Вирджиния Вулф: влияние детских травм на жизнь и творчество

Вирджиния Вулф: влияние детских травм на жизнь и творчество

Современные психологи кричат из каждого утюга о том, что душевные травмы, полученные в детстве, влияют на всю жизнь человека. Тому существует немало доказательств, однако многие взрослые продолжают оспаривать тот факт, что «земля круглая», и не слишком заботятся о внутреннем состоянии своих малышей. О том, как детские переживания влияют на будущее восприятие себя и мира в целом, можно судить, проанализировав очень драматичный опыт британской писательницы Вирджинии Вулф, которая до последних дней вела диалог с отцом-тираном, анализировала его поступки и говорила за год до собственной смерти: «Как ребёнок, я его осуждаю, как 58-летняя женщина — понимаю, то есть я хочу сказать — отношусь терпимо. Возможно, оба взгляда правильны?»

Вирджиния появилась на свет 25 января 1882 года в Кенсингтоне. Её отцом был успешный литературный критик по имени Лесли Стивен. После смерти первой жены он вступил в повторный брак с вдовой Джулией Дакуорт. Вместе они создали большую, но далеко не дружную семью, которая состояла из восьми детей, включая ребёнка Лесли и троих детей Джулии от прежних отношений.

Мистер Стивен был амбициозен, эгоцентричен и деспотичен. Вся семья должна была существовать так, как удобно ему, беспрекословно подчиняться и заботиться о его благополучии. В целом подобный подход был типичен для патриархального, ханжеского общества конца лицемерной Викторианской эпохи. В это время считалось нормальным заставлять детей работать, а мнение женщин не учитывалось в принципе. Дамам, даже принадлежавшим к высшему обществу, полагалось сидеть дома, бесконечно рожать детей, вести хозяйство и заниматься благотворительностью. Всё остальное находилось под запретом. Рассматривая семейство Стивенов в таком ключе, становится понятным, что они были всего лишь типичными представителями своей эпохи.

Пока мать была жива, Джулия могла мириться с нападками отца и его непростым характером, так как всю тяжесть отношений со столь тираничным мужчиной жена брала на себя. Когда будущей писательнице исполнилось тринадцать лет, Джулия умерла. Вот тогда-то началась продолжительная чёрная полоса в жизни юной мисс Стивен. Первым звоночком, демонстрирующим нестабильное психическое состояние девушки, стал нервный срыв, вылившийся в попытку покончить с собой. В последующем суицидальные мысли стали постоянными спутниками Вирджинии.

Отныне все настроения отца отражались на детях. Будущая писательница испытывала к нему страх и отвращение, которые извращённым образом сочетались с любовью и почитанием. Давление родителя было очень сильным и травмирующем, но, к сожалению, не стало единственным стрессом в жизни девушки. В это время её сводные братья стали домогаться до неё. Пережив насилие, всю оставшуюся жизнь Вирджиния отвергала сексуальные отношения и старалась избегать даже простых прикосновений, в том числе банальных рукопожатий.

После смерти отца девушка, получив вполне приличное образование и будучи весьма эрудированной молодой особой, перебралась в район Блумсбери, превратив его в эпицентр интеллектуальной жизни британской столицы. Она начала писать критические статьи, а вскоре увлеклась литературой. В 1912 году она вышла замуж за Леонарда Вулфа, который также был писателем и журналистом. Их союз являлся по сути духовным и интеллектуальным, но был напрочь лишён страсти, а впоследствии и какой-либо близости. За все годы Вирджиния лишь несколько раз позволила себе вступить в физический контакт с другим человеком, изменив своему супругу. Её избранницей была другая женщина, Вита Сэквилл-Уэст. Их связь имеет документальное подтверждение и отмечена в одном из писем Вирджинии мужу. Её отражением в литературе стал роман «Орландо».

Вирджиния Вулф считала, что литература должна быть прежде всего интеллектуальной, а вовсе не романтической или сентиментальной. В её дневнике исследователи нашли запись, которая одновременно отражала отношение писательницы в жизни и творчеству: «Этот туманный мир литературных образов, похожий на сон, без любви, без сердца, без страсти, без секса — именно этот мир мне нравится, именно этот мир мне интересен». Через свои книги она хотела показать, насколько губителен существующий общественный строй. При этом реальные, внешние события её не интересовали и служили лишь фоном, который оттенял психологическое состояние героев, являвшееся ключевым. Вирджинии принадлежат слова, объясняющие её позицию и цели, как литератора: «Я хочу показать жизнь и смерть, разум и безумие, я хочу подвергнуть критике социальную систему и показать её в действии». Чета Вулфов основала издательство интеллектуальной литературы. Прибыль от публикаций стала основой семейного дохода.

Примечательно, что на протяжении всей жизни Вирджиния Вулф боролась с депрессией, часто страдала нервными срывами и неоднократно пыталась покончить с собой. Её смерть 28 марта 1941 года можно назвать закономерной. Во время Второй мировой войны её дом был разрушен, муж, являясь евреем, находился в страшной опасности, давление на психику было неимоверным. Вирджиния считала, что является обузой для супруга и однажды решила завершить свой жизненный путь, утопившись.

Перу писательницы принадлежит множество книг. Вирджинию Вулф причисляют к классикам литературы эпохи модернизма. На её счету критические статьи, эссе, короткие рассказы, романы и поэмы. Среди наиболее известных творений автора выделяют произведения «Миссис Дэллоуэй», «Не маяк» и «Орландо». В шестидесятые годы творчество Вирджинии стали считать классикой феминистской литературы.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети