«Маленькая, тоненькая, хрупкая, не очень красивая, даже с несколько перекошенным лицом, с очаровательной озаряющей улыбкой, с прелестным голосом, и, что так редко в женских голосах на нашей сцене, без всякой вульгарности...», —
так описал Веру Комиссаржевскую театральный критик Сергей Волконский. Но что же такого было в этой женщине, чем она смогла покорить всю Россию?
Вера появилась на свет в семье оперного артиста Фёдора Комиссаржевского и с детства полюбила закулисную театральную жизнь. В доме часто бывали известные деятели искусства, ставились домашние спектакли, в которых девочка принимала участие, — в общем, атмосфера способствовала развитию в ребёнке творческого начала.
С обучением, правда, не заладилось. Вера быстро увлекалась чем-то новым, но так же быстро и остывала, поэтому учителя в гимназиях называли её ленивой. Тем не менее она обладала уникальной памятью, заучивая стихи с первого прочтения, что поможет ей в дальнейшей карьере. Однако сначала в её жизни произойдёт череда драматических событий.
Счастливая семейная жизнь разрушилась в одночасье, когда отец ушёл к другой женщине. Мать с дочерьми, у Веры были ещё две сестры, оказалась в трудном материальном положении, так что пришлось продать имение. Выходом могло стать успешное замужество Веры. И богатый претендент нашёлся: граф Муравьёв влюбился в девушку с первого взгляда, и Вера ответила ему взаимностью. Но брак получился несчастливым и продлился всего лишь два года.
Муравьёв оказался любителем выпить и по этому делу распустить руки. Скандалы следовали один за другим, и последней каплей стала обнаружившаяся связь между ним и Надей, родной сестрой Веры.
Комиссаржевская тяжело переживала двойное предательство, даже оказалась в психиатрической клинике, где ей поставили диагноз «острое помешательство». После выписки Веру выхаживала другая сестра, Оля, а Надя уже ждала ребёнка. Вера Фёдоровна подала на развод, больше она никогда не свяжет себя узами брака.
Эти драматические события в итоге подтолкнули Веру к актёрской профессии. «В актрисы её посвятило личное страдание», — напишут позже её биографы.
Дебютировала Вера Фёдоровна на любительской сцене, потом посещала «Общество искусства и литературы», которое создал её отец. Здесь она училась театральному мастерству под руководством В.Н. Давыдова, актёра знаменитого Александринского театра. Здесь же Комиссаржевская познакомилась и со Станиславским, в постановках которого играла роли.
В частности, в «Плодах просвещения» по Л. Толстому. Роль Бетси принесла ей определённый успех, и вот уже Комиссаржевская не на любительской сцене, а в труппе Новочеркасского театра.
Поначалу к ней приклеилось амплуа наивной девушки в лёгких жанрах, тем не менее и в этом Вера добилась признания. Дело в том, что к ролям она подходила не как к штампам, а как ко вполне реальным людям — в её игре была глубина и эмоциональность, она будто рассказывала историю своего персонажа зрителям. Эта же черта позволит Комиссаржевской стать непревзойдённой драматической актрисой, которая раскроется в постановках по Островскому и Чехову.
В 1896 году мечта Веры Фёдоровны воплощается — она дебютирует в Александринском театре. И именно тут играет сначала Ларису Огудалову в «Бесприданнице», а затем и Нину Заречную в «Чайке». Творчество Антона Павловича оказалось близко Вере:
«Мне роль Чайки принесли за несколько дней до спектакля, я не знала пьесы. В первый раз я прочла „Чайку” в эту ночь. Всю ночь проплакала. Утром я любила „Чайку”, и была она моей — я жила душою Чайки… Быть Чайкой — мне радость».
Вера Комиссаржевская много гастролировала и в Ташкенте подхватила оспу. Она умерла через несколько дней, ей было всего 45. Смерть любимой актрисы потрясла всю страну. Александр Блок написал стихотворение «На смерть Комиссаржевской»:
Пришла порою полуночной
На крайний полюс, в мёртвый край.
Не верили. Не ждали. Точно
Не таял снег. Не веял май.
Не верили. А голос юный
Нам пел и плакал о весне,
Как будто ветер тронул струны,
Там, в незнакомой вышине…
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,