«Я предал идеалы своих родителей, так и не выбрав приличную профессию. Но в актёрстве я видел только способ заработать деньги», —
однажды сказал Марчелло Мастроянни. Но, прожив на экране десятки чужих жизней, признавался, что актёр — это человек, «которому тесно в собственной шкуре».
Мастроянни снискал славу соблазнителя и первого любовника в Европе, плейбоя и клоуна, но при этом интеллигентного. Его снимали Антониони и Филлини, Висконти и Витторио де Сика, отмечая удивительную работоспособность и умение вжиться в любой образ. Но слава пришла к нему не сразу, а лишь после картины «Сладкая жизнь», которая стала победителем Каннского фестиваля.
С этого момента его приглашают сниматься режиссёры из других стран. И Советский Союз здесь не исключение. На нашей родине Мастроянни узнали и полюбили после того, как картина «Восемь с половиной» взяла первый приз на кинофестивале в Москве.
Как отмечает биограф кинозвезды Жан Жили, итальянцы, в особенности представители киноиндустрии, любят русскую литературу и всё русское искусство. Не исключением был и Марчелло, который вместе с Софи Лорен играл в фильме Витторио Де Сика «Подсолнухи». Съёмки проходили в СССР, и у Мастроянни возникло острое желание сняться у русского режиссёра.
И вскоре ему такой случай представился — он познакомился с Никитой Михалковым. Два талантливых человека сошлись на почве любви к Чехову, и плодом их совместной деятельности стал фильм «Очи чёрные», основой которому послужили чеховские рассказы, в том числе «Дама с собачкой».
Образ русского человека, терпимого и всепрощающего, оказался близок Мастроянни, и позже он признавался, что чувствует себя настоящим чеховским героем. Гармоничность и цельность образа оценили и специалисты, вручив Марчелло приз за главную мужскую роль на Каннском фестивале.
За эту же работу актёр выдвигался и на «Оскар», а картина номинировалась на лучший фильм на иностранном языке. С «Оскаром» не сложилось, а вот итальянская премия «Давид ди Донателло» досталась и Мастроянни, и его партнёрше по картине Елене Сафоновой.
После этого артист искал любую возможность работать в России. И российские режиссёры были готовы снимать его. Михалков уже видел его в «Сибирском цирюльнике», Шахназаров предлагал сыграть в «Палате №6», сценарий к которой был написан ещё в 1988 году.
Но Мастроянни не успел.
Он умер от онкологического заболевания, но, несмотря на тяжёлую болезнь, актёр до последних дней оставался жизнелюбивым балагуром, которым был всю жизнь.