Библиофилы в двадцать первом веке могут не только читать множество интересных книг, изданных в разных уголках света, но и практически в режиме реального времени следить за жизнями их создателей. Имена культовых писателей на слуху. Они мелькают в новостях и на первых полосах газет. По сути, некоторые литераторы становятся звёздами, как актёры или футболисты. И за примерами далеко ходить не надо. Кто не слышал о Джоан Роулинг, Стефани Майер, Дарье Донцовой или Сергее Лукьяненко?
Познакомившись с большим количеством книг, некоторые люди понимают, что и сами смогли бы присоединиться к числу авторов. В горячих головах рождаются интересные идеи, и находится время, чтобы перенести некоторые из них на бумагу. И вот роман готов. Тут-то и приходит черед появления писательских иллюзий. Зная биографии знаменитостей, новички начинают мечтать о том, что их рукопись в скором будущем превратится в книгу, появится на полках магазинов, принесёт миллионные гонорары и всемирную славу. Вдохновлённые перспективой навсегда забыть об офисе и ранних подъёмах по утрам, сотни писателей-новичков начинают обивать виртуальные пороги издательств по всему миру.
Реальность оказывается весьма далёкой от ожиданий. Сперва авторы сталкиваются с нежеланием крупных организаций рисковать и связываться с человеком, не успевшим создать себе имя. Позже, когда удаётся отыскать издателя, скорее всего, не такого известного, как мастодонты, к которым преисполненный надежд писатель обращался первым делом, выясняется, что за многие (а иногда и за все) услуги нужно платить, и цена эта вовсе не символическая. При этом миллионные гонорары никто не предлагает. В лучшем случае есть шанс получить проценты с продаж, которые придётся делить с магазинами. И, наконец, главное разочарование — книга не превращается в бестселлер к концу первой недели после выхода. Читатели проходят мимо, устремляясь всё к тем же стендам с Роулинг, Майер, Лукьяненко и Донцовой, игнорируя красочную обложку, на которой значит незнакомая фамилия.
Это вовсе не страшилка для тех, кто тешит себя пустыми иллюзиями, и уж точно не попытка отговорить от публикации. Всё, о чём шла речь выше, — это просто констатация факта. Реальность двадцать первого века, о которой нужно знать и к которой придётся морально подготовиться. Оперируя достоверной информацией, следует запастись успокоительными и стоически переносить отказы от мастодонтов в сфере издательских услуг (но, конечно же, имеет смысл попытать своё счастье и отправить им рукопись). Дальше придётся внимательно отнестись к критике от рецензентов, если кто-то из них всё-таки ответит и будет готов обсуждать возможность публикации. Если редакторы или критики, работающие на издательства, что-то просят изменить или улучшить, имеет смысл сразу соглашаться. Споры не помогут отстоять свою позицию, а вот крест на дальнейших переговорах поставят наверняка. Приготовить деньги на редакторскую и корректорскую правку, красивые иллюстрации и ряд других услуг требуется заранее. Авторские редакции книг не читают в принципе, а потому сэкономить не получится.
Чтобы создать себе имя, увеличить количество читателей и заставить издательства поверить в вас, надо много публиковаться: на крупных порталах в сети, в журналах и альманахах, в коллективных сборниках, издавать небольшие книги. Рекомендуется участвовать в конкурсах, премиях, ярмарках и фестивалях. Даже номинация — это бонус, а победа или попадание в шорт-лист, несомненно, привлекут внимание аудитории.
Но самое сложное и наиболее важное — это реклама. Она стоит денег, поэтому многие авторы надеются пропустить этот этап и не обращаются за помощью к профессионалам. Увы, без продуманной пиар-компании, в которой будет участвовать множество специалистов, а также сам автор, продвигая новинку в доступных ему источниках, ни за что не создать себе имя и, как следствие, не сдвинуться с мёртвой точки.
Написать книгу, а потом десятилетиями жить на гонорары — это мечта. К сожалению, она относится к разряду фантазий о завтраке с Суперменом или укусе радиоактивного паука. То есть писательский успех ни к кому не приходит сам по себе, даже если некоторые литературные звезды склонны говорить так в своих интервью. От иллюзий лучше избавиться до того, как начнётся пристальное знакомство издателей с рукописью. Только понимая, как на самом деле обстоят дела, получится не испытать разочарования и не бросить дело всей своей жизни в самом начале пути, даже не попробовав реализовать себя в качестве писателя. Помните: если бы Джоан Роулинг рассуждала таким образом, мир никогда не узнал бы о Гарри Поттере.