26 Фев 2020
Этапы творческого процесса на примере детектива Ирины Кабановой «Случайная жертва»

Взяв в руки готовую книгу, читатель подспудно понимает, что её появление на свет произошло не в тот день, когда она поступила в магазин для продажи или команда сотрудников издательства принялась за редактуру, вёрстку и создание обложки. И даже не в тот момент, когда автор поставил последнюю точку или, напротив, впервые сел к своему компьютеру, чтобы написать дебютное предложение. Работа над будущим произведением началась задолго до этого. В тот миг, когда в голову талантливому человеку пришла идея, сумевшая целиком и полностью захватить его воображение. Именно от этой временной точки нужно отсчитывать историю любой книги. Осознав это, можно пройти по пути, который вместе со своими героями уже преодолел писатель. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое в компании Ирины Кабановой и узнаем, как создавался её детектив «Случайная жертва. Книга 1».

Интерес к творчеству проснулся, когда Ирина ещё училась в школе. На протяжении некоторого времени она часто экспериментировала, пробуя себя в разных направлениях. «Написать книгу было моей мечтой, – признаётся автор. – Жанры с взрослением менялись. Была любовная лирика, мистика, стихи. Но в каком бы жанре я ни начинала писать, к нему всегда впоследствии добавлялись детективные нотки. Кстати, поняла это я только сейчас, когда начала писать свою историю...»

«Случайная жертва» в том виде, в котором её можно прочитать сегодня, появилась не за один день. Книга стала результатом большой умственной работы, которая состояла из нескольких этапов. Прежде чем всерьёз браться за перо, Ирина начала продумывать детали. Значение имело всё: завязка сюжета, характеры героев, место действия, антураж... «Работа над книгой «Случайная жертва» началась в 2015 году, когда родилась моя дочка, – вспоминает писательница. – Я сразу знала, что это будет детектив. Изначально планировалось написать историю, основанную на реальных событиях. Но в силу особенности жанра найти реальную жертву не получилось. Так появился «Лёха» – погибший знакомый новоиспечённого следователя. А вот город, где разворачиваются события, был выбран не случайно. Идея принадлежала Дмитрию Христюку, отцу моей дочки. Я прекрасно понимала, что будет намного легче написать книгу о городе, в котором ты прожила более десяти лет и знаешь практически каждую улочку. И местный читатель будет не только следовать за героями и уликами, но и наглядно представлять себе место действия. Первая глава была написана достаточно быстро. Потом пришло затишье...»

Как показывает практика, очень редко бывает так, чтобы автор написал своё произведение на одном дыхании, ни разу не испытав охлаждения к истории, ни на миг не встав в тупик, из которого, казалось, не было выхода, не столкнувшись с настоящим творческим кризисом, замедляющим работу. Однако в случае с Ириной всё было немного иначе. Да, она взяла перерыв, но использовала его с толком. Она решила изучить теоретические основы писательства, обратившись за помощью к профессионалам, чтобы, опираясь на их опыт, постараться избежать самых частых ошибок начинающих авторов и сделать свою первую полноценную книгу качественной и достойной внимания. «Я стала изучать тематические статьи, форумы, рекомендации и советы опытных писателей, решая, как развернуть дальше сюжетную линию, сколько сделать главных и второстепенных героев, – признаётся Ирина. – И вот я вновь открыла свою книгу и начала перечитывать первую главу, выписывая в отдельную тетрадь своих героев, создавая им характер, привычки, слабости, ища в своём окружении возможных прототипов».

Именно создание объёмного образа героев традиционно становится камнем преткновения. Как сделать так, чтобы человек, никогда прежде не существовавший, получился живым, настоящим? Если писатель знаком с психологией, он, вполне вероятно, представляет, с чего начать. Ну а если нет? Здесь каждый решает сам. Одни авторы срисовывают персонажей из реальности, взяв в качестве прототипов знакомых. Кто-то наделяет главных действующих лиц собственными качествами или начинает синтезировать их из многих других, когда-либо виденных в кино или книгах. Есть те, кому удаётся преодолеть страх перед новаторскими экспериментами. Они с большим или меньшим успехом пытаются придумать в корне новую личность, подчас не замечая, как черты их близких или персонажей из любимого сериала просачиваются на бумагу и влияют на ход событий. Так кто же они, герои Ирины Кабановой?

