«В каждом из нас намешано столько, что ни у кого нет никаких оснований считать себя выше других»

«В каждом из нас намешано столько, что ни у кого нет никаких оснований считать себя выше других»

Настоящий библиофил, когда берёт в руки книгу, испытывает трепет. Там, за красочной обложкой, скрыт целый мир. Строки — это тропы, испещряющие вселенную людских мыслей. Прогуляться по ним — бесценное удовольствие, настоящий подарок, который писатель делает миллионам читателей. Конечно же, многие из тех, кто не представляет своего существования без литературы, хотели бы знать, как рождаются их любимые произведения. Кто может ответить на этот вопрос, если не человек, живущий и дышащий творчеством?

Наш современник Виталий Гольдман родился в 1946 году в Москве. Со столицей связана вся жизнь писателя. С юности Виталия привлекали гуманитарные науки. И закончив школу с золотой медалью, он поступил в МГУ им. М. В. Ломоносова на филологический факультет. Он изучал немецкий язык и литературу, а позже, уже получив диплом, работал в научно-исследовательском институте, где принимал активное участие в создании лингвистического обеспечения АСУ и АСНТИ. Виталий Гольдман является кандидатом филологических наук. Он защитил диссертацию в 1989 году. В девяностые, как и многие его ровесники, Виталий сменил род деятельности и стал работать в частных компаниях. Параллельно он начал заниматься литературой, писал преимущественно стихи. Постепенно именно литература стала его основным занятием.

В новокузнецком издательстве «Союз писателей» увидело свет несколько книг автора.

Сборник «Королева и белый принц» предлагает читателям познакомиться со стихотворениями, поэмами и сонетами Виталия, а также с импровизациями на тему известных произведений классиков. Поэт не таясь говорит о своих эмоциях. Открывая душу перед аудиторией, он выражает чувства множеством разных способов. Каждый раздел его книги — это своего рода эксперимент, отличный по стилю и форме от того, что можно найти уже на следующей странице. Автора интересуют настоящее, прошлое и их связь. Он предлагает познакомиться с судьбами лирических героев и внутренними порывами, которые, собственно, и определяют, кем является человек.

«Коралловые сны» — ещё одна книга поэта, которая включает в себя его стихотворения разной тематики. Среди них произведения о любви, судьбе, чести, совести. Есть посвящения друзьям и знакомым, ведётся разговор на философские темы. Сам Виталий выступает в роли миннезингера — средневекового поэта-рыцаря, стремящегося через свои творения протянуть ниточку между днями былыми и сегодняшним моментом, отыскать многочисленные связи эпох и, опираясь на сделанные выводы, имеющие значение для современного человека, попытаться вместе с ним представить будущее.

До определённого времени Виталий Гольдман был известен публике именно своими поэтическими произведениями. Но некоторое время назад всё изменилось. Одна за другой начали выходить части трилогии «Корветы лунных морей». Две из них сегодня доступны читателям. Это «Памяти дрейфующие сели» и «Студёная рябь времён». Выход заключительной книги уже запланирован. Она будет назваться «Пламень, пожирающий причалы».

«Идея написания этих книг родилась тогда, когда я понял, что стихи и поэмы, которые я публикую, никому не интересны, — в диалоге с корреспондентом пресс-службы издательства “Союз писателей” признаётся Виталий. — Подсказал идею написания романа мой питерский друг. Он сказал: “Пиши роман, если хочешь, чтоб о твоём творчестве начали говорить”. И я решил попробовать. Ещё к написанию романа меня подтолкнула моя родственница по отцовской линии, которая стала собирать факты и писать хронику рода Гольдманов. А я после долгих размышлений решил изобразить во многом фантастическую историю двух родов и одной жизни, к которой свелись эти две истории. Работа протекала легко, но медленно из-за моей лени и других независящих от меня причин. Материалами для повествования служили личные воспоминания, прочитанные ранее книги, интернет и фантазия, фантазия, фантазия…»

Своё детище Виталий Гольдман называет романом-поэмой. В книгах намешано очень много тем и фактически смешивается сразу несколько жанров. Здесь есть и love story, и историческая составляющая, и фантазия, и немного публицистики, и философия, и, конечно же, сложная внутренняя драма. Сам автор, рассуждая, к какому направлению принадлежат «Корветы…», говорит: «Литературное направление мне определить сложно. Пусть это сделают мои критики. Почему “роман” — понятно. “Поэма” потому, что много стихов в тексте и часто прозаическое повествование переходит в стихотворное… Меня подтолкнул к названию этого жанра мой друг из Лондона. Он сказал: “Назови свой труд “поэмой”. Гоголь же назвал свои “Мёртвые души” так без всяких оснований, а у тебя они есть”. Я согласился и отнёс своё произведение к новому жанру “роман-поэма”. Это, конечно, не роман в стихах, как “Евгений Онегин”, где сплошь стихи, и не поэма “Мёртвые души”, где сплошь проза. Это промежуточный жанр между двумя существующими экзотическими: романом в стихах и поэмой в прозе… А литературное направление… ну, скажем, “фэнтези-реализм” или “реалистическое фэнтези”. Ближе всего к романам Виктора Пелевина, но и от произведений Сергея Лукьяненко тоже недалеко. Впрочем, не знаю. Никакого прямого влияния на себя не вижу».

«Корветы лунных морей» — это произведение очень сложное по своей конструкции и стилистике. Во-первых, его события развиваются сразу в нескольких эпохах, а автор проводит между ними параллели и протягивает связующие события ниточки, что позволяет читателю ощутить целостность бытия в его широком понимании. Во-вторых, в книгах присутствуют не только стихи, но и проза, гармонично сочетающиеся между собой и дополняющие друг друга. И в-третьих, будущая трилогия Виталия Гольдмана являет собой намного больше, чем просто рассказ о судьбе какого-то героя или повествование о некоем временном периоде с детальным воссозданием его атмосферы. Автор берёт на себя труд говорить о творчестве. Он предаётся интеллектуальным раздумьям вместе с героем из двадцатого столетия. Проводит изыскания, позволяющие проанализировать вклад знаковых классиков, например Ивана Андреевича Крылова, в культуру, историю и формирование общественного мышления.

Но что же Виталий Гольдман прежде всего хочет сказать человеку, который откроет части его романа и с головой погрузится в созданный им мир? «Посыл произведения родо-временной. Три оси времени. В центре — жизнь главного героя Гоши (центральный корвет на обложке), справа по ходу центрального корвета — корабль «Лорелея» (происхождение и развитие рода главного героя по отцовской линии), слева по ходу центрального корвета — корабль «Мары» (происхождение и развитие рода главного героя по материнской линии). Своим немногочисленным читателям я бы хотел сказать, что в каждом из них (из нас) намешано столько, что ни у кого нет никаких оснований считать себя выше других».

Виталий Гольдман — самобытный писатель, живущий здесь и сейчас. Его творчество актуально и не лишено романтики, оно философично и психологично, красиво по форме и духу. Читая строки, вышедшие из-под пера человека, в сердце которого живёт поэзия, слышишь музыку его огромной неравнодушной души и откликаешься на эти восхитительные аккорды, что являются отражением глубоких размышлений о временах и нравах и искренних чувств, испытанных писателем.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети