Наступил июнь. Солнышко стало уже достаточно жарким, чтобы не просто задуматься о лете, но и начать строить планы на ближайшие три месяца. Нужно признать, что сезон 2020 обещает быть особенным. Хорошо это или плохо, мы решим через годик-другой. Ну а пока перед каждым стоит цель — провести сегодняшний день как можно более плодотворно, весело и интересно. О лете, настроении и о том, чем заняться в этом году, корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» решила спросить поэта и прозаика Ренату Юрьеву, автора книг «Незабудки», «За мечтой», «Память», «Рубиновый рассвет», «Прикосновение», «Касаясь струн гитары и души» и цикла «Варенькин мир». Не правда ли, очень интересно, как проводят каникулы настоящие писатели?
— Рената, как настроение? Чувствуете приближение лета? Радуетесь ему или для Вас смена сезона имеет налёт грусти и ностальгии?
— Настроение переменчивое, как погода в Лондоне. Впрочем, теперь эту расхожую шутку про лондонскую погоду вполне можно относить и к нашей, ибо то, что происходит в природе и погоде последние годы, даёт большую волю воображения на день грядущий: возможно всё. Вот так и настроение: с утра, благодаря работе, бодрое и лишённое признаков грусти, просто потому что некогда. К вечеру сплин, заражённый сумерками, окутывает постепенно и сопровождает вплоть до ночи… Смен времён года не ощущаю или не обращаю внимания, просто, отрывая лист календаря, констатирую факт и перенаправляю мысли и эмоции на ожидание чего-то в наступающем сезоне. Вообще ожидание чего-то очень важно в жизни! Я помню, даже в детстве (конечно, ещё совсем не осознанно) жила так: ожиданием какого-то события или даты… Может быть, это была первая «модель» целеполагания? Не знаю, но привычка осталась, привнося в жизнь свет надежды и ненапрасности.
Конкретно к данному лету, конечно, грусти больше, ибо нарушены планы, лелеянные уже с зимы.
— Можно ли сказать, что лето — Ваше любимое время года? Какие ассоциации лето у Вас вызывает? Нашли ли они отражение в творчестве?
— Лето не стоит в моём рейтинге сезонов на первом месте. Один ответ дал Пушкин А. С.: комары в наших краях чувствуют себя более чем вольготно. Другой ответ выстроился сам, настоянный на постоянной тревоге и озабоченности, связанных с моим руководством школой на протяжении многих лет: об этом лучше в стихах:
Раздвоенность восприятия
(Монолог директора)
Ах, как же ароматны травы!..
Косить повторно уж пора…
Цветёт картофель!.. Да, отравой
Жуков бы угостить с утра…
Дождь орошает землю щедро!..
Не протечёт ли крыша вновь?..
В лес за орехами бы кедров!..
Да вывезти тележку дров…
Раздолье детям на природе!..
Учебников должно хватить?..
Ну всё, готова школа вроде!..
Чуть-чуть осталось добелить…
С раздвоенностью восприятья
Я лето каждое живу:
Природе падая в объятья,
Проблемы тут же нахожу…
И всё-таки я не могу не признавать с удовольствием неповторимость летней красоты, полёта и солнечной радости, и эти нормальные для каждого человека эмоции, конечно же, находят отражение в стихах:
Лето-бабочка
Бабочкой порхает лето,
Всюду — дивные приметы
Ярко-радужного цвета,
Как в мечтах!
Новый день спешит с зарёю,
Умывается росою,
Я по ней с утра босою,
Красота!
Солнышко опять в зените
И лучей златые нити
Кружева плетут в раките,
Мастера!
Плещет ласковая речка,
Блики солнца, словно свечки,
На воде плетут колечки,
И ветра!
Позабытое за годы
Чувство счастья и свободы.
Спрятались тоска, невзгоды.
Мир зовёт!
Лето-бабочка на плечи
Опустилось не навечно.