«Практически каждый образ в книге – собирательный, в нём по кусочку от реально существующей личности и лишь небольшая капелька выдумки, – рассказывает писательница. – Ольга. Возможно, многие решат, что этот персонаж полностью написан с меня. Нет. Образ следователя Ольги Градовой, честной, волевой и бесстрашной девушки, не боящейся смерти и критики, готовой на любые жертвы ради правды, возник сразу. И лишь спустя десятки страниц в ней проявились некоторые мои личные черты, привычки, элементы биографии. И только мои настоящие и верные друзья смогут понять, что в ней действительно от меня, а что стало случайным творческим совпадением.

Лазарь – исключительно собирательный образ. Фильмы, книги, статьи о ворах в законе разных стран и времён и впечатляющий киношный герой. Он, как и Медик, Лакей и другие представители воровского мира, вырисовывался по крупицам, по жестам и поступкам на протяжении всего времени, пока создавалась книга. Некоторые из них появятся снова.

Оперуполномоченный Ланков. В нём практически нет ничего от реально существующих в моём окружении друзей и знакомых. Это, скорее всего, моё видение идеального напарника и друга для начинающего следователя.
О процессе создания своих героев я, наверное, могу написать отдельную книгу, но не сейчас, ведь они не прощаются с читателями, а продолжат расследовать новые запутанные смерти, расти и развиваться как личности».

Придумав идею, изучив теорию, создав в своей голове образы главных героев, Ирина с головой погрузилась в работу. Теперь она чувствовала себя уверенно и попробовала действовать рационально. Да, конечно, творчество – процесс, связанный с эмоциями и интуицией. Так принято думать и говорить. Однако человек, который хоть раз пытался написать что-то более продолжительное, нежели четверостишие о любви, знает – как и в любом серьёзном деле, в писательстве требуется составить план, грамотно распределить время и предусмотреть множество других организационных моментов, никак не связанных ни с вдохновением, ни с прочими возвышенными материями.

«После изучения теории и создания героев я решила, что не хочу писать несколько лет и «в стол», – делится своим опытом Ирина Кабанова. – Я установила конечные сроки, количество написанных в день страниц и села за работу. Созданная мною история и жизнь настолько поглотила меня, что, даже закрыв ноутбук, я мысленно продолжала её писать. Но в моей жизни была маленькая и любимая доченька Аришка, которая с каждым днём взрослела и требовала всё больше внимания. В основном я писала, когда она спит, впоследствии – когда играет с дедушкой или бабушкой. Я могла неделями жить в режиме «четыре часа сна в сутки». Основные сложности начались, когда пришло время завершать книгу. Я долго думала о судьбах героев, ставших уже родными. С ними не хотелось расставаться, и я решила оставить им возможность вернуться, завершив книгу не только точкой, но и оставив многоточие. В общей сложности на написание детектива ушло чуть больше полугода».

Сегодня «Случайная жертва. Книга 1» уже доступна широкому кругу читателей и выпущена по гранту "Новые имена современной литературы". На страницах увлекательного детектива речь идёт о молодом следователе по имени Ольга, которая с нетерпением ждёт своего первого на новом месте дела. Но судьба преподносит неприятный сюрприз. Человек, по предварительной версии покончивший с собой на почве наркотиков, оказался её хорошим знакомым. Вот только героиня уверена, что он никогда не принимал психотропных препаратов и к суициду был не склонен. Начав расследование, девушка погружается в водоворот криминальных интриг. Она тянет за ниточки, которые приводят в совершенно разные места. С одной стороны – наркодилеры с их хитроумными играми, с другой – уголовники, мстящие за главаря. Связываться с такими ребятами опасно не только для карьеры, но и для жизни. Как поступит Ольга?

Динамичная, яркая, полная неожиданностей книга ждёт читателей, которые ходят по тёмным улицам не оглядываясь и крепко спят по ночам.

Творческая жизнь / 749 / redaktor / Теги: как написать книгу, издать книгу по гранту, Новые имена современной литературы / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов