют конкурсные программы и различные тематические проекты, подразумевающие выпуск поэтических сборников в качестве приза. Также остаётся возможность опубликовать книгу небольшим тиражом, который найдёт свою аудиторию вместо того, чтобы пылиться на полках магазинов.
В зоне риска оказываются пьесы, короткая проза, серьёзная драма и, что многих удивит – исторические и научно-фантастические романы. Нельзя сказать, что их не читают. Однако неоспоримым является факт, что покупают в гораздо меньших количествах, нежели фэнтези, детективы, любовные романы, триллеры, мистику или эзотерику. Для каждого произведения, публикация которого оказывается под вопросом, свои камни преткновения.
Например, к научной фантастике многие относятся настороженно, так как сегодня не столь уж много учёных, готовых взяться за перо, а гуманитарии часто не разбираются в технических нюансах, превращая классический жанр в недофэнтези.
Убедить покупателя в том, что он столкнулся с исключением, порой оказывается невозможно. Примерно та же ситуация с историческими романами. Заявив этот жанр, автор должен быть уверен в базовых знаниях, на которых будет строиться художественный сюжет. Множество ошибок, уже допущенных предшественниками и превративших реальную историю в альтернативную, настроили читателей негативно.
В то же время пьесы или драмы оказываются недостаточно динамичны и слишком сложны для аудитории, воспитанной на комиксах и супергеройских блокбастерах. Исключением может стать женский психологический роман, в рамках которого поднимаются актуальные для многих представительниц прекрасной половины человечества вопросы и даются действенные советы. Подобные книги могут добиться известности благодаря «сарафанному радио». Поэтому здесь, прежде чем рецензент вынесет окончательный вердикт, ему придётся очень серьёзно подумать и взвесить возможные риски.
Например, книга о мире меча и магии или вампирах в одном случае может выстрелить, а в другом – провалиться без какой-либо логической причины. Чтобы избежать потенциального краха, критик будет оценивать, насколько сюжет оригинален, как глубоко раскрыты характеры персонажей, есть ли затянутые и провисающие моменты, все ли сюжетные линии завершены и логически обоснованы.
Динамика, интрига, неординарные авторские ходы – всё может стать тем бонусом, что склонит чашу весов в нужную сторону. Но, если останутся хотя бы малейшие сомнения, вероятно, придётся либо дорабатывать рукопись в соответствии с полученными инструкциями, либо соглашаться на публикацию за свой счёт и значительно меньшими тиражами. Но здесь уже решение принимать писателю.
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,