Знаю, снова будет встреча
Через год…
— Если бы Вам нужно было подобрать поэтическую метафору к лету, какой бы она была?
— И самой стало интересно, и начала я собирать их в своих стихах: «Закружила, завихрила / Снова лета карусель!», «Бабочкой порхает лето», «Ещё вчера лучилось лето / Послушно солнечной монете», «Ах, лето — победитель грёз, / Воскресный день календаря! / Из света, ласки, рос и гроз / Для счастья создано не зря…»
— Расскажите о самом лучшем лете в Вашей жизни. Есть ли упоминания о нём в произведениях?
— Я избегаю слова «самый», потому что очень редко могу применить его к событию, человеку, факту: уровень этой «самости» зачастую зависит от настроения и момента. Памятные летние сезоны, конечно, были! И не один. Это и мои любимые четыре лета студенческих стройотрядов, которые я прошла от бойца до командира (а вот из них любимый выбрать могу — это «Романтик 1985», когда была комиссаром). Это памятное лето окончания института и невероятная смесь ощущений (волнение, нетерпение, радость, ожидание, предвкушение), когда я по распределению уехала в Сибирь, ещё даже не подозревая, что останусь там навсегда. Это мои любимые августы — прелюдии осени. Почему-то на август приходится много памятных событий: приезд в Сибирь, замужество, назначение директором школы. Это путешествия в Москву и другие места страны. Это июньские месяцы встреч с поэтами из разных городов страны. Это моя первая встреча с морем, которую ждала более полувека… Почти все эти события, как оказалось, оставляли след в стихах. Почему, сама удивляюсь… обратила на это внимание только тогда, когда прочла Ваш вопрос (улыбается).
Союз гармонии и красоты
Вторые сутки путь мой продолжается
По необъятной Родине моей.
Маршрут не нов, но сердце вновь сжимается:
Нет удивительней земли, родней!
Нет ничего прекрасней, совершеннее:
Поля и горы, травы и цветы,
Её предназначения свершение:
Союз гармонии и красоты.
Речной неспешной рябью изумрудною
Подёрнуты леса в преддверье гор,
А сосны — стражи царствия безлюдного —
Не скидывают мантий с давних пор.
Ковры пестрят цветочными узорами,
Хранящими код вечности земной,
Едва ли разгадаем тайну скоро мы,
А впрочем, кажется, ответ простой:
Всем суждено уйти с земли когда-нибудь,
Закона вечности на свете нет,
Продолжить может во Вселенной долгий путь
Планеты нашей лишь нетленный свет.
— Какое значение в Вашем творчестве играет природа? Какой Вы стараетесь показать её читателю?
— Мы все вышли из Природы… Не оттого ль так силён её вечный зов? Не потому ли так легко и свободно дышится в певучих лесах, на просторах цветочных полей, на задумчивых берегах вечно спешащих речек?.. Мы отражаемся в ней, как в зеркале души. Смотрим на небо в поисках ответов; вглядываемся в даль в надежде на возвращение счастья… Оживаем с весной, расцветаем с летом, грустим с осенью, безмолвствуем с зимой. Мы черпаем в Природе силу, веру, красоту, мудрость.
Вот почему она была и будет одной из самых любимых и востребованных тем в творчестве, вечным источником вдохновения и радости.
В своих посвящениях чуду Природы я пытаюсь увидеть эти самые отражения своих чувств, эмоций, мироощущений, себя… И просто говорю ей спасибо!
Отражение
Облака кудрявые
в речке улыбаются,
Дивятся мгновениям,
уходя, не каются.
Манит зачарованных
странников брожение,
Высота в глубинах вод —
чудо-отражение.
Стразами украшены
травы предрассветные —
В росах преломляются
краски разноцветные.
Я в глазах любимого,
нежностью сияющих,
Нахожу мечты свои,
с юности не тающие.
Таинство великое —
в стихо-сотворении:
В них и мысли, и душа,
зла, добра борение.
