Религиозный мыслитель и гуманист Лев Николаевич Толстой, говоря об образцах высшего религиозного искусства, в один ряд с «Отверженными» Гюго и «Записками из мёртвого дома» Достоевского ставил «Хижину дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу. Сама автор говорила о своём произведении: «Его создал Бог». Действительно, написать роман она решила после видения, посетившего её во время церковной службы…
Предки будущей писательницы прибыли в Новый Свет на одном из самых первых кораблей. По отцовской линии в роду были кузнецы и священники, по материнской — тоже священники и военные. Самым знаменитым из всех был прадед Гарриет генерал Вуд, который в войне за независимость сражался на стороне Вашингтона.
Отец Гарриет, Лиман Бичер, был достаточно известным в своё время пастором и проповедником и воспитывал детей, коих у него было восемь, в духе уважения к другому человеку и аболиционизма. Он был ярым противником рабства, и случалось, что покровительствовал беглым чернокожим рабам.
Дети, среди которых Гарриет была пятым ребёнком, с младых ногтей впитывали религиозную мораль и любовь к ближнему.
Мать, Роксана, в отличие от сильного и решительного отца, была женщиной мягкой и творческой. Она плела кружева и рисовала миниатюры, ведя при этом большое хозяйство. Но здоровье женщины оказалось подорванным, и она скончалась, когда Гарриет было всего пять лет. А через год девочку отдали в школу, но к этому времени она уже могла наизусть цитировать Библию и почти три десятка духовных гимнов. Педагоги быстро распознали у неё литературный талант и зачитывались сочинениями юной Гарриет.
Лиман Бичер, видя тягу дочери к литературе и наукам, разрешил ей пользоваться своей библиотекой. Так Гарриет впервые познакомилась с английскими классиками, но больше всего её интересовали произведения, написанные женщинами.
Старшая сестра Катарина, стоявшая за равноправие мужчин и женщин в образовании, открыла собственную школу, куда в качестве учительницы устроилась и Гарриет. Девушка преподавала латынь и теологию и даже написала учебник по географии. В это же время она впервые пробует себя в качестве автора небольших рассказов.
Несмотря на внутреннюю силу и передовые взгляды, Гарриет была довольно замкнутым человеком. Одна из немногих её подруг рано умерла от холеры, и на фоне общего горя начинающая писательница сошлась со вдовцом Кальвином Стоу. Они поженились и прожили вместе полвека, воспитав семерых детей.
Но Кальвин, священник и богослов, не был приспособлен к быту, поэтому заботу о семье взвалила на плечи Гарриет. Чтобы заработать лишнюю копейку, она писала для журналов, но не забывала и о своём увлечении — написании рассказов.
Первый из них под названием «Дядя Тим» был опубликован, когда Гарриет было всего двадцать лет. Она получила за него 50 долларов, но пока ещё не считала себя писательницей, хотя всё больше убеждалась в этом призвании.
«Мэйфлауэр, или Очерки нравов и характеров потомков пилигримов» — так называлась первая книга Бичер-Стоу, которая вышла в свет в 1843 году. По сути, это был сборник очерков на бытовую тематику, в котором осуждались человеческие пороки. Раннее творчество писательницы не отличалось художественными достоинствами. К.И. Чуковский, описывая историю создания главного произведения Бичер-Стоу, отмечал: «Статейки были заурядные: не лучше и не хуже множества подобных статеек, которые печатались в мелких журнальчиках».
Но вот однажды, когда Гарриет находилась на богослужении, перед её мысленным взором предстала картина жестокой смерти дяди Тома. Всё было настолько реально, что, вернувшись домой, она тут же описала эту сцену, а затем прочитала её семейству. «О, мама! Рабство самая жестокая вещь на свете», — захлёбываясь слезами, сказал один из сыновей.
Каждую неделю Бичер-Стоу сдавала издателю очередную главу. Когда подошло время последней, он отметил: «Мы не помним, чтобы какое-нибудь сочинение американского писателя возбудило бы такой всеобщий, глубокий интерес, как эта повесть».
Действительно, первое отдельное издание «Хижины», вышедшее в 1852 году, было раскуплено за два дня. Только за этот год книга переиздавалась 120 раз! Успех был феноменальный!
Однако последующие произведения, как, впрочем, и предыдущие, остались незамеченными. Но с отменой рабства «Хижина дяди Тома» утратила свою актуальность и социальный характер и перешла в разряд любимого детского чтения.
Гарриет ещё продолжала писать, но повторить успех «Хижина» уже не получилось. Смерть супруга сильно подкосила её, и последние годы жизни писательница пребывала словно в полусне. Умерла она в своём доме 1 июля 1896 года.
Источник
|
Всего комментариев: 0 | |