Гениальный композитор с мировым именем Дмитрий Шостакович с самого раннего детства совершенно не стремился играть на рояле и уж совсем не думал о том, что будет сочинять музыку. Он был фанатом питерского «Зенита» и отказывался добровольно покидать Ленинград в годы блокады. А его «Ленинградская» симфония стала символом несломленного духа народа, веры в обязательную победу.
По рассказам самого композитора, он родился в семье, где все любили музыку. Все, кроме него. Он был к этому виду искусства абсолютно равнодушен:
«Я не подкрадывался в трёхлетнем возрасте к дверям, чтобы послушать музыку, а если и слушал её, то после этого спал так же безмятежно, как и предыдущую ночь».
Однако мать оказалась настойчива в желании научить сына играть на рояле, и в девять лет усадила его за инструмент. И тут, как говорят французы, аппетит пришёл во время еды. Диме понравилось играть, и он полюбил музыку. И одновременно мальчик стал её сочинять. По его воспоминаниям, первым произведением была пьеса «Солдат», написанная под влиянием Первой мировой войны.
Дальше так и будет. Стимулом вдохновению станут события, происходящие вокруг композитора: увиденное, услышанное, прочитанное, преобразуясь в ноты, ложилось ровными рядками на бумагу.
Творчество Гоголя натолкнуло Шостаковича написать оперу «Тарас Бульба», но из этого, по признанию композитора, ничего не получилось. А вот «Нос» получился, причём настолько успешно, что его ставили не только в Москве, но и в Бостоне, и в Нью-Йорке.
Февральскую революцию, впрочем, как и Октябрьскую, Шостакович встретил на улице. Страшные видения из этих дней преследовали композитора до самых последних дней, он несколько раз пытался выразить свои чувства в музыке, но они были настолько ужасны, что ничего не выходило. Однако позже он возвращается к этой теме во Второй и Двенадцатой симфониях.
Но пока он поступает в консерваторию — в 13 лет! Один из педагогов выносит вердикт: способностей к музыке нет! Мальчик расстраивается до слёз. И тогда мать ведёт Диму к профессору Глазунову, который оценивает не только исполнительский талант Шостаковича, но и композиторский.
К началу войны Дмитрий Дмитриевич уже успел познать и славу, и поношение. Если симфонии критиками и властью принимались хорошо, то опера «Леди Макбет Мценского уезда» была разгромлена в главной газете СССР «Правде» и названа «сумбуром вместо музыки». Но следующую за ней Пятую симфонию благосклонно принимает сам вождь народов.
Став профессором Ленинградской консерватории, Шостакович встречает войну и блокаду в родном городе. Он отказывается покидать Ленинград, и тогда его через несколько месяцев чуть ли не принудительно эвакуируют в Куйбышев. Там он заканчивает «Ленинградскую» симфонию, и 9 августа 1942 года она звучит по радио в блокадном городе.
В творчестве Шостаковича немало тем. Неоднократно композитор награждался орденами и Сталинскими премиями, поэтому многие считали, что он, ради того, чтобы его лишний раз не трогали, заигрывает с властью. Обращал ли он внимание на такие нападки? Скорее, был уверен: слова — преходящи, музыка — вечна, и она для потомков. Так, в сущности, и вышло...
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,