Понятие «непротивление злу насилием», которые мы сегодня употребляем чаще в ироничном смысле, придумал и проповедовал Лев Толстой. Он писал об этом принципе статьи и публиковал их преимущественно в Англии, потому что на родине его учение особой популярностью не пользовалось. А вот за границей Лев Николаевич обрёл самого известного и самого преданного своего приверженца.
Как раз в это время в Англии учился молодой индус Мохандас Карамчанд Ганди, которого весь мир и по сей день именует Махатмой (это своеобразный титул, который переводится как «великая душа»). Именно Ганди докажет на практике применимость принципа Толстого, без единого выстрела заставив Англию покинуть свою восточную колонию.
Мохандас, принадлежавший к касте вайшьев (торговое сословие), воспитывался в очень религиозной семье. Когда ему исполнилось 13, мальчик безропотно принял родительское решение — женился на сверстнице. Однако он понимал важность образования и, окончив школу, отправился в Лондон, где занялся изучением юриспруденции.
Здесь он познакомился с теософскими трудами Блаватской и Новым Заветом, в котором больше всего его поразило описание Нагорной проповеди. «Я видел, что высшая форма религии — отречение, и это глубоко запало в мою душу», — позже признавался Ганди.
Поэтому публикации Толстого легли на благодатную почву. Лев Николаевич стал для Мохандаса учителем, который подвёл теоретическую базу под уже сформировавшееся мировоззрение молодого индуса. В этот же период Ганди вырабатывает главный принцип, который затем сам исповедует всю жизнь:
«Никогда не требуй от человека того, что не делаешь сам».
Окончив учёбу, он работает в Южной Африке, где законодательно притесняют права индусов. Ганди становится на защиту и организует «пассивное сопротивление», продолжавшееся около 20 лет. Но итогом его явилось соглашение, по которому индусы были восстановлены в правах.
В 1908 году по всему миру распространилось «Письмо к индийцу» Толстого. Это был ответ редактору индийского журнала на просьбу рассказать всему человечеству о бедственном положении индийского народа.
Это послание оказывается в руках Ганди. Мысли Толстого созвучны его собственным настолько, что он решает ответить русскому писателю. Между ними завязывается переписка, закончившаяся со смертью Льва Николаевича.
В Индии, находящейся в то время под властью Британии, Махатма сплотил вокруг себя людей из разных каст, основной идеей которых стало освобождение от колониального ига. Здесь, как и в Африке, он применял ненасильственные методы: создание профсоюзов, крестьянских союзов, бойкотирование, кампании гражданского неповиновения.
Возможно, не всё шло так, как предполагал Махатма Ганди, однако в июне 1947 года в Англии был принят закон о предоставлении Индии независимости.
Сам же политик, имевший широкую поддержку в народе, был убит экстремистами буквально через полгода после этого знаменательного события.
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,