В облаках, в реке, росе,
в каждой строчке благостной,
В каждом дне, в любви твоей,
в детях светло-радостных —
Всюду с благодарностью
в будничном кружении
Вижу разное своё
мини-отражение.
— Представьте идеальный летний пейзаж. Можете описать его так, чтобы каждому из нас захотелось оказаться там прямо сейчас?
— А можно в стихах?
Как хорошо!
От духоты, от суеты
Сбегу я в лес.
Найду шиповника кусты.
Их яркий блеск
Манит набрать запас плодов
Для стылых зим,
Целебный чай в дни холодов
Необходим.
Огни рассыпавшихся бус —
Костянки дар,
Силён их сказочный искус,
Велик азарт
В компот, варенье превратить,
В чудесный сок,
В них благость лета сохранить
На долгий срок.
Я растворяюсь в тишине
Наедине.
А птицы в синей вышине
Щебечут мне.
Как хорошо сейчас в лесу,
Душа поёт!
Домой я запах принесу
На целый год.
— Встречалось ли Вам в книгах других авторов такое описание природы, что сердце начинало петь, хотелось всё бросить и раствориться между строк? Может быть, посоветуете нашим читателям, с какими произведениями стоит познакомиться, чтобы испытать сходные эмоции?
— Не буду и не хочу быть оригинальной в мгновенном назывании писателей, чьи описания природы вызывают именно такие желания: «сердце начинало петь, хотелось всё бросить и раствориться между строк»: Иван Тургенев (рассказы «Бежин луг», «Лес и степь» и другие), Константин Паустовский, Дмитрий Мамин-Сибиряк…
Ощутите сами: «А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зелёной чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи; воздух весь напоён свежей горечью полыни, мёдом гречихи и кашки; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; ещё свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца… Кое-где разве вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. <…> Солнце всё выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой… Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух» (отрывок из рассказа «Лес и степь», И. С. Тургенев).
— Вы педагог и автор серии книг для малышей «Варенькин мир». Руководствуясь своим опытом, посоветуйте родителям, когда и как ребёнок должен начинать знакомство с миром природы?
— Рождению этой серии я обязана своей внучке Вареньке, осчастливившей меня в 2018 году. Но уже в далёком далеке, когда родилась её мама — моя дочь, — я (опять-таки неосознанно) приобщала её к удивительному миру природы: пела русские народные и авторские песни, ходили с коляской к речке, гуляли по полю… И я говорила. Я постоянно рассказывала ей что-то, даже не смущаясь того, что годовалый ребёнок не понимал меня. Но мне всё равно кажется, что она впитывала на каком-то имеющимся только у детей уровне. Чем раньше начинается это благостное знакомство с деревьями, лесами, цветами, животными, тем лучше развивается ребёнок, учится воспринимать природу не как фон для жизни, а как самодостаточное неповторимое и прекрасное явление, способное дарить радость, умиротворение, чувство полёта. В этот период дети настолько приближены к природе! Не удивлюсь, что окажется правдой то, что до года дети умеют понимать язык зверей и птиц, как я прочла когда-то…
— Каким образом сделать этот процесс интересным и, главное, безопасным?
