|
06:48
|
|
«Маленькая, тоненькая, хрупкая, не очень красивая, даже с несколько перекошенным лицом, с очаровательной озаряющей улыбкой, с прелестным голосом, и, что так редко в женских голосах на нашей сцене, без всякой вульгарности...», — так описал Веру Комиссаржевскую театральный критик Сергей Волконский. Но что же такого было в этой женщине, чем она смогла покорить всю Россию? Вера появилась на свет в семье оперного артиста Фёдора Комиссаржевского и с детства полюбила закулисную театральную жизнь. В доме часто бывали известные деятели искусства, ставились домашние спектакли, в которых девочка принимала участие, — в общем, атмосфера способствовала развитию в ребёнке творческого начала. С обучением, правда, не заладилось. Вера быстро увлекалась чем-то новым, но так же быстро и остывала, поэтому учителя в гимназиях называли её ленивой. Тем не менее она обладала уникальной памятью, заучивая стихи с первого прочтения, что поможет ей в дальнейшей карьере. Однако сначала в её жизни произойдёт череда драматических событий. Счастливая семейная жизнь разрушилась в одночасье, когда отец ушёл к другой женщине. Мать с дочерьми, у Веры были ещё две сестры, оказалась в трудном материальном положении, так что пришлось продать имение. Выходом могло стать успешное замужество Веры. И богатый претендент нашёлся: граф Муравьёв влюбился в девушку с первого взгляда, и Вера ответила ему взаимностью. Но брак получился несчастливым и продлился всего лишь два года. Муравьёв оказался любителем выпить и по этому делу распустить руки. Скандалы следовали один за другим, и последней каплей стала обнаружившаяся связь между ним и Надей, родной сестрой Веры. Комиссаржевская тяжело переживала двойное предательство, даже оказалась в психиатрической клинике, где ей поставили диагноз «острое помешательство». После выписки Веру выхаживала другая сестра, Оля, а Надя уже ждала ребёнка. Вера Фёдоровна подала на развод, больше она никогда не свяжет себя узами брака. Эти драматические события в итоге подтолкнули Веру к актёрской профессии. «В актрисы её посвятило личное страдание», — напишут позже её биографы. Дебютировала Вера Фёдоровна на любительской сцене, потом посещала «Общество искусства и литературы», которое создал её отец. Здесь она училась театральному мастерству под руководством В.Н. Давыдова, актёра знаменитого Александринского театра. Здесь же Комиссаржевская познакомилась и со Станиславским, в постановках которого играла роли. В частности, в «Плодах просвещения» по Л. Толстому. Роль Бетси принесла ей определённый успех, и вот уже Комиссаржевская не на любительской сцене, а в труппе Новочеркасского театра. В 1896 году мечта Веры Фёдоровны воплощается — она дебютирует в Александринском театре. И именно тут играет сначала Ларису Огудалову в «Бесприданнице», а затем и Нину Заречную в «Чайке». Творчество Антона Павловича оказалось близко Вере: «Мне роль Чайки принесли за несколько дней до спектакля, я не знала пьесы. В первый раз я прочла „Чайку” в эту ночь. Всю ночь проплакала. Утром я любила „Чайку”, и была она моей — я жила душою Чайки… Быть Чайкой — мне радость». Вера Комиссаржевская много гастролировала и в Ташкенте подхватила оспу. Она умерла через несколько дней, ей было всего 45. Смерть любимой актрисы потрясла всю страну. Александр Блок написал стихотворение «На смерть Комиссаржевской»: Пришла порою полуночной На крайний полюс, в мёртвый край. Не верили. Не ждали. Точно Не таял снег. Не веял май. Не верили. А голос юный Нам пел и плакал о весне, Как будто ветер тронул струны, Там, в незнакомой вышине… |
|
|
|
|
Всего комментариев: 0 | |