— Будучи молодой мамой, не задумывалась об этом. Сейчас, конечно, могу положить под свои ощущения основу. Одно из условий восприятия детьми информации — это, безусловно, их личный интерес, который может быть основан на удивлении, результате, радости, нескучности. Иным сложно просто созерцать. Как, например, моему сыну. Как-то раз я привезла его, маленького, в коляске к речке и по привычке восторженно рассказывала о красоте ивовых берегов, блестящей воды, торопливо бегущей вдаль… И вдруг, переведя взгляд с берегов на сына, увидела, что его голова повёрнута совсем в противоположную сторону! Он отвлёкся и не слушал меня! Не успев расстроиться, я проследила за его увлечённым взглядом: метрах в ста от нас стоял… трактор. Да уж, мужские гены сработали на все сто (улыбается). Мне хватило фантазии, чтобы в свои рассказы о природе вплести такого любимого героя сына, как трактор…
Интерес просыпается и в деятельности: мы собирали гербарий, вместе ползали по грядкам, сажая цветы, сея семена, вместе следили за крохотными ростками… Отыскивали названия растений в книжках, рисовали. Дочь замечательно рисует пейзажи…
Могу предвидеть возражение читателей, что сейчас этого нет. Ну почему же? И в городе можно отыскать оазисы красивой природы! Ребёнок умеет воспринимать детали и отвлекаться от городского шума и суеты на зелёные островки, и эта замечательная черта вполне может помочь изучать природу и заботиться о ней и в городских джунглях. Надо только помочь ребёнку обратить на это внимание.
Безопасность обеспечивает только взрослый, который вводит его в мир природы, ибо ему уже всё о нём известно, а детям нет.
— Есть ли действенный способ сделать так, чтобы дети, живущие в каменных джунглях и в лучшем случае видевшим цветы на клумбах и в магазинах, а животных — в квартире, как домашних питомцев, или в клетке зоопарка, полюбили природу и захотели в будущем заботиться о ней?
— Полюбить на самом деле намного легче, чем научиться заботиться, потому как забота предполагает не только чувственно-эмоциональное восприятие, но и труд. И опять не скажу, пожалуй, ничего нового: невозможно научиться этому только в теории; сколько бы хороших книг не читали, фильмов не смотрели, примеров не приводили, ничто не поможет так, как личное участие, опыт, труд. С самого детства [приучать детей трудиться] рядом с собой, превращая работу не в наказание, а в открытие.
— Но давайте вернёмся к лету и поговорим о Ваших планах. Уже знаете, как проведёте это чудесное время?
— Не хочется заканчивать нашу беседу на грустной нотке, но вопрос Ваш и сложившаяся ситуация вынуждает. Настроение не приподнятое (ниже опускаться ему не позволяю, да и некогда). Планы, конечно же, нарушены и требуют срочной корректировки, если и это позволят условия. Я долго не решалась сдать билеты, купленные ещё в феврале, пока это не сделала за меня авиакомпания, отменив рейс. И теперь вопрос о желанных событиях зависли в воздухе неприступным туманом… или даже смогом… Отпуск проведу, скорее всего, в своём саду. Я, конечно же, люблю сад, и благодаря выдавшейся необычайно тёплой весне он готов радовать посадками всё лето. Но душа так просит смены обстановки, и продолжаю надеяться на удачу…
— Рената, уверена, это лето станет куда более позитивным, чем все мы ожидаем. Для этого уже сейчас есть немало предпосылок. Давайте вместе верить и надеяться на лучшее. И тогда все наши планы, пусть и несколько видоизменённые, осуществятся. А если нет, мы придумаем новые и насладимся ими!
Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова
| |
Просмотров: 1184
Комментариев: 3
Рейтинг: 5.0 / 1
Добавил: redaktor в категорию Творческая жизнь
Оцени!
Выбор редакции - лучшее
[26]
Обзор новых материалов на сайте
|
Новости литературы
[104]
Самое интересное!
|
Классики и современники
[431]
Беседы с писателями, очерки, интервью
|
Новости издательства [804] |
Творческая жизнь
[281]
Новости и события писателей-современников
|
Читающая семья
[107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
|
Книжные новинки [1067] |
Книги для детей [210] |
Конкурсы и публикации [500] |
Психология творчества
[31]
В помощь писателям.
|
Лайфхак для писателя
[100]
В помощь начинающим авторам
|
Взгляд критика
[65]
Критические разборы литературных произведений
|
Литературный календарь
[49]
Памятные даты в истории литературы
|
Комната отдыха
[146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
|
Разное [156] |
Архив новостей [80] |
ТОПы [49] |
А знаете... [66] |
Энциклопедия литературы [